Дошкольный возраст- сенситивный период развития познавательной активности, где выделяются основные этапы формирования – любопытство, любознательность, познавательный интерес. (С. Л. Рубинштейн, Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, Л.И. Божович, Г.И. Щукина, Л.А. Венгер, А.Р. Лурия, Ф.А. Сохина). Любопытство является источником появления любознательности. А.И. Сорокина определяет любознательность как "... общую направленность, положительное отношение к широкому кругу явлений". Н.Ф. Добрынин подчёркивает, что любознательность является действенной формой выражения интереса к познанию. Любознательность характеризуется стремлением ребёнка проникнуть за пределы увиденного, непосредственно воспринимаемого. Становясь устойчивой чертой, любознательность приобретает значительную ценность в развитии личности ребёнка. Вопросы, которые задаёт ребёнок, на которые он хочет получить ответ исследователи рассматривают как форму проявления познавательной активности. Авторы книги "Неизведанное рядом" выделяют два типа детской активности: собственная активность ребёнка, которая полностью определяется им самим и активность, которая стимулируется взрослым. Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная активность детей так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребёнка, так как он воспринимает и применяет их как собственные.
В возрасте 4-5 лет можно выделить 4 основных направления познавательной активности детей:
- знакомство с предметами, явлениями, событиями, находящимися за пределами непосредственного восприятия и опыта детей;
- установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, приводящих к появлению в сознании ребёнка целостной системы представлений;
- удовлетворение первых проявлений избирательных интересов детей;
- формирование положительного отношения к окружающему миру.
Достигнутый к четырём годам уровень психического развития позволяет ребёнку сделать ещё один шаг в познавательном развитии — дети 4-5 лет активно стремятся упорядочить накопленные представления об окружающем мире. Ребенок начинает находить в окружающей действительности, выстраивать элементарные связи в зависимости между отдельными событиями, явлениями, предметами ближайшего окружения, которые в основном уже находятся в опыте ребёнка. Видны и индивидуальные различия в том, что больше влечёт, притягивает ребёнка в окружающем мире. Так, например, два малыша с увлечением роют землю. Один — чтобы пополнить свою "коллекцию" красивыми камешками и стёклышками, а другой — в поисках жуков.
Все это говорит о том, что у детей 4-5 лет начинает проявляться избирательное отношение к миру, выражающееся в более стойком, направленном интересе к отдельным объектам или явлениям.
Развитию познавательной активности детей 4-5 лет способствует такая организация обучения, при которой ребёнок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решения задач проблемного характера. Когда взрослый замечает проявление инициативности, значит, у ребёнка начинает формироваться самостоятельность. Проявление инициативы — показатель самостоятельности. Детское экспериментирование является одной из форм, где активно проявляется самостоятельность у детей. В ходе экспериментирования у детей развиваются наблюдательность, элементарные аналитические умения, стремление сравнивать, сопоставлять, делать выводы. Основу всех экспериментов, опытов составляет наблюдение. Руководя наблюдениями при экспериментировании, взрослый формирует умение дошкольников выделять наиболее значимые признаки животных, растений и явлений природы, находить в них взаимосвязи и зависимости. Опытническая деятельность может быть организована на занятиях, прогулках, в уголке природы, во время экскурсий, походов, досугов. Опыты способствуют развитию познавательной активности. Они активно стимулируют умственную деятельность, детям становится под силу объяснить суть отдельных природных явлений. Например, на прогулке воспитатель предлагает детям собрать снег вокруг деревьев, укрыть их от мороза и спрашивает: "Почему так надо делать?"Дети вспоминали проводимые опыты, объясняли:"Снег сохраняет тепло, если не будет снега, земля замёрзнет и деревья замёрзнут. Снег — это тёплое пуховое одеяло".
В группах, на участке должны быть созданы необходимые условия для самостоятельного поиска того или иного интересующего вопроса или проблемы. Таким образом, РППС должна быть насыщена материалами, оборудованием, познавательной литературой, дидактическими играми, моделями, схемами и т.д. Объектами изучения в экспериментальной деятельности должны быть натуральные объекты природы: песок, земля, вода, снег, лед, растения и их плоды, семена и др.
Привлечение детей к проведению несложных опытов на занятиях, прогулках, в уголках природы, на участке детского сада и дома совместно с родителями имеет очень большое значение для развития познавательной активности детей, воспитания их активного и правильного отношения к объектам и явлениям природы.
Литература:
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред. О.В. Дыбиной. — 2-е изд., испр. М.: ТЦ Сфера, 2016. — 192с. (Ребёнок в мире поиска).
- Модель Н.А. Поддержка детской инициативы и самостоятельности на основе детского творчества: в 3 ч. Ч.1. — М.: ТЦ Сфера, 2016. — 128 с. — (Библиотека Воспитателя)
- Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования. — СПб.: ООО"Издательство "Детство -Пресс", 2017. — 208 с.
- Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. — СПб.: Детство — Пресс, 2016. — 128 с., ил. — (Библиотека программы "Детство")
|