Мадеева Надежда Борисовна. Статья из опыта работы: «Опытно – поисковая работа по проблеме исследования влияния материнского воспитания на детей дошкольного возраста».

Статья из опыта работы: «Опытно – поисковая работа по проблеме исследования влияния       материнского воспитания на детей дошкольного возраста».Статья из опыта работы: «Опытно – поисковая работа по проблеме исследования влияния       материнского воспитания на детей дошкольного возраста».
Воспитателя  Мадеевой Надежды Борисовны МБДОУ «Детского сада «Северяночка» С. Горки, Шурышкарский район, ЯНАО
Красивые мамы, на свете вас много В глаза вы глядите открыто и прямо, В какую бы даль не звала нас дорога, Нас провожают красивые мамы.
Введение.
Одна из актуальных проблем, относящихся к вечным проблемам человечества, - воспитание детей. Как показывают отечественные социологические исследования, родители детей дошкольного возраста среди приоритетных жизненных ценностей называют воспитание: отцы – 64,4%, матери – 82,2%.[5,с. 37]
Проблем воспитания много. В нашей работе мы уделим внимание материнскому аспекту воспитания, чувству матери к своим детям.

Скачать полный конспект

Хорошо известно, что любовь к детям, забота о подрастающем поколении стали нравственной нормой жизни нашего общества, нравственной потребностью большинства родителей. Любовь к ребенку формируется в процессе жизни и деятельности человека. Путь этого формирования может оказаться не только сложным, но и внутренне конфликтным, противоречивым. Родителям необходимо всю жизнь учиться любить своих детей, учиться проявлять свою любовь наиболее полезным для ребенка образом. Любить ребенка - это значит уметь строить с ним контакт, видеть изменения в его развитии, доверять ребенку, учить принимать его таким, каков он есть. Но для правильного воспитания также важно уметь сознательно строить и совершенствовать свои супружеские отношения, ведь работа по созиданию благоприятной семейной атмосферы в доме лучшее выражение любви к ребенку. Воспитывая детей, родители изменяются и сами. Любовь к ребенку созидает не только личность маленького человека, она способна преобразовать и совершенствовать личность взрослых, обогащать их духовный мир. В этом актуальность выбранной нами теме работы.
Объект исследования: процесс материнского воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности материнского воспитания детей дошкольного возраста.
Гипотеза: мы предполагаем, что будет выявлена высокая степень влияния материнского воспитания на развитие детей дошкольного возраста.
Цель исследования: выявить особенности материнского воспитания.
Цель, объект, предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ и обобщение психолого - педагогической литературы по теме исследования.
2. Охарактеризовать материнство как важнейший фактор формирования личности ребенка, раскрыть доминанты материнства.
3.Рассмотреть типы материнской любви и стратегии воспитания.         4.Организовать и провести эмпирическое исследование, направленное на выявление степени выраженности родительского отношения матерей к детям.
5.разработать рекомендации матерям по воспитанию детей дошкольного возраста.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили опросник "Сознательное родительство" М.О.Ерохиной, стандартизированная анкета "Принятие родительской роли" Н.А.Мальтинниковой и методика PARI Е.Шеффер и Р.Белла (адаптация Т.В.Нещерет: семейная жизнь глазами матерей) «Излишняя концентрация на ребенке».
Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивались методиками адекватными цели и задачам исследования.
Практическая значимость исследования заключается в выявлении степени влияния материнства на воспитание детей.
База исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Северяночка" с. Горки Шурышкарского района ЯНАО, коллектив  родителей - матерей 2 младшей группы.
Мы маме так редко приносим букеты Но каждый так часто её огорчает. А добрая мама прощает всё это Красивая мама всё это прощает.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод: привязанность к своему ребенку заложена в женщине инстинктом материнства, а привязанность ребенка к матери – необходимая фаза в его нормальном психическом развитии, в формировании его личности. В то же время ребенок, не знавший материнского тепла или разочарованный в своей привязанности к матери, чувствует себя беззащитным, испытывает тревогу и беспокойство. Матери принадлежит определяющая роль в обеспечении нормального развития ребенка и его успешной социальной адаптации. При устойчивой связи с матерью у детей формируется отношение доверия к социальной среде, при нарушении этой связи – страхи, депрессии, поведенческие расстройства. Одним из главных показателей материнской любви считается понимание своего ребенка, вызывающее на откровенность. Понимая своего ребенка и принимая его таким, каков он есть, мать сможет оказать помощь и поддержку своему ребенку, стать для него гарантом безопасности.
