Лосева Валентина Васильевна. «Развитие познавательных способностей дошкольников в процессе проектной деятельности»

«Развитие познавательных способностей дошкольников в процессе проектной деятельности»

Детство – уникальный и волшебный мир. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Действительно, для него все впервые: страх и радость, солнце и дождь. Пятилетних детей называют «почемучками», так как в этом возрасте познавательная активность очень высокая: каждый ответ на вопрос рождает новые вопросы. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно–следственными, родо-видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину.

 

Скачать планы

Скачать материалы к проекту

Каждый ребенок с первой минуты жизни стремиться к открытиям, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, организовав сопровождение исследовательской деятельности.

Планирование этой работы предполагает в первую очередь создание педагогом условий, которые способствуют этой самостоятельной деятельности. Для этой цели в группе организована «Детская лаборатория», которая в свою очередь состоит из трех «мини-лабораторий»: «Мир воды»; «Мир воздуха»; «Мир и человек». Опыты и эксперименты проводим в «Детской лаборатории», а в хорошую погоду – на улице. Экспериментирование в лаборатории связываем, по возможности, с наблюдением на прогулке или с экскурсией.

Для проведения опытов и экспериментов на территории детского сада, участка группы, организована специальная переносная лаборатория.

В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности.

Практическая, исследовательская деятельность в природных условиях играет огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста. Практика показала, что дети, педагоги и родители, с удовольствием и с большим интересом участвуют в разного рода, экологических проектах.

Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника.

Прежде всего, в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских творческих заданий. Кроме того, развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные.

В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.

Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.

В ходе проектной деятельности развиваются и детско-родительские отношения. Ребенок открывается родителям с другой стороны, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в знакомых ситуациях.

Мною был разработан экологический проект «Две кудрявые подружки».

Перед детьми была выдвинута проблема: «Как можно подружиться с деревьями, узнать как можно больше о их жизни, выяснить в чем они нуждаются?». Эта проблема заинтересовала детей. Вместе с детьми был выбран объект — две березки на участке. Далее к реализации проекта были подключены родители. Они были ознакомлены с проектом. Для них был объявлен конкурс «Придумай имя для объекта».

На втором этапе проекта нашей целью был поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.

Дети наблюдали за березками, зарисовывали свои наблюдения в альбоме наблюдений, пробовали измерить объект линейками, веревочками, создавали схемы-картинки по интересующим вопросам; обследовали территорию вокруг берез; проводили опыты. Результаты опытов также зарисовывались.

Для опытов был подготовлен специальный инвентарь, который был оформлен руками детей: снегомер, коробка ощущений, дождемер, маленькие баночки для предметов, ловушки для животных.

В ходе реализации проекта, через определенный промежуток времени некоторые вопросы перед детьми ставились повторно, но с усложнением, например: измерение дождя в осеннее время года проводилось с использованием одного дождемера, а весной мы пробовали измерить дождь, используя два разных дождемера (например, с широким горлышком и узким, высокий и низкий и т.д.).

В реализации проекта огромную помощь оказывали родители.

  • помогли придумать название проекта;
  • помогли в подборе иллюстраций к схемам;
  • участвовали в конкурсе поделок «Наши подружки»;
  • подобрали детские книги, стихи, пословицы, загадки и сказки о березке.
  • участвовали в конкурсе на лучшее изготовление кормушки.

Реализация проекта позволила мне решить следующие задачи:

  1. Развить познавательные способности, творческое мышление и воображение;
  2. Сформировать предпосылки для поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  3. Развить умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  4. Сформировать желание участвовать в процессе совместной проектно-исследовательской деятельности.
Просмотров: 709
Категория: По направлениям » Для детского сада » Перспективные планы для Детского сада




Другие новости по теме:

  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Терехова Елена Васильевна. Аналитическая справка по итогам проведения диагностики гражданско-патриотического воспитания дошкольников в ходе реализации проектной деятельности.
  • Фролова Наталья Николаевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Свойства воздуха и воды».
  • Вохмянина Наталья Сергеевна. Организация простейших опытов в процессе исследовательской деятельности с детьми 3-4 лет
  • Клевко Анна Ивановна. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности
  • Шаповалова Татьяна Анатольевна. Опыт работы воспитателя комбинированной группы ДОУ «Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
  • Бортулева Маргарита. Творческая разработка «Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»
  • Банщикова Марина Владимировна. Мастер-класс для педагогов «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ». Тема: «Сказка в экспериментальной деятельности дошкольников»
  • Тазалова Наталья Александровна. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВЕДЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
  • Сабитова Алсу Шикуровна. «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования»
  • Попелышева Светлана Васильевна. Развивающая образовательная среда для детей с ОВЗ в условиях реализации проекта «Консультационный пункт» для сельского детского сада.
  • Исмагзамова Елена Михайловна. Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста в процессе организации познавательно-исследовательской детской деятельности
  • Бирюкова Мария Николаевна Иващенко Марина Ивановна. Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности для детей младшей группы «Какой дом лучше?»
  • Гордова Юлия Львовна. «Развитие исследовательской и проектно-экспериментальной деятельности у детей как условие успешной социализации»
  • Морозова Ирина Викторовна. Организация поисково — исследовательской деятельности детей дошкольного возраста как формы ознакомления с природой в условиях реализации ФГОС ДО.
  • Мурашева Людмила Григорьевна. Конспект проекта познавательно-исследовательской деятельности «От зерна до каравая» в средней группе
  • Жирнова Ирина Викторовна. Занятие по познавательно — исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Как приготовить кофе».
  • Иванова Нина Иннокентьевна. Применение технологии проектной деятельности в воспитательно – образовательном процессе с детьми младшего дошкольного возраста
  • Труль Татьяна Анатольевна. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми по образовательной области «Познавательное развитие» с использованием элементов технологии исследовательской деятельности. Тема: 'Путешествие в сказку'
  • Леонова Татьяна Николаевна. ТЕХНОЛОГИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
  • Иващенко Марина Ивановна, Бирюкова Мария Николаевна. Мастер класс для педагогов «Использование опытов и экспериментов в образовательной деятельности детей дошкольного возраста»
  • Романова Татьяна Анатольевна. Конспект образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности (окружающий мир) Тема: Весна. «Музей природы»
  • Чубрикова Татьяна Николаевна. «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
  • Бобровская Светлана Алексеевна. Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности в соответствии с критериями шкал ECERS-R
  • Николаева Марина Васильевна. НОД для детей младшего дошкольного возраста «Жил – был самолетик»
  • Стриканова Людмила Валерьевна. Фрагмент совместной деятельности воспитателя и детей по развитию игровой деятельности в младшей группе «Игровая деятельность младших дошкольников как средство их речевого развития»
  • Згурськая Е. А. Пучинина Л. Ю. Фролова Е.В. Чаусова О.А.. Развитие любознательности, познавательного интереса дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности
  • Семенихина Наталья Васильевна. Влияние экологического воспитания на развитие нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста с использованием проектной деятельности «Дошколята друзья и защитники природы»
  • Тютерева Наталия Валерьевна. «Рабочая программа по развитию познавательно-исследовательской деятельности для детей 6-7 лет», образовательная область «Познавательное развитие».
  • Лазорик Наталия Ивановна. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, Старшая группа для детей с ЗПР. Тема: 'В гостях у сказки'.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь