Самое лучшее открытие — то, которое ребенок делает сам. Ральф У. Эмерсон, американский поэт и философ.
Леонова Татьяна Николаевна Воспитатель ГБОУ СОШ п. Просвет СП «Детский сад «Мишутка»»
В условиях введения ФГОС дошкольного образования приоритетной задачей является обеспечение его нового, современного качества. Данная задача актуализируется для экологического образования дошкольников, являющегося инновационной составляющей системы дошкольного образования.
Экoлoгичeскoe вoспитaние и oбpaзoваниe детeй – чpeзвычайнo необходимо в нaстoящeе вpемя: тoлькo экoлoгичeскoe миpoвoззpeние, экoлoгическая кyльтypa людей, населяющих нашу планету может спасти человечество от гибели, и вывести планету из катастрофического состояния, в котором она находится
Во время перехода к Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования и при дальнейшей работе по ФГОС перед нами стоит архиважная задача не только научить детей воспринимать программный материал в процессе игры, творчества, тесного взаимодействия с другими воспитанниками, а заинтересовать их, мотивировать на получение определённого объёма знаний. Мы не предоставляем детям знания в готовом виде, не читаем им лекций, наставлений, а действуем, используя «принцип рыболова» -подводим детей к определённым выводам, к открытиям, с которые ребёнок должен сделать сам.
В соответствии с ФГОС процессы воспитания и обучения дошкольников в полной мере только тогда могут развить ребёнка, когда они имеют деятeльнoстныe формы и o6лaдaют соответствующим содержанием. Одним из видов такой деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является технология экспериментально –исследовательской деятельности.
В большинстве своём, воспитатели детских садов, связывают экологическое образование детей дошкольного возраста лишь с привитием им любви и бережного отношения к природе. Между тем именно привнесение научно-экологического подхода позволяет переориентировать ознакомление детей с природой на экологическое образование и уже в дошкольном возрасте начать формирование экологической культуры.
Ценность реального эксперимента, в отличие от мысленного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребёнка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей её решения; создаётся субъективно – новый продукт.
Я делаю всё больший акцент на создании условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. А теоретической базой этой работы для меня являются исследования Н. Н. Поддьякова, который в качестве основного вида поисково-исследовательской деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования, эту истинно детскую деятельность, которая, наряду с игровой, является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста. «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка». Н. Н. Поддьяков.
Предметно-развивающая среда, созданная в группе и на участке, способствует повышению качества экологических знаний, состоит из:
- «Маленькие исследователи» для проведения элементарных опытов и экспериментов (стаканчики, трубочки, тарелочки, колбы, барометр, термометры, песочные часы, бумага для фильтрования, губки, тонущие и не тонущие предметы, безмены, магниты, гирьки, аптекарские весы, тонущие и не тонущие предметы, воздушные шары, гирьки и т.д.) Для рассматривания различных объектов проводится работа с лупой, микроскопом. Полученные представления в экологии, конкретизируются и закрепляются посредством опытов и собственной практической деятельностью (на огороде, при пересадке растений, рассматривании почвы и т.д.).
- «Зоны игр с водой и песком», «Зоны живой и неживой природы» (коллекции камней, минералов, ракушек, семян, растений, перьев, сухих листьев, коряг, комнатные растения, аквариумы с рыбами и водными черепашками, клетка с попугаями, клетка с кроликом, корзина с морскими свинками, ящики с видами почв, растениями, экологические тетради, в которых дети отмечают результаты наблюдений, опытов). Создание спектра возможностей для поиска, моделирования и экспериментирования различными материалами, способствует развитию любознательности, исследовательского интереса и творческих способностей.
- «Зоны дидактических материалов» (д/и «Растительный мир», «Животный мир», «Собери карту края», «Найди исчезающие виды», «Живая — неживая», «Материки», «Угадай правило», «Чьё гнездо?», «Пищевые цепочки», «Тонет – не тонет», альбомы с фотографиями животных и растений, населяющих разные климатические районы мира, атрибуты к играм с экологическим содержанием, познавательная литература, наборы открыток, схемы: «Строение насекомого (цветка, дерева, рыбы), «Времена года», «Опыты».
Новизна предложенного опыта работы по экологическому образованию дошкольников в созданных мини-зонах заключается в том, что достигается эффект очевидного проявления качества экологической грамотности и культуры у детей, это сводится к следующему:
- Совершенствование экологической пропаганды среди родителей.
- Осуществление систематической работы с детьми в рамках экспериментально- исследовательской технологии, постоянное ее совершенствование.
- Влияние уровня экологической культуры – реальных достижений в интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сфере детской личности при ее взаимодействии с объектами живой природы.
В своей работе с дошкольниками большое внимание обращаю на организацию экспериментально-исследовательской деятельности ребёнка, для активизации этого вида деятельности считаю необходимо:
1 Меньше учить, больше делиться.
Дошкольник способен усвоить только ту программу, которая отвечает его интересам. Голые факты его не интересуют. Здесь необходима эмоциональная окраска.
2 Поощрять экспериментально-исследовательскую активность детей.
В каждый момент времени вокруг человека что-то происходит, что-то меняется. Важно не упустить это мгновение, извлечь из него привлекательное, волнующее. Чутко реагировать на интересы ребят.
3 Активизировать внимание ребёнка.
С самого начала прогулки занять внимание детей загадкой, шуткой, вопросом, песенкой, рассказывая, что интересного можно увидеть и услышать.
4 Учить детей наблюдать и соблюдать правила поведения на природе.
Дети редко забывают опыт прямого общения с природой. Одно из правил "Азбуки поведения на природе" — "Не шуми". Но дошкольник ещё не может соотносить правила и поступки. После прогулки рекомендуется обсудить поведение детей, слова Киплинга "Мы с тобой одной крови: ты и я"; провести беседу о правилах поведения в природе, прочитать детям рассказ А.М. Горького "Воробьишко".
5 Знакомить с окружающим миром увлекательно, радостно.
Очень важно, как входит окружающий мир в жизненный опыт ребёнка, как он эмоционально им осваивается. Надо заражать детей собственным энтузиазмом, восхищением прекрасным. Помнить, что только положительное накопление эмоций даёт толчок к творчеству.
Я использую в своей практике мультимедийные презентации, созданные с помощью стандартных программ (Microsoft Power Point, проигрыватель Windows Media).
В моей мультимедийной копилке собрано большое количество презентаций: «Насекомые», «Животный мир Арктики», «Виды спорта», «Геометрические фигуры», «Дикие животные», «Детям о воде».
Все использованные мною компьютерные программы и игры, соответствуют психолого-педагогическим и санитарно — гигиеническим требованиям.
разработаны и проведены серии занятий по экологическому воспитанию через поисково-экспериментальную деятельность,
поисково-экспериментальная деятельность в «Зимнем саду» и на огороде, пополнение пособиями сделанными своими руками нетрадиционное оборудование зоны «Маленькие исследователи.».
Созданы модели обследования предметов (камень, глина, песок, стекло), на каждого ребёнка заготовлены рабочие листы в соответствии с проводимыми исследованиями и экспериментами, в которых дети фиксируют результаты наблюдений, опытов, исследований.
Результативность опыта
Результативность опыта подтверждена наличием заметной динамики в развитии детей. Работа по экологическому воспитанию дошкольников, с применением экспериментально-исследовательской деятельности, дала определённые положительные результаты. На занятиях по экологии группа стала более внимательной. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической игре, есть два начала: учебное — познавательное и игровое — занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.
Во время прогулок и экскурсий стал проявляться большой интерес к жизни птиц и насекомых. Замечено бережное отношение к деревьям, муравейникам и другим живым существам во время прогулок в лес. Теперь все дети знают, что человек и природы неразрывно связаны. И от того, как человек будет любить, беречь и заботиться о природе, будет зависеть его дальнейшее существование на Земле.
Таким образом, экспериментальная и исследовательская деятельность как методы играют важную роль в успешности усвоения дошкольниками экологическими знаниями, предполагая также формирование эмоционального, бережного отношения к объектам живой природы, способности видеть их красоту.
Литература
- Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экологическая деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста СПб: Детство-пресс, 2012
- Рыжова Н. Песок, глина, камни // Дошкольное воспитание, 2004 №7
- Саморукова П.Г. Как знакомить дошкольников с природой М: Просвещение, 1983
- Саморукова П.Г. Методика ознакомления детей с природой в детском саду М: Просвещение, 1992
- Султанова М. Простые опыты с воздухом. ООО «Хатбер-пресс», 2014.
|