Описание проекта:
Опытно — экспериментальную деятельность по изучению неживой природы можно проводить в рамках нерегламентированной образовательной деятельности с детьми второй младшей группы, организовывать во второй половине дня 2-3 раза в неделю в специально оборудованном уголке экспериментирования.
Данный проект представляет собой создание в группе условий для развития у детей познавательной активности, любознательности и формирования у детей интереса к исследованию неживой природы с помощью детского экспериментирования.
Скачать проект
В процессе опытно — экспериментальной деятельности используются следующие виды деятельности:
- игровая
- познавательно — исследовательская (опыты) и продуктивная
- коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы)
учебная (речевое развитие, рисование, лепка).
Все беседы и опыты необходимо проводить с учетом уровня развития и познавательных интересов детей. Для развития игровой ситуации можно включить участие любого игрового персонажа, например «Любознательного Зайчика» и сопровождать совместную деятельность классической музыкой со звуками природы. После совместной опытно — экспериментальной деятельности рекомендуется проводить воспитательные моменты — почистить и убрать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом.
Актуальность проекта:
Детское экспериментирование особенно актуально с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО). Согласно ФГОС ДО программы дошкольных учреждений должны реализовываться, прежде всего, в форме игры, творческой активности и познавательно — исследовательской деятельности, которая включает в себя исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними. [1]
Познавательное развитие предполагает в первую очередь развитие интересов детей, их любознательности и развивает у дошкольников воображение и творческую активность. Именно детское экспериментирование заслуживает особого внимания в развитии исследовательской активности дошкольников. Развиваясь как деятельность, направленная на познание, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка и является хорошим средством интеллектуального развития детей дошкольного возраста, так как включает в себя активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутых гипотез в действие и построение выводов. Экспериментальная деятельность всегда вызывает у детей:
- особый интерес к исследованию природы
- развивает мыслительные операции
- стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка
- активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями и др.
- побуждает детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. [1]
Для детей младшего дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. В процессе взаимодействия с предметами (экспериментирования) происходит развитие всех видов восприятия, мелкой моторики пальцев рук, а это, прежде всего, стимулирует активность центров головного мозга, отвечающих за речь ребенка. В ходе экспериментирования взрослый создает проблемные ситуации, которые способствуют активизации наглядно-образного и логического мышления, произвольного и непроизвольного внимания, воображения, а через объяснения и умозаключения у детей пополняется словарный запас. А постановка вопросов, которые заставляют ребенка вернуться к прошлому опыту (эксперименту), способствует развитию памяти.
В ходе своей педагогической работы, мы обратили внимание на то, что познавательная активность у детей дошкольного возраста слабо развита. Это особенно отражается на развитии речи, логического мышления, памяти и внимания. Дети не всегда проявляют любознательность, исследовательский интерес к миру живой и неживой природы, а больше предпочитают другие виды деятельности, а родители воспитанников, чаще всего даже и не знают, чем занять своего ребенка. Понимая, какое значение имеет детское экспериментирование в развитии интеллектуальных способностей детей, нам педагогам необходимо стремиться создавать условия для исследовательской активности детей, сотрудничать с родителями, ведь основными принципами дошкольного образования (согласно ФГОС ДО) являются:
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
- сотрудничество Организации с семьей
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. [1]
Зачастую воспитатели сталкиваемся с трудностями моделирования занятий познавательного цикла с элементами экспериментирования, организации и оформлении уголков экспериментирования с соответствующим материалом, из-за отсутствия методической литературы по организации экспериментирования.
Именно поэтому возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость формирования у детей интереса к исследованию природы, любознательности и познавательной активности, взаимодействие с родителями воспитанников по вопросам повышения познавательной активности детей и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели нас к выбору данной темы проекта, тем самым подтверждая его актуальность.
Цель проекта:
Создать в группе условия для развития у детей познавательной активности, любознательности и формирования у детей интереса к исследованию неживой природы с помощью детского экспериментирования. Научить детей через игры — опыты определять физические свойства воды, воздуха и песка, делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.
Задачи проекта:
Для педагога:
- познакомится с современной методической литературой по детскому экспериментированию;
- выстроить систему работы, которая обеспечит, формирование познавательной активности у детей в проектной деятельности;
- систематизировать литературный и иллюстрированный материал по детскому экспериментированию во второй младшей группе по теме «Неживая природа – вода, воздух и песок»;
- организовать в группе развивающую среду, способствующую развитию навыков экспериментирования;
- привлечь родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни;
- разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по детскому экспериментированию в домашних условиях;
- подготовить совместно с родителями картотеку опытов по теме «Неживая природа-воздух, вода, песок»;
- провести заключительное мероприятие: представление презентации по проекту, изготовление фото-коллажа с детьми и их родителями "Мы и дома не скучаем * опыты мы вместе ставим!".
Для детей:
- привить навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности;
сформировать у детей знания о физических свойствах неживой природы (вода, воздух, песок);
- учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений, повысить уровень речевой активности, обогатить активный словарь, развить связную речь;
- формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;
- изготовить фото-коллажи:
- «Наши опыты с водой!»
- «Наши опыты с воздухом!»
- «Наши опыты с песком!».
- стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.
Участники проекта и их роль в реализации проекта:
Участники Функции
Воспитатели Разрабатывают и реализуют проект
Осуществляют взаимодействие «родители + дети + воспитатели»
Ведут наблюдения за детьми
Проводят мониторинг
Воспитанники Творчески развиваются
Проводят опытно-исследовательские работы с воспитателями, родителями
Активно участвуют в проекте
Родители Получают информацию
Взаимодействуют с педагогами
Участвуют совместно с детьми в проекте
Необходимые материалы: методическая литература по детскому экспериментированию для детей дошкольного возраста и методический материал по технике безопасности, художественная литература, картотека опытов по теме «Неживая природа — воздух, вода, песок», материалы для запланированной опытно-экспериментальной деятельности.
Содержание проекта:
Подготовительный этап:
- постановка цели;
- определение актуальности и значимости проекта;
- подбор методической литературы по теме детское экспериментирование в детском саду и дома, для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты);
- создание и обустройство уголка экспериментирования для успешной реализации проекта.
Основной этап:
- Практическая часть:
- проведение опытов с водой и изготовление фото-коллажа
- проведение опытов с воздухом и изготовление фото-коллажа
- проведение опытов с песком и изготовление фото-коллажа
- Работа с родителями:
- разработка консультации — детское экспериментирование в детском саду
- разработка рекомендаций по организации детского экспериментирования в домашних условиях
- подготовка картотеки опытов по теме «Неживая природа — воздух, вода, песок»
- совместное изготовление фото-коллажа "Мы и дома не скучаем – опыты мы вместе ставим!"
- Создание продукта
Заключительный этап:
- Презентация проекта.
- Анализ
Предполагаемые результаты проекта:
Реализация представленного проекта поможет педагогам:
- организовать в группе развивающую среду, способствующую развитию навыков экспериментирования
- привить своим воспитанникам первоначальные навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности
- у детей сформируются знания о физических свойствах неживой природы (вода, воздух, песок)
- дети научатся сопоставлять факты и выводы из рассуждений
- повыситься уровень речевой активности
- обогатиться активный словарь, разовьется связная речь
- сформируется опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.
- привлечь родителей к образовательному процессу и экспериментированию в повседневной жизни.
Предполагаемый продукт проекта:
- Презентация проекта, составленного совместными усилиями детей и их родителями;
- Выставка фото-коллажей:
- «Наши опыты с воздухом!»;
- «Наши опыты с водой»;
- «Наши опыты с песком!»;
- «Мы и дома не скучаем – опыты мы вместе ставим!».
Список литературы и интернет источников:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. — «Неизведанное рядом» — Творческий Центр Сфера — Москва 2002г.
|