Кучиева Светлана Николаевна. Публикация опыта работы «Прогулка как средство формирования представлений о растениях родного края у дошкольников»

Публикация опыта работы «Прогулка как средство формирования представлений о растениях родного края у дошкольников»

ПРОГУЛКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РАСТЕНИЯХ РОДНОГО КРАЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

У каждого из нас с детства остаются щемящие душу воспоминания: колокольчики, ласково и напевно шепчущие, что-то в зеленой траве, песчаный берег кристально чистой речушки, пение крохотной птахи, бабочка, раскачивающаяся на высокой былинке, снежинки, тающие на теплой ладошке… Как сохранить это восторженное чувство к природе? Как передать его детям и научить их не только восхищаться ее красотой, но и заботится о ней?

В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста.

 

Дошкольное детство – ответственный период жизни человека, когда закладываются основы правильного отношения к окружающему миру. Природа постоянно окружает ребёнка, очень рано входит в его жизнь. Малыш начинает с ней знакомиться до того, как произносит первые слова. Во время прогулок на природе, можно всесторонне развивать ребёнка, воспитывать у него многие положительные качества. Известно, что понимание природы рождается впервые как чувство, прежде всего как эстетическое чувство, так как природа является основой красоты, источником живописи и музыки. Поэтому человек, по-настоящему почувствовавший и понявший сердцем красоту природы, будет оберегать и охранять её как источник радости и счастья.

Растения – сама жизнь. Растения даруют не только красоту. Они дружат с человеком, помогают ему: врачуют, указывают дорогу, стерегут подземные клады, предсказывают погоду. Мы не всегда задумываемся над тем и не воспринимаем растения как живой организм и сердце.

В процессе ознакомления детей с природой осуществляется нравственное, физическое и умственное воспитание. В нравственном развитии ребенка особое место занимает воспитание у него любви к родной природе и бережного отношения ко всему живому. Прогулки и игры на свежем воздухе развивают мышцы и укрепляют нервную систему. Детей необходимо учить простейшим навыкам и приемам выращивания растений и ухода за животными. Важно, чтобы дети получали радость от процесса и результата совместного труда.

В своей работе стараюсь привить любовь к природе, к Родине, приучить детей заботиться о растениях или других живых существах, ведь Родина – это земля, на которой мы родились, которая одаряет нас здоровьем, красотой, радостью жизни.

Я как и психолог Н. Н. Вересов — считаю, что главная задача воспитателя обеспечивать условия свободного смысла порождения: Что милее всего на свете? Что такое Земля? Что такое дом?.

На мой взгляд ознакомление детей с растениями осуществляется на участках детских садов, в палисадниках и парках, могут предоставить малышам богатейший познавательный материал, а педагогу — возможности для реализации полноценного экологического образования и воспитания.

Для развития детской наблюдательности, хорошо использовать прием познавательных высказываний, вопросов сравнений, предположений, загадок. Детские вопросы к взрослому являются показателем познавательного интереса ребенка и его умственной активности.

Например:

- Как путешествуют растения, ведь у них нет ног?

- Почему их так называют: подорожник, мать-и-мачеха, пастушья сумка, одуванчик?

- Что случится, если растений не станет? и т. д.

Успех воспитателя зависит от умения направить взгляд ребёнка на красоту природы, помочь увидеть её, услышать. Восхищение красотой родной природы необходимо и взрослым, и детям, как пища для души, а порой и как лекарство. Поэтому, стремясь воспитывать детей как хранителей природы, мы должны прежде всего помочь им научиться в раннем детстве испытывать восторг, восхищаться природой. Ведь природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Ребёнку кажется, что он первооткрыватель, что он первый услышал крики птиц, увидел, что снег- это много красивых снежинок. Так впервые дети воспринимают природу, тянутся к ней, она возбуждает их любознательность.

Специфика детей заключается в том, что все психические процессы очень подвижны и пластичны, а развитие потенциальных возможностей ребенка в значительной степени зависит от того, какие условия для этого развития создаем ему мы, воспитатели и родители. Любое достижение ребенка является промежуточным и служит лишь основанием для выбора педагогом методов и технологий для индивидуальной работы по экологическому воспитанию.

Таким образом, природа родного края является средством и содержанием воспитания основ экологической культуры, позволяет решать в комплексе вопросы воспитания, обучения и развития личности.

Прогулки делятся на 3 типа, целевые, тематические и обычные, из них выделила следующие структурные компоненты:

  • наблюдения природных объектов и явлений природы
  • практическая деятельность

- игры (подвижные, дидактические, словесные, ролевые) и игровые упражнения.

  • самостоятельная деятельность детей

- индивидуальная работа с детьми.

Все перечисленные компоненты я использую в своей практике, на мой взгляд они позволяют сделать прогулку насыщенной и интересной.

Нам взрослым необходимо использовать каждый случай для разговора с детьми о том, что растения тратят много сил, чтобы зажила рана от сломанной ветки, оторванной коры.

Дети еще очень малы, поэтому целевые прогулки сопровождаются играми, забавами, весельем ("Наберем цветы — сплетем венки", "Побегаем по шуршащим листьям", "Соберем шишки — сделаем веселых человечков" и др.). Однако воспитанников младшей группы уже знакомят и с правилами бережного отношения к природе: растения необходимо поливать, нельзя, например, без нужды рвать цветы, листья. Воспитатель учит детей правильно поливать растения. Первые трудовые поручения в уголке природы или на огороде воспитывают у малышей заботливое отношение ко всему живому и красивому)

Большие возможности для наблюдений предоставляет сезонная жизнь растений. Различное состояние деревьев, кустарников, появление и исчезновение травянистой растительности в теплое и холодное время года позволяют сформировать у детей прочные знания о зависимости жизни растений от комплекса внешних условий.

Для родителей разработаны планы прогулок в разные времена года.

Очень хорошим средством привлечения внимания детей к растениям являются сказки, легенды, потешки, поговорки, пословицы, которые легко и органично входят в жизнь ребенка. Я использую в своей работе такие методики как:

  1. Где спрятался зайчонок?
  2. Лото «Что где растет»
  3. Заколдованная поляна.
  4. Когда это бывает?

Все это направлено на развитие эмоционально — чувственной сферы

экспериментальная работа с детьми включает разные виды трудовой деятельности: сезонный труд на участке. Особое внимание уделялось эмоциональному восприятию красоты мира растений.

В работе с детьми по экологическому образованию использую:

Методические рекомендации по ознакомлению дошкольников с растениями родного края в процессе проведения прогулок.

  1. Провожу систематическую разнообразную деятельность, способствующую ознакомлению детей с растениями своего края.
  2. Провожу совместную работу с родителями по формированию у детей представлений о растениях во время прогулок, отдыха на природе.
  3. Через разные формы экологической деятельности на прогулках прививаю эстетическое отношение к миру растений, восприятию их поэтического образа, красоты, индивидуальности и неповторимости

Гуляя в осенний период в парке, предложите ребенку собрать листья для осеннего букета; затем спросите у него: «одинаковы ли листья у деревьев?» это побудит ребенка сравнить листья по цвету, форме, величине;

В зимний период ребенку старшего дошкольного возраста важно показать, что зимой деревья и кустарники не погибают, а только прекращают свой рост (принесите поломанную ветку в группу и поставьте ее в воду, а через некоторое время согните ее покажите детям, что она не ломается, только гнется, значит, дерево живое);

Любуясь зимним видом, предложите ребенку узнать деревья. Научите их отличать от кустарников (у деревьев один толстый ствол, а у кустарников много тонких стволов).

В весенний период можно, гуляя с ребенком в парке или роще, обращать внимание на весенние наряды деревьев:

Если во время прогулки в роще встретился еловый пенек, объясните ребенку, что по кольцам на пеньке, люди узнают, сколько лет дереву.

Очень важно в процессе формирования экологической культуры у дошкольников работа с семьей. Обеспечить партнерские отношения между детским садом и семьей ребенка. Какие бы усилия ни прилагали специалисты детского сада, пытаясь эффективно организовать процесс экологического воспитания, все эти усилия могут оказаться напрасными, если не скоординированы действия педагогов и родителей

И главным формированием прогулок является то, что именно они дают возможность детям знакомиться с природой в естественных условиях, всестороннее развитие ребенка во время прогулок, воспитывает у него многие положительные качества, которые нужны ему будут в жизни.

Литература

  1. Балбышев И. Н. Времена года. М., 2012.
  2. Большакова М. Морева Н. Народные названия растений как одно из средств формирования интереса к природе. //Дошкольное воспитание, 2011-№7.
  3. Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу. Минск, 2002
  4. Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг. М., 1991.
  5. Грехова Л. И. В союзе с природой. М., 2002.
  6. Голицина Л. Д. Экологическое воспитание дошкольников. М., 2004.
  7. Компанцева Л. В., Черноиванова Н. Е. Дошкольникам о М. А. Шолохове и Донском крае. Ростов-на-Дону, 2005.
  8. Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. М., 1985.
  9. Копцева Т. А. Природа и художник. М., 2001.
  10. Колбина Л. А. Формирование познавательного интереса к явлениям природы у детей старшего дошкольного возраста. Иркутск, 2002.
  11. Лучич М. В. Детям о природе. М., 1989.
  12. Логинова В., Матвеева А. Развитие наблюдения у детей дошкольного возраста. //Дошкольное воспитание, 2010 — №6.
  13. Мирякова В. И., Коноваленко С. В. Родная природа в стихах и загадках. М. 2013.
Просмотров: 663
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Захарова Людмила. Организация экскурсий в природу в ДОУ для детей старшего дошкольного возраста как средства формирования бережного отношения к природе
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Боева Наталья Владимировна. «Ознакомление детей с природой родного края — как средство нравственно-патриотического воспитания»
  • Ольга Жиркова. Игра - как средство воспитания интереса детей к природе.
  • Инна Фоменко. Что такое «фонематический слух», как и когда он формируется у детей?
  • Юрьева Елена Михайловна. Наблюдения в природе-как средство воспитания дошкольников
  • Никитина Ольга Дмитриевна. Исследовательская деятельность как средство развития интереса к познанию истории и культуры родного края у старших дошкольников.
  • Главный Редактор. Как определить что болит у ребенка
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Хохлова Галина Тимофеевна,Ченцова Ольга Николаевна. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию родного края как средство патриотического воспитания
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Моргунова Валентина Владимировна. Наблюдение как средство формирования у дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе
  • Серёдкина Надежда Николаевна. ДОКЛАД «Формирование у детей знаний о растительном и животном мире родного края как средство повышения экологической культуры воспитанников»
  • Телешун Татьяна Александровна. Что необходимо знать и уметь ребенку поступающему в первый класс (анкета для родителей)
  • Дурасова Елена Николаевна. Консультация для воспитателей на тему: «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с природой родного края»
  • Погодаева Елена Васильевна. Дидактическая игра для дошкольников в средней и старшей группе на тему «Что для природы хорошо и от чего ей плохо»
  • Татьяна Владимировна Ткачева. Уголок природы, как развивающая среда для экологического образования детей
  • Жигадлова Лилия Альбертовна. Организация прогулок как фактор формирования интереса к физической культуре у детей 4-5 лет
  • Дубровина Алефтина Викторовна. Познавательно-развлекательная игра «Что? Где? Когда?» (для детей подготовительной группы) Тема: «Деревья и кустарники»
  • Боровкова Ирина Сергеевна. Система работы «Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления их с природой родного края».
  • Васильченко Юлия Сергеевна, Гаганова Юлия Сергеевна, Сидорова Лидия Васильевна. Новогодний праздник для детей старшего дошкольного возраста «Что такое Новый год? Это…»
  • Редактор. Что должно присутствовать на праздничном столе при встрече 2011 года Кролика и как украсить дом?
  • Блохина Любовь Владимировна. Народные сказки, как средство воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Турчанова Наталья Михайловна. «Проектная деятельность как способ формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста»
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Микита Анна Викторовна. Конспект занятия по формированию представлений о здоровом образе жизни для детей старшего дошкольного возраста «КАК ПОМОЧЬ КУТАЛКЕ»
  • Бескоровайная Галина Ивановна. Конспект Организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое терроризм?»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь