Бобровская Светлана Алексеевна. Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности в соответствии с критериями шкал ECE

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности в соответствии с критериями шкал ECERS-R

Лучше раз увидеть, чем сто раз услышать» — гласит народная мудрость.

«Лучше один раз испытать, попробовать сделать своими руками» утверждают педагоги-практики.

Актуальность

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы.

Одной из оптимальных технологий, поддерживающей компетентно-ориентированный подход в образовании, можно считать исследовательскую технологию. Её, я рассматриваю как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующей природе ребёнка и современным задачам развития в контексте ФГОС.

 

Исследовательская технология это путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск.

Значимость данной технологии для педагога обусловлена прежде всего необходимостью самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы осуществления и способность корректировать данный процесс.

Технология исследовательской деятельности способствует:

Творческому развитию личности дошкольника;

Расширению кругозора и развитию речи ребенка;

Формированию у дошкольников наиболее полных представлений об окружающем мире;

реализации воспитательной деятельности;

ЦЕЛЬ:

Активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский, творческий характер, таким образом, передать ребёнку инициативу в организации своей познавательной активности.

Создать условия необходимые для индивидуального развития детей и поддержания познавательной активности.

Задачи:

  1. Способствовать формированию познавательного интереса дошкольников через оснащение центра активности «Юный исследователь».
  2. Развитие компетентности всех участников образовательного процесса (дошкольников, родителей, педагогов).
  3. Воспитывать такие нравственные качества у детей, как бережное отношение к окружающему миру и труду других людей.

Ожидаемые результаты

В отношении дошкольников:

  • * расширить кругозор дошкольников
  • самостоятельно видеть и выделять проблему, ставить цели и задачи по её осуществлению;
  • творчески отбирать средства по реализации самостоятельной деятельности;
  • грамотно осуществлять поиск информации, обрабатывать его и представлять материал;
  • проявлять активность, инициативу и уверенность в своих силах;
  • умение использовать в жизни накопленный опыт.

В отношении родителей:

  • повышение компетентности родителей

- вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Основные принципы организации детского экспериментирования:

связь теории с практикой;

развивающий характер воспитания и обучения;

индивидуализация и гуманизация образования;

природосообразность — акцент на психолого-возрастные особенности дошкольников;

целостность и системность обучающего процесса;

доступность материалов: возможность самостоятельного использования

взаимодействие трех факторов: детский сад, семья, общество.

«Качество образования» с точки зрения шкал ECERS-R практика ориентированная на идею зарождающейся грамотности где ДЕТИ

? Создают, а не дублируют

? Двигаются, а не ждут

? Решают проблемы, а не просят педагога их решить

? Говорят, а не пассивно слушают

? Действуют в соответствии со своим интересом, а не идут туда, куда им скажут идти

? Делают выбор, а не повинуются

? Пишут свои книжки, а не в рабочих тетрадях

? Создают искусство, а не воспроизводят образцы

? Решают, а не пассивно соглашаются

? Ценят процесс, а не только результат

? Задают вопросы, а не просто слушают

? Выводят ответ, а не получают его от взрослого

? Учатся важным умениям, а не абстрактным концептам»

Среда здесь выступает как «третий педагог» создаёт предпосылки экспериментировать — открывать видимый мир.

Предметно- развивающую среду в группе я создавала учитывая критерии шкал ECERS-R.

Уголки познавательного развития ребёнка, где маркировка оборудования применяется для старшего дошкольного возраста, пиктограммы для младшего.

Дидактическое обеспечение группы: Подбор картотек, дидактического материала, картотек, коллекций, мини- музеев и т.д.

Изготовление нормативно-знакового и образно-символического материала.

Так же на протяжении трёх лет работы над данной темой я осуществляла подбор методической литературы, обучение на различных семинарах, вебинарах, КМО, ПГ, курсах повышения квалификации по теме «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников.

Занятия с детьми старшего дошкольного возраста строятся по трем уровням реализации “исследовательского обучения” (по А.И. Савенкову):

- педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит самостоятельно найти ребенку.

- педагог ставит проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно, (на этом уровне допускается коллективный поиск).

- постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработки решения осуществляется детьми самостоятельно.

Форма работы: занятия со всеми детьми, с подгруппой, индивидуально. Проводится в виде игры, как организованная образовательная деятельность и во время прогулки под наблюдением воспитателя.

Результаты технологии: обобщая материал по экспериментированию с дошкольниками, можно сделать вывод, что экспериментирование – это эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах и является методом повышения самостоятельности ребенка. Дает предпосылки к деятельному развитию познавательного интереса, к целенаправленному восприятию окружающего мира и является ведущим видом деятельности в обучении. Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.

Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности.

Детское экспериментирование очень тесно связано с развитием речи, наблюдением и трудом. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента: при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об увиденном, умении четко выразить свою мысль. Так, дети, когда пытаются более точно ставить цель опыта, в ходе обсуждений действий начинают рассуждать. Пробуют высказывать гипотезы. У детей развивается диалогическая речь. Они учатся работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту или признавать правоту своего соседа.

Совместно с детьми мы принимали участие в различных конкурсах, таких как ЧИП, Снейл – чемпионат дошкольников по окружающему миру, Рассударики «Волшебные свойства воды», проходили экспресс тестирования: «Живая, не живая природа», «Животные Севера и Жарких стран» и др.

Во время работы по данной теме я получала высшее образование по направлению психология, тема моей выпускной квалификационной работы:

«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ»

Объект исследования: познавательные процессы детей.

Предмет исследования: развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста через детское экспериментирование.

Гипотеза: систематическое и последовательное использование экспериментальной деятельности способствует развитию познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

Исследовать познавательные процессы у детей старшего дошкольного возраста.

Проследить развитие познавательных процессов через детское экспериментирование.

Экспериментальное исследование было проведено на базе МДОУ детского сада "Берёзка", посёлка Рудногорск с целью – изучения влияния детского экспериментирования на развитие познавательных процессов у детей старшего возраста. Исследование проходило с 1.09. 2018 года по 1.04. 2019 года. В эксперименте участвовало – 36 детей МДОУ детского сада "Берёзка" посёлка Рудногорск 1 и 2-й подготовительных групп.

На основании полученных результатов диагностики можно утверждать, что систематическое и последовательное использование экспериментальной деятельности способствует развитию познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста.

Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.

Как упоминалось выше организация плодотворной работы по экспериментированию, как и другим видам детской деятельности не возможна без участия родителей и общества. Работа с родителями ведётся мной согласно перспективного плана по самообразованию в разных формах: консультации «Роль опытов и экспериментов в развитии познавательных процессов детей дошкольного возраста», памятки «Растим любознательных», картотеки «Познавательные игры дома для дошкольников» и др., участие в проектах группы «Огород наш подрастает, ну а мусор убывает», творческих мастерских по изготовлению оборудования для проведения опытов и экспериментов, участие в образовательной деятельности, экскурсиях, прогулках вместе с детьми и конечно же в оснащении ПРС.

У нас налажено тесное сотрудничество с СОШ. Ребята оказывают шефскую помощь и с удовольствием рисуют нам пособия и плакаты в уголок экспериментирования, принося т в дар энциклопедии, участвуют в свободной деятельности детей.

В аптеках и магазинах нам тоже помогают оформить и пополнить нашу ПРС (палочки от мороженого, бутылочки, пипетки, коробки и др.

В завершении некоторые свои наработки по теме: Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности в соответствии с критериями шкал ECERS-R, я представляла на базе нашего ДОУ, а так же в районе.

Просмотров: 714
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Власова Ирина Викторовна. Опыт работы. «Развитие познавательного интереса дошкольников старшего возраста посредством организации экспериментальной деятельности»
  • Малинина Виктория Александровна. Развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста
  • Эргеева Галина Дмитриевна. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
  • Фролова Ольга Юрьевна. Экспериментирование как средство развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста
  • Корней Ирина Алексеевна. Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
  • Перепросова Кристина Александровна. Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности
  • Сабитова Алсу Шикуровна. «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования»
  • Шабельникова Татьяна. Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста по средствам арт-терапии
  • Улитина Ирина Вячеславовна. Статья на тему: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
  • Иванова Светлана Олеговна. План — конспект образовательной деятельности по развитию речи Тема: «Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок»
  • Киселева Наталия Владимировна. Формирование познавательного интереса детей раннего дошкольного возраста с использованием опытно-экспериментальной деятельности.
  • Макарова Татьяна Алексеевна, Борисова Василиса Николаевна. Игры-путешествия как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста
  • Будникова Оксана Александровна. Методическая разработка «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности»
  • Захарова Валентина Ивановна. Опыт работы «Развитие познавательного интереса детей посредством организации экспериментальной деятельности»
  • Мальцева Фируза Николаевна. Коллекционирование как метод познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
  • Карелина Елена Николаевна. Интегрированное занятие по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Свойства воды»
  • Полуэктова Валентина Александровна. «КЕЙС – ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
  • Зыкова Елена Николаевна. Детское экспериментирование как средство развития познавательных способностей дошкольников
  • Касьянова Анна Николаевна. «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Гераськина Марина Геннадьевна. Статья для родителей «Развитие у детей дошкольного возраста интереса к двигательной деятельности средствами нестандартного физкультурного оборудования»
  • Сивушкина Марина Николаевна. «Развитие познавательного интереса младших дошкольников с помощью экспериментальной деятельности» (из опыта работы)
  • Юсупова Елена Михайловна. Опытно – экспериментальная деятельность «Развитие творческой исследовательской активности детей первой группы раннего развития в процессе детского экспериментирования»
  • Шестовских Анастасия. Влияние предметной деятельности на развитие познавательных интересов у детей раннего дошкольного возраста
  • Зубцова А.А, Сынчикова О.В,. Астрономия для детей младшего дошкольного возраста. Развитие познавательной активности дошкольников по средствам изучения космоса.
  • Носкова Ирина Леонидовна. Формирование представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста на основе опытно-экспериментальной деятельности
  • Новичкова Наталья. Развитие исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
  • Вечканова Татьяна Васильевна. «Развитие творческих способностей у детей через ознакомление с профессиональной деятельностью детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)
  • Блинова Ольга Анатольевна. Игровые технологии как средство повышения познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
  • Шерина Наталья Анатольевна. Организация исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в контексте ФГОС дошкольного образовании
  • Фролова Наталья Николаевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Свойства воздуха и воды».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь