Никитина О.Д. воспитатель МБДОУ г. Кудымкара «ЦРР — Детский сад № 17 «Солнышко»
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Это естественное состояние малыша, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Исследовательское поведение для дошкольника – важнейший источник получения представлений о мире. Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы. Раскрыть их помогают родители, педагоги, образовательная деятельность ДОУ.
Еще в 70-х годах 20 века известные ученые М.Н. Скаткин и И.Я. Лернер предложили классификацию основных методов обучения, разделив их на группы: репродуктивные и продуктивные. К первой группе относятся методы, посредством которых ребенок усваивает готовые знания. Вторая группа методов характеризуется тем, что с их помощью дети самостоятельно открывают новые знания в результате собственной исследовательской деятельности.
Для самостоятельного конструирования знаний необходимы соответствующие «инструменты» – освоение детьми средств и способов взаимодействия с миром, которыми может стать исследовательская (проблемно-поисковая) модель: "обучение через открытие".
Особенностью исследовательской деятельности детей является ее адекватность потребностям детей в познании и информационном обмене, активной деятельности, в общении со взрослыми и сверстниками; направленность на раннее развитие способности видеть проблему, создавать проект ее решения и реализовывать совместно с воспитывающими взрослыми, эмоционально относясь к процессу познания.
Хочу остановиться подробней на исследовательской деятельности детей в нашем проекте. Исследовательская деятельность, объединенная единым проектом, в основе которого лежит проблема, способна выступить одним из средств развития интереса к познанию истории и культуры родного края, когда дети заинтересованы темой, принимают непосредственное участие в обсуждении, планировании, распределении функций, проведение исследований совместно с родителями, когда создаётся естественная ситуация общения и практического взаимодействия детей и взрослых
В нашем ДОУ созданы необходимые условия для развития у детей познавательных интересов об окружающем мире, для обогащения национальной культуры ребенка, творческая группа педагогов участвовала в разработке региональной программы «Отчий дом» по ознакомлению дошкольников с родным краем. Проанализировав имеющиеся ресурсы, мы решили реализовать работу по этнокультурному воспитанию детей старшего дошкольного возраста, через проект «Незабытая старина», рассчитанный на 2 года. Цель проекта: вызвать у детей интерес к истории нашей страны, родного края, формирование нравственных ценностей.
Как и во всех проектах, он предусматривает три этапа:
- этап – организационный: изучение и подбор литературы, составление перспективного плана работы.
- этап – внедренческий, на котором была организована поисково-исследовательская деятельность детей.
- этап – итоговый.
Материал для организации исследовательской деятельности по проекту разделила на 5 блоков:
- богатыри – защитники;
- как раньше жили;
- чем занимались, питались;
- что носили в старину;
- традиции и праздники.
Темы исследований определяются не только воспитывающими взрослыми, но и детьми по мере проявляющегося и развивающегося у них интереса к истории и культуре родного края. Взрослый вводили детей в проблему, загадывая загадки, создавая проблемные ситуации ( «Необычная находка», «Подарки от Домового Кузи», «Посылка из прошлого»), ситуации удивления необычными предметами прошлого.
После определения задач исследования на определенную тему (вопрос), дети делились на группы по интересам, договаривались, какое исследование каждая из групп будет проводить. Например, рассматривая тему «Богатыри», дети вначале совместно с родителями накапливали материал: несли иллюстрации, книги о богатырях русского и коми – пермяцкого народа, оформили альбомы, изготовили доспехи богатырей для создания мини-музея в группе, которые впоследствии использовали в самостоятельной и игровой деятельности. На занятиях художественно-эстетического цикла – рисовали, лепили богатырей. На познавательных занятиях знакомили с былинами и легендами о русских и коми-пермяцких богатырях, сравнивали одежду, доспехи, выяснили, что на картине «Три богатыря» изображено неверно. Завершением работы по теме стало интегрированное занятие «Богатыри земли русской и коми-пермяцкой» (познавательное+физкультурное).
При сборе сведений на определенную тему дети находили информацию на интересующий их вопрос, у своих родителей, знакомых, педагогов, а также детей. При общении с детьми других групп происходил обмен знаниями и опытом. Нами создавались ситуации, когда детям приходилось обращаться за помощью к взрослым для поиска информации в книгах и энциклопедиях. Продукты деятельности всех групп оформляли на очередной странице альбома под названием «Незабытая старина».
В ходе реализации проекта детям стал интересен не только конечный результат, но и сам процесс познания, т.к. он происходит в привлекательной для дошкольника активной проектной деятельности, включающей создание алгоритмов и моделей, дидактические игры, манипулирование не только с предметными картинками, но с реальными предметами, что стимулирует интерес к истории предметов, ориентацию в источниках получения информации, способах решения проблемных ситуаций, оформления (создание коллекции, альбома, мини-музея, макета, модели) и представления (презентации) продуктов проектов (рассказ об исследовании, альбоме, предмете, драматизация, экскурсия в мини-музей и др.).
После того как в группе появился старинный коми-пермяцкий костюм, детей заинтересовала тема «Что носили в старину», и наш мини-музей пополнился новыми экспонатами: полотенца, лапти и др. Исследуя одежду, дети сравнивали свойства и цвет старинной ткани, делали выводы и умозаключения. На одном из занятий был представлен мини-проект «Краски из природы» семьи Лизы Коньшиной о природных красителях ткани, после чего детям было предложено самим покрасить куски ткани различными природными красителями: луком, черникой, отваром березовых листьев. Дети выдвигали свои гипотезы о том, какой может получиться цвет, а потом проверяли.
Интересным и полезным было исследование двух девочек про овес. Настя выдвинула предположение, что овес — это дерево и решила узнать, так ли это. Даша вместе с мамой попробовала сварить овсяный кисель. Полученным опытом и приобретенными знаниями, девочки поделились со всеми детьми в группе.
К организации поисковой и творческой деятельности детей подключили и родителей. Поскольку проектная деятельность являлась сравнительно новым средством обучения и воспитания детей этого возраста, потребовалось провести специальную работу с родителями, направленную на освоение ими данной деятельности. В уголок для родителей разместили информацию о проектной деятельности дошкольников, консультации «Детская исследовательская деятельность как средство познания мира», «Растим любознательных», «Ребёнок – исследователь» и др. На собрании по теме «Организация исследовательской деятельности детей» познакомила с проектом, его целями и задачами, сделав акцент на то, что без помощи и участия родителей будет трудно осуществить задуманное, но не выполнять работу за детей, не мешать, а помогать им, откликаться на детские просьбы.
Прежде всего, родители помогают в оборудовании мини-музея, в изготовлении поделок, атрибутов, пополняют книжный уголок детскими справочниками и энциклопедиями, посвященными разной тематике, прекрасно иллюстрированными, имеющими хорошие краткие и доступные детям информативные плакаты. При работе по определенному блоку рекомендовали родителям посетить с детьми экспозиции в окружном краеведческом музее на определенную тематику: «Быт коми — пермяков», «Старинная изба», «Одежда в старину». После таких посещений дети с удовольствием делились своими впечатлениями со сверстниками о том, что нового и интересного они узнали.
Для участия детей в городском Фестивале «Звездное детство» в номинации «Детские театры мод» акцент сделали на русский костюм. Родители помогли подготовить богатую коллекцию моделей одежды, которую дети с удовольствие демонстрировали со сцены. Пригодились костюмы и в проведении народных праздников «Троица», «День Ивана Купала».
Интерес к теме проекта не угасает, поэтому работа по проекту будет продолжена в подготовительной группе.
Промежуточные результаты показали, что исследовательская деятельность способствует развитию интереса к познанию истории и культуры родного края у детей 5—7 лет, открытости педагогов и родителей друг к другу, их способности поддержать ребенка в процессе познания, изменению позиции взрослых и детей по отношению друг к другу. Работа над проектом сплотила детей и родителей. Обогатилась предметно-развивающая среда группы. На познавательно-исследовательской конференции с участием детей в апреле 2011г. были представлены 3 сообщения по результатам исследовательской деятельности детей и все они связаны с проектом «Незабытая старина».
Литература
- Бабаева Т.Н., Вавилова Л.Д. Использование элементов национальной культуры в воспитании и подготовке дошкольников к школе и в детском саду. Сыктывкар, 1991.
- Киргилова Е.Н. Педагогические условия приобщения детей 5-6 лет к этнокультурным традициям алтайцев. Автореферат дисс. канд. пед. наук. -СПб,
- Пера богатырь. Сказки северных народов. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1983.
- Тебенева Т.Н. Проектная культура как часть профессионализма педагогов ДОУ // Управление ДОУ № 1 -2007 г.
- Использование метода проекта в образовательной практике ДОУ: сборник статей/ Под ред. Венковой З.Л., Казанцевой Н.В. Пермь: ПКИПКРО, 2007 г.
- Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб: Детство Пресс, 1984
- Савенков А.И. «Методика исследовательского обучения дошкольников»: Издательство «Учебная литература» 2010
|