Будникова Оксана Александровна. Методическая разработка «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности»

Методическая разработка «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности»

Слайд 1

Добрый день, меня зовут Оксана Александровна, работаю воспитателем в детском саду № 80 города Дзержинска с Две тысячи десятого года. Имею первую категорию.

Слайд 2

Вашему вниманию представляется компьютерная презентация практических достижений профессиональной деятельности: «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности»

Слайд 3

Основные условия формирования личного вклада в развитие образования представлены на экране. Сегодня большое внимание и важная роль в образовании в целом и в дошкольном образовании в частности уделяется методам активного обучения. Технологии активного обучения в большей степени способствуют развитию познавательного интереса детей дошкольного возраста, так как предполагают позицию ребенка как субъекта данной деятельности, а также дают возможность проявлять самостоятельность и инициативность.

 Скачать материал

Скачать конспект

Слайд 4

Наиболее актуальной задача развития познавательной активности у детей дошкольного возраста становится в связи с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Сегодня, в условиях развития средств массовой информации и сети Интернет ребенок все чаще получает готовые решения и готовую информацию. В настоящее время у детей наблюдается снижение уровня развития познавательной сферы в целом и познавательной активности в частности. Поэтому возникает необходимость использования таких средств обучения, которые будут максимально эффективно способствовать развитию познавательной активности дошкольников. На мой взгляд, проектная деятельность позволяет решить возникшее противоречие.

Слайд 5

Понятие познавательная активность может трактоваться по-разному. По мнению Маи Ивановны Лисиной, это состояние готовности к познавательной деятельности, Дина Борисовна Годовикова считает, что познавательная активность – это естественное стремление ребенка к познанию.

«Метод проектов» подробно изучен и представлен в педагогической и методической литературе: М.В. Крупениной, Н.Е. Веракса, О.М. Дьяченко, Л.А. Венгера. По их мнению, проектная деятельность может обеспечить развитие познавательной, творческой инициативы и самостоятельности в обучении.

Таким образом, пришли к выводу о возможности использования метода проектов с целью повышения эффективности работы по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Слайд 6

Цель педагогической деятельности сформулирована следующим образом: «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством использования метода проектов в рамках образовательной области «Познавательное развитие».

Задачи педагогической деятельности представлены на экране и сформулированы на педагога, для детей же это и повышение уровня освоения основной образовательной программы в области познавательного развития, и степени выраженности познавательной активности.

Слайд 7

На экране представлена ведущая педагогическая идея. Необходимо понимать, что стремление к познанию окружающей действительности заложено в каждом человеке с рождения. Но, в силу некоторых обстоятельств, познавательная активность может быть недостаточно выражена или не выражена вовсе. Очень важно, чтобы уже в дошкольном детстве у ребенка познавательный интерес был сформирован на достаточно высоком уровне.

Слайд 8

На экране представлены этапы педагогической деятельности. Первый этап, начало старшей группы, позволил определить степень эффективности освоения образовательной программы в образовательной области «Познавательное развитие», уровня развития познавательной активности. Основной этап длился 2 года и включил в себя активное использование метода проектов как средства развития познавательной активности детей. Третий этап – позволил оценить результативность педагогической деятельности.

Слайд 9

На первом этапе была изучена литература по проблеме, составлено перспективно-тематическое планирование применения метода проектов в старшей и подготовительной к школе группах. При выборе тематики проектной деятельности, вида проектов, способов взаимодействия с детьми и родителями, руководствовалась комплексно-тематическим планированием Основной образовательной программы нашего детского сада, а также особенностями участников образовательных отношений и микросреды (традиции учреждения, городские конкурсы, и т.п.)

ПРИМЕНЕНИЕ

Таким образом, основными видами проектов стали информационные групповые краткосрочные проекты.

Каждый проект, включенный в систему состоит из 4 этапов.

В работе наиболее часто использую следующие продукты проектной деятельности: выставки, участие в конкурсах, детские мини-музеи, праздники, развлечение, создание книжек-малышек.

Назад

ОСОБЕННОСТИ

В структуре познавательной активности можно выделить 5 основных компонентов.

Актуальность и новизна информации, активная позиция ребенка как инициатора познавательной деятельности, а также наглядность и занимательность материала – основные условия эффективности достижения поставленных задач.

Назад

Слайд 10

Результаты педагогической диагностики на начальном этапе работы – это старшая группа начало учебного года, представлены на диаграммах на слайде. Согласно данных проведенного исследования, у большинства воспитанников группы успешность освоения основной образовательной программы характеризуется низким уровнем (26%), высокий уровень отмечен лишь у 16% детей группы. При анализе данных по развитию у детей познавательной активности, выяснили, что у большинства детей познавательная активность характеризуется низкой степенью выраженности (53%). Полученные данные еще раз подтвердили необходимость и целесообразность осуществления работы по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности.

Слайд 11

На экране представлены задачи и содержание деятельности педагога и воспитанников. Необходимо отметить, что усложнение в системе деятельности осуществляется через уменьшение степени инициативности воспитателя, повышение степени самостоятельности воспитанников как на этапе непосредственно реализации, так и в процессе планирования и на итоговом этапе проекта.

Основными условиями эффективного развития познавательной активности является включение «знаниевого» компонента в проект, а также использование проблемных ситуаций, проблемных и спорных вопросов, создание специальных образовательных ситуаций для возникновения разных мнений по решению того или иного вопроса.

Слайд 12

Также планируется содержание деятельности родителей на каждом этапе реализации проекта, но степень помощи со стороны родителей детям также уменьшается по мере взросления ребенка. Родители не только сторонние наблюдатели и техническая помощь в реализации проектов, но и активные участники обсуждений по выбору темы, способов и средств, а также продукта проекта.

Слайд 13

Согласно составленному перспективно-тематическому планированию, в старшей и подготовительной группе было реализовано 13 проектов познавательной направленности, 7 из которых были разработаны с учетом тематики программы, реализуемой в группе, а также с включением методов развития познавательной активности.

На экране красным курсивом обозначен планируемый результат педагогической деятельности.

Проектная деятельность в старшей и подготовительной к школе группе реализуется не реже 1 раза в 2 месяца, и в ней ребенок не только участник, но и все чаще инициатор. А также дети на этом этапе уже способны оценить свой вклад в тот или иной проект. У детей формируем, кроме развития прочих, и волевой компонент познавательной активности.

ГИПЕРССЫЛКА

На экране представлено перспективно-тематическое планирование проектной деятельности в старшей группе общеразвивающей направленности. Для каждого проекта в планировании обозначена тема в соответствии с комплексно-тематическим планированием Основной образовательной программы, название и автор проекта, цель и задачи каждого проекта.

Слайд 14

Работа по развитию познавательной активности осуществляется во всех формах образовательной деятельности. На занятиях у детей формируется содержательно-операциональный компонент познавательной активности, а в самостоятельной деятельности совершенствуются эмоциональный, мотивационный и компонент социальной ориентации.

Но для достижения хороших результатов в работе по развитию познавательной активности посредством метода проектов, очень важно соблюдение единых требований в дошкольном учреждении и семье. Мы стараемся выстраивать взаимодействие с семьями воспитанников таким образом, чтобы родители стали субъектами образовательной деятельности и помогали в реализации намеченных задач. Через устный журнал, стенды, папки передвижки знакомим родителей с ролью и развивающим потенциалом проектной деятельности, с вариантами проектов, с перспективами на будущее. И в результате, родители стали активными участниками каждого проекта, реализуемого в группе или семейных проектов.

Слайд 15

Еще одно условие эффективности – создание развивающей предметно-пространственной среды в группе. Метод проектов с его обязательным итоговым продуктом деятельности позволяет обогатить среду группы, сделать ее интересной ребенку, ведь он сам принимал участие в создании мини-музея, книжек-малышек и так далее. В подготовительной группе ребята сами предлагают варианты дополнения уже имеющихся мини-музеев, а также проявляют инициативу в создании новых.

Слайд 16

На момент окончания старшей группы, в мае 2017 года, нами была проведена повторная педагогическая диагностика по тем же двум направлениям, что и на момент начала первого года обучения. Диаграмма иллюстрирует положительную динамику освоения основной образовательной программы по направлению познавательного развития. У 86% детей группы эффективность педагогических воздействий по направлению «Познавательное развитие» характеризуется высоким уровнем, а процент детей с низким уровнем эффективности педагогических воздействий по направлению «Познавательное развитие» равен нулю.

Слайд 17

Данная диаграмма иллюстрирует положительную динамику развития степени выраженности познавательной активности воспитанников. Так, на начало работы, познавательная активность у 53% детей группы характеризовалась как слабо выраженная.

На момент окончания старшей группы данный процент снизился до 13%.

На момент выпуска в школу высокая степень выраженности познавательной активности отмечалась у 86% детей группы.

Сравнительный анализ данных позволил сделать вывод об эффективности использования метода проектов в работе по познавательному развитию детей в целом и по повышению степени выраженности познавательной активности.

В ходе наблюдения также заметили, что дети стали легче включаться в поисково-исследовательскую деятельность, процесс мотивации к образовательной деятельности познавательного характера стал занимать намного меньше времени, ребята стали проявлять инициативу в расширении своих представлений в той или иной теме. Также родители стали выступать инициаторами планирования новых проектов, взаимодействие с семьями воспитанников вышло на новый уровень – полного включения родителей в жизнь ребенка в детском саду.

Сайд 18

Пути и способы трансляции практических достижений педагогического опыта представлены на экране. Данный опыт может быть интересен и воспитателям групп общеразвивающей направленности, и даже родителям детей, у которых есть необходимость в развитии познавательной активности.

Слайд 19

В перспективе вижу необходимость создания системы работы по использованию метода проектов во всех направлениях развития детей: через создание картотеки проектов, через анализ имеющегося опыта, в том числе коллег в сетевом педагогическом сообществе. Также планирую составить программу взаимодействия с семьями воспитанников на основе реализации проектов по работе с семьей и непосредственно семейных проектов.

Слайд 20

На слайде представлен список используемой литературы и интернет-ресурсов по проблеме.

Завершить выступление мне бы хотелось высказыванием педагога и психолога Шалва Александровича Амонашвили «Если хочешь воспитывать в детях смелость ума, интерес к серьезной интеллектуальной работе, самостоятельность как личную черту, вселить в них радость творчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нем властелинами».

Слайд 21

Спасибо за внимание!

Для себя по диагностике:

Методика «Древо желаний» В.С. Юркевич

Цель: изучение познавательной активности детей (используются картинки и словесные ситуации)

  1. Волшебник может исполнить 5 твоих желаний. Чтобы ты у него попросил? (6 мин.)
  2. Мудрец может ответить на любые твои вопросы. О чем бы ты спросил у него? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.
  3. Ковер-самолет в мгновение ока доставит тебя куда ты захочешь. Куда бы ты хоте слетать? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.
  4. Чудо-машина умеет все на свете: шить, печь пироги, мыть посуду, делать любые игрушки. Что должна сделать чудо-машина по твоему приказанию? – 5 мин.
  5. Главная книга страны Вообразилии. В ней любые истории обо всем на свете. О чем бы ты хотел узнать из этой книги? – 5 мин.
  6. Ты очутился вместе с мамой в таком месте, где все разрешается. Ты можешь делать все, что твоей душе угодно. Придумай, что бы ты в таком случае делал? – (регистрируются первые 5 ответов) – 4 мин.

Из ответов выбираются ответы познавательного характера.

Высокий уровень познавательной потребности – 9 ответов и выше.

Средний уровень познавательной потребности – от 3 до 8 ответов.

Низкий уровень познавательной потребности – 2 и меньше ответов.

Качественный анализ:

  • Высокий уровень – стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений, отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру.
  • Средний уровень – потребность в знаниях имеется, но привлекает только конкретная информация, причем достаточно поверхностная.
  • Низкий уровень – дети удовлетворяются односложной информацией, например их интересует реальность услышанной когда-то сказки, легенды и т.д.

Все эти суждения носят познавательный характер, но различаются разным уровнем сложности.

Ответы «потребительского» содержания – иметь игрушки, проводить досуг без познавательных целей.

Креативные ситуации – 2, 3, 4, 5.

Просмотров: 887
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Бажина Ольга Александровна. Организация предметно — пространственной развивающей образовательной среды группы через метод проектов, направленный на формирование познавательной активности воспитанников (из опыта работы)
  • Перепросова Кристина Александровна. Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности
  • Шавшукова. Педагогический проект «Развитие познавательной активности ребенка через поиск ответов – рассуждений на вопросы»
  • Касьянова Анна Николаевна. «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Наталья Новикова. Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста
  • Полуэктова Валентина Александровна. «КЕЙС – ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
  • Корней Ирина Алексеевна. Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
  • Шигабеева Рашида. Выступление из опыта работы на МО на тему: «Формирование познавательной активности ребёнка дошкольного возраста в разных видах деятельности».
  • Ревнивых Ольга Александровна. Применение игровых технологий для развития познавательной активности детей дошкольного возраста
  • Савельева Галина Сергеевна. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР МАТЕМАТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ
  • Улитина Ирина Вячеславовна. Статья на тему: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
  • Эргеева Галина Дмитриевна. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
  • Есинова Оксана Борисовна. Статья из опыта работы «Развитие познавательной активности детей от 2 до 3 лет»
  • Людмила Анатольевна Панова. Развитие самостоятельной познавательной активности детей через проектную деятельность
  • Гирина Юлия Сергеевна. Статья «Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством краеведческой деятельности»
  • Карташова Надежда Геннадьевна. Коллекционирование — одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития познавательной активности дошкольников в условиях реализации ФГОС.
  • Зайцева Раиса Сергеевна. Формирование у детей познавательной активности и экологической культуры посредством исследовательской деятельности. Совместная деятельность с детьми «Очистка водоема».
  • Гурьянова Елена Юрьевна. «Мини-музей как средство познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
  • Кандаурова Людмила Ивановна. Влияние опытно — экспериментальной деятельности на развитие познавательной активности дошкольников.
  • Бирева Татьяна Юрьевна. Особенности развития познавательной активности детей 4-5 лет в экспериментировании
  • Большевых Елена Витальевна. Проект «Развитие у дошкольников познавательной, творческой и речевой активности через участие в создании мультфильмов»
  • Блинова Ольга Анатольевна. Игровые технологии как средство повышения познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
  • Зубцова А.А, Сынчикова О.В,. Астрономия для детей младшего дошкольного возраста. Развитие познавательной активности дошкольников по средствам изучения космоса.
  • Коржева Ольга Владимировна. Бизиборд как средство развития познавательной активности детей
  • Людмила Судос. Рабочая программа «Развитие познавательной активности у детей 5-6 лет, через детское экспериментирование»
  • Гордиенко Наталия Владимировна. «Развитие познавательной активности у детей с ОВЗ»
  • Синельникова Олеся Александровна. «Мини-музей времени» как одна из форм развития познавательной активности дошкольников.
  • Каневская Елена Андреевна. Педагогический проект: «Формирование познавательной активности детей среднего дошкольного возраста посредством вовлечения родителей в единое образовательное пространство «Детский сад – семья» на основе проектного метода»
  • Семенюк Ирина. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
  • Нещерет Татьяна Юрьевна. Развитие познавательной активности дошкольников с ЗПР через проектную деятельность



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь