В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально — психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.
Система работы по патриотическому воспитанию детей включает в себя:
- Ознакомление с предметами ближайшего окружения.
- Ознакомление с явлениями общественной жизни.
- Ознакомление с природой.
Одной из форм патриотического воспитания детей является проект «Юные туристята».
Туристско–краеведческая деятельность позволяет ребёнку, совершая тематические прогулки, экскурсии, походы, познакомиться со своим краем, изучить свою малую Родину, познать патриотические, трудовые, нравственные традиции народа. В ходе туристско-краеведческой деятельности, в походах патриотические переживания и порывы осуществляются с особой силой, оставляют глубокий след в юной душе. Такие сложные, сильные чувства зреют постепенно, их укрепляет и углубляет то, что окружает человека.
Дети познают природу родного края, знакомятся с лесом, полем, лугом не по картинкам, а наяву.
Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны. Проект направлен на формирование у дошкольников понимания важности здорового образа жизни и простейших навыков туристической деятельности, усвоение первоначальных знаний о правилах поведения в природе, осознание необходимости бережного и обдуманного отношения ко всему живому.
Цель:
Создание условий для формирования интереса у детей дошкольного возраста к изучению родного края через туристическую деятельность
Задачи проекта:
- Развивать физические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость.
- Продолжать формировать навыки культуры поведения в природе.
- Расширять и систематизировать знания детей о растениях и животных родного края.
- Расширять представления детей о способах правильного взаимодействия с растениями и животными.
Все содержание эколого – туристской подготовки разбито на блоки:
- “Туристята – друзья природы”
- “Собирайся в поход”
- “Без языка, – а разговаривает”
- “Я и мое здоровье”
- Знакомство с «Книгой Природы»
Пути реализации проекта:
- Игра – тренировка «Мы собираемся в поход». Цель: Создание психологического настроя детей на новый вид деятельности.
- Игра – соревнование «Затуши костёр», «Собери мусор», «Возьми аптечку». Цель: усвоение первоначальных знаний о правилах поведения в природе, осознание необходимости бережного и обдуманного отношения ко всему живому.
- Изготовление карты – схемы туристического маршрута. Цель: учить ориентироваться в пространстве.
- Игра – путешествие «Юные туристы» (экологическая тропа). Цель: Совершенствовать естественные виды движений и обогащать двигательный опыт.
- Беседа «Лесной воздух – его оздоравливающее значение», «Растения – лекари». Цель: Воспитание экологической культуры дошкольников через экологию здоровья.
- Изучение природных условий родного края на основе исследовательской работы — сбор дикорастущих растений и грибов. Цель: Знакомство с разнообразием растительного и животного мира своего края, с красотой природы родного края.
- Загадки – картинки. Цель: закрепление знаний по теме «туризм»
- Туристический поход с посильной практической деятельности по охране природы родного края. Цель: Закрепление знаний, умений и навыков по туристско-экологической деятельности у детей дошкольного возраста.
Занятия проводятся в игровой форме. 1 раз в месяц организуются туристско-краеведческие экскурсии и прогулки за территорию детского сада, практические занятия на местности (тренировки); туристические походы – 4 раза в год; участие в соревнованиях, слётах в течение года.
Вывод: применение средств туризма будет способствовать повышению уровня усвоению знаний в области правил поведения на природе. Особую значимость будут играть коммуникативные навыки, направленные не только на бесконфликтное общение детей друг с другом, но и на уважение к своей малой родине. Участвуя в этом проекте дети познают природные особенности родного края, но это только начало к формированию любви к Родине, к путешествиям. Возможно, когда они вырастут, они будут более активно применять полученные в детстве знания: ночевать в палатках, правильно и быстро разводить костер, станут участниками поискового отряда, который будет заниматься исследовательской деятельностью. Что в результате поможет стать патриотом и гражданином своей страны.
- Сколько туристов живет в этом лагере? ответ ->
- Когда они сюда приехали: сегодня или несколько дней назад? ответ ->
- На чем они сюда приехали? ответ ->
- Далеко ли от лагеря до ближайшего селения? ответ ->
- Откуда дует ветер: с севера или юга? ответ ->
- Какое сейчас время дня? ответ ->
- Куда ушел Шура? ответ ->
- Кто вчера был дежурным? (Назовите по имени.) ответ ->
- Какое сегодня число какого месяца? ответ ->
|