Артамонова Н.В.. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ по формированию здорового образа жизни

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ по формированию здорового образа жизниМЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ по формированию здорового образа жизни

(в рамках реализации проекта «Здоровый образ жизни и Кроха)

ЛГ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 6 «Росинка»

г.Лангепас

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. «Как воспитать хорошие привычки».
  2. «О закаливании детей в семье».
  3. «Формирование правильного дыхания у детей».
  4. «Вместе с мамой, вместе с папой» (игры для профилактики плоскостопия).
  5. «Игры-упражнения для непосед».
  6. «Поиграем с ушками» (массаж «волшебных» точек ушек).
  7. «Игры, которые лечат».

ИГРЫ, КОТОРЫЕ ЛЕЧАТ

Скачать: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ по формированию здорового образа жизни (полный конспект)

Болезни – штука неприятная. Особенно детские. Дети очень не любят лечиться, поэтому, как только первые «горячие денечки» остаются позади, они требуют немедленного прекращения постельного режима, считая его делом скучным и совсем не обязательным. Стараясь разумно сдерживать боевой настрой, не забывайте о том, что ваша излишняя тревожность и озабоченность – далеко не самые хорошие лекари. И что жизнерадостные и бодрые малыши гораздо лучше справляются с инфекцией и быстрее поправляются, а некоторые игры не только поддерживают хорошее настроение, но и умеют лечить.

Только не забудьте предварительно посоветоваться с врачом! Особенно, если у ребенка есть хроническое заболевание или он часто болеет.

Перышки

Цель. Тренировка правильного носового дыхания, укрепление мышц рта.

Ход игры. Натяните веревку между стульями и привяжите к ней перышки. Посадите ребенка на расстоянии 50 см от перышек. Предложите ребенку по сигналу, сделав глубокий вдох, сильным выдохом сдуть одно перышко, а затем и другое, делая перед каждым выдохом глубокий вдох через нос. Чтобы осуществить сильный выдох, губы нужно сложить узкой трубочкой, а щеки надуть.

Мышка и Мишка

Цель. Формирование глубокого ритмичного вдоха и выдоха, развитие координации движений, укрепление мышц позвоночника.

Ход игры. Родители показывают движения и произносят:

- У Мишки дом огромный.

(Выпрямиться, встать на носки, поднять руки, потянуться, посмотреть на руки – вдох).

- У Мышки – очень маленький.

(Присесть, обхватив руками колени, опустить голову – выдох с произнесением звука «шшш»).

- Мышка ходит (ходим по комнате)

В гости к Мишке,

Он же к ней не попадет.

Попросите ребенка повторить стишок с движениями 4 – 6 раз. Следите за четкостью и координацией движений ребенка.

Поезд

Цель. Улучшение функции дыхания, развитие умения реагировать на сигнал.

Ход игры. Предложите ребенку отправиться в путешествие, пусть все члены семьи превратятся в «вагончики». Стоящий впереди изображает паровоз. В первый раз эту роль может выполнить взрослый. Он гудит и отправляется в путь.

«Вагончики» слегка сгибают руки в локтях. Подражая гудку (гу-гу) они начинают двигаться вперед сначала медленно, затем ускоряют шаг и бегут. После слов взрослого: «Поезд приехал на станцию» — все замедляют ход и начинают двигаться вперед до сигнала «Приехали».

ИГРЫ, КОТОРЫЕ ЛЕЧАТ

В эти игры вы можете играть дома с детьми и укреплять их здоровье.

Игры на формирование правильной осанки.

Качели – карусели.

Цель: расслабление мышц туловища, улучшение вестибулярного аппарата.

Ход игры. Родители поднимают ребенка в положении лежа на спине до уровня своего пояса. Один держит ребенка под мышки, другой – за обе ноги и раскачивают его в выпрямленном положении со словами: «Кач, кач, качели». Затем один из взрослых продолжает держать ребенка под мышки9другой опускает) и кружится вместе с ним вправо и влево (получаются карусели) со словами «Полетели карусели». Желательно игру проводить под ритмичную музыку.

Ходим босиком.

Цель: развитие координации движений, равновесия, укрепление мышечного «корсета» позвоночника, мышечного аппарата стопы.

Материал: кубики или книга.

Ход игры. Ребенок должен выпрямиться, принять правильную осанку. Нужно положить ребенку на голову кубик или книгу и предложить подвигаться вправо приставным шагом. Потом те же движения проделать влево, стараться не уронить кубик. Выигрывает тот, кто сможет сделать больше шагов.

Болезни носа и горла

(ринит, ринофарингит, гайморит, хронический бронхит, аденоиды).

Чей шарик дальше?

Цель игры: укрепление круговых мышц рта, тренировка навыков правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах.

Необходимые материалы: стол, два пинг–понговых шарика (лучше разного цвета), 2 кубика (или пуговицы) таких же цветов как и шарики, ленточка.

Ход игры. Дети разбиваются на пары. Каждому вручается пинг-понговый шарик. На столе раскладывают ленту, на нее ставят шарики. Дети по команде должны вдохнуть воздух через нос и подуть на свой шарик. Там где шарик останавливается, напротив ставится кубик или пуговица соответствующего цвета. Побеждает тот участник, чей шарик за 3 попытки укатиться дальше.

Перышки.

Цель: тренировка навыков правильного носового дыхания, укрепление мышц рта.

Необходимые материалы: 4 стула, 2 веревки, 10 пучков перышек, связанных по 3-4 перышка.

Ход игры. Между стульями натягивают веревки с привязанными пучками перышек на расстоянии 10 см друг от друга. Участники делятся на две команды и располагаются напротив перышек на расстоянии 50 см. По сигналу ведущего, сделав глубокий вдох через нос, сильным выдохом сдувают одно перышко, а затем последовательно и другие, делая перед каждым выдохом глубокий вдох через нос. Чтоб осуществить сильный выдох, губы надо сложить узкой трубочкой, а щеки надуть. Выигрывает та команда, у которой перышки слетят быстрее.

Оздоровительные игры при ревматизме и ревматоидном артрите.

Поиграй со мною в мяч.

Цель игры: Формирование правильной осанки, укрепление мышц стопы, развитие и координация движений крупной и мелкой моторики, быстрота реакции.

Необходимый материал: мячик.

Ход игры. Ребенок сидит на корточках перед ведущим, который катит мяч ребенку, приговаривая:

Ты поймай весёлый мяч,

Мне верни его, не прячь.

Ребенок катит мяч обратно ведущему. Игра повторяется несколько раз. Затем ведущий ударяет мячом о пол и говорит:

Мячик, прыгай и лети

И детишек весели.

Ребенок прыгает в такт с мячом. Ведущий катит мяч, после слов «горелка» ребенок должен сесть на стул. Если занятия групповые, то самому быстрому вручается мяч. Ребенок гордо несет его по залу. Игра повторяется 3-5 раз. Ведущий следит за осанкой и смыканием губ.

Оздоровительные игры при аномалии прикуса.

Сладкий мостик.

Цель игры: формирование правильного прикуса, развитие равновесия, навыка усложненной ходьбы.

Необходимые материалы: доска или палка длинной 2-3м, коробка леденцов или кукурузные хлопья.

Ход игры. Ведущий предлагает пройти через «сладкий мостик». Для этого нужно открыть рот, высунуть язык, на кончик которого ведущий кладет леденец. Пройдя через мостик (доску или палку), ребенок съедает леденец. Сначала ведущий держит ребенка за руку. Необходимо следить за правильной осанкой ребенка.

Игры на преодоление ожирения у ребенка.

Закати мяч головой.

Цель игры: укрепление мышц туловища и конечностей, координации движений, воспитание навыка ползания.

Необходимые материалы: Большие мячи по количеству участников.

Ход игры. Игрок передвигается на четвереньках и головой подталкивает перед собой большой надувной мяч, не касаясь его руками в противоположный конец комнаты. Выигрывает игрок, который заталкивает мяч первым.

Устранение последствий бронхолегочных,

нервных и эндокринных болезней.

Вниз головой.

Цель игры: развитие ловкости, чувства равновесия, координация движений, улучшение функции вестибулярного аппарата, повышение эмоционального тонуса.

Ход игры. Ведущий и ребенок сидят лицом друг к другу. При поддержке за оба предплечья ребенок подпрыгивает и обвивает талию ведущего. Затем ребенок прогибается назад, почти касаясь, пола. Ведущий прижимает его к себе. Когда ребенок освоит это положение, он свободно опускает руки вниз, придерживаемый ведущим под спину. Ведущий, выпрямившись, немного кружится с ребенком то вправо, то влево.

КАК НЕ ПЕРЕУТОМИТЬСЯ ЗА КОМПЬЮТЕРОМ

Технический прогресс, компьютерное обеспечение – эти словосочетания прочно вошли в обыденный лексикон не только взрослого человека, но даже в детскую речь. С первых классов школы, а иногда и раньше, дети начинают приобщаться к чуду современной техники – компьютеру. В современном мире уже не обойтись без этой машины. С помощью компьютера мы и, конечно же, наши дети получаем новейшую и необходимую информацию, а электронные игры и программы развивают память, внимание и даже помогают получать или углублять знания по каким-либо предметам: дошкольники узнают многое об окружающем мире, знакомятся с буквами, основами иностранного языка, школьники – готовят рефераты, творческие работы и т.д.. И было бы глупо полностью запретить сыну или дочке общение с этим последним техническим достижением. Однако любого родителя беспокоит, как компьютер влияет на здоровье человека вообще и на состояние растущего организма в частности. Да, конечно, некоторые негативные факторы при работе на ПК могут сказываться на здоровье, но в современном мире, к сожалению, от многих подобных моментов нельзя спрятаться. Зачастую приходится мириться с минимальным вредом для максимальной пользы. Так можно сказать и о компьютере. Тем более что разработчики компьютерных технологий не оставляют без внимания вопросы безопасной работы на ПК и постоянно совершенствуют средства защиты, встроенные в компьютер. И посему риск для здоровья ныне сведен к минимуму. Главное только следить, сколько ваше чадо проводит времени за экраном монитора, правильно ли сидит за компьютером, удобно ли расположена клавиатура, как стоят на полу его ноги.

Вот несколько простых правил правильной организации места ребенка или подростка, то есть пользователя, при занятиях на компьютере:

  • Монитор должен быть установлен прямо перед пользователем, и не требовать поворота головы или корпуса.
  • Рабочий стол и посадочное место должно иметь такую высоту, чтобы уровень глаз пользователя находился чуть выше центра монитора.
  • Во избежание нарушения осанки при работе за ПК ноги ребенка должны находиться на полу. Если его ноги не имеют достаточной опоры, не достают до пола, необходимо установить подставку для ног.
  • Клавиатура должна быть расположена на такой высоте, чтобы пальцы рук располагались на ней свободно, без напряжения, а угол между плечом и предплечьем составлял 100-110 градусов.
  • Перед началом и после работы на ПК помещение должно проветриваться.
  • Чрезмерное увлечение компьютером может привести к усталости глаз, перенапряжению мышц спины, умственному утомлению. Предупредить эти неприятности не сложно: родителям нужно лишь следить, сколько же сын или дочь занимаются со своим «электронным другом». Дети младшего школьного возраста могут работать на ПК не более 20 минут.

По прошествии этого времени необходимо либо заканчивать, либо проводить небольшие всего на 1-2 минуты, физкультпаузы – делать несколько несложных упражнений, чтобы организм ребенка не переутомлялся, а сам пользователь смог бы, не снижая продуктивности своей деятельности, работать с ПК еще какое-то время. В качестве физкультпауз мы хотим предложить вам несколько упражнений.

Все эти упражнения несложные. Ребенку будет приятно отвлечься и сменить деятельность, расслабиться или пошутить, выполняя такую гимнастику.

  • Упражнения для расслабления плечевого пояса и рук

1. Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе.

А) правую руку вперед, левую – вверх

Б) переменить положение рук.

Повторить несколько раз, затем расслабленно опустить руки и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Затем повторить еще 1-2 раза. Темп средний.

2. Исходное положение – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе.

А), Б) свести локти перед собой и голову наклонить вперед

В), Г) локти назад, прогнуться.

Повторить несколько раз, затем опустить руки и потрясти расслабленно. Темп медленный.

3. Исходное положение – сидя, руки вверх.

А) сжать пальцы в кулак

Б) разжать пальцы.

Повторить несколько раз, затем расслабленно опустить руки и потрясти кистями. Темп медленный.

  • Упражнения для расслабления мелких мышц кисти

Исходное положение – сидя, руки подняты вверх.

А) сжать кисти в кулак

Б) разжать кисти.

Повторить несколько раз, затем расслабленно опустить руки и потрясти кистями. Темп средний

  • Упражнения для улучшения мозгового кровообращения

1. Исходное положение, сидя на стуле.

А), Б) отвести голову назад и плавно наклонить назад;

В), Г) голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить несколько раз.

Темп медленный.

2. Исходное положение – сидя, руки на поясе.

А) поворот головы направо;

Б) исходное положение;

В) поворот головы налево;

Г) исходное положение. Повторить несколько раз. Темп медленный.

3. Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе.

А) махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево.

Б) исходное положение;

В), г) то же правой рукой. Повторить несколько раз. Темп медленный.

  • Упражнения для снятия напряжения с глаз (гимнастика для глаз)

Проводится сидя или стоя.

  1. Голову держать неподвижно, а глазами сделать круговое, широкое вращательное движение. Посмотреть вверх, перевести взгляд направо (зрачки окажутся в правом верхнем углу). Посмотреть вниз, в правый нижний угол, медленно перевести взгляд в нижний левый угол. Снова посмотреть вверх, сначала – в левый верхний угол, затем – в верхний правый угол. Повторить эти движения в обратном порядке.
  2. Сфокусировать глаза на любом далеко находящемся предмете за окном, а потом перевести взгляд на близко расположенный предмет, например, на точку на оконном стекле. Повторить несколько раз.
  3. Сложить ладони вместе и держать, не разжимая, пока не почувствуется в ладонях тепло. Затем закрыть глаза, приложить руки к переносице, перекрестив на ней пальцы. При этом глаза должны быть закрыты. Повторить несколько раз

Получайте от общения с компьютером удовольствие и не заставляйте организм уставать!

КАК ВОСПИТАТЬ ХОРОШИЕ ПРИВЫЧКИ

При отсутствии у детей группы детского сада хороших общих привычек педагог большую часть своего рабочего времени вынужден тратить на борьбу с проявлениями хаоса, вместо того чтобы заниматься творческой жизнью детского коллектива. В основе формирования хороших привычек лежит способность маленького ребенка к подражанию взрослым. Взрослый должен день за днем терпеливо повторять какое-либо действие, не меняя установленных им однажды правил. Хорошо, если эти правила будут сопровождаться игровыми действиями. Вообще доброе терпение и ритмичность повседневной жизни — основа успешного воспитания.

1. Моем руки

Желая воспитать у детей хорошие привычки, взрослый, прежде всего, должен понять, чего именно он желает достичь, и разложить на составляющие тот навык, который он собирается привить детям. Вот, например, мытье рук. Формируя данную привычку, мы хотим, чтобы дети, во-первых, мыли руки с мылом, во-вторых, вытирали руки только собственным полотенцем и, в-третьих, не толкались возле умывальника.

Первую задачу нам помогает решить то обстоятельство, что дети приходят в детский сад не одновременно, поэтому мы можем мыть руки с каждым новым ребенком. Произнося потешку или напевая песенку, мы вместе моем руки, смываем мыло водой. «Мыльная песенка» или потешка крепко связывалась у детей с данным действием. И потом, услышав ее, они сами брали в руки мыло, и нам не надо было специально напоминать им об этом.

Для достижения второй цели мы оборудовали кабинки для полотенец опознавательными картинками. У каждого ребенка на кабинке собственная картинка — такая же, как на кабинке для верхней одежды в прихожей. Дети быстро запоминают свою картинку и пользуются только своим полотенцем.

Труднее было решить третью задачу, потому что детей в группе шестнадцать, а умывальников всего четыре. Естественно, дети не хотели стоять в туалетной комнате и ждать, пока другие закончат мыть руки. Они начинали пихаться, возникала толкотня. Самое простое решение этой проблемы пришло довольно быстро. Постепенно отправляем детей умываться и при этом не возникает толкучки возле умывальника.

2. Садимся за стол

Нужно, чтобы дети успокоились и сосредоточились на процессе принятия пищи. Перед началом трапезы дети произносят благодарственные слова. После чего дети, пожелав друг другу приятного аппетита, принимаются за еду. Момент благодарения очень важен, потому что маленький ребенок сам еще не в состоянии сказать спасибо. Эту привычку надо формировать.

Как правило, уже после недели работы мы имеем представление об аппетите каждого ребенка и в соответствии с этим раскладываем пищу, чтобы как можно меньше продуктов шло в отходы. Ребенок обязательно должен знать, что за каждой вещью, за каждым блюдом стоит труд очень многих людей. Нужно учить детей ценить труд.

Дети, глядя на взрослого, должны учиться есть неторопливо, аккуратно, не жадничая. Рядом с обеденным столом всегда стоит столик, на котором стоят чашки с водой для полоскания полости рта после еды.

3. Играем

Поведение и деятельность взрослых глубоко воздействуют на волю детей, закладывают в них привычку трудиться. Творчески подражая взрослым, дети учатся таким повседневным делам, как приготовление пищи, мытье посуды, уборка помещения, работа в саду и т.п. Поэтому очень важно, чтобы взрослый по возможности часто трудился в присутствии ребятишек.

Для этого в игровой комнате у воспитателя есть стол, за которым тот выполняет разные работы на глазах у детей: чинит игрушки, подшивает платочки и т.п.

4. Убираем игрушки

Когда время свободной игры подходит к концу, мы предлагаем детям начать наводить порядок. Дети заканчивают игру и подбегают к педагогу.

На уборку мы обычно тратим десять минут. Но это сейчас. Поначалу уборка игрушек была чрезвычайно трудным делом, чтобы это изменить, мы предлагаем рассказать детям сказку про муравьишек.

«В одном большом лесу стоял под старой березой муравейник. Жили в нем папа-му-равей, мама-муравьиха и дети-муравьишки. Утром солнышко проснулось, выпустило свои лучики на землю, разбежались солнечные зайчики по всему лесу. Один зайчик попал на муравейник, забарабанил лапками в дверку и запел.

Муравьишки проснулись, потянулись. И хотели, было бежать играть с зайчишкой. Но зайчик глянул в комнату, а у детишек-муравьишек игрушки все раскиданы, кроватки не заправлены. «Где же здесь играть?» — удивился солнечный зайчик.

Муравьишкам очень хотелось попрыгать, побегать. Стали они убирать игрушки, зап-равили кроватки, позавтракали и побежали с солнечным зайчиком по лесу. С тех пор детишки-муравьишки научились ухаживать за своим домом и уже не оставляли на полу даже самую маленькую соринку».

Теперь нам уже не нужно каждый раз рассказывать эту историю, но кто-то из детей обязательно ее вспоминает.

5. Одеваемся на прогулку

Многие дети, поступая в детский сад, не умеют правильно одеваться. Если это малыши, то мы с младшим воспитателем помогаем им одеться. Однако со временем мы все больше ограничиваем нашу помощь, поощряя ребенка за каждую самостоятельно надетую вещь. Во время одевания тоже воспитываются хорошие привычки. Мы с няней, помогая детям одеваться, всегда сидим на определенных местах.

Я заметила, что процесс одевания и раздевания становится гораздо более упорядоченным, если дети при этом поют. Все происходит очень спокойно и не возникает никакой толкучки или неразберихи.

6. Гуляем в лесу

Мы с детьми часто ходим за пределы детского сада. Заранее договариваемся: бегать в в разных направлениях можно, но при этом мы должны все время видеть детей. Дети привыкли к этому правилу и никогда не убегают от нас.

Когда приходит время отправляться обратно в группу, мы их зовем, дети заканчивают игру и собираются вокруг нас: мы идем в садик. Очень хочется, чтобы при входе дети вытирали ноги о коврик и поэтому мы им напоминаем.

ДА ЗДРАВСТВУЕТ, МЫЛО ДУШИСТОЕ!

Является ли чистота залогом здоровья? Большинство из нас ответят "да" и будут правы. "…Чистота приближает человека к божеству", – заметил один европейский социолог. Само слово "гигиена" произошло от имени одной из дочерей греческого бога-врачевателя Асклепия – Гигеи (богини чистоты и здоровья).

Гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, они продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.

В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их до образования пены и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы все вещи содержались в чистоте. Поэтому работа по формированию у детей навыков личной гигиены должна начинаться в раннем дошкольном возрасте.

Для воспитания у детей хорошей привычки мыть руки можно пользоваться маленькими стишками:

  • **

Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

  • **

Без воды умылся котик.
Лапкой вымыл глазки, ротик.
А вот мне нельзя так мыться
Мама может рассердиться…

В. Науменко

В ванне.

Любо плавать Ване
В белом море — в ванне.
Только вот обидно -
Берега не видно.

Видимость пропала,
Мыло в глаз попало...

А. Шлыгин

Задача взрослых при формировании культурно-гигиенических навыков, развивать самоконтроль при выполнении правил и норм личной гигиены. Предлагаем вместе с детьми научиться, правильно мыть руки:

Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали. Надеемся, что наши рекомендации помогут Вам.

ВМЕСТЕ С МАМОЙ, ВМЕСТЕ С ПАПОЙ

(игровые упражнения для предупреждения развития плоскостопия у детей)

1. «Забавный балет»

Встаньте со своим малышом на коврик напротив друг друга, ноги слегка расставьте, возьмитесь за руки. Поднимитесь на носочки, досчитайте до трех, опуститесь на стопу.

Выполните упражнение 3-4 раза, стоя на месте, затем — делая небольшие шаги вправо-влево, после этого на носочках походите по кругу хороводом. Напоминайте ребенку, что спинку нужно держать прямо, подбородок не опускать.

2. «Едем, едем, едем на велосипеде»

Мама и малыш садятся на коврик напротив друг друга на небольшом расстоянии. Руки ставят за спину с упором в пол. Стопами своих ножек ребенок упирается в стопы мамы. Мама и ребенок выполняют поочередные движения, имитируя езду на велосипеде (колени движутся от себя — к себе). Сначала движение выполняется в медленном темпе, а затем в быстром. Необходимо следить, чтобы стопы были всегда плотно прижаты к стопам мамы

3. «Поможем маме»

На коврике рассыпаются карандаши, фломастеры, кусочки ткани, пластмассовые крышки, от пластиковых бутылок, фантики и др.. Папа и ребенок садятся на коврик или на стульчики друг напротив друга, между ними на пол ставится коробочка. Папа предлагает малышу помочь маме прибраться в комнате. Все предметы с ковра необходимо собрать в коробку, захватывая их пальчиками ног. Руками помогать нельзя! Движения выполняются поочередно обеими ногами. По мере освоения игрового упражнения сбор предметов можно выполнять из положения стоя, передвигаясь по коврику небольшими шагами.

4. «Большая птица»

Мама и ребенок становятся на коврик на небольшом расстоянии друг от друга. Сначала мама предлагает малышу показать, какие большие у птицы крылья, как она взмахивает ими вверх-вниз. Затем показывает малышу как птица летит: мама становится на одну ногу, туловище наклоняет вперед, другую ногу приподнимает вверх, руки ставит в стороны — назад. Необходимо стремится, чтобы отведенная нога образовывала одну линию с выпрямленной спиной. После мамы то же движение выполняет ребенок. Опорную ногу не сгибать, смотреть вперед. Когда упражнение будет освоено, ребенок может попробовать выполнить упражнение, приподнимаясь на носок опорной ноги и затем опускаясь на всю стопу.

5. «Шагаем по дорожке»

Ребенок вслед за мамой повторяет следующие движения:

  • ходьба босиком приставным шагом по толстому шнуру, ставя ногу серединой стоп на шнур;
  • ходьба по коврику с нашитыми на него пуговицами разного размера. Ногу ставить на коврик плотно;
  • ходьба по коврику с нашитыми на него полыми корпусами от фломастеров;

Ходить по коврику следует скользящим шагом.

ПОИГРАЕМ С УШКАМИ…

(массаж «волшебных» точек ушек)

Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.

Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2-3 раза в день.

«Поиграем с ушками»

1. Организационный момент

Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их в круг.

2. Основная часть

Упражнения с ушками.

а) «Найдем и покажем ушки»

Дети находят свои ушки, показывают их взрослому (если мешают волосы, их закалывают вверху).

б) «Похлопаем ушками»

Ребенок заводит ладони за уши и загибает их вперед сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпускает их. При этом ребенок должен ощутить хлопок.

в) «Потянем ушки»

Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем отпускает.

г) «Покрутим козелком»

Ребенок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижимает козелок — выступ ушной раковины спереди. Захватив, таким образом, козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течение 20-30 секунд.

д) «Погреем ушки»

Ребенок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трет ими всю раковину.

3. Заключительный момент

Дети расслабляются и слушают тишину.

Примечание.

Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей. В среднем это составляет 7-8 раз, для малышей достаточно 5-6 раз.

Действия можно сопровождать стихами:

- Подходи ко мне, дружок
И садись скорей в кружок.
- Ушки ты свои найди
И скорей их покажи.

* Ловко с ними мы играем
Вот так хлопаем ушами.
- А сейчас все тянем вниз.
Ушко, ты не отвались!

- А потом, а потом
Покрутили козелком.
* Ушко, кажется, замерзло
Отогреть его так можно.

- Раз, два! Раз, два!
Вот и кончилась игра.
* А раз кончилась игра
Наступила ти-ши-на!

ЗАКАЛИВАЮЩЕЕ ДЫХАНИЕ

Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован и в работе со старшими детьми. Проводится 2-3 раза в день.

«Поиграем с носиком»

1. Организационный момент

а) «Найди и покажи носик»

Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому.

2. Основная часть

Игровые упражнения с носиком.

б) «Помоги носику собраться на прогулку»

Каждый ребенок берет носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого.

в) «Носик гуляет»

Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу. Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твердому нёбу. В обоих случаях вдох и выдох выполняется через нос.

г) «Носик балуется»

На вдохе ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.

д) «Носик нюхает приятный запах».

Ребенок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцем.

е) «Носик поет песенку»

На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поет: «Ба-бо-бу».

ж) «Погреем носик»

Ребенок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно.

Таким образом, делается как бы растирание.

3. 3аключительный этап

з) «Носик возвращается домой»

Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся.

Примечание: Игровые упражнения можно сопровождать стихами:

* Подходи ко мне, дружок
И садись скорей в кружок.
Носик ты быстрей найди,
Тете _______ покажи.

* Надо носик очищать
На прогулку собирать.
* Ротик ты свой закрывай
Только с носиком гуляй.

- Вот так носик-баловник!
Он шалить у нас привык.
* Тише, тише, не спеши
Ароматом подыши.

- Хорошо гулять в саду
И поет нос: «Ба-бо-бу».
* Надо носик нам погреть
Его немного потереть.

* Нагулялся носик мой
Возвращается домой.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ УШЕЙ

Придя, домой обратите внимание на ушные раковины детей. Специалистами давно подмечено, что: если мочки чахлые, короткие, приросли к щекам, то обладатели таких ушей в подавляющем своём большинстве имеют плохое физическое развитие, изнежены, ослаблены.

Ушные раковины — это своеобразная рефлексогенная территория, состоящая в контакте со многими внутренними органами и системами организма. Поэтому массаж ушных раковин может быть использован при закаливании.

Вот несколько упражнений

  1. Быстро загните уши вперед сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижмите ушные раковины к голове, затем отпустите. Повторите несколько раз так, чтобы ребенок ощутил в ушах хлопок. Улучшение гибкости ушных раковин способствует укреплению здоровья.
  2. Захватите кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей. С силой потяните их вниз, затем отпустите. Повторите 5-6 раз, эта процедура особенно полезна при закаливании горла и полости рта, поскольку на ушах мочки расположена рефлексогенные зоны миндалин и полости рта.
  3. Введите большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижмите находящийся спереди выступ ушной раковины так называемый козелок. Сдавите и поворачивайте палец во все стороны. В течение 20-30 сек.

Этот простой массаж стимулирует функции надпочечников, укрепляет нос, горло и гортань. Результаты этого простого массажа не замедлят сказаться — отступят простуда, аллергия.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ

При обучении ребенка правильному дыханию, прежде всего надо научить его глубокому выдоху для хорошей очистки легких и улучшения их снабжения кислородом.

Важно также научить ребенка носовому дыханию, что будет способствовать профилактике насморка и респираторных заболеваний.

При обучении правильному дыханию надо научить ребенка сморкаться не через обе ноздри, а поочередно. Ребенок может подуть на одуванчик или на свечу сначала ртом, потом носом, затем то одной, то другой ноздрями. Пускание мыльных пузырей – хорошее и веселое упражнение для развития дыхания. Особенно полезно научить дышать при быстрой ходьбе и беге.

Игры, укрепляющие дыхательную систему.

Кто громче?

Цель: Тренировка навыка правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах.

Оборудование: Дудочка, рожок, свисток.

Ведущий просит ребенка как можно громче продуть в дудочку, рожок, свисток. Вдох необходимо сделать через нос и резко выдохнуть. Побеждает тот, чей звук будет громче.

Король ветров.

Цель: Тренировка навыка правильного носового дыхания.

Оборудование: Вертушка или шарик.

Ведущий рассказывает: «Собрались как-то ветры со всего света и решили выбрать самого сильного. Устроили соревнование: какой ветер сильнее всех». Дети парами дуют на вертушку: чья дольше крутиться, тот и победил. Дуют на подвешенные воздушные шарики, чей шарик отлетит выше, тот и победил. Из каждой пары детей отбирают лучшего, они соревнуются между собой. Победитель – «Король ветров».

Бульканье.

Цель: Восстановление носового дыхания, формирование ритмичного выдоха и его углубление.

Оборудование: Стакан, наполненный на 1/3 водой, соломинка.

Ведущий показывает, как нужно правильно дуть в стакан с водой через соломинку, чтобы за один выдох получилось долгое бульканье: глубоко вдыхает через нос и делает длинный выдох в трубочку. Дети делают то же самое. У кого получилось бульканье дольше всех, тот победил.

Шарик лопнул.

Цель: Восстановление носового дыхания, формирование углубленного дыхания, правильного смыкания губ.

Оборудование: Фанты из бумаги.

Дети садятся полукругом. Ведущий предлагает «надуть шарик». Дети должны надуть шар: широко развести руки в стророны и глубоко вдохнуть воздуж носом, выдуть его в воображаемый шарик через рот: «Ффф..», медленно соединяя ладони под шариком. Затем по хлопку ведущего шарик лопается – дети хлопают в ладоши, произносят «Шшш…», делая губы хоботком и складывая руки на коленях. Шарик надувают 2-5 раз. Кто сделал лучше всех, получает фант. Ведущий следит, чтобы вдох был глубокий, а во время игры у ребенка не возникало чрезмерного эмоционального возбуждения.

Самолетик – самолет.

Цель: Формирование правильного дыхания (его глубин, ритма), укрепление мышц рук и грудной клетки, координация движений в пространстве.

Ведущий показывает, как играть в «самолет»: разводит руки в стороны ладонями вверх, поднимает голову вверх — вдох. Делает поворот в сторону, произнося: «Жжж…», — выдох, стоит прямо, опустив руки, — пауза и т.д. Ребенок повторяет 2-3 раза в ритме стиха:

Самолетик-самолет (разводит руки в стороны ладонями вверх)

Отправляется в полет (делает поворот вправо и выдох «жжж..»)

Жу, жу, жу

Жу, жу, жу

Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки – пауза)

Я налево полечу (поднимает голову – вдох)

Жу, жу, жу

Жу, жу, жу (делает поворот влево и выдох «жжж…»)

Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки — пауза)

Подпрыгни и подуй.

Цель: Улучшение функции дыхания. Повышение тонуса, адаптация дыхания и организма в целом к физическим нагрузкам.

Оборудование: воздушный шарик.

На небольшом расстоянии от головы ребенка висит воздушный шарик. Ребенок должен подойти и подпрыгнув, подуть на шарик. У кого шарик отлетел дальше, тот и побеждает.

Дрова.

Цель: Тренировка навыка правильного носового дыхания. И.п. стоя ноги врозь, руки над головой «в замок».

Раз дрова, Наклоны вперед на
Два дрова, выдохе произнося
Раскололся ствол слова: «Ух! Ах!» едва.
Бух дрова, При выпрямлении -

Бах дрова, вдох
Вот уже полена
Два.
Чайник.

Цель: Тренировка навыка правильного носового дыхания. И.п. сидя.

Чайник на плите стоял – вдох,

Через носик пар пускал — выдох.

«Паф-паф-паф-паф».

Ветер.

Цель: Тренировка навыка правильного носового дыхания. И.п. сидя.

Ветер сверху набежал: Вдох.

Ветку дерева сломал: Выдох.

«В-в-в-в!» Вдох.

Дул он долго, зло ворчал Выдох.

И деревья все качал: «Ф-ф-ф-ф».

Партизаны.

Цель: Тренировка навыка правильного носового дыхания. И.п. сидя.

Воздух мягко набираем, Вдох.
Шарик красный надуваем, Выдох.
Шарик тужился, пыхтел, Вдох.
Лопнул он и засвистел: Выдох со

«Т с-с-с-с!» звуком.

О ЗАКАЛИВАНИИ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

Скоро Ваш малыш пойдет в школу. Готов ли он к этому? Ведь школа предъявляет высокие и серьезные требования к здоровью детей. У Вас есть время укрепить здоровье малыша, подготовить его физически к предстоящей напряженной умственной деятельности.

Известно, что чаще всего дети пропускают уроки из-за простудных заболеваний, а самое действенное средство борьбы с ними — за-каливание.

Одно из удивительных свойств организма — способность отвечать защитными реакциями на изменяющиеся условия окружающей среды и, в частности, на колебания температуры, формируется постепенно и в дошкольном возрасте оно еще очень не совершенно и нуждается в постоянной тренировке.

Под закаливанием следует понимать использование естественных сил природы (воздуха, воды, солнца) для повышения устойчивости организма к простудным заболеваниям. Весь повседневный быт ребенка надо строить так, чтобы он не изнеживался, а закалялся. Первым требованием является обеспечение чистого, свежего воздуха в помещении и правильное сочетание температуры воздуха и одежды ребенка.

Однако пользу закаливающие процедуры принесут при соблюдении следующих правил:

  • предварительно посоветуйтесь с участковым педиатром, который знает Вашего ребенка и может дать рекомендации при выборе методов закаливания с учетом состояния его здоровья
  • постепенно увеличивайте силу закаливающего фактора (воздуха, воды, солнца)
  • закаливание проводите систематически, поскольку даже при небольших перерывах (10 дней) полностью исчезает достигнутый эффект

- добивайтесь положительного эмоционального отношения ребенка к закаливающим процедурам.

Закаливание воздухом — это не только специальные процедуры, но и ежедневная влажная уборка, и многократное проветривание помещения, поддерживание в нем оптимальной температуры воздуха + 20 °С; во время гимнастики и подвижных игр она может быть ниже +16 °С.

Ребенок должен ежедневно гулять. Даже в ненастную погоду и зимой быть на воздухе не менее 3,5-4 часов.

К специальным закаливающим процедурам относятся общие воз-душные ванны, их начинают при температуре воздуха 22 °С продол-жительностью 3-5 минут с последующим снижением температуры до 18 °С и увеличением продолжительности до 10-15 мин. При этом постепенно облегчается одежда ребенка: вначале обнажают руки (заменяют рубашку с рукавами майкой, затем снимают майку, оставляя малыша в одних трусиках).

Закаливание свежим воздухом полезно всем детям, но особенно важно, если ребенок ослаблен. В то же время известно, что многие родители ошибочно считают необходимым всячески оберегать от «дуновения воздуха» слабого, часто болеющего ребенка. Нередко забота о нем сводится к тому, что его как можно теплее одевают, кутают. В такой одежде ребенку жарко, она затрудняет его движения, в результате — очередная простуда.

Свежий воздух — замечательное средство закаливания детского организма!

Закаливание водой оказывает более сильное воздействие. Поэтому начинать его желательно после короткого курса закаливания воздухом. Водные процедуры делятся на местные и общие. Наиболее доступная местная водная процедура — обливание ног. Из ковша или лейки быстро обливают нижнюю половину голеней и стопы. Первоначальная температура воды — 30 °С. Постепенно снижая ее через 1-2 дня на 2 °С, доводят до 16-14 °С. Сразу же после процедуры ноги ребенка насухо вытирают жестким полотенцем.

Закаливающий эффект усиливается, если применять контрастное обливание стоп. Одно из важнейших правил закаливания — постепенность, переход от процедур, оказывающих менее сильное воздействие, к более сильным, от местных к общим. Поэтому, прежде чем начать такие процедуры, как обтирание тела, обливание, необходимо приучить ребенка ходить дома не в колготках, а в носках, после этого — босиком.

Общие закаливающие водные процедуры проводятся при темпе-ратуре воздуха не ниже 23 °С. Начинать надо с обтирания тела мягкой варежкой, смоченной водой. Вначале, слегка массируя, обтирают руки и ноги от пальцев вверх (по ходу движения лимфы и крови), затем грудь, живот, спину — обязательно в такой последовательности. Начальная температура воды 34-35 °С через 3-4 дня снижается на 2 °С и доводится до 22 °С. Для ослабленных детей начальная и конечная температура должна быть на 2-4 °С выше, а темп ее снижения более медленный. Обтирание делают в течение 2 месяцев (для получения эффекта тренировки), а затем переходят к более сильной процедуре — к обливанию.

Если Ваш ребенок заболел, обязательно обратитесь к врачу и, если он сочтет возможным, не отменяйте закаливающие процедуры, лишь несколько повысьте температуру воды (на 2-3 °С по сравнению с той, которая была до заболевания).

Научите ребенка систематически полоскать рот и горло водой комнатной температуры. Это способствует закаливанию носоглотки, предупреждает разрастание миндалин и аденоидов. Кроме того, по-лоскание оказывает массирующее действие на слизистую оболочку полости рта, миндалин и задней стенки глотки. На каждое полоскание необходимо примерно 1/3 стакана воды.

Закаливание солнечными лучами возможно только после «зимней» подготовки организма ребенка воздушными ваннами и водными про-цедурами, поскольку солнце действует гораздо сильнее, чем воздух и вода. В летние месяцы в средней полосе нашей страны лучшее время для пребывания детей под лучами солнца — с 10 до 12 часов. Начинать солнечную ванну можно не ранее, чем через 1,5 часа после еды и закан-чивать не позднее, чем за 30 минут до еды. Это обосновано тем, что высокая температура угнетает выделение пищеварительных соков.

Закаливающее действие солнца можно постепенно увеличивать, меняя одежду ребенка: вначале на него надевают рубашку с короткими рукавами, снимают колготки, носки, затем через 2 дня оставляют в одних трусиках. Голова ребенка всегда должна быть защищена от солнца головным убором.

Еще раз напоминаем: ослабленные дети особенно нуждаются в зака-ливании, от Вашего внимания к рекомендациям врача, настойчивого, терпеливого их выполнения зависит, каким Ваш ребенок придет в школу, как будет справляться с новым для него режимом и нагрузками.

Наши советы адресованы, в первую, очередь родителям здоровых детей. Вам также необходимо внимательно наблюдать за состоянием ребенка, за его реакцией на закаливающие процедуры.

По каким признакам определить, эффективно ли закаливание?

Настроение — жизнерадостное, спокойное, ребенок нормально ре-агирует на окружающее.

Самочувствие— 6одрое, ребенок всегда готов к действию, активно участвует во всех играх и занятиях.

Утомляемость — нормальная, наблюдается умеренная усталость.

Аппетит — хороший, активно ест все предлагаемые блюда, во время еды не отвлекается.

Сон — спокойный, глубокий, засыпает быстро (через 5-10 минут), во время сна отмечается расслабление мышц, ребенок не пробуждается от звука, света.

При изменении одного из перечисленных показателей — неустой-чивость настроения, подавленность, раздражительность, плаксивость, повышенная утомляемость, ухудшение аппетита, сна — необходимо обратиться к врачу и по его рекомендации внести коррективы в закаливающие процедуры: сократить продолжительность, повысить температуру воды, заменить процедуру другой и. т.п.

Самое главное — не прекращайте закаливания!

О ЗАКАЛИВАНИИ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

http: //azbyka. ru/deti/images/stories/zakalivanie. jpgЗакаливание детей необходимо для того, чтобы повысить их устойчивость к воздействию низких и высоких температур воздуха и за счет этого предотвратить частые заболевания.

Основные эффекты закаливающих процедур:

  • укрепление нервной системы
  • развитие мышц и костей
  • улучшение работы внутренних органов
  • активизация обмена веществ
  • невосприимчивость к действию болезнетворных факторов.

Средства закаливания просты и доступны. Главное отбросить многие укоренившиеся предрассудки бабушек и родителей и не кутать малышей, не бояться свежего воздуха.

При закаливании детей следует придерживаться таких основных принципов:

  • проводить закаливающие процедуры систематически;
  • увеличивать время воздействия закаливающего фактора постепенно;
  • учитывать настроение ребенка и проводить процедуры в форме игры;
  • начинать закаливание в любом возрасте;
  • никогда не выполнять процедуры, если малыш замерз, то есть не допускать переохлаждения ребенка;
  • избегать сильных раздражителей: продолжительного воздействия холодной воды или очень низких температур воздуха, а также перегревания на солнце;
  • правильно подбирать одежду и обувь: они должна соответствовать температуре окружающего воздуха и быть из натуральных тканей и материалов;
  • закаливаться всей семьей;
  • закаливающие процедуры сочетать с физическими упражнениями и массажем;
  • в помещении, где находится ребенок, никогда не курить.

Основные факторы закаливания — природные и доступные “Солнце. Воздух и Вода”.

Начинать закаливание новорожденного можно с 6-7-го дня жизни после осмотра малыша врачом-педиатром.

Закаливающие воздушные процедуры:

  • Проветривание комнаты. Температура воздуха в комнате малыша должна быть от 20 до 22 градусов. Проветривание зимой можно проводить в присутствии ребенка. За счет открытых форточек и окон быстро достигается снижение температуры воздуха на 1 градус. Повторяют проветривание зимой 4-5 раз в день, а летом доступ свежего прохладного воздуха должен быть постоянным. Сквозное проветривание проводят при отсутствии малыша в комнате.
  • Прогулки. Летом новорожденных можно выносить на улицу уже с первой недели жизни. Длительность первых прогулок – от 20 до 40 минут. В нашей климатической зоне детей первых недель жизни можно выносить на улицу при температуре воздуха не ниже –5 градусов на 15-30 минут. Постепенно увеличиваю продолжительность прогулок до 1-2 часов. Малыши старше 3-х месяцев хорошо переносят мороз до –10 градусов. А полугодовалые дети могут гулять и при морозе –15 градусов. До 2-3 месяцев ребенка зимой лучше держать на руках, а не в коляске, чтобы не допустить его переохлаждения.
  • Воздушные ванны во время пеленания. Малыша оставляют голеньким на пеленальном столике, лучше в положении на животе в течение 2-3 минут. Постепенно к 6 месячному возрасту длительность воздушных ванн следует довести до 15 минут, а к году – до 30 минут. Ослабленных детей приучают к прохладному воздуху постепенно: вначале раскрывают только ручки и ножки, а затем тельце до пояса, а через несколько недель – оставляют ребенка раздетого полностью на несколько минут (например, по 5 минут 3-4 раза в день). Летом воздушные ванны следует проводить на открытом воздухе в тени деревьев.

При первых признаках переохлаждения ребенка и появлении “гусиной кожи”, посинения губ, беспокойстве малыша следует немедленно одеть!

Закаливание водой может проводиться как местные или общие процедуры.

К местным процедурам относят умывание, обтирание, обливание, ванны.

Закаливание только тогда эффективно, когда холодной водой обливают теплого ребенка.

Традиционные водные процедуры:

  • Для детей с самого рождения: общие ванны с обливанием. Купают ребенка как обычно при температуре воды в ванне около 37 градусов. Готовят в другой посуде воду для первого обливания температурой на 10 градусов ниже, чем в ванне (около 26 градусов). Вынимают малыша из ванночки, держат его на ладони взрослого спинкой кверху и сначала обливают ему стопы прохладной подготовленной водой, а затем спинку вдоль позвоночника до затылка. Иногда малыши от неожиданности даже вскрикивают или “кряхтят”, но затем быстро привыкают к процедуре. После обливания ребенка промокают, закутывают в простую и байковую пеленки. Через 15-20 минут его переодевают. Рекомендуется каждые 3-5 дней снижать температуру воды для обливаний на один градус, доходя до температуры воды18-20 градусов. Дети более старшего возраста, которые адаптированы к процедуре, сами требуют обливания более холодной водой после теплой ванны или душа.
  • Подмывание, умывание. Длятся 1-2 минуты. Вначале их проводят теплой водой (28 градусов), а затем каждые 2-3 дня снижают температуру воды на 1 градус – до 22 градусов. Следить, чтобы ножки малыша перед подмыванием были теплыми! После процедуры заворачивают ребенка в пеленки на 15-20 минут. А затем переодевают.
  • Для детей с 2-х месяцев: общие влажные обтирания. Вначале готовят кожу ребенка к предстоящей процедуре. Для этого сухой фланелевой пеленкой или кусочком шерстяной ткани ежедневно утром растирают тело, руки и ноги ребенка до розового цвета. Спустя 7-10 дней можно приступать к обтиранию водой. Варежку из махровой ткани или полотенце смачивают в воде (35-36 градусов зимой и 33-34 градуса летом), слегка отжимают и обтирают руки – от пальцев к плечу, ножки – от стоп к бедру, грудь, живот, спину. Таким образом достигается сочетание действия массажа и воды. Сразу же после обтирания вытирают смоченную часть тела полотенцем до легкого покраснения кожи. Один раз в 5 дней температуру воды для обтираний снижают на 1 градус, доводя ее до 28 градусов. Продолжительность процедуры – 3-4 минуты. Лучше проводить ее перед дневным сном. Для усиления рефлекторного влияния воды на коже можно использовать раствор соли (1 чайная ложка на стакан воды).

Интенсивные методы закаливания

К интенсивным методам закаливания относят те методы, при которых происходит хотя бы кратковременный контакт тела со снегом, ледяной водой или морозным воздухом. Промежуточное место между традиционным и интенсивным закаливанием занимают контрастные процедуры. При хронических заболеваниях верхних дыхательных путей у детей, тонзиллите, аденоидах предпочтительнее применять контрастные процедуры.

Основные виды контрастных закаливающих процедур:

  • контрастные ножные ванны;
  • контрастное обтирание;
  • контрастный душ;
  • сауна;
  • русская баня.

Контрастное обливание ножек: ставят два таза с таким количеством воды, чтобы уровень ее доходил до середины голени. В одном тазу вода должна быть горячей 38-40 градусов, а в другом при первой процедуре – на 3-4 градуса ниже. Малыш сначала погружает ножки в горячую воду на 1-2 минуты и барахтает ими в воде, а затем “перескакивает” в таз с прохладной водой на 5-20 секунд. Так можно менять горячие и прохладные ножные ванны 3-6 раз. Каждые 5 дней температуру воды во втором тазу снижают на 1 градус, доводя до 17-12 градусов. У ослабленных детей процедуру нужно заканчивать тазом с горячей водой, а у крепких и здоровых – с прохладной. Придумайте малышам свою сказку или забавную историю, чтобы проводить контрастные процедуры в виде игры или спектакля.

Контрастный душ можно использовать для детей старше 2-х летнего возраста. При этом малыш стоит под “горячим дождиком” 1-2 минуты, а затем под “холодным” — 10-20 секунд. Чередовать 5-10 раз.

Многие дети хорошо переносят хождение по снегу босиком после адаптации к обливанию стоп прохладной водой. Важно, чтобы под снегом была земля, а не бетон или асфальт. Выходите с малышом, когда выпадет чистый снег, в удобной обуви (валеночки), которую легко снимать и одевать. Побегайте с ребенком. Если у него будут красные щечки, значит и ножки малыша теплые. Снимаете обувь и ставите на несколько секунд ножку на снег. Промокаете ее чистым полотенцем, одеваете обувь и повторяете то же самое с другой ножкой. После процедуры нужно еще немного побегать или поприседать. Делайте эти закаливающие процедуры вместе всей семьей!

ДЕТСКИЙ МАССАЖ

Массаж полезен в любом возрасте, не только полезен, но и приносит удовольствие. Когда мама делает своему малышу массаж — довольны оба — мама и ребенок. А если прочитать во время массажа вот такие стишки (как в этой теме) — удовольствия, радости и улыбок будет вдвойне больше!

Начнем с самой известной потешки "Рельсы, рельсы. Шпалы, шпалы. Едет поезд запоздалый". Она известна каждому взрослому с детства!

Рельсы, рельсы. (проводим одну, потом другую линии вдоль позвоночника)
Шпалы, шпалы. (проводим поперечные линии)
Ехал поезд запоздалый. ( «едем» ладонью по спине)
Из последнего вагона

Вдруг посыпался горох. (стучим по спине пальцами обеих рук)
Пришли куры, поклевали. (стучим указательными пальцами)
Пришли гуси, пощипали. (щипаем спинку)
Прошёл слон, ( «идём» по спине тыльной стороной кулаков)

Прошла слониха, ( «идём» кулаками, но с меньим усилием)
Прошёл маленький слонёнок. ( «идём» тремя пальцами, сложенными в щепоть)
Пришёл директор магазина, ( «идём» по спине двумя пальцами)
Всё разгладил, всё расчистил. (поглаживаем спину ладонями верх-вниз)

Поставил стол, (изображаем — стол кулаком)
Стул, (стул — щепотью)
Печатную машинку. (печатную машинку — пальцем)
Стал печатать: ( «печатаем» по спине пальцами)

Жене и дочке,
Дзинь-точка. (на этих словах каждый раз щекочем бочок)
Шлю вам чулочки,
Дзинь-точка.

Прочитал, (водим пальцем, как будто читаем)
Помял, разгладил, (щипаем, а затем поглаживаем спинку)
Прочитал,
Помял, разгладил,

Сложил,
Отправил.

Просмотров: 1343
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Бойцова Наталья Николаевна. Детский исследовательский проект «Чтобы руки не замерзли»
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Андреенко Татьяна Александровна. ПРОГРАММА «ОПТИМИЗАЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СИСТЕМАХ «РЕБЕНОК-РЕБЕНОК», «РЕБЕНОК-ВЗРОСЛЫЙ»
  • Поморцева Ольга Александровна. Игры с водой и их влияние на психоэмоциольнальное развитие ребенка.
  • Мялицына О.П.. Родительское собрание «Неужели таким может быть мой ребенок?...»
  • Абдулова Елена. Семинар-практикум для родителей - 'Сенсорное развитие ребенка через нетрадиционные игры'
  • Олеся Владимировна Бортник. Проект «Чтобы Ребенок рос здоровым»
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Глотова Раиса Владимировна. Семинар-практикум в паре «родитель-ребенок» Тема: «Наши дети – какие они?»
  • Главный Редактор. 50 вопросов на которые должен отвечать ребенок перед поступлению в школу
  • Дроздова Ольга Михайловна. Воздушные процедуры для закаливания детей.
  • Сулейманова Альбина Ибрагимовна. «Физическое развитие и укрепление здоровья ребенка через использование здоровьесберегающих технологии»
  • Пичугина Ирина. Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей (рекомендации для родителей)
  • Приказчикова Наталия Валентиновна. Проект в рамках экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста «Чтобы ёлку не рубить, ёлку можно смастерить».
  • Главный Редактор. Можно ли самим научить ребенка английскому?
  • Карнюшина Евгения Александровна. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА РЕБЕНКА И ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ШКОЛЕ
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Редактор. Вот несколько игр, которые можно организовать с детьми.
  • Сулейманова Зилара Минисламовна. Интегрированное занятие тема: «Дружба народов через игры» возрастная группа: дети 5-6 лет с нарушениями речи
  • Шлемова Татьяна Анатольевна. Техкарта НОД «Формирование самосознания детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях дома ребенка, через накопление чувственного опыта»
  • Прохорова Светлана Юрьевна. Роль подвижной игры в развитии движений ребенка
  • Тимофеева Софья. Развитие мелкой моторики руки на комплексных занятиях у детей от 1 года до 3 лет
  • Шуршилина Елена Владимировна. Роль игры в жизни ребенка дошкольного возраста.
  • Демина Светлана Владимировна. Опыт работы воспитателя ДОУ «Нетрадиционная аппликация как средство развития мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста»
  • Ермошина Наталья Николаевна. Сенсорное развитие ребенка раннего возраста через движение, исследование и игру
  • Седова Дарья Сергеевна. Статья и мастер-класс по теме: «Поющий ребенок – здоровый ребенок»
  • Елена Федоренкова. Презентация 'Игры и упражнения на развитие речевого дыхания'



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь