Подготовили воспитатель Муниципального Бюджетного Дошкольного образовательного учреждения Промышленновский детский сад № 1 «Рябинка» Шерина Наталья Анатольевна
Новый ФГОС дошкольного образования особое внимание уделяет поддержке детской исследовательской активности, игре, общении в контексте детских видах деятельности. В нём прописаны следующие показатели интегративного качества "Любознательный, активный", которые он может приобрести в результате освоения программы:
- интересуется новым, неизвестном в окружающем мире
- задаёт вопросы
- любит экспериментировать
- способен самостоятельно действовать.
Именно познавательно-исследовательский метод является одним из основных для решения этих задач.
ФГОС дошкольного уровня образования содержит ряд инноваций, как на уровне теории, так и на уровне требований к организации образовательного процесса.
На уровне теории:
- Отказ от концепции ведущей роли взрослого в пользу средовой педагогики, предполагающей концепции "активного ребёнка" и вклад ребёнка в своё образование.
- Отказ от концепции "ведущей деятельности", все виды детской активности имеют равное значение — не только игра, но и исследовательская активность.
На уровне процесса:
Возможность выбора ребёнком содержания своей деятельности. Между активностью ребёнка и активностью взрослого выстраивается элемент наблюдения, целью которого является индивидуализация образовательного
процесса и оптимизация работы с группой детей. Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребёнка. Вместе с те, будучи в не состоянии справиться с самым простым заданием, они быстро выполняют его,
если оно переводится в практическую плоскость или в игру. В связи с этим особый интерес и представляет изучение детского экспериментирования. Все исследователи в той или оной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним, выполняет познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия. В которых раскрывается содержание данного объекта.
На протяжении всего дошкольного возраста наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка в процессе социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретения знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.
В пункте 3.3. 6. федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования содержание познавательной области "Познание" направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности, формирования целостной картины мира, расширения кругозора детей.
В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами могли бы обнаружить всё новые и новые свойства предметов, их сходство и различие, о представлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г. М. Лямина, А.П. Усова, Е.А. Панько и др.)
Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Л. С. Выгодской писал: "Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем большим количеством элементов действительности он
располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность."
Исследовательская деятельность, имея в виду активность ребёнка, впрямую направлена на достижение и устройство, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. Эта деятельность зарождается в раннем возрасте, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное экспериментирование с вещами, в ходе которого диффериенсация восприятия, возникает простейшая категоризация предметов, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. В период дошкольного возраста познавательно-исследовательская деятельность сопровождает игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования любого нового материала. К старшему дошкольному возрасту исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребёнка со своими познавательными мотивами, основанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире.
Исследовательская деятельность старших дошкольников в естественной форме появляется в виде так называемого — детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему? зачем? как?) Одним из самых эффективных путей развития потенциала личности является -исследовательская.
В наиболее полном развёрнутом виде исследовательское обучение предполагает:
- Ребёнок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить
- Предлагает возможные решения
- Проверяет решения, исходя из данных
- Делает выводы
- Делает обобщение
Интересные представления В.В. Кларина об уровнях исследовательской деятельности зарубежных дидактов, они предлагают:
- Ставится проблема методы её решения (решение и поиск дети осуществляют самостоятельно).
- Педагог ставит проблему, но метод решения ищет ребёнок сам
- Постановка проблемы и её решение осуществляется самостоятельно ребёнком.
Структура исследовательской работы детей старшего дошкольного возраста.
Как и любая деятельность — исследовательская имеет свою структуру:
Цель: Развитие умений ребёнка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораториях", условиях, как средствами познания окружающего мира.
Задачи:
- Развитие мыслительных процессов
- Развитие мыслительных операций
- Освоения метода познания
- Развитие причинно-следственных связей и отношений
Содержание:
Информация об объектах и явлениях.
Мотив:
Познавательная потребность, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс: Что это? Что такое? В старший дошкольный возраст: "Узнать-научиться — познать".
Средства:
Язык, речь, поиск действия.
Формы:
- Элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты.
Условия:
- Постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности.
Результат:
- Опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, новообразования.
В процессе исследований ребёнок отвечает на вопросы: Как я делаю? Почему я это делаю? Зачем? Что хочу узнать?
Выделяются особенности организации исследовательской работы старших дошкольников:
При правильной организации работы у старших дошкольников формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Инициатива по проведению экспериментов переходит уже полностью к детям, а педагог не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждёт, когда ребёнок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью. Возрастает роль заданий по прогнозированию результатов. Эти задания бывают двух типов: прогнозированные последствий прогнозирование поведения объектов. При проведении опытов работа чаще всего строится по этапам: выслушав и выполнив одно задание, дети получают следующее. Благодаря увеличению памяти и усилению произвольного внимания можно в отдельных случаях пробовать давать одно задание на весь эксперимент, а потом следить за ходом его выполнения.
Расширяются возможности по фиксированию результатов: применяются графические способы фиксации натуральных объектов. Дети учатся самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять развёрнутый рассказ об увиденном. Начинается вводиться длительный эксперимент, в процессе которого устанавливается общие закономерности явлений и процессов. Сравнивая два объекта. дети учатся находить не только
разницу, но и сходство, что позволяет усваивать приём классификации. Возросшие сложности экспериментов и самостоятельность детей требуют более строгого соблюдения правил безопасности. У самых старших дошкольников (подготовительная к школе группа) проведение экспериментов
стаёт нормой жизни, единственным успешным методом ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. Если дети сами задумывают опыт, сами продумывают методику, распределяют обязанности, сами выполняют и делают выводы, то роль педагога сводится к общему наблюдению за ходом работы и соблюдению правил безопасности. В этом возрасте доступны сложные умственные операции: выдвижение гипотез, проверка их истинности, умение отказаться от гипотезы. Если она не оправдалась. Дети способны делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений, самостоятельно формулировать выводы, а так же давать яркие, красочные описания увиденного. Со старшими дошкольниками можно начать решать экспериментальные задачи. Данный вид деятельности представляет собой зачатки настоящего экспериментирования. Решение задач осуществляется в двух вариантах:
- Дети проводят исследование, не зная его результата. И таким образом приобретают новые знания.
- Дети вначале предсказывают результат, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.
На сегодняшний момент особую важность приобретают технологии взаимодействия педагога с детьми. Исследовательская технология строится на основе деятельного подхода, когда ребёнок получает новые знания не в готовом виде, а добывает сам в процессе практической деятельности.
Существует классификация детского экспериментирования:
- По характеру объектов. используемых в экспериментировании: опыты: с растениями, животными, с объектами неживой природы.
- По месту проведения опытов: в групповой комнате, на участке.
- По причине проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребёнка.
- По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические и систематические.
- По продолжительности: кратковременные (5-15 минут) длительные (свыше 15 минут)
- По количеству наблюдений за одним и тем же объектом, однократные, многократные, циклические.
- По количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные.
- По месту в цикле: первичные, повторение, заключение, итог.
- По способу применения: демонстрационные, фронтальные.
Методика организации исследовательской деятельности.
В соответствии с основами общеобразовательной программы "От рождения до школы" воспитатель разрабатывает систему познавательных задач, которые постепенно ставит перед детьми. Важным условием постановки задач является- создание проблемной ситуации. Эта ситуация возникает тогда, когда дети не могут решить её сразу. Самостоятельная работа в такой ситуации носит проблемный характер, учитывается жизненная значимость, интерес к поставленной проблеме. Часть данных дети должны обязательно отыскать сами, а незнание — частичное, тогда познавательную задачу можно решить с помощью опыта, сравнительного наблюдения, рассуждения.
Цель исследовательского обучения: развитие познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка, путём совершенствования его исследовательских способностей. В соответствии с целью отсюда вытекают задачи:
- Организовать предметно-развивающую среду.
- Обучить детей умениям и навыкам исследовательского поиска.
- Развивать умения использовать исследовательские и коммуникативные способности в процессе обучения и в повседневной жизни.
- Организовать работу с родителями по развитию исследовательской деятельности детей.
Появилась необходимость увеличения доли исследовательских методов обучения в образовательном процессе. Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребёнок мог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы. И познавательные задачи должны предъявляться детям в определённой последовательности- от простых к более
сложным. В процессе организации деятельности у детей появляется способность самостоятельно ставить познавательные задачи, отражающие более глубокое проникновение в сущность явлений, установления аналогий. В процессе обучения исследовательской деятельности происходит переход от принятия познавательных задач к самостоятельной постановке и решению.
Технология моего опыта по исследовательской деятельности заключается в особенной организации совместной деятельности взрослого и ребёнка. Опираясь на любознательность детей, я решила проводить занятия в форме познавательной деятельности взрослого и ребёнка, развёртывающейся как исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей, где последние получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Здесь уместна партнёрская позиция воспитателя, которая сопутствует развитию у ребёнка активности, самостоятельности, умение принять решение, пробовать что то делать не боясь, что получится не правильно. Вызывает стремление к достижению, благоприятному эмоциональному комфорту. Партнёр -всегда равноправный участник дела и как таковой связан с другими взаимным уважением. Учитывая
общие задачи программы, интересы и потребности в познании детей, я ставила перед собой цели:
- Развивать познавательную инициативу ребёнка (любознательность)
- Освоить основополагаемые культурные формы упорядочения опыта: причинно-следственные, родовые, пространственные и временные отношения.
- Перевести ребёнка от систематизации опыта на уровне практических действий к уровню символического действия.
- Развивать восприятие, мышление, речь (словесный анализ-рассуждение) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений
- Расширить кругозор посредством выведения за пределы непосредственного практического опыта в более широкую и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире), элементарных географических и исторических представлений.
Примерная структура занятия-исследования:
- Постановка исследовательской задачи (привлекательный организационный момент)
- Уточнение правил безопасности
- План исследования (обсуждение идей, предположений)
- Выбор оборудования, размещение
- Распределение детей на подгруппы, выбор командира
- Выполнение исследования
- Анализ и обобщение результатов эксперимента
Использую следующие формы организации исследовательской деятельности:
- Совместная (наблюдения, проекты, экспериментирование)
- Совместно-групповая (познавательно –исследовательское, учебная деятельность)
- Индивидуальная (исследование)
А также: занятия-эксперименты, работа в мини –лабораториях, организация мини-музея, мини-конференции, просмотр кинофильмов и мультфильмов, презентация проектов, издательская деятельность (выпуск газет, создание буклетов)
В процессе исследовательской работы:
Дети получают реальные представления о и различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со стороной обитания.
Развивается речь ребёнка
Происходит накопление фонда умственных приёмов и операций.
Формируется самостоятельность.
Развивается эмоциональная среда ребёнка, творческие способности, формируются трудовые навыки.
Стимулирование детей к коммуникативности. Работая сообща, обсуждая проблемы, рассуждая, споря, дети овладевают социальными умениями, учатся уважать друг друга.
Помогает установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей.
В старшем дошкольном возрасте у детей появляется огромный интерес к расследованиям, экспериментам, опытам. Поэтому к организации исследовательской работы я подключила родителей. На родительском собрании (в августе) родители знакомятся с тематическим планированием на год и,согласно требованиям программы, мы планируем какое оборудование нужно приобрести для мини –лаборатории. И в течении месяца лаборатория пополняется оборудованием, детскими справочниками и энциклопедиями, иллюстрированными книгами, доступными детскими плакатам и,соответствующими возрасту. В 2014 году в группе был организован «Цветочный островок» на окнах. Каждый воспитанник принёс в группу цветочное растение (заранее с родителями была проведена консультация: «Комнатные растения для детского сада»), за которым ухаживал сам, зарисовывал наблюдения, составлялись буклеты, совместно с родителями о способах ухода, лекарственных качеств данного растения. Также дети
изготовили своими руками паспорта на своё растение, где в рисунках указывались основные сведения о растениях, в том числе и способы размножения, форма семени и цветка, способы полива и содержания в зависимости от попадания солнечного, дневного света необходимости использования удобрений. Имея знания о комнатных растениях организовывались открытые занятия для родителей, КВН для младших детей,
оформлялись газеты: «Моё любимое комнатное растение» с фото, рисунками и стихами, загадками. Весной некоторые растения, под руководством воспитателя, были пересажены и подарены в другие группы детского сада. В уголке для родителей периодически меняется информация о полезных и вредных комнатных растениях, лекарственных, о старинных легендах, способах выращивания размножения. В течении всего гада работа шла не только по этому направлению. Исследования продолжались с песком, водой, воздухом, бумагой, с превращениями красок -нетрадиционные способы рисования. Очень нравятся детям опыты с магнитом. В этом году с воспитанницей защитили проект «Тайны озера Ярового». В котором исследовали свойства солёной воды.
Литература:
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года №1155 "Об утверждении ФГОС дошкольного образования".
- Иванова А.И. Детское экспериментирование, как метод обучения/Управление ДОУ №4-2004, с. 84-92. /
- Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников /Ребёнок в детском саду № 3,4, 5. 2003.
- Прохорва Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под редакцией Прохоровой Л.Н. М,2004.
- Савенков А.И. Развитие исследовательских способностей детей. /Дошкольное образование 2004.
- Веракса. Н. Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Серия Библиотека. Программа «От рождения до школы»
|