Самая главная обязанность матери – понимать (любовь – понимание, проникновение в суть, доверие, т.е. принятие своеобразия неповторимости растущего человека – без подчинения его намерениям взрослого). Мать, не понимающая своего ребенка, - это трагедия. Мать для ребенка в раннем детстве – спасение, защитник, мать – утешение. В более старшем возрасте: мать – советчик, наставник, мать – утешение. В зрелости: мать – друг, мать – утешение.
Уметь любить ребенка – значит много думать, много переживать, искать, отказываться от сковывающих шаблонов, привычек, предрассудков. Учиться любить и уважать своего ребенка – значит  учиться любить и уважать себя.
Родительская, материнская любовь выступает как часть воспитания, способствующая развитию человека как личности, полноценного члена общества, способного создать семью, как единицу той социальной общности, в которой он живет, этим поддерживая и развивая ее.
Анализ самой материнской роли свидетельствует о том, что она является необычайно сложной. Мы выделили ряд причин, по которым эта роль отличается от других социальных ролей:
- усвоение роли матери, как родителя происходит с первых лет жизни человека;
- решающее влияние на ее усвоение  оказывает пример собственных родителей;
- характеризуется необычайной устойчивостью (при принятии этой роли от нее трудно и даже невозможно отказаться);
- она высокостереотипна как в плане рождения, так и воспитания детей.
Под грузом забот, не сгибаясь, упрямо Она выполняет свой долг терпеливо… Красива по-своему каждая мама, Любовью своей материнской красива.
Методы проблемы исследования.
1. Опросник «Сознательное родительство» для изучения осознанности всех компонентов материнства как интегрального образования личности,           реализует системный, диагностико – развивающий подход к оценке себя как родителя, родительских установок и ожиданий, отношения, чувств, позиций, ответственности, стиля семейного воспитания; оценке источников знаний и представлений о материнстве.
2.  Стандартизированная анкета «Принятие родительской роли» для изучения характера принятия родительской роли  в соотнесении с фактором этнической идентичности родителей (культурная, социальная, личностная).
3.  Для диагностики отношения испытуемых к своей родительской (материнской) роли нами была использована также шкала отношений матери к ребенку «Излишняя концентрация на ребенке» методика PARI  Е.Шеффер и Р.Белла (адаптация Т.В. Нещерет: Семейная жизнь глазами матери).
Нас в детстве она забавляет игрушкой, Порой мы о чём-то ей шепчем счастливо Когда-нибудь, мама, ты станешь старушкой, Но будешь по-прежнему самой красивой.
Выводы
Из проведенного исследования можно сделать вывод, что наша гипотеза подтвердилась:
была выявлена высокая степень влияния материнского воспитания на детей дошкольного возраста:
- 75 % матерей показали высокий уровень осознанности родительства ;
- у 83% матерей выявлен высокий уровень социально - ролевой адекватности исполнения материнской роли ;
- у 75% исследуемых сформировано адекватное отношение к детям, без излишней концентрации на них;  матери устанавливают доверительные отношения с детьми без давления, подавления воли, без навязывания своего мнения; создают атмосферу безопасности, доверия, развития ребенка.
Мы видим, что матери (при высоком уровне социально – ролевой адекватности исполнения родительской роли) заинтересованы в делах и планах детей, поощряют самостоятельность и инициативу. Им присуще стремление высоко оценивать интеллектуальные способности детей, доверять ему, гордиться им, занимать позицию на равных. Матери пристально следят за социальными достижениями детей, при этом учитывают их индивидуальные особенности и возможности. Для матерей важнейшей ценностью является развитие ребенка. Сами матери также испытывают потребность в достижениях, стремятся к сохранению и развитию собственной индивидуальности. В построении своего родительского поведения обращаются к информации психолого – педагогического характера и к активному обсуждению возникающих проблем в социальных контактах.


Анализ самой родительской роли свидетельствует о том, что она является необычайно сложной. Установили ряд причин, по которым эта роль отличается от других социальных ролей: освоение роли матери происходит с первых лет жизни женщины; решающее влияние на ее усвоение оказывает пример собственных родителей; характеризуется необычайной устойчивостью; она высокостереотипна как в плане рождения, так и воспитания детей.
Высокий уровень осознанности материнства говорит о том, что матери готовы тратить много сил и времени на воспитание детей. Они имеют представление о том, что дети воспитываются не только наставлениями и замечаниями, что линия развития детей – дошкольников происходит не только через игру. Беседы, а и через деятельность, организованную взрослыми.
Итак, роль матери в воспитании детей дошкольного возраста является всеохраняющей, всезащищающей, вселюбящей, влияет на формирование духовного облика человека.

