Все дети любят играть в песок. Каждый из нас не раз мог наблюдать, с каким восторгом они возводят башни, строят дороги или просто делают куличики. И я подумала: «А почему бы не использовать песок и в совместной деятельности с детьми в группе?»
Конечно, любой из используемых материалов должен соответствовать определённым требованиям: безопасность, доступность, возможность длительного хранения, многофункциональность использования. Песок отвечает всем этим требованиям, да и приобрести его совсем не сложно, продаётся песок в любом строительном магазине и стоит совсем не дорого. Конечно, перед использованием его лучше прокалить. Сделать это совсем не сложно: нужно высыпать песок на жаропрочный поддон и поставить в духовку минут на 20. У меня в группе есть два варианта работы с песком: это большой контейнер с невысокими бортиками, наполненный песком наполовину. Вокруг него могут встать сразу 6 человек, что позволяет ребятам играть вместе, взаимодействовать друг с другом, договариваться, обсуждать общаться. Второй вариант – это индивидуальные подносы, на которые насыпан песок (подносы лучше выбирать глубокие)
Скачать конспект
Как оказалось, песок легко сочетается с бросовым и природным материалом, можно использовать фасоль, бобы, горох. Так же хорошо подойдут любые мелкие игрушки, различные баночки, стаканчики, одноразовые ложки и т.д. Это даёт возможность придумывать различные формы работы, выполнять разнообразные и интересные задания, используя как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей, и для индивидуальной работы.
Работа с этим материалом не имеет возрастных ограничений, он актуален как в младшем, так и в старшем дошкольном возрасте.
Очень важно, что такая деятельность создаёт условия для психологической комфортности – работая с песком, дети не бояться сделать ошибки, любую неточность можно легко исправить – достаточно просто встряхнуть поднос, а значит, нет зажатости, страха сделать что-то не правильно.
Многообразие форм работы с песком отвечает всем современным требованиям и решает задачи во всех основных областях развития.
1. Социально-коммуникативное развитие:
- Способствует развитию игровой деятельности
- Умению взаимодействовать со сверстниками
- Приобщению к правилам безопасного поведения
- Формированию волевых качеств (усидчивости, терпению, умению доводить работу до конца).
- Воспитанию самостоятельности, уверенности к себе.
2. Познавательное развитие:
- Формирует навыки познавательно исследовательской деятельности
- Развивает память, внимание, конструктивное и логическое мышление.
- Даёт возможность обобщению и закреплению пройденного материала.
- Способствует формированию целостной картины мира.
3. Речевое развитие:
- Способствует развитию связной речи
- Умению свободно общаться с взрослыми и с детьми
- Способствует обогащению словаря
4. Художественно-эстетическое развитие:
- Развивает воображение
- Формирует эстетический вкус
- Развивает художественные способности, чувство ритма.
5. Физическое развитие:
- Способствует сохранению и укреплению здоровья
- Накоплению и обогащению двигательного опыта
- Развитие координации
- Развитие мелкой и крупной моторики
Работа с песком интересна и очень разнообразна. Существует множество вариантов использования песка:
1. Опыты с песком
Песок можно пересыпать, наполнять им различные емкости (это могут быть различные стаканчики или баночки), насыпать можно ложками разного размера, использовать шпатели или сыпать просто руками. В песок можно закапывать различные предметы, строить башни, тоннели и т.д.
2. Рисование на подносах с песком
Рисование можно с обычных линий, дорожек, предложить нарисовать различные геометрические фигуры, волшебное дерево, сказочный дворец или красивое платье. Рисунок можно украсить бусинами, пуговицами, природным материалом (желуди, фасоль, камушки)
3. Рассказывание сказок
Рассказывание сказок, используя рисунки на подносе, пальчиковую гимнастику, различные действия с предметами (мелкие игрушки, шумелки, природный материал). Сначала лучше использовать знакомые сказки и истории с простым сюжетом, постепенно усложняя и сюжет и действия, которые выполняют дети, включая их таким образом в процесс рассказывания, фантазирования.
4. Также подносы с песком можно использовать в учебном процессе. Для закрепления понятия величины, классификации, сравнения групп и предметов.
Такие занятия очень нравятся детям. Не менее важна и свободная деятельность, где задача взрослого создать условия для развития творчества и самостоятельности. Игра – это ведущий вид деятельности ребенка, а игры с пеком позволяют реализовать свой накопленный опыт и творческий потенциал.
|