Наталья Новикова. Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста

Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возрастаРазвитие познавательной активности у детей дошкольного возраста – одна из важнейших задач современного образования.
В настоящее время в нашем детском саду  реализуется примерная основная общеобразовательная программа «Детство», разработанная в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования, в которой прописаны интегративные качества, которыми должен обладать выпускник дошкольного образовательного учреждения, а также будущий первоклассник: любознательный, активный, способный решать интеллектуальные и личностные задачи, овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.
В связи с этим и представляет особый интерес: изучение проектной деятельности и его активное внедрение в практику работы дошкольного учреждения.
Поэтому,  мы считаем, что для достижения планируемых результатов в освоении программы, необходимо  создать благоприятные условия для развития проектной деятельности в детском саду.
И уверенны в том, что детей необходимо знакомить с информацией и технологиями, которые пригодятся им в будущем. Ребята должны быть вовлечены в проекты, в ходе которых они научатся изобретать, понимать, осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения, помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
Всплеск интереса к организации проектной деятельности дошкольников как форме и способу развития познавательных способностей, приходится  на конец девяностых годов двадцатого века. Особое внимание к данной области дошкольного образования  появилось в связи с публикацией ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы. Государственный стандарт подчёркивает, что процессы обучения и воспитания не сами по себе развивают ребёнка, а лишь тогда, когда они протекают в его  личной осмысленной деятельности. Организация совместной с взрослым или самостоятельной исследовательской деятельности помогает дошкольнику обнаруживать всё новые и новые свойства предметов, их сходство и различия. Учёные, разрабатывающие современные программы ДОУ  настаивают на предоставлении детям  возможности приобретения знаний самостоятельно, что обеспечит умственную активность, обогатит интеллектуальные впечатления и интересы детей.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – я запомню, дай попробовать - и я пойму!» Из этого следует, что усваивается всё крепко и надолго, когда ребёнок не только услышит и увидит, но сделает сам.
Вот на этом и должно быть основано активное внедрение проектов в практику работы дошкольных учреждений.
Каждый педагог, работающий в «логопедической» группе  (группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи), знаком с тематическим принципом формирования лексики детей с ОНР. С.А. Миронова, Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. предлагают проводить занятия по продуктивным видам деятельности в унисон с логопедическими занятиями. То есть, если учитель-логопед проводит с детьми занятия, например, по теме «Транспорт», то и воспитатель будет заниматься рисованием, лепкой, аппликацией и конструированием по данной теме.
«В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной деятельности» - пишет Серафима Алексеевна Миронова о значении практического опыта для дошкольников с ОНР.
Метод проектирования подразумевает интеграцию различных видов деятельности на основе единого тематического проекта, в основе которого лежит проблема.
Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи мотивированно обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать (декламировать стихи, рассказывать о новых фактах), адекватно общаться с окружающими.
Нам, специалистам, работающим с детьми логопедической группы, известно о низкой познавательной активности у этих дошкольников. Повысить желание узнать что-то новое об окружающем, понять и запомнить полученные сведения метод проектирования поможет только в том случае, когда педагог интригующе преподнесет проблему, мотивирует цели и активно привлечет к работе не только воспитанников, но и их родителей.
Поэтому Педагогам ДОУ следует:
1. Донести до родителей основную задачу проектной деятельности – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям.
2. Создать в саду условия для проектной деятельности детей, где ребёнок чувствует себя учёным, исследователем, а взрослый является равноправным партнёром, соучастником деятельности, что позволяет ребёнку проявлять собственную исследовательскую (познавательную) активность.
Организация  образовательной работы с детьми по проектной деятельности заключается в следующем:
1. В преобразовании предметно-развивающей среды, создающей ребёнку свободу выбора и обеспечивающей успех в реализации поставленных целей:
строится на принципах доступности, новизны и с учётом личностно-ориентированной модели взаимодействия. Это уголки экспериментирования (в группах; на детских игровых площадках в зависимости от сезона; дополнительных развивающих помещениях (в нашем детском саду – это Центр игровой поддержки: где экспериментальная, исследовательская деятельность проводится с использованием песка, здесь идёт подготовка и реализация проектов «Путешествие песчаной бури»), где детям предоставляется свобода для исследовательской деятельности. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к проектной деятельности необходимо оборудовать и оснастить Центр экспериментирования (или «Детская лаборатория») включающий в себя в старших группах следующее оборудование:
Приборы-помощники: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, ёмкости для игр с водой разных объёмов и форм; природный материал:камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена…и т.д.;
Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
Разные виды бумаги;
Красители: гуашь, акварельные краски;
Медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл);
Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи.
2. Наработке практических материалов, позволяющих осуществлять деятельностный подход в процессе реализации проектов:
очень важно сделать в начале года перспективное планирование проектной деятельности в каждой возрастной группе дошкольников. Планирование детской проектной деятельности должно включать в себя:
проектную деятельность, организованную педагогом;
проектную деятельность по инициативе детей (активизация деятельности посредством развивающей среды);
познавательную непосредственно образовательную деятельность с элементами проектной деятельности;
демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми;
долгосрочные наблюдения – эксперименты.
3. Подборе диагностических методик для определения эффективности работы по развитию познавательной активности, исследовательской (проектной) деятельности:
разработать или использовать уже существующие в дошкольной педагогике (например: «Диагностика развития  способностей к исследовательской деятельности» разработанная профессором А.И. Савенковым: « Развитие умений делать выводы и умозаключения», «Угадай предмет», « Развитие навыков экспериментирования», « Развитие умений задавать вопросы»).
Три кита исследовательского обучения:
Савенков Александр Ильич, организатор, руководитель и председатель жюри Российского конкурса для дошкольников и младших школьников «Я – исследователь», доктор психологических и педагогических наук, академик Академии педагогических и социальных наук разделяет программу исследовательского обучения дошкольников на три элемента:
1. Элемент - Развитие у детей исследовательских умений и навыков:
Проведение исследовательского поиска требует специальных знаний, умений и навыков. И ребёнка необходимо целенаправленно обучать, давать ему эти знания, развивать и совершенствовать необходимые в исследовательском поиске умения и навыки:
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определения понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперименты;
- делать умозаключения и выводы;
- структурировать материал;
- готовить собственные мини-доклады;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

2. Элемент - Детская исследовательская практика:

Основное содержание в этом разделе – проведение детьми самостоятельных исследований и выполнение ими творческих проектов. Непосредственно образовательную деятельность в этой программе следует выстраивать так, чтобы степень самостоятельности ребёнка в процессе учебно-исследовательского поиска постепенно возрастала.

3. Элемент - Мониторинг исследовательской деятельности дошкольников:

Ребёнок должен знать, что результаты его изысканий интересны другим, и он обязательно будет услышан. С одной стороны, мы должны обязательно дать каждому ребёнку изложить собственные результаты, с другой – обучать его элементарным навыкам презентации собственных открытий, аргументировать собственные суждения, умозаключения и выводы.

Структура детского исследования:

Постановка проблемы, которую необходимо разрешить;

Целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);

Выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);

Проверка гипотез (сбор данных,экспериментирование,реализация в действиях);

Анализ полученных результатов (подтвердились ли гипотезы);

Формулирование выводов.

В своём образовательном учреждении организуя работу с детьми старшего дошкольного возраста по формированию познавательно-исследовательских компетенций посредством включения в совместную проектную деятельность через взаимодействие всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов) выявлено, что дети научились самостоятельно находить темы для исследований, ставить проблему, составлять план действий по этой проблеме, оформлять результаты исследований в определённый продукт, смело высказывать свои суждения  о предметах и явлениях. У детей обогатилось и расширилось представление об окружающем мире, повысилась наблюдательность, любознательность. Дети научились работать сообща, договариваться.

Таким образом, правильно организованная проектная  деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка. Детям необходим  определенный период для осмысления полученной информации, усвоив ее, они сделают более сложный виток в познании окружающего мира.

В заключение хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: «Люди научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».

Просмотров: 1373
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Будникова Оксана Александровна. Методическая разработка «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности»
  • Шаповалова Татьяна Анатольевна. Опыт работы воспитателя комбинированной группы ДОУ «Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Зайцева Раиса Сергеевна. Формирование у детей познавательной активности и экологической культуры посредством исследовательской деятельности. Совместная деятельность с детьми «Очистка водоема».
  • Карташова Надежда Геннадьевна. Коллекционирование — одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития познавательной активности дошкольников в условиях реализации ФГОС.
  • Лосева Валентина Васильевна. «Развитие познавательных способностей дошкольников в процессе проектной деятельности»
  • Фролова Наталья Николаевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Свойства воздуха и воды».
  • Елена Васильевна Савельева. Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ОНР, ФФНР. Игра «Что? Где? Когда» по теме «Весна».
  • Омельченко Виктория Валерьевна. «Внедрение проектной деятельности в педагогический процесс с целью повышения интереса к чтению и формирования читательских компетенций у детей дошкольного возраста».
  • Семенихина Наталья Васильевна. Влияние экологического воспитания на развитие нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста с использованием проектной деятельности «Дошколята друзья и защитники природы»
  • Малинина Виктория Александровна. Совместная деятельность детей и родителей в рамках проектной деятельности «МОЯ МАМОЧКА» в старшей группе.
  • Мальцева Людмила Владимировна. Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания
  • Иванова Нина Иннокентьевна. Применение технологии проектной деятельности в воспитательно – образовательном процессе с детьми младшего дошкольного возраста
  • Мальцева Людмила Владимировна. Презентация 'Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания'
  • Банщикова Марина Владимировна. Мастер-класс для педагогов «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ». Тема: «Сказка в экспериментальной деятельности дошкольников»
  • Стриканова Людмила Валерьевна. Фрагмент совместной деятельности воспитателя и детей по развитию игровой деятельности в младшей группе «Игровая деятельность младших дошкольников как средство их речевого развития»
  • Подольская Ольга Алексеевна. Место проектной деятельности в образовательной программе дошкольного образования
  • Сабитова Алсу Шикуровна. «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования»
  • Перепросова Кристина Александровна. Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности
  • Мальцева Виктория Викторовна. «Формирование умений и навыков поисково-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по развитию речи»
  • Касьянова Анна Николаевна. «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Тазалова Наталья Александровна. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВЕДЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
  • Бортулева Маргарита. Творческая разработка «Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»
  • Курносова Галина Евгеньевна. Методические рекомендации по организации проектной деятельности с детьми 6-7 лет (из опыта работы)
  • Вдовина Валентина Николаевна. Опыт работы «Приобщение детей к истокам культуры жителей Нижегородской области на основе проектной деятельности»
  • Терехова Елена Васильевна. Аналитическая справка по итогам проведения диагностики гражданско-патриотического воспитания дошкольников в ходе реализации проектной деятельности.
  • Шигабеева Рашида. Выступление из опыта работы на МО на тему: «Формирование познавательной активности ребёнка дошкольного возраста в разных видах деятельности».
  • Наталья Зорина. Тема проектирования: Создание и использование предметно – развивающей среды и игровой деятельности для формирования гендерной идентичности детей старшего дошкольного возраста.
  • Шейхмамбетова Сафие Энверовна. Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательной деятельности на тему: «Весна повсюду» для детей среднего дошкольного возраста на прогулке.
  • Юсупова Елена Михайловна. Опытно – экспериментальная деятельность «Развитие творческой исследовательской активности детей первой группы раннего развития в процессе детского экспериментирования»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь