Каневская Елена Андреевна. Педагогический проект: «Формирование познавательной активности детей среднего дошкольного возраста посредством вовлечения родителей в единое образовательное пространство «Де

Педагогический проект: «Формирование познавательной активности детей среднего дошкольного возраста посредством вовлечения родителей в единое образовательное пространство «Детский сад – семья» на основе проектного метода»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «РОСИНКА» Г. НАДЫМА» (МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «РОСИНКА»)

Воспитатель Каневская Е.А. 2016г.

Отечественные ученые: Е.Г. Кагарова, М.В. Крупенина, Н.Е. Веракса, О.М. Дьяченко, Л.А. Венгер, Н.Н. Подъяков, Т.А. Данилина, Т.С. Ладога, М. Б. Зуйкова, Е.С. Евдокимова

Противоречия

 

Скачать конспект

Между потребностью внедрения новых образовательных технологий для развития у детей познавательных интересов в образовательном процессе и преобладанием в практике ДОУ традиционных форм организации детской деятельности;

Между потребностью образовательной практики в высоком уровне информационной компетентности всех участников образовательного процесса и недостаточным уровнем педагогического просвещения родителей.

Если осуществлять развитие познавательной активности детей путем вовлечения в проектную деятельность родителей воспитанников, то сформируются предпосылки поисково- исследовательской деятельности младших дошкольников, гуманистическая направленность поведения, неповторимая индивидуальность воспитанников с высоким уровнем социализации и творческих возможностей.

Оптимизация сотрудничества с родителями посредством использования проектного метода для развития познавательных интересов детей.

Гипотеза

Если осуществлять развитие познавательной активности детей путем вовлечения в проектную деятельность родителей воспитанников, то сформируются предпосылки поисково-исследовательской деятельности младших дошкольников, гуманистическая направленность поведения, неповторимая индивидуальность воспитанников с высоким уровнем социализации и творческих возможностей.

Цель:

Оптимизация сотрудничества с родителями посредством использования проектного метода для развития познавательных интересов детей.

Задачи проекта:

  1. Формировать навыки исследовательской деятельности детей 4-5 лет с помощью проектного метода.
  2. Внедрить проектный метод как форму взаимодействия ДОУ и семьи.
  3. Повысить уровень теоретических знаний и практических навыков родителей, направленных на развитие познавательной активности детей 4-5 лет.

Участники проекта:

  • Педагоги группы
  • Родители детей 4-5 лет
  • Воспитанники средней группы

Срок реализации проекта: Сентябрь 2016г. — май 2017г.

Этапы:

  • Организационный
  • (сентябрь — октябрь 2016г.)

Практический

  • (ноябрь 2016г. — апрель 2017г.)

Обобщающий

  • (май — июнь 2017г.)

Ожидаемые результаты:

  • Прирост количества детей с высоким уровнем развития познавательно-исследовательских способностей в результате реализации проекта
  • Обновление форм и методов работы с родителями и детьми, направленных на формирование и развитие у детей познавательной активности
  • Повышение компетентности педагогов и родителей в вопросах формирования и развития познавательных интересов у дошкольников
  • Повышение вовлеченности педагогов и родителей в применение проектного метода

Ожидаемый продукт:

  • Создание банка проектов, направленных на развитие у детей познавательной активности.
  • Выпуск методических рекомендаций для педагогов по использованию проектного метода в работе с родителями младших дошкольников.

Принципы реализации

  • принцип гуманистической направленности;
  • принцип интегративного подхода;
  • принцип доступности обучения;
  • принцип гармонии трех начал: физического, духовного, интеллектуального;
  • принцип сотрудничества воспитания в семье и в детском саду по законам содружества;
  • демократичности (планирование совместно с родителями, педагогами, т.е. прозрачность действий);
  • динамичности (развитие от простого к сложному);
  • непрерывности (начало – результат в большом и малом, чувство связи: ребёнок — родители – детский сад);
  • реалистичности (жизнеспособность);
  • измерение успеха (оценка деятельности).

Условия реализации

Нормативно-правовое обеспечение

  • Конституция РФ в части прав и обязанностей родителей и детей
  • Закон РФ «Об образовании»
  • Федеральные государственные требования (ФГОС) к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ООПДО)
  • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении
  • Закон «Об образовании ЯНАО»
  • Устав МДОУ

Программно-методическое обеспечение

Научно-методическая литература по развитию познавательной активности дошкольников, Интернет – ресурсы

Информационное обеспечение

Результаты диагностики познавательного развития детей,

анкеты родителей,

сайт дошкольного учреждения

Материально-техническое обеспечение

Мультимедиа-проектор, экран, специально оборудованный уголок с оборудованием для экспериментирования, дидактический материал

Кадровое обеспечение

Воспитатель ДОУ

Механизм реализации проекта

Совместная целенаправленная познавательно-исследовательская деятельность

1 раз в неделю с соблюдением условий для сбережения здоровья ребенка, т.е. требования СанПиНа

Содержание работы:

  1. серия занятий — знакомство детей со свойствами предметов, веществ, материалов.
  2. серия занятий — экспериментирование с выявленными свойствами.
  3. серия занятий – это исследование изменений свойств, предметов, веществ, материалов.

Задачи, решаемые в процессе использования проектного метода в работе с детьми:

  1. Формировать у детей 4-5 лет диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
  2. Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов условных заместителей, моделей);
  3. Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
  4. Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.

Формы организации и используемые методы

  • Индивидуальная исследовательская деятельность детей
  • Групповая детская исследовательская проектная деятельность
  • Наблюдения на прогулках с рассуждениями, опытами, воздействиями на объекты природы
  • Активная игровая деятельность
  • Все виды детского труда
  • Творческая художественная деятельность
  • Познавательные экскурсии
  • Экспериментирование, опытническая работа на занятиях и в свободной продуктивной деятельности
  • Труд, экспериментирование и наблюдение в уголке природы
  • Совместное участие с родителями в семейных проектах
  • Активное участие в районных, региональных, российских конкурсах.

Задачи, решаемые в процессе использования проектного метода в работе с родителями

  • Повысить уровень теоретических знаний и практических навыков родителей, направленных на развитие познавательной активности детей 4-5 лет.
  • Повысить уровень заинтересованности родителей во взаимодействии ДОУ и семьи в вопросах воспитания и развития ребенка с использованием проектного метода.

Информационно–просветительский блок

  • Знакомство с этапами становления познавательной активности детей 4-5 лет;
  • Ознакомление с результатами диагностики познавательного развития воспитанников;
  • Создание памяток с играми, упражнениями, направленными на развитие познавательных интересов;
  • Оформление стенда с общими рекомендациями;
  • Знакомство с методом проектов.

Практический блок

  • Демонстрация приёмов работы, используемых для развития познавательной активности детей 4-5 лет;
  • Проведение тематических семинаров – практикумов с использованием экспериментирования, ИКТ и т.д.

Этапы работы по внедрению проекта

Организационный (сентябрь — октябрь 2016. г)

Практический (ноябрь 2016г. – апрель 2017г.)

Обобщающий (май-июнь 2017г.)

Организационный (сентябрь — октябрь 2016. г)

Критерии оценки

  • Условия, созданные для реализации проекта;
  • Результаты образовательного процесса, направленного на развитие познавательной активности (образовательная область «Познание»);
  • Удовлетворенность родителей результатами реализации проекта (изменение характера вопросов родителей к воспитателям, рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению и активности их участников).

Методы оценки показателей, отражающих качество реализации проекта

  • Анализ научно-правовых, программно-методических, кадровых, информационных, материально-технических условий реализации проекта;
  • Анализ результатов диагностики познавательного развития детей;
  • Анализ анкет по удовлетворенности родителей результатами участия в реализации проекта.
  • Мониторинг исследовательской деятельности дошкольников
  • Сформированность интереса детей к опытам, экспериментам, исследованиям, наблюдениям;
  • Сформированность интереса к предметному и социальному окружению;
  • Сформированность интереса к ознакомлению с природой.
  • Перспективы развития проекта

Разработка проекта, направленного на формирование познавательной активности детей посредством вовлечения родителей в единое образовательное пространство «Детский сад — семья» на основе проектного метода для старшего дошкольного возраста.

  • Дополнительные эффекты

Возможность использования проектов воспитателями групп и родителями воспитанников ДОУ для развития познавательной активности младших дошкольников.

Способы трансляции опыта

  • Участие в педагогических мероприятиях в рамках реализации годового плана МДОУ
  • Участие в конкурсном движении различного уровня
  • Размещение информации о реализации проекта в СМИ различного уровня, на сайте МДОУ и в сети Интернет.

Заключение

  1. В результате проектной деятельности у детей младшего дошкольного возраста формируется положительная мотивация к процессу познания. Ребенок становится более активный, коммуникабельный, расширяется круг задаваемых им вопросов. Дети становятся более самостоятельными. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении.
  2. Проектная деятельность способствует сплочению детского коллектива. В коллективе ребенок учится взаимодействовать со сверстниками; происходит обмен информацией.
  3. Проектная деятельность создает условия для самореализации, формирования уверенности и развития креативности.
  4. Проектная деятельность в микрогруппах дает возможность проявлять себя в различных видах ролевой деятельности, а общее дело развивает социально-личностные качества.

Используемая литература:

  1. Давыдова О.И. Проекты в работе с семьёй. Методическое пособие. О.И. Давыдова, А.А. Майер, Л.Г. Богославец. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
  2. Инновационные процессы в современном дошкольном образовании: развитие интеллектуального потенциала и детской одарённости / авт. – сост. Л.П. Пяткова (и др). – Волгоград: Учитель, 2013.
  3. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2013.
  4. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для рук. и практ. работников ДОУ / Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода и др. — М.: Аркти, 2003.
  5. Боровлева А.В. Проектный метод – как средство повышения качества образования / А.В. Боровлева // Управление ДОУ. – 2006. — №7.
  6. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Н.Е Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика- Синтез, 2008. – 112 с.
  7. Захарова М.А., Костина Е.В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. М.А Захарова, Е.В. Костина. – М.: Школьная Пресса, 2010. – 64 с.
  8. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ. /Л. Д. Морозова// Ребенок в детском саду. – 2010 №2 – С.7
Просмотров: 717
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Наталья Новикова. Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста
  • Касьянова Анна Николаевна. «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Зайцева Раиса Сергеевна. Формирование у детей познавательной активности и экологической культуры посредством исследовательской деятельности. Совместная деятельность с детьми «Очистка водоема».
  • Баркалова Наталья Васильевна. «Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности старших дошкольников»
  • Никитина Виктория Викторовна. «Проектно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»
  • Жукова Татьяна Николаевна. «Эффективное взаимодействие педагогов, детей и родителей в условиях реализации проектного метода»
  • Карташова Надежда Геннадьевна. Коллекционирование — одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития познавательной активности дошкольников в условиях реализации ФГОС.
  • Корней Ирина Алексеевна. Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
  • Ревнивых Ольга Александровна. Применение игровых технологий для развития познавательной активности детей дошкольного возраста
  • Перепросова Кристина Александровна. Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности
  • Улитина Ирина Вячеславовна. Статья на тему: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
  • Юсупова Елена Михайловна. Опытно – экспериментальная деятельность «Развитие творческой исследовательской активности детей первой группы раннего развития в процессе детского экспериментирования»
  • Людмила Анатольевна Панова. Развитие самостоятельной познавательной активности детей через проектную деятельность
  • Будникова Оксана Александровна. Методическая разработка «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности»
  • Зубцова А.А, Сынчикова О.В,. Астрономия для детей младшего дошкольного возраста. Развитие познавательной активности дошкольников по средствам изучения космоса.
  • Эргеева Галина Дмитриевна. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
  • Ольшунова Ирина Альбертовна. Опыт работы ДОУ по созданию условий для развития двигательной активности и формах ее реализации
  • Нещерет Татьяна Юрьевна. Развитие познавательной активности дошкольников с ЗПР через проектную деятельность
  • Полуэктова Валентина Александровна. «КЕЙС – ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
  • Бирева Татьяна Юрьевна. Особенности развития познавательной активности детей 4-5 лет в экспериментировании
  • Волошенко И.А., Калугина Е.В.,. «Формирование у старших дошкольников познавательной мотивации посредством использования фотокросса в совместной образовательной деятельности детей и родителей»
  • Людмила Судос. Рабочая программа «Развитие познавательной активности у детей 5-6 лет, через детское экспериментирование»
  • Ноженко Елена Николаевна. Конспект НОД детей в подготовительной группе. Тема: «Развитие познавательно – исследовательской деятельности посредством проектного метода»
  • Есинова Оксана Борисовна. Статья из опыта работы «Развитие познавательной активности детей от 2 до 3 лет»
  • Замалова Эльвира Наилевна. Мастер – класс для педагогов на тему: «Развитие познавательной активности детей через игры – экспериментирование»
  • Савельева Галина Сергеевна. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР МАТЕМАТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ
  • О. Б. Баранова, Е. А. Тарасова. Педагогический опыт гражданского воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством метода проекта в современных ДОУ
  • Коржева Ольга Владимировна. Бизиборд как средство развития познавательной активности детей
  • Гирина Юлия Сергеевна. Статья «Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством краеведческой деятельности»
  • Морозова Евгения Александровна. Педагогический проект Развитие познавательной активности старших дошкольников методом экспериментирования



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь