Задачи: сформировать представление детей о свойствах песка, глины, камней; научить сравнивать материалы, правильно называть их особенности. В соответствии с их свойствами использовать в поделках. Познакомить с песочными часами, развивать «чувство времени», творчество.
Материал: камни и глина (на каждого ребенка); в миске сухой песок; ложечка для песка; часы песочные (на 1 и 10 мин.); 1 большая и две средние банки с водой; 2-3 гвоздя, молоток; доски для лепки, поднос для коллективной лепки; фишки для награждения детей за правильные ответы; эмблемы на каждого ребенка в соответствии с названием команды; магнитофон, кассета с записью.
Ход занятия:
1 часть.
Дети стоят вокруг воспитателя.
Воспитатель. «Ребята, сегодня мы с вами… (раздается стук в дверь). Интересно, кто это может быть? Все на месте, никого больше не ждем. (Входит Незнайка). Да это Незнайка к нам пришел. Здравствуй, Незнайка!»
Незнайка (расстроено). «Здравствуйте…»
Воспитатель. «Что случилось? Почему ты такой расстроенный? Может, мы тебе чем-нибудь поможем?»
Незнайка. «Да этот Знайка, умный нашелся, говорит, что из этого мусора можно сделать (снимает портфель из-за спины, показывает камни, глину и песок). И что можно из всего этого сделать? (чешет затылок)».
Воспитатель. «Ты пришел по адресу, потому что сегодня мы с ребятами будем знакомиться со свойствами песка, глины и камней. Оставайся с нами и сам все узнаешь.
Для начала, мы разделимся на две команды: «Ромашка» и «Колокольчики». Ребята рассаживайтесь по местам… Но что это? Мы, кажется, попали в какую-то лабораторию. На столе находятся разные материалы и инструменты (на столе дети видят камни, песок, глину, банки с водой, молоток, гвозди и т.д.)
Давайте представим, что мы работники лаборатории. Я – научный сотрудник, а вы мои помощники (или ассистенты). (Воспитатель предлагает одеть детям фартуки, сам одевает белых халат, очки). Сейчас мы будем проводить опыты.
Сядьте поудобнее, лицом к столу, обратите внимание на материалы, лежащие перед вами. Давайте, сравним эти материалы и выделим их свойства. Сначала определим свойства песка, глины, а затем – камня. (Проводится сенсорное обследование материалов: дети рассматривают их, ощупывают, пытаются сыпать, надавливать, забивать в них гвоздь, бросают).
Песок шуршит при насыпании на стол, при падении куска глины возникает стук. Песок (сухой) рассыпается, а глина нет; можно изменять форму, т.е. глина пластичная. Песок состоит из мелких крупинок, а глина однородная масса.
Камень и глина.
Во время удара друг о друга камень издает звук, а глина нет. Воспитатель пробует забить гвоздь в камень (камень твердый, поэтому гвоздь не вбивается); глина мягкая (гвоздь легко входит, без использования молотка). При надавливании камень не изменяет формы, а глина меняет.
Камень и песок.
Воспитатель. Возьмите камень и горсточку песка. Потрогайте камень и песок, подержите их в руках. Камень какой? Правильно, твердый. А песок рассыпчатый. Если бросить камень на стол, какой звук он издает при ударе, правильно гремит. А песок, если сыпать на стол шуршит. А что тяжелее камень или песок (сравнивая камень и песок проводится опыт)
Опыт: в одну банку с водой насыпается песок, в другую кладутся камни; дети наблюдают, как происходит оседание на дно материала; затем в большую банку с водой кладутся сразу два материала (камни и песок) все перемешивается палочкой. Дети наблюдают, что раньше осядет на дно. Дети делают выводы: камни тяжелее песчинок, они оседают раньше.
Дети делают выводы после сравнения всех материалов.
2 часть.
Физминутка: дети встают, подсчитывают фишки, определяют итоги соревнования. Команда – победитель делает круг почета, другая ей аплодирует (под музыку).
3 часть.
Воспитатель. Дальше мы с вами перейдем в гончарную мастерскую. (Дети садятся на свои места). Воспитатель уточняет в беседе с ними, как и для чего люди используют природные материалы (песок, глину и камни).
Камни – при строительстве домов (фундамент), дорог.
Глина – при изготовлении кирпичей, глиняной посуды, поделок (в народно-прикладном искусстве), игрушки.
Песок – при строительстве (приготовление раствора, который скрепляет кирпичи между собой).
«Давным-давно для определения времени люди пользовались песочными часами и выглядели они так (демонстрация песочных часов)». Дети в течение минуты наблюдают движение песка. Затем выставляются другие песочные часы (на 10 минут); предлагается за 10 минут слепить любую игрушку. Воспитатель, Незнайка с детьми за это время тоже изготавливают игрушку из глины. По прошествии 10 минут воспитатель обращает внимание детей на время: «10 минут – это довольно много, все вместе успели сделать много разных поделок.
Далее воспитатель предлагает вспомнить, что нового они (дети и Незнайка) узнали на занятии. (Ответы детей).
Воспитатель обращается к Незнайке: «Ну, что Незнайка, интересно тебе было у нас на занятии?»
Незнайка: «Да, очень. Я столько много узнал нового и интересного. И пусть теперь Знайка не думает, что он самый умный. Ну, я пошел. Спасибо вам! До свидания.
Дети и воспитатель: «До свидания».
Воспитатель: «Ребята, давайте помоем руки и будем отдыхать».
Воспитатель: Гришанина Л.М
ГБОУ СОШ №2 СП детский сад «Теремок»
|