Заключение.
Особенностью материнского воспитания детей дошкольного возраста является материнская любовь, понимание, принятие ребенка. Мать безусловно  и непосредственно, но не слепо принимает своего ребенка: не за то, что он такой красивый, умный, способный, а за то, что он ее ребенок. Она оказывает ребенку всяческую поддержку: поведенческую -  через прикосновения; эмоциональную,  проявляя сочувствие; психологическую  - основанную на позитивном отношении к детям, которая подразумевает внимание, признание, уважение к достоинству ребенка, одобрение, теплые чувства и не исключает  требовательность, целесообразную строгость.
В арсенале материнской любви есть множество способов проявить нежность к ребенку, основанных на прикосновениях: она может гладить или шутливо трепать ребенка, ерошить или расчесывать волосы, обнимать, целовать, похлапывать по плечу, по руке, спине, делать массаж и создать еще массу легких, ласкающих движений. А когда выражает свою привязанность словами, ее лицо при этом светится улыбкой и любовью. И ребенок привыкает находить радость и поддержку в простых ласковых словах, привыкает верить, что все будет хорошо.
Одним из проявлений материнской любви является вера в способности ребенка и вселение в него уверенности в своих силах, а значит, способствует повышению у детей  уровня самооценки.

Материнская любовь является движущей силой развития ребенка и способствует удовлетворению его витальных - жизненно важных потребностей.
Потребность в материнской любви - одна из наиболее  сильных и длительных потребностей человека. В материнской любви нуждается ребенок любого возраста, но особенно дошкольного, так как она обеспечивает наличие у него чувства безопасности, психологическую защищенность, поддерживает благоприятное состояние эмоционально-чувственного мира, учит любви, нравственному поведению, способствует возникновению и укреплению чувства собственного достоинства, уверенности в себе и самоуважения,  выступает как источник жизненного опыта, необходимого растущему ребенку как потенциальному родителю. Любовь матери – одна из основных предпосылок той школы воспитания чувств, которую должен пройти в детстве и отрочестве каждый человек.
А. Лоуэн (1998) отмечает, что недостаток любви в ранние годы, в возрасте первого детства (до семи лет) влечет за собой эмоциональное недоразвитие человека. Личность, сформировавшуюся в результате депривации родительской  любви, характеризует чувство внутренней пустоты; ей присуща потребность в том, чтобы о ней заботились, которая ставит человека в зависимость, а также страстное стремление к контакту и близости. Такие люди личностно незрелы.

Мать, как правило, испытывает потребность "отдать" любовь ребенку, стремиться стать для него опорой и, как следствие этого, ощущает собственную значимость. При невозможности удовлетворения потребности и в получении, и в реализации материнской любви страдает не только сама женщина, а также окружающие ее люди.
Материнская любовь выступает как часть воспитания, способствующая развитию человека как личности, полноценного члена общества, способного создать семью, как единицу той социальной общности, в которой он живет, этим поддерживая и развивая ее.
Материнство становится мощной регулирующей силой в семье. Мужское начало  - по преимуществу творящее, женское – рождающее. Материнское начало, однако, не только в рождении детей, но и в заботе о семье, в попечении, охранении, без чего мир бы погиб.
Да, женщина от природы обладает высшими педагогическими инстинктами в сравнении с мужчинами.  Но в воспитании детей нельзя полагаться лишь на данные природой женщине матери возможности и способности. Необходимо надлежащее образование будущим и нынешним матерям. Для избегания ошибок в воспитании детей для родителей  в нашем обществе детский сад, школа, телевидение и др. предлагают  различные методы обучения: это и клубы «Молодая семья», «Материнская школа», семинары, практикумы, конференции, тренинги и многое другое.

Семья – основной, а во многих отношениях и единственный источник определенных знаний, умений, навыков, некоторого жизненного опыта, наконец, нравственных ценностей ребенка дошкольника. Благородство, порядочность, доброта, трудолюбие, все другие прекрасные качества человека  формируются в первую очередь в детстве, в семье, и являются результатом воспитательных воздействий родителей. Функция воспитания детей в семье никогда не отпадет. Проявления родительской любви делают процесс воспитания своих детей легким и приятным, ограждая от многих проблем с ними. Ласка и забота сближают детей с родителями и помогают сообща преодолеть трудности. Важно не только любить детей, но и научить детей любить, доставлять радость близким, творить добро. Помнить родителям, что внимание, признание, теплые чувства не избалуют ребенка. Гораздо хуже ребенку от недостатка любви. Каждое произнесенное слово, каждый поступок родителей будут иметь значение в процессе воспитания и развития детей.

Все в нашем доме пахнет мамой:
Стихи, написанные ей,
И мной заученные гаммы,
Звоночек у входных дверей…
Мамулей пахнет день вчерашний
И мой полёт в цветастом сне,
Усатый кот, как мы, домашний,
И паутинка на стене…
И строчка на моей рубашке…
Всё пахнет мамочкой моей!
И даже чай у папы в чашке…
И чудный смех моих друзей…
Моя подушка пахнет мамой,
Ей пахну я совсем не зря,
И пахнет ей, любимой самой,
Листок в душе календаря!

Спасибо за внимание!

Просмотров: 746
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Юлия Торохова. Укрепляем физическое и психическое здоровье ребенка Задачи воспитания и развития детей
  • Келина Наталия Николаевна. Фундаментальные теоретические исследования по проблеме речевого развития ребенка-дошкольника
  • Дмитриева Надежда Михайловна. Роль эстетического воспитания ребенка дошкольного возраста и его отражение в авторских сказках Дмитриевой Н.М (Доры Люкс)
  • Лукьяненко Любовь Владимировна. «Сказка, как средство воспитания нравственных качеств детей дошкольного возраста»
  • Мезенцева Любовь. Игра как метод экологического воспитания детей дошкольного возраста
  • Валиева Ляйсан Заитовна. Исследования возможности использования подвижной игры в совершенствовании основных движений у детей дошкольного возраста
  • Блохина Любовь Владимировна. Народные сказки, как средство воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.
  • Бруёк Анна Александровна. «Значимость семейного воспитания в жизни ребенка».
  • Милова Алена Александровна. Обобщение опыта работы по теме: «Краеведение как средство воспитания детей старшего дошкольного возраста»
  • Михеева Любовь Васильевна. Авторская статья на тему: «Коллективное художественное творчество в детском саду, как важный инструмент нравственно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста»
  • Куделина Любовь Григорьевна. «Создание оптимальных условий для воспитания и развития детей раннего возраста в адаптационный период»
  • Нина Мохнарылова. Роль труда в развитии воспитания детей дошкольного возраста
  • Командин Евгений Николаевич. Родительское собрание в ясельной группе № 2 «Малышок» по теме: «Что значит любить своего ребенка?»
  • Решедько Татьяна Николаевна. Влияние экологического воспитания на развитие нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста.
  • Курсова Кристина Андреевна. Формы, методы и средства воспитания детей среднего дошкольного возраста в неполной семье
  • Беговатова Галина Сергеевна. «Современные подходы в развитии патриотического и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста» (из опыта работы)
  • Желтова С.А. Шагинова Е.А.. Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста в детском саду. На тему: «Образ любящей матери в чудотворной иконе Божьей Матери Феодоровской».
  • Дементьева Наталья Владимировна. Консультация для родителей на тему: «Как на самом деле любить своего ребенка».
  • Ванжа Ирина Николаевна. Статья «Особенности воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста»
  • Бунина Зоя Георгиевна. Консультация для педагогов и родителей «Конструктивные позиции родителей – важнейшее условие воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья»
  • Семенихина Наталья Васильевна. Влияние экологического воспитания на развитие нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста с использованием проектной деятельности «Дошколята друзья и защитники природы»
  • Калмыкова Татьяна Юрьевна. Теоретические аспекты исследования зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Наталия Ляднова. Полоролевые особенности физического воспитания детей дошкольного возраста
  • Трощенко Наталья Олеговна. Детский сад: путь в неведомое … Из опыта работы по ранней адаптации детей и родителей к условиям пребывания и воспитания в детском саду
  • Ильина Лилия Наримановна, Астафьева Любовь Владимировна. Сценарий музыкально-спортивного развлечения в детском саду ко Дню Матери для детей старшего дошкольного возраста.
  • Захарова Наталья Григорьевна. «Особенности нравственно-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста»
  • Крошухина Ольга Анатольевна. Круглый стол «Особенности полового воспитания детей дошкольного возраста»
  • Кияница Лариса Анатольевна. «Здоровьесберегающая среда как средство воспитания, развития и социализации ребенка»
  • Бушуева Светлана Александровна Комлева Екатерина Олеговна. «Искусство как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста»
  • Якушева Татьяна Николаевна. Проект «Юные туристята» как одна из форм патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь