Детство – уникальный и волшебный мир. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Действительно, для него все впервые: страх и радость, солнце и дождь. Пятилетних детей называют «почемучками», так как в этом возрасте познавательная активность очень высокая: каждый ответ на вопрос рождает новые вопросы. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно–следственными, родо-видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину.
Скачать планы
Скачать материалы к проекту
Каждый ребенок с первой минуты жизни стремиться к открытиям, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, организовав сопровождение исследовательской деятельности.
Планирование этой работы предполагает в первую очередь создание педагогом условий, которые способствуют этой самостоятельной деятельности. Для этой цели в группе организована «Детская лаборатория», которая в свою очередь состоит из трех «мини-лабораторий»: «Мир воды»; «Мир воздуха»; «Мир и человек». Опыты и эксперименты проводим в «Детской лаборатории», а в хорошую погоду – на улице. Экспериментирование в лаборатории связываем, по возможности, с наблюдением на прогулке или с экскурсией.
Для проведения опытов и экспериментов на территории детского сада, участка группы, организована специальная переносная лаборатория.
В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности.
Практическая, исследовательская деятельность в природных условиях играет огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста. Практика показала, что дети, педагоги и родители, с удовольствием и с большим интересом участвуют в разного рода, экологических проектах.
Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника.
Прежде всего, в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских творческих заданий. Кроме того, развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные.
В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.
Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.
В ходе проектной деятельности развиваются и детско-родительские отношения. Ребенок открывается родителям с другой стороны, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в знакомых ситуациях.
Мною был разработан экологический проект «Две кудрявые подружки».
Перед детьми была выдвинута проблема: «Как можно подружиться с деревьями, узнать как можно больше о их жизни, выяснить в чем они нуждаются?». Эта проблема заинтересовала детей. Вместе с детьми был выбран объект — две березки на участке. Далее к реализации проекта были подключены родители. Они были ознакомлены с проектом. Для них был объявлен конкурс «Придумай имя для объекта».
На втором этапе проекта нашей целью был поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.
Дети наблюдали за березками, зарисовывали свои наблюдения в альбоме наблюдений, пробовали измерить объект линейками, веревочками, создавали схемы-картинки по интересующим вопросам; обследовали территорию вокруг берез; проводили опыты. Результаты опытов также зарисовывались.
Для опытов был подготовлен специальный инвентарь, который был оформлен руками детей: снегомер, коробка ощущений, дождемер, маленькие баночки для предметов, ловушки для животных.
В ходе реализации проекта, через определенный промежуток времени некоторые вопросы перед детьми ставились повторно, но с усложнением, например: измерение дождя в осеннее время года проводилось с использованием одного дождемера, а весной мы пробовали измерить дождь, используя два разных дождемера (например, с широким горлышком и узким, высокий и низкий и т.д.).
В реализации проекта огромную помощь оказывали родители.
- помогли придумать название проекта;
- помогли в подборе иллюстраций к схемам;
- участвовали в конкурсе поделок «Наши подружки»;
- подобрали детские книги, стихи, пословицы, загадки и сказки о березке.
- участвовали в конкурсе на лучшее изготовление кормушки.
Реализация проекта позволила мне решить следующие задачи:
- Развить познавательные способности, творческое мышление и воображение;
- Сформировать предпосылки для поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- Развить умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- Сформировать желание участвовать в процессе совместной проектно-исследовательской деятельности.
|