Цель программы:
Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Развитие произвольного внимания (его свойств: переключаемости, концентрации, объема).
- Развитие памяти (слуховой, зрительной, образной, ассоциативной).
- Развитие мышления (операции сравнения, анализ, синтез, обобщение, классификация).
- Развитие воображения.
- Развитие восприятия.
Средства: игры (развивающие, подвижные), элементыпсихогимнастики.
Занятия проводятся в малых группах (по 5-6 человек), продолжительность занятия 20- 30 минут.
Скачать программу
Для ребенка игра — это естественное состояние, в котором он существует, развивается, познает мир. Л.С. Выготский главное значение детской игры видел в формировании опосредствования и, тем самым, в коренном преобразовании сознания, отрыве значений от вещи, внутреннего от внешнего, т.е. в формировании идеального плана сознания. Д.Б. Эльконин, опираясь на идеи П.Я. Гальперина о закономерностях функционального развития деятельности, рассматривал игру, как естественную стихийно сложившуюся на протяжении дошкольного детства практику поэтапной отработки умственных действий на основе функционального развития игровых действий от развернутых и выполняемых с реальными игрушками и предметами-заместителями к речевым, а затем к умственным действиям. Действия в уме, составляя основу идеального плана, раскрывают путь к развитию наглядно-образного мышления, высших форм перцептивной деятельности, воображения. Наконец, игра как деятельность, реализация которой требует от ребенка отказа от сиюминутных желаний и подчинения правилу в пользу выполнения принятой на себя роли, обеспечивает возможность перехода к произвольной регуляции поведения. Произвольное поведение как поведение, осуществляемое ребенком в соответствии с образцом и правилом и контролируемое в соответствии с этим образцом и правилом становится доступным ребенку благодаря принятию на себя ролей и взаимному контролю за выполнением игровых ролей со стороны участников игры. Качество произвольности, благодаря игре, приобретают сенсомоторные функции, память, поведение. Поэтому основным средством программы являются игры, как развивающие, так и подвижные.
Каждое занятие длится 20-30 минут. Игры в программе расположены от более простого к более сложному. Начинать надо с простых, постепенно усложняя задания.
I квартал
Внимание
Цель: развитие переключаемости, концентрации внимания.
Игры, упражнения.
«Что слышно?», «Ручеек», «Слушай звуки», «Найди различия», «Совушка — сова», «Смотри на руки», «Четыре стихии», «Будь внимателен», «Кто быстрее», «Пальцы», «Рисуем город», «Слушай команду», «Воробьи и вороны», «В магазине зеркал», «Кого назвали, тот и лови», «Летает — не летает».
Память
Цель: развитие слуховой и зрительной памяти.
Игры, упражнения.
«Повтори за мной», «Что изменилось?», «Испорченный телефон», «Слушай и исполняй», «Собери картинку по образцу», «Опиши по памяти», «Художник», «Запомни фигуры», «Кто что делал — повтори», «Перескажи сказку».
Мышление
Цель: развитие способностей сравнивать и классифицировать.
Игры, упражнения.
«Найди различия», «Противоположность», «На что похоже», «Чум похожи и чем различаются?..», «Разложи картинки по смыслу», «Чем похожи эти загадки». «Ну-ка. отгадай!», «Дорисуй и назови предмет».
Воображение
Цель: развитие фантазии, представлений.
Игры, упражнения.
«Сказка по кругу», «Где мы бывали, что повидали?», «Дорисуй фигурку», «На что похоже?», «Мозаика», «Чудесный лес», «Палочки», «Свободный танец», «Изобрази зверя», «Представь и нарисуй», «Мешок гнома».
Восприятие
Цель: развитие тактильного восприятия.
Игры, упражнения.
«Чудесный мешочек», «Чья рука?», «Угадай и назови предмет», «»каков предмет на ощупь», «игра для разогрева», «холодное — горячее».
II квартал
Внимание
Цель: развитие произвольности внимания, его объема.
Игры, упражнения.
Кто летает?» «Найди два одинаковых предмета», «, «Волшебное слово», «слушай и исполняй», «Повтори за мной», «Разведчики», «будь внимателен», «Зеваки», «Канон», «Слушай хлопки», «узнай по голосу», «Море волнуется», «Ручеек», «Кто знает, пусть дальше считает».
Память
Цель: развитие ассоциативной и моторно — слуховой памяти.
Игры, упражнения.
«Запомни позу», «Кто за кем?», «Зеркала», «Тень», «Запомни свое место», «Запомни движение», «Вот так позы», «Художник», «Узнай на ощупь», «Вспомни, кто что делал».
Мышление
Цель: развитие способностей к анализу и синтезу.
Игры, упражнения.
«Сложи картинку», «Назови целое», «Сложи узор», «Занимательные вопросы», «Пустой квадрат», «Дорисуй и назови предмет», «Картинки — загадки», «Что лишнее?», ^Определения», «Составь фигурку из палочек».
Восприятие
Цель: развитие слухового и зрительного восприятия.
Игры, упражнения.
«Точечки», «Разрезные картинки», «Муха», «Угадай, что...», «Игры с мячом».
Воображение
Цель: развитие творческого воображения.
Игры, упражнения,
«Мешок гнома», «Станцуй, как...», «Чего на свете не бывает», «Нарисуй с помощью фигур»,
«»Что будет, если?..», «Занимательные вопросы», «Что случилось потом?», «Кляксы».
Ill квартал
Внимание
Цель: развитие произвольного внимания, повышение его устойчивости.
Игры, упражнения.
«Путаница», «кто быстрее», «Слушай и исполняй», «Воробьи и вороны», «Слушай команду!», «Смотри на руки», «4 стихии», «Совушка — сова», «Кого назвали — лови», «Встань, у кого есть...», «Узнай по голосу», «Найди различия», «Что катится?», «Ручеек», «По новым местам».
Память
Цель: развитие образной, слуховой и зрительной памяти,
Игры, упражнения.
«Что изменилось?», «Слушай, запоминай, исполняй», «Зеркала», «Вспомни и собери по образцу», «Кто что делал?», «Запомни порядок», «Повторяй за мной», «Имена по кругу», «опиши по памяти», «Разведчик», «Художник», «Перечисли предметы».
Мышление
Цель: развитие фантазии, свободы представлений.
Игры, упражнения.
«Общий рисунок на заданную тему», «Чего не хватает на картинке», «Свободный танец», «На что похоже», «Как можно применить этот предмет?», «Сказка по кругу», «Придумай и нарисуй», «Чего на свете не бывает?».
Восприятие
Цель: развитие целостности восприятия.
Игры, упражнения.
«Чего не хватает?», «Назови целое по его части», «Муха», «Силуэты», «Разрезные картинки», «Угадай друга на ощупь».
План — программа развития познавательных процессов у детей
старшего дошкольного возраста.
|