Леонова Татьяна Николаевна. ТЕХНОЛОГИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

Самое лучшее открытие — то, которое ребенок делает сам.
Ральф У. Эмерсон, американский поэт и философ.

Леонова Татьяна Николаевна Воспитатель ГБОУ СОШ п. Просвет СП «Детский сад «Мишутка»»

 

В условиях введения ФГОС дошкольного образования приоритетной задачей является обеспечение его нового, современного качества. Данная задача актуализируется для экологического образования дошкольников, являющегося инновационной составляющей системы дошкольного образования.

Экoлoгичeскoe вoспитaние и oбpaзoваниe детeй – чpeзвычайнo необходимо в нaстoящeе вpемя: тoлькo экoлoгичeскoe миpoвoззpeние, экoлoгическая кyльтypa людей, населяющих нашу планету может спасти человечество от гибели, и вывести планету из катастрофического состояния, в котором она находится

Во время перехода к Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования и при дальнейшей работе по ФГОС перед нами стоит архиважная задача не только научить детей воспринимать программный материал в процессе игры, творчества, тесного взаимодействия с другими воспитанниками, а заинтересовать их, мотивировать на получение определённого объёма знаний. Мы не предоставляем детям знания в готовом виде, не читаем им лекций, наставлений, а действуем, используя «принцип рыболова» -подводим детей к определённым выводам, к открытиям, с которые ребёнок должен сделать сам.

В соответствии с ФГОС процессы воспитания и обучения дошкольников в полной мере только тогда могут развить ребёнка, когда они имеют деятeльнoстныe формы и o6лaдaют соответствующим содержанием. Одним из видов такой деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является технология экспериментально –исследовательской деятельности.

В большинстве своём, воспитатели детских садов, связывают экологическое образование детей дошкольного возраста лишь с привитием им любви и бережного отношения к природе. Между тем именно привнесение научно-экологического подхода позволяет переориентировать ознакомление детей с природой на экологическое образование и уже в дошкольном возрасте начать формирование экологической культуры.

Ценность реального эксперимента, в отличие от мысленного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребёнка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей её решения; создаётся субъективно – новый продукт.

Я делаю всё больший акцент на создании условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. А теоретической базой этой работы для меня являются исследования Н. Н. Поддьякова, который в качестве основного вида поисково-исследовательской деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования, эту истинно детскую деятельность, которая, наряду с игровой, является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста. «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка». Н. Н. Поддьяков.

Предметно-развивающая среда, созданная в группе и на участке, способствует повышению качества экологических знаний, состоит из:

  • «Маленькие исследователи» для проведения элементарных опытов и экспериментов (стаканчики, трубочки, тарелочки, колбы, барометр, термометры, песочные часы, бумага для фильтрования, губки, тонущие и не тонущие предметы, безмены, магниты, гирьки, аптекарские весы, тонущие и не тонущие предметы, воздушные шары, гирьки и т.д.) Для рассматривания различных объектов проводится работа с лупой, микроскопом. Полученные представления в экологии, конкретизируются и закрепляются посредством опытов и собственной практической деятельностью (на огороде, при пересадке растений, рассматривании почвы и т.д.).
  • «Зоны игр с водой и песком», «Зоны живой и неживой природы» (коллекции камней, минералов, ракушек, семян, растений, перьев, сухих листьев, коряг, комнатные растения, аквариумы с рыбами и водными черепашками, клетка с попугаями, клетка с кроликом, корзина с морскими свинками, ящики с видами почв, растениями, экологические тетради, в которых дети отмечают результаты наблюдений, опытов). Создание спектра возможностей для поиска, моделирования и экспериментирования различными материалами, способствует развитию любознательности, исследовательского интереса и творческих способностей.
  • «Зоны дидактических материалов» (д/и «Растительный мир», «Животный мир», «Собери карту края», «Найди исчезающие виды», «Живая — неживая», «Материки», «Угадай правило», «Чьё гнездо?», «Пищевые цепочки», «Тонет – не тонет», альбомы с фотографиями животных и растений, населяющих разные климатические районы мира, атрибуты к играм с экологическим содержанием, познавательная литература, наборы открыток, схемы: «Строение насекомого (цветка, дерева, рыбы), «Времена года», «Опыты».

Новизна предложенного опыта работы по экологическому образованию дошкольников в созданных мини-зонах заключается в том, что достигается эффект очевидного проявления качества экологической грамотности и культуры у детей, это сводится к следующему:

  1. Совершенствование экологической пропаганды среди родителей.
  2. Осуществление систематической работы с детьми в рамках экспериментально- исследовательской технологии, постоянное ее совершенствование.
  3. Влияние уровня экологической культуры – реальных достижений в интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сфере детской личности при ее взаимодействии с объектами живой природы.

В своей работе с дошкольниками большое внимание обращаю на организацию экспериментально-исследовательской деятельности ребёнка, для активизации этого вида деятельности считаю необходимо:

1 Меньше учить, больше делиться.

Дошкольник способен усвоить только ту программу, которая отвечает его интересам. Голые факты его не интересуют. Здесь необходима эмоциональная окраска.

2 Поощрять экспериментально-исследовательскую активность детей.

В каждый момент времени вокруг человека что-то происходит, что-то меняется. Важно не упустить это мгновение, извлечь из него привлекательное, волнующее. Чутко реагировать на интересы ребят.

3 Активизировать внимание ребёнка.

С самого начала прогулки занять внимание детей загадкой, шуткой, вопросом, песенкой, рассказывая, что интересного можно увидеть и услышать.

4 Учить детей наблюдать и соблюдать правила поведения на природе.

Дети редко забывают опыт прямого общения с природой. Одно из правил "Азбуки поведения на природе" — "Не шуми". Но дошкольник ещё не может соотносить правила и поступки. После прогулки рекомендуется обсудить поведение детей, слова Киплинга "Мы с тобой одной крови: ты и я"; провести беседу о правилах поведения в природе, прочитать детям рассказ А.М. Горького "Воробьишко".

5 Знакомить с окружающим миром увлекательно, радостно.

Очень важно, как входит окружающий мир в жизненный опыт ребёнка, как он эмоционально им осваивается. Надо заражать детей собственным энтузиазмом, восхищением прекрасным. Помнить, что только положительное накопление эмоций даёт толчок к творчеству.

Я использую в своей практике мультимедийные презентации, созданные с помощью стандартных программ (Microsoft Power Point, проигрыватель Windows Media).

В моей мультимедийной копилке собрано большое количество презентаций: «Насекомые», «Животный мир Арктики», «Виды спорта», «Геометрические фигуры», «Дикие животные», «Детям о воде».

Все использованные мною компьютерные программы и игры, соответствуют психолого-педагогическим и санитарно — гигиеническим требованиям.

разработаны и проведены серии занятий по экологическому воспитанию через поисково-экспериментальную деятельность,

поисково-экспериментальная деятельность в «Зимнем саду» и на огороде, пополнение пособиями сделанными своими руками нетрадиционное оборудование зоны «Маленькие исследователи.».

Созданы модели обследования предметов (камень, глина, песок, стекло), на каждого ребёнка заготовлены рабочие листы в соответствии с проводимыми исследованиями и экспериментами, в которых дети фиксируют результаты наблюдений, опытов, исследований.

Результативность опыта

Результативность опыта подтверждена наличием заметной динамики в развитии детей. Работа по экологическому воспитанию дошкольников, с применением экспериментально-исследовательской деятельности, дала определённые положительные результаты. На занятиях по экологии группа стала более внимательной. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической игре, есть два начала: учебное — познавательное и игровое — занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.

Во время прогулок и экскурсий стал проявляться большой интерес к жизни птиц и насекомых. Замечено бережное отношение к деревьям, муравейникам и другим живым существам во время прогулок в лес. Теперь все дети знают, что человек и природы неразрывно связаны. И от того, как человек будет любить, беречь и заботиться о природе, будет зависеть его дальнейшее существование на Земле.

Таким образом, экспериментальная и исследовательская деятельность как методы играют важную роль в успешности усвоения дошкольниками экологическими знаниями, предполагая также формирование эмоционального, бережного отношения к объектам живой природы, способности видеть их красоту.

Литература

  1. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экологическая деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста СПб: Детство-пресс, 2012
  2. Рыжова Н. Песок, глина, камни // Дошкольное воспитание, 2004 №7
  3. Саморукова П.Г. Как знакомить дошкольников с природой М: Просвещение, 1983
  4. Саморукова П.Г. Методика ознакомления детей с природой в детском саду М: Просвещение, 1992
  5. Султанова М. Простые опыты с воздухом. ООО «Хатбер-пресс», 2014.
Просмотров: 479
Категория: По направлениям » Для детского сада » Экологическое воспитание




Другие новости по теме:

  • Морозова Ирина Викторовна. Организация поисково — исследовательской деятельности детей дошкольного возраста как формы ознакомления с природой в условиях реализации ФГОС ДО.
  • Зайцева Раиса Сергеевна. Формирование у детей познавательной активности и экологической культуры посредством исследовательской деятельности. Совместная деятельность с детьми «Очистка водоема».
  • Мироненко Марина Ивановна. Из опыта работы по экологии на тему «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО»
  • Исмагзамова Елена Михайловна. Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста в процессе организации познавательно-исследовательской детской деятельности
  • Порубова Наталья Михайловна. «Формирование этнокультурных компетенций детей старшего дошкольного возраста посредством дополнительного образования в условиях реализации ФГОС» (из опыта работы)
  • Мальцева Виктория Викторовна. «Формирование умений и навыков поисково-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по развитию речи»
  • Сабитова Алсу Шикуровна. «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования»
  • Бортулева Маргарита. Творческая разработка «Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»
  • Юсупова Елена Михайловна. Опытно – экспериментальная деятельность «Развитие творческой исследовательской активности детей первой группы раннего развития в процессе детского экспериментирования»
  • Резеда Абузаровна Галиева. «Экспериментальная деятельность в детском саду» (научные опыты для детей, материал из опыта работы)
  • Шерина Наталья Анатольевна. Организация исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в контексте ФГОС дошкольного образовании
  • Опарина Гульнар Наильовна. Конспект образовательной экспериментально-исследовательской деятельности для детей старшей группы «В поисках сокровищ»
  • Светлана Медведева. Условия формирования экспериментально-исследовательской деятельности детей в разных возрастных группах ДОУ
  • Исупова Анастасия Валерьевна, Соавтор: Литвинова Юлия Александровна. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ ПО «ШКАЛАМ ECERS-R», ЗА ПЕРИОД 2017-2018г, ВЫВОДЫ ПО РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА
  • Бобровская Светлана Алексеевна. Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности в соответствии с критериями шкал ECERS-R
  • Касьянова Анна Николаевна. «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Шкрунина Елена Борисовна. Статья «Формирование экологической культуры дошкольников посредством проектно — исследовательской деятельности»
  • Захарова Людмила. Организация экскурсий в природу в ДОУ для детей старшего дошкольного возраста как средства формирования бережного отношения к природе
  • Клевко Анна Ивановна. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности
  • Башкирова Ирина Ивановна. ФОРМИРОВАНИЕ ОПЫТА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Туркина Ольга Владимирова. Организация экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников
  • Морозова Евгения Александровна. Организация экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников
  • Шигабеева Рашида. Выступление из опыта работы на МО на тему: «Формирование познавательной активности ребёнка дошкольного возраста в разных видах деятельности».
  • Ирина Николаевна Ковригина. РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  • Вечканова Татьяна Васильевна. «Развитие творческих способностей у детей через ознакомление с профессиональной деятельностью детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)
  • Носкова Ирина Леонидовна. Формирование представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста на основе опытно-экспериментальной деятельности
  • Козулина Ирина Тагировна. Обобщение опыта на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности с учётом ФГОС»
  • Фролова Наталья Николаевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Свойства воздуха и воды».
  • Гилева Инна Геннадиевна. Влияние наблюдений в природе на формирование экологических представлений детей дошкольного возраста.
  • Оксана Владимировна Здоровова. Статья из опыта работы 'Развитие интегративных качеств через организацию поисково - исследовательской деятельности'



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь