Перспективный план работы с детьми и родителями «Опытно — исследовательская деятельность детей старшей группы»
Сентябрь
1 неделя
Тема: «Знакомство с детской лабораторией. Волшебные стёклышки».
Задачи:
- уточнить представление: о том, кто такие ученые, о назначении детской лаборатории, о правилах поведения в детской лаборатории
- познакомить с понятиями: «наука» (познание), «гипотеза» (предположение), эксперимент (опыт)
- познакомить детей с приборами для наблюдения и опытов: микроскоп, лупа, подзорная труба, бинокль, телескоп
- познакомить с правилами пользования приборами. Экскурсия в детскую лабораторию.
Скачать планы
Беседа: «Что такое лаборатория?»
Беседа: «Где применяют волшебные стеклышки?»
Опыты – эксперименты: «Естественная лупа», «Подводная лодка», «Секретное письмо», «Как оттереть зелёную от травы коленку?»
Рассматривание приборов.
Игра: «Нюхаем, пробуем, слушаем, видим, ощущаем».
Сюжетно – ролевая игра: «Научная лаборатория». Привлечь родителей к созданию предметно — развивающей среды.
Родительское собрание на тему: «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности».
Консультация:
«Значение опытно – экспериментальной деятельности для психического развития ребенка»
Оформить альбом со схемами и зарисовками, пиктограммами по детскому экспериментированию.
2 неделя
Тема: «Этот удивительный воздух. Обследование свойств воздуха»
Задачи:
- развивать познавательно-исследовательскую и продуктивную (конструктивную) деятельность
- дать представление о воздухе как газообразном веществе
- познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения
- помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека
- формировать представление о том, что ветер – это движение воздуха.
Образовательная ситуация.
Проектная деятельность.
Опыты — эксперименты с воздухом: «Как обнаружить воздух?», «Воздух расширяется», «Воздух сжимается»,
«Взвешивание воздушных шаров».
- Наблюдение на прогулке за ветром.
- Беседа о свойствах воздуха.
- Загадки о воздухе.
Игры: «Что в пакете», «Узнай по запаху», «Игры с соломинкой».
Рисование.
Консультация: «Игра или экспериментирование».
Цель: Роль экспериментирования для развития дошкольников.
Привлекать родителей к пополнению центра экспериментирования новой познавательной литературой.
Домашнее задание: дети с родителями оформляют панно «БЕРЕГИТЕ ВОЗДУХ» (прикрепляют силуэты деревьев), раскрашивание силуэтов деревьев.
Изготовление флюгера.
Дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; он находится вокруг нас, воздух можно почувствовать. Расширять представление детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, горячий (легкий) поднимается вверх. При охлаждении воздух сжимается, холодный (тяжелый) опускается вниз, он может быть влажным.
Познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс, научить различать его силу.
Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).
Поместить в уголок султанчики, игрушки – вертушки, сосуды разного объема и формы.
Определить силу ветра с помощью флюгера.
3 неделя Тема: «Волшебница вода».
Задачи:
- уточнить свойства воды (жидкая, бесцветная, прозрачная, без запаха, текучая, имеет вес, не имеет формы)
- способствовать накоплению представлений о свойстве воды: вода изменяет цвет
- выявить вещества, которые растворяются в воде
- познакомить со способом очистки воды – фильтрованием
- выявить положительные и негативные стороны воздействия воды на окружающую среду и человека.
- развивать любознательность, мыслительные способности.
Образовательная ситуация.
Презентация: «Опыты с водой» (мультимедиа).
Проектная деятельность.
Дидактическая игра: «Хорошо – плохо».
Проведение опытов с водой: «Узнаем, какая вода» (по карточке-схеме), «Окрашивание воды», «Очищение воды с помощью фильтров».
Игра «Спрячь пуговку». Консультация:
«Игра или экспериментирование».
Цель: рассказать родителям о роли экспериментирования для развития дошкольников.
Зарисовка в таблице графических рисунков, обозначающих данные свойства воды.
Закрепить знания правил безопасного поведения при работе с различными веществами.
4 неделя Тема: «Состав и свойства почвы.
Сравнение песка, почвы и глины. Песочные часы».
Задачи:
- познакомить со свойствами почвы и входящих в ее состав песка и глины
- расширить знания о свойствах песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого)
- развивать познавательный интерес детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности
- обогащать и развивать словарь детей
- закрепить знания об окружающем мире.
Образовательная ситуация.
Экспериментирование с песком и глиной на прогулке «Песчаный конус», «Рассеянный песок», «Своды и тоннели», «Мокрый песок».
Рассматривание, обследование и сравнение песка и глины.
Игры с песком и глиной.
Рисование на сухом, мокром песке.
Лепка из песка и глины. Анкетирование родителей.
Цель: выявить отношение родителей к исследовательской активности детей. Дети называют сходства и
различия между песком и глиной, проводят опыты, зарисовывают наблюдения в таблицу.
Поместить в уголок экспериментирования песочные часы, емкости с почвой, глиной, песком, палочки для самостоятельных опытов.
Октябрь
Неделя Тема, задачи Вид деятельности Работа с родителями Примечания 1 неделя Тема: «На свету и в темноте».
Задачи:
- выявить благоприятные условия для роста и развития растений
- определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растения
- развивать познавательный интерес детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности; Образовательная ситуация.
Опыты – эксперименты: «Росток», «Для чего корешки», «Как увидеть движение воды через корешки?», «Что потом?», «Где лучше расти?», «На свету и в темноте»
Дидактическая игра «Угадай растение», «Хорошо-плохо», «Один-много».
Труд в природе. Консультация на тему: «Развиваем внимание и мышление дошкольников – учим ребенка быть любознательным».
Практикум: «Занимательные опыты для умных пап и дошколят». В течение недели дети под руководством воспитателя наблюдают за двумя растениями, одно из которых находится на свету, а другое – в темноте.
Вывод: растение растет быстрее на свету, чем в темноте.
Зарисовка опыта.
Сбор осенних листьев для гербария.
2 неделя Тема: «Магнит и его волшебные свойства».
Задачи:
- познакомить с понятиями «магнит» и «магнитная сила»;
- формировать и приобретать знания посредствам опытов, делать выводы, обобщения;
- воспитывать навыки взаимопомощи;
- развивать воображение, творческие способности.
Образовательная ситуация.
Игры-эксперименты с магнитом: «Танцующая фольга», «Вися на голове».
Изготовление театра:
Сказка «3 поросёнка» на новый «магнитный» лад.
Составление схемы «Что притягивает магнит». Консультация: «Соблюдение правил безопасности».
Цель: Познакомить с необходимыми правилами безопасности при организации и проведении экспериментов и игр дома. Поместить в уголок магниты разные по размеру и разные мелкие предметы из разных материалов.
Вырезать любых героев сказок и с обратной стороны приклеить металлическую пластинку.
|