Хахалкина Наталья Тимофеевна. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников в условиях детского сада и семьи

Воспитание здорового образа жизни у дошкольников в условиях детского сада и семьиВоспитание здорового образа жизни у дошкольников в условиях детского сада и семьи

Воспитатель 1 квалификационной категории Хахалкина Н.Т. Город Мурманск, МБДОУ № 136

Дороже здоровья нет ничего.
Все дети и взрослые знают про то.
Так пусть же здоровье они берегут
Дома, на улице, в детском саду.

Настоящее время характеризуется изменениями природной и социальной среды, а также ведет к физическим, психическим, культурным, нравственным переменам каждого человека. Самой актуальной на сегодняшний день проблемой является укрепление здоровья детей.

Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и эмоциональное благополучие, которое позволяет человеку быть активным, добиваться успехов в различной деятельности.

Для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо учиться заботиться о своем здоровье с детства.

 

Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни.

Чтобы сформировать убеждения и привычки здорового образа жизни в условиях дошкольного учреждения, с детьми проводится следующая работа.

  • Специальные занятия и беседы, на которых дети получают знания о здоровье как о ценности, расширяются представления детей о строении своего организма, учатся заботиться о нем, так как здоровье – это здоровое тело, сильное и чистое. Проведены такие занятия: «Путешествие в страну Здоровье», «Чтобы быть здоровым, надо быть чистым», «Запомните детки, таблетки не конфетки», «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит», «Полезные и вредные привычки», «Не боимся мы дождей и осенних хмурых дней». так как здоровье – это здоровое тело, сильное и чистое.
  • Занятия по физической культуре привлекают детей к оптимальной двигательной активности, приносящей ощущение «мышечной радости». Для детей важно реализовать свои интересы в спортивных играх и упражнениях, проявляя имеющиеся двигательные способности и всячески развивая их. Ведь здоровье – это движение.
  • Утренняя гимнастика проводится ежедневно в зале. Гимнастика повышает мышечный тонус и создает положительный эмоциональный настрой. После сна проводится различные виды гимнастик: бодрящая, коррегирующая, оздоровительная, дыхательная, для проведения которых в группе имеются различные дорожки, массажеры, тренажеры, ленточки, мячи и другое оборудование.
  • С детьми в течение дня проводится совместная с взрослым и самостоятельная двигательная деятельность.
  • Детям нравятся закаливающие процедуры: воздушные ванны перед сном и после сна с хождением босиком по дорожкам, обширное умывание, полоскание рта и горла водой комнатной температуры. Дети в течение дня трижды принимают рыбий жир.
  • Для расширения знаний детей о здоровом образе жизни в группе имеется подборка сказок, рассказов, стихов, историй о том, как нужно относиться к своему здоровью. Например: «Буду закаляться», «Твой носовой платок», «Зарядка и простуда», «Волшебный морж» и другие. Играем с детьми в такие настольные игры, как «Знай и люби себя», «Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть», «Вещи, которые нужны только мне».
  • Во время приема пищи расширяются знания детей о продуктах питания, их значимости, ведь здоровье – это правильное питание. Дети знакомятся с пословицами и поговорками о здоровой русской еде «Щи да каша – пища наша», «Гречневая каша – матушка наша, а хлеб ржаной – отец родной», «Квашеная капуста это северный лимон», «Изюм – сгущёное солнышко» и другие народные присказки, которые радуют детей, улучшают аппетит и приобщают детей к правильному питанию.
  • Ежедневное пребывание детей на свежем воздухе дает ребенку раздолье для движений в природных условиях. Многообразие звуков, множество разных переживаний, впечатлений, получаемых детьми на свежем воздухе во время экскурсий, наблюдений, подвижных и спортивных игр, дают им значительный физический и эмоциональный запас сил для успешного полноценного развития и повышения иммунитета. Дети помогают одеваться друг другу, застёгивают пуговицы, очищают от снега, так как здоровье – это доброе сердце.

При решении задачи по формированию у детей здорового образа жизни большое значение имеет работа с родителями. Роль родителей незаменима. Они главные «проектировщики, конструкторы и строители» личности ребёнка, а педагоги их главные помощники. Работа проводится на родительских собраниях, через родительский уголок, консультации, индивидуальные беседы, посещения детей на дому, выпуск фотогазет о занятости детей в детском саду в течение дня. В родительском уголке ежемесячно сменяется материал по занятиям с детьми дома, предлагается план мероприятий на текущий месяц, родители получают ежедневную информацию о питании и образовательной деятельности детей. В распоряжении родителей имеется информация о здоровой пище, необходимой ребенку для роста и развития.

Совместно с родителями осуществлён проект «У нас сегодня день здоровья». Родители имели возможность увидеть, поучиться, помочь воспитателю в деле приобщения детей к здоровому образу жизни. В помощь родителям создан сайт «В контакте», на который выставляются игры, досуги, программы для интересного и полезного для здоровья занятия с детьми. На сайте размещён паспорт здоровья детей нашей группы, спортивные достижения, участие детей в спортивных соревнованиях, посещение ими спортивных секций и кружков. Для того, чтобы заинтересовать родителей, мы решили предложить создать своему ребёнку портфолио «Я и моё здоровье». В портфолио размещаются следующие рубрики:

Страничка обо мне (фото, имя, фамилия, сведения о родителях, родственниках, живущих с ребёнком);

Я расту (медицинские данные, имеющиеся у родителей);

Мой режим дня (режим дня дома, рисунки режимных моментов, рассказы);

Моя любимая еда (рецепты любимых блюд, рисунки, фото);

Здоровье в порядке, спасибо зарядке (комплекс утренней гимнастики, выполняемой дома, рисунки с изображением спортивных снарядов);

Хочу стать сильным и ловким (информация об уровне освоения движений, участии в соревнованиях, разработке творческих заданий, например, варианты подвижных игр, эмблемы здоровья);

Солнце, воздух и вода – мои лучшие друзья (рисунки, фото, рассказы детей о закаливающих процедурах, прогулках, отдыхе на природе);

Я здоровье берегу, сам себе я помогу (что я знаю о своём здоровье и условиях его сохранения – рисунки, рассказы, фото);

Мои полезные привычки (рассказы, рисунки, фото);

Сделать это можно в электронном виде, а можно оформить материал в папку, чтобы ребёнок мог в любое время её посмотреть, добавить свои рисунки, рассказы, фотографии. В группе для родителей оформлен паспорт здоровья нашей группы, где фиксируется не только вес и рост детей, но и какие у ребёнка достижения в развитии и освоении основных движений: я бегаю, прыгаю через скакалку, отбиваю мяч и т.д.

Для того чтобы правильно организовать досуг ребенка в домашних условиях, чтобы ребенок привыкал проводить время с пользой для своего здоровья и развития, совместно с родительским комитетом был организован «Кружок выходного дня». В выходные дни мы посещаем музеи, выходим все вместе кататься с горки на санках, гуляем по улицам нашего города, устраиваем праздники, например, «Проводы зимы», спортивные соревнования, экскурсии с посещением памятников, изучаем родной край. В рамках кружка выходного дня с родителями и детьми проведены занятия и досуги в детской библиотеке, где родителям рекомендована литература для изучения организма человека, с детьми проводятся игры и развлечения на тему «Я и моё здоровье». Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, родители пример ему.

Посещая кружок, родители получили возможность ближе познакомиться друг с другом, подружились, стали обмениваться опытом семейного воспитания, приглашают друг друга в гости, привлекают более широкие массы к здоровому образу жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алямовская В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в ДОУ: курсы повышения квалификации работников дошкольного образования // Дошкольное образование. -2004- № 17-24
  2. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду/ под редакцией Т.С. Яковлевой. – М.: Школьная пресса, 2006
  3. Кудрявцев В.Т. Принципы развивающей педагогики оздоровления/ В.Т. Кудрявцев // Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации: сб. статей и документов/ под редакцией Т.И. Оверчук. – 2-ое издание исправл. и дополн. – М.: ГНОМ и Д, 2004. – С. 84-92.
Просмотров: 1482
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Бакеева Альфия Анваровна. Проект по формированию здорового образа жизни для детей среднего возраста 'Движение+Движение=Здоровье'
  • Майорова Ольга. Формула здоровья «Здоровье – это то, что нужно беречь».
  • Ирина Лопушанская. Приобщаем к здоровому образу жизни, укрепляем физическое и психическое здоровье ребенка
  • Туралева Юлия Геннадьевна. «Здоровье дороже богатства» Методическая разработка По привлечению воспитанников к здоровому образу жизни. Для среднего дошкольного возраста
  • Е. Н. Бобрышева, Н. В. Орехова. Проект для детей старшего дошкольного возраста «Здоровье – это здорово!»
  • Притуляк Галина Петровна. Здоровьесберегающие технологии как фактор формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОУ
  • Людмила Николаевна Выжанова. Актуальной темой для разговора во все времена - это здоровье человека
  • Сытобудская Наталья Викторовна. Конспект занятия по формированию здорового образа жизни для детей средней группы «Поможем Крошу быть здоровым»
  • Власова Анна Сергеевна. «Здоровый образ жизни — это то, что обеспечивает здоровье и доставляет радость».
  • Копощу Олеся Дмитриевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию основ здорового образа жизни «Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю что съесть»
  • Исаева Ольга Сергеевна. Организация работы ДОУ по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни «О здоровье всерьёз»
  • Юлия Торохова. Укрепляем физическое и психическое здоровье ребенка Задачи воспитания и развития детей
  • Трофимова Татьяна. Консультация для родителей на тему «Здоровье — это счастье!»
  • Малиновская Ольга Павловна, Потапова Наталья Александровна, Потапова Наталья Александровна. Интегрированное занятие по здоровому образу жизни «Что бы здоровье сохранить — научись его ценить»
  • Боцман Елена Ивановна. Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию «Самое дорогое – моё здоровье»
  • Земцова Елена Алексеевна. Проект по здоровьесбережению детей подготовительной группы «Здоровье – это здорово»
  • Баламутова Алла Александровна. ТЕМА: «Где живет здоровье?» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ВАЛЕОЛОГИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Макурина Галина Ивановна. Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Как Тимошка здоровье искал»»
  • Рудницкая Светлана Владиславовна. «Памятка для родителей по формированию правил здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»
  • Халанская М.Н. Соавтор Попова И.С.. Методическая разработка открытого интегрированного занятия для детей средней группы и родителей «Здоровье природы в наших руках!»
  • Кадыкова Марина Валерьевна. Семинар-практикум для воспитателей «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста»
  • Гузель Габдулловна Бахтигараева. Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.
  • Абуганипаева Айзанат Алиевна. Конспект НОД по формированию здорового образа жизни с детьми старшей группы «Страна Здоровья»
  • Надежда Селищева. Конспект физкультурного занятия для детей старшего дошкольного возраста из серии «Забочусь о своем здоровье» по теме «Путешествие по родному краю»
  • Масленникова Галина Ивановна. Консультация для родителей «Фитнес сад: сохраняя и укрепляя здоровье детей дошкольного возраста»
  • Лях Евгения Михайловна и Евстафьева Елена Борисовна. Формирования основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста — использование дорожек здоровья.
  • Старочкина Татьяна Павловна. Консультация для родителей «Здоровье детей и компьютер»
  • Прибыткова Елена Викторовна. Консультация для родителей «Здоровье детей и компьютер»
  • Андриясова Елена Борисовна. Конспект НОД по валеологии для детей старшего дошкольного возраста «Где прячется здоровье?»
  • Романенко Ираида Игоревна. Викторина «Дети – спорт — здоровье» для родителей и педагогов.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь