Воспитание здорового образа жизни у дошкольников в условиях детского сада и семьи
Воспитатель 1 квалификационной категории Хахалкина Н.Т. Город Мурманск, МБДОУ № 136
Дороже здоровья нет ничего. Все дети и взрослые знают про то. Так пусть же здоровье они берегут Дома, на улице, в детском саду.
Настоящее время характеризуется изменениями природной и социальной среды, а также ведет к физическим, психическим, культурным, нравственным переменам каждого человека. Самой актуальной на сегодняшний день проблемой является укрепление здоровья детей.
Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и эмоциональное благополучие, которое позволяет человеку быть активным, добиваться успехов в различной деятельности.
Для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо учиться заботиться о своем здоровье с детства.
Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни.
Чтобы сформировать убеждения и привычки здорового образа жизни в условиях дошкольного учреждения, с детьми проводится следующая работа.
- Специальные занятия и беседы, на которых дети получают знания о здоровье как о ценности, расширяются представления детей о строении своего организма, учатся заботиться о нем, так как здоровье – это здоровое тело, сильное и чистое. Проведены такие занятия: «Путешествие в страну Здоровье», «Чтобы быть здоровым, надо быть чистым», «Запомните детки, таблетки не конфетки», «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит», «Полезные и вредные привычки», «Не боимся мы дождей и осенних хмурых дней». так как здоровье – это здоровое тело, сильное и чистое.
- Занятия по физической культуре привлекают детей к оптимальной двигательной активности, приносящей ощущение «мышечной радости». Для детей важно реализовать свои интересы в спортивных играх и упражнениях, проявляя имеющиеся двигательные способности и всячески развивая их. Ведь здоровье – это движение.
- Утренняя гимнастика проводится ежедневно в зале. Гимнастика повышает мышечный тонус и создает положительный эмоциональный настрой. После сна проводится различные виды гимнастик: бодрящая, коррегирующая, оздоровительная, дыхательная, для проведения которых в группе имеются различные дорожки, массажеры, тренажеры, ленточки, мячи и другое оборудование.
- С детьми в течение дня проводится совместная с взрослым и самостоятельная двигательная деятельность.
- Детям нравятся закаливающие процедуры: воздушные ванны перед сном и после сна с хождением босиком по дорожкам, обширное умывание, полоскание рта и горла водой комнатной температуры. Дети в течение дня трижды принимают рыбий жир.
- Для расширения знаний детей о здоровом образе жизни в группе имеется подборка сказок, рассказов, стихов, историй о том, как нужно относиться к своему здоровью. Например: «Буду закаляться», «Твой носовой платок», «Зарядка и простуда», «Волшебный морж» и другие. Играем с детьми в такие настольные игры, как «Знай и люби себя», «Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть», «Вещи, которые нужны только мне».
- Во время приема пищи расширяются знания детей о продуктах питания, их значимости, ведь здоровье – это правильное питание. Дети знакомятся с пословицами и поговорками о здоровой русской еде «Щи да каша – пища наша», «Гречневая каша – матушка наша, а хлеб ржаной – отец родной», «Квашеная капуста это северный лимон», «Изюм – сгущёное солнышко» и другие народные присказки, которые радуют детей, улучшают аппетит и приобщают детей к правильному питанию.
- Ежедневное пребывание детей на свежем воздухе дает ребенку раздолье для движений в природных условиях. Многообразие звуков, множество разных переживаний, впечатлений, получаемых детьми на свежем воздухе во время экскурсий, наблюдений, подвижных и спортивных игр, дают им значительный физический и эмоциональный запас сил для успешного полноценного развития и повышения иммунитета. Дети помогают одеваться друг другу, застёгивают пуговицы, очищают от снега, так как здоровье – это доброе сердце.
При решении задачи по формированию у детей здорового образа жизни большое значение имеет работа с родителями. Роль родителей незаменима. Они главные «проектировщики, конструкторы и строители» личности ребёнка, а педагоги их главные помощники. Работа проводится на родительских собраниях, через родительский уголок, консультации, индивидуальные беседы, посещения детей на дому, выпуск фотогазет о занятости детей в детском саду в течение дня. В родительском уголке ежемесячно сменяется материал по занятиям с детьми дома, предлагается план мероприятий на текущий месяц, родители получают ежедневную информацию о питании и образовательной деятельности детей. В распоряжении родителей имеется информация о здоровой пище, необходимой ребенку для роста и развития.
Совместно с родителями осуществлён проект «У нас сегодня день здоровья». Родители имели возможность увидеть, поучиться, помочь воспитателю в деле приобщения детей к здоровому образу жизни. В помощь родителям создан сайт «В контакте», на который выставляются игры, досуги, программы для интересного и полезного для здоровья занятия с детьми. На сайте размещён паспорт здоровья детей нашей группы, спортивные достижения, участие детей в спортивных соревнованиях, посещение ими спортивных секций и кружков. Для того, чтобы заинтересовать родителей, мы решили предложить создать своему ребёнку портфолио «Я и моё здоровье». В портфолио размещаются следующие рубрики:
Страничка обо мне (фото, имя, фамилия, сведения о родителях, родственниках, живущих с ребёнком);
Я расту (медицинские данные, имеющиеся у родителей);
Мой режим дня (режим дня дома, рисунки режимных моментов, рассказы);
Моя любимая еда (рецепты любимых блюд, рисунки, фото);
Здоровье в порядке, спасибо зарядке (комплекс утренней гимнастики, выполняемой дома, рисунки с изображением спортивных снарядов);
Хочу стать сильным и ловким (информация об уровне освоения движений, участии в соревнованиях, разработке творческих заданий, например, варианты подвижных игр, эмблемы здоровья);
Солнце, воздух и вода – мои лучшие друзья (рисунки, фото, рассказы детей о закаливающих процедурах, прогулках, отдыхе на природе);
Я здоровье берегу, сам себе я помогу (что я знаю о своём здоровье и условиях его сохранения – рисунки, рассказы, фото);
Мои полезные привычки (рассказы, рисунки, фото);
Сделать это можно в электронном виде, а можно оформить материал в папку, чтобы ребёнок мог в любое время её посмотреть, добавить свои рисунки, рассказы, фотографии. В группе для родителей оформлен паспорт здоровья нашей группы, где фиксируется не только вес и рост детей, но и какие у ребёнка достижения в развитии и освоении основных движений: я бегаю, прыгаю через скакалку, отбиваю мяч и т.д.
Для того чтобы правильно организовать досуг ребенка в домашних условиях, чтобы ребенок привыкал проводить время с пользой для своего здоровья и развития, совместно с родительским комитетом был организован «Кружок выходного дня». В выходные дни мы посещаем музеи, выходим все вместе кататься с горки на санках, гуляем по улицам нашего города, устраиваем праздники, например, «Проводы зимы», спортивные соревнования, экскурсии с посещением памятников, изучаем родной край. В рамках кружка выходного дня с родителями и детьми проведены занятия и досуги в детской библиотеке, где родителям рекомендована литература для изучения организма человека, с детьми проводятся игры и развлечения на тему «Я и моё здоровье». Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, родители пример ему.
Посещая кружок, родители получили возможность ближе познакомиться друг с другом, подружились, стали обмениваться опытом семейного воспитания, приглашают друг друга в гости, привлекают более широкие массы к здоровому образу жизни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Алямовская В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в ДОУ: курсы повышения квалификации работников дошкольного образования // Дошкольное образование. -2004- № 17-24
- Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду/ под редакцией Т.С. Яковлевой. – М.: Школьная пресса, 2006
- Кудрявцев В.Т. Принципы развивающей педагогики оздоровления/ В.Т. Кудрявцев // Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации: сб. статей и документов/ под редакцией Т.И. Оверчук. – 2-ое издание исправл. и дополн. – М.: ГНОМ и Д, 2004. – С. 84-92.
|