Лучше раз увидеть, чем сто раз услышать» — гласит народная мудрость.
«Лучше один раз испытать, попробовать сделать своими руками» утверждают педагоги-практики.
Актуальность
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы.
Одной из оптимальных технологий, поддерживающей компетентно-ориентированный подход в образовании, можно считать исследовательскую технологию. Её, я рассматриваю как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующей природе ребёнка и современным задачам развития в контексте ФГОС.
Исследовательская технология это путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск.
Значимость данной технологии для педагога обусловлена прежде всего необходимостью самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы осуществления и способность корректировать данный процесс.
Технология исследовательской деятельности способствует:
Творческому развитию личности дошкольника;
Расширению кругозора и развитию речи ребенка;
Формированию у дошкольников наиболее полных представлений об окружающем мире;
реализации воспитательной деятельности;
ЦЕЛЬ:
Активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский, творческий характер, таким образом, передать ребёнку инициативу в организации своей познавательной активности.
Создать условия необходимые для индивидуального развития детей и поддержания познавательной активности.
Задачи:
- Способствовать формированию познавательного интереса дошкольников через оснащение центра активности «Юный исследователь».
- Развитие компетентности всех участников образовательного процесса (дошкольников, родителей, педагогов).
- Воспитывать такие нравственные качества у детей, как бережное отношение к окружающему миру и труду других людей.
Ожидаемые результаты
В отношении дошкольников:
- * расширить кругозор дошкольников
- самостоятельно видеть и выделять проблему, ставить цели и задачи по её осуществлению;
- творчески отбирать средства по реализации самостоятельной деятельности;
- грамотно осуществлять поиск информации, обрабатывать его и представлять материал;
- проявлять активность, инициативу и уверенность в своих силах;
- умение использовать в жизни накопленный опыт.
В отношении родителей:
- повышение компетентности родителей
- вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Основные принципы организации детского экспериментирования:
связь теории с практикой;
развивающий характер воспитания и обучения;
индивидуализация и гуманизация образования;
природосообразность — акцент на психолого-возрастные особенности дошкольников;
целостность и системность обучающего процесса;
доступность материалов: возможность самостоятельного использования
взаимодействие трех факторов: детский сад, семья, общество.
«Качество образования» с точки зрения шкал ECERS-R практика ориентированная на идею зарождающейся грамотности где ДЕТИ
? Создают, а не дублируют
? Двигаются, а не ждут
? Решают проблемы, а не просят педагога их решить
? Говорят, а не пассивно слушают
? Действуют в соответствии со своим интересом, а не идут туда, куда им скажут идти
? Делают выбор, а не повинуются
? Пишут свои книжки, а не в рабочих тетрадях
? Создают искусство, а не воспроизводят образцы
? Решают, а не пассивно соглашаются
? Ценят процесс, а не только результат
? Задают вопросы, а не просто слушают
? Выводят ответ, а не получают его от взрослого
? Учатся важным умениям, а не абстрактным концептам»
Среда здесь выступает как «третий педагог» создаёт предпосылки экспериментировать — открывать видимый мир.
Предметно- развивающую среду в группе я создавала учитывая критерии шкал ECERS-R.
Уголки познавательного развития ребёнка, где маркировка оборудования применяется для старшего дошкольного возраста, пиктограммы для младшего.
Дидактическое обеспечение группы: Подбор картотек, дидактического материала, картотек, коллекций, мини- музеев и т.д.
Изготовление нормативно-знакового и образно-символического материала.
Так же на протяжении трёх лет работы над данной темой я осуществляла подбор методической литературы, обучение на различных семинарах, вебинарах, КМО, ПГ, курсах повышения квалификации по теме «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников.
Занятия с детьми старшего дошкольного возраста строятся по трем уровням реализации “исследовательского обучения” (по А.И. Савенкову):
- педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит самостоятельно найти ребенку.
- педагог ставит проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно, (на этом уровне допускается коллективный поиск).
- постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработки решения осуществляется детьми самостоятельно.
Форма работы: занятия со всеми детьми, с подгруппой, индивидуально. Проводится в виде игры, как организованная образовательная деятельность и во время прогулки под наблюдением воспитателя.
Результаты технологии: обобщая материал по экспериментированию с дошкольниками, можно сделать вывод, что экспериментирование – это эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах и является методом повышения самостоятельности ребенка. Дает предпосылки к деятельному развитию познавательного интереса, к целенаправленному восприятию окружающего мира и является ведущим видом деятельности в обучении. Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.
Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности.
Детское экспериментирование очень тесно связано с развитием речи, наблюдением и трудом. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента: при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об увиденном, умении четко выразить свою мысль. Так, дети, когда пытаются более точно ставить цель опыта, в ходе обсуждений действий начинают рассуждать. Пробуют высказывать гипотезы. У детей развивается диалогическая речь. Они учатся работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту или признавать правоту своего соседа.
Совместно с детьми мы принимали участие в различных конкурсах, таких как ЧИП, Снейл – чемпионат дошкольников по окружающему миру, Рассударики «Волшебные свойства воды», проходили экспресс тестирования: «Живая, не живая природа», «Животные Севера и Жарких стран» и др.
Во время работы по данной теме я получала высшее образование по направлению психология, тема моей выпускной квалификационной работы:
«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ»
Объект исследования: познавательные процессы детей.
Предмет исследования: развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста через детское экспериментирование.
Гипотеза: систематическое и последовательное использование экспериментальной деятельности способствует развитию познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
Исследовать познавательные процессы у детей старшего дошкольного возраста.
Проследить развитие познавательных процессов через детское экспериментирование.
Экспериментальное исследование было проведено на базе МДОУ детского сада "Берёзка", посёлка Рудногорск с целью – изучения влияния детского экспериментирования на развитие познавательных процессов у детей старшего возраста. Исследование проходило с 1.09. 2018 года по 1.04. 2019 года. В эксперименте участвовало – 36 детей МДОУ детского сада "Берёзка" посёлка Рудногорск 1 и 2-й подготовительных групп.
На основании полученных результатов диагностики можно утверждать, что систематическое и последовательное использование экспериментальной деятельности способствует развитию познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста.
Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.
Как упоминалось выше организация плодотворной работы по экспериментированию, как и другим видам детской деятельности не возможна без участия родителей и общества. Работа с родителями ведётся мной согласно перспективного плана по самообразованию в разных формах: консультации «Роль опытов и экспериментов в развитии познавательных процессов детей дошкольного возраста», памятки «Растим любознательных», картотеки «Познавательные игры дома для дошкольников» и др., участие в проектах группы «Огород наш подрастает, ну а мусор убывает», творческих мастерских по изготовлению оборудования для проведения опытов и экспериментов, участие в образовательной деятельности, экскурсиях, прогулках вместе с детьми и конечно же в оснащении ПРС.
У нас налажено тесное сотрудничество с СОШ. Ребята оказывают шефскую помощь и с удовольствием рисуют нам пособия и плакаты в уголок экспериментирования, принося т в дар энциклопедии, участвуют в свободной деятельности детей.
В аптеках и магазинах нам тоже помогают оформить и пополнить нашу ПРС (палочки от мороженого, бутылочки, пипетки, коробки и др.
В завершении некоторые свои наработки по теме: Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности в соответствии с критериями шкал ECERS-R, я представляла на базе нашего ДОУ, а так же в районе.
|