ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В настоящее время российское образование претерпевает существенные изменения. В Законе об образовании Российской Федерации № 273 статья 64, пункт 2 указано, что «Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности».
Скачать проект
Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации от 25 ноября 2013 года, требует от педагога чтобы программы обеспечивали развитие личности, мотивации и способностей детей и различных видов деятельности определенные направления развития и образования детей. Все этотребует от педагога пересмотра технологий, ориентируя его на использование в своей деятельности более эффективные формы и методы, позволяющие строить педагогический процесс на основе развивающего обучения.
Кроме того, в связи с проникновением в жизнь дошкольника информационно-коммуникационных технологий происходит вытеснение интереса к предмету и его свойствам интересом к средствам передачи информации об окружающем мире. При этом процесс решения познавательных задач замещается подбором готовых стереотипных ответов. В данной ситуации педагоги дошкольных учреждений осознают необходимость изменения подходов к познавательному развитию ребенка.
Среди всевозможных средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надежнее для ребенка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем. По мнению академика Н.Н. Поддъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
К сожалению, анализ современной практики дошкольного образования показывает, что педагоги до сих пор сохраняют дисциплинарные приемы в работе, характерные для учебной модели взаимодействия с ребенком, что значительно снижает возможности появления у дошкольников самостоятельного познавательного опыта. Объектная позиция, в которую попадает ребенок, приводит к снижению его мотивации в познавательной деятельности. Ожидания родителей относительно познавательных достижений детей остаются при этом неудовлетворенными.
Названные обстоятельства свидетельствует об обострении противоречия между повышением требований к средствам поддержки детской инициативы в познавательной деятельности и недостаточной разработанностью комплексного методического сопровождения процесса формирования познавательного интереса в старшем дошкольном возрасте.
Эти противоречия определили проблему исследования: поиск наибо-лее оптимальных педагогических условий использованияэкспериментального методав познавательном развитии ребенка старшего дошкольного возраста.
Цельисследования – развитие познавательнойактивности детей стар-шего дошкольного возраста.
Средства исследования – экспериментирование как метод познава-тельной активности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- На основеизучения и анализа психолого-педагогической литературы, выявить сущность и особенности познавательного процесса детей старшего дошкольного возраста.
- Определить влияние метода экспериментирования на познавательную активность детей старшего дошкольного возраста.
- Разработать программу поразвитию познавательной активности старших дошкольников методом экспериментирования.
- Выстроить систему работы для детей старшего дошкольного возраста с использованием экспериментов.
- Подобрать оптимальную диагностическую методику, позволяющую су-дить об уровне познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
- Сформировать у родителей мотивацию к работе с детьми над развитием познавательной активности
Стоит отметить, что проблема изучения познавательной активности у детей дошкольного возраста изучалась втрудах многих педагогов и психологов. В исследованиях Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.А. Гордона, А.Н. Леонтьева, А.К. Марковой, Н.Г. Морозовой, В.Н. Мясищева, Л.С. Славиной, Г.И. Щукиной раскрываются методологические основы проблемы познавательного интереса. В работах Т.А. Куликовой, О.В. Прозоровой, А.И. Сорокиной, Т.А. Серебряковой рассмотрены и проанализированы формы проявления познавательного интереса: от ситуативной заинтересованности до глубокого устойчивого внимания к предмету или наблюдаемому явлению, к стремлению включиться в практическое манипулирование или исследовательскую деятельность. Но наиболее значимыми для изучения процесса формирования познавательного интереса дошкольников являются исследования Т.И. Еро-феевой, Н.Г. Морозовой, С.Н. Николаевой, Н.Н. Поддьякова, в которых обоснованы предпосылки познавательного развития дошкольников, пред-ставлены характеристики познавательного интереса, раскрыта методика его развития у детей, а также работа методом экспериментирования.
Также в ходе работы использоваласьПримерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. При написании работы было уделено внимание и изучению нормативно-правовой документации, а именно: Закона РФ «Об образовании»; «Федерального государственного образовательного стандарта», «Типового положение ДОУ»; «Конвенции о правах ребенка».
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Радость», структурное подразделение комбинированного вида детский сад №20 «Гнездышко».
Практическая значимость исследования заключаются в том, что разработанный педагогический проект может быть использован психологами, педагогами дошкольного образования.
Композиционно работа состоит из Введения, Реферативной и Проектной частей, заключения и списка использованной литературы. Во введении определены актуальность и методологические основы исследования, объект, предмет, цель и задачи, методы исследования, а также представлена структура работы. В реферативной части рассматриваются сущность и особенности познавательного процесса детей старшего дошкольного возраста, а также процесс развития познавательной активности путем экспериментирования. В проектной части представлена рабочая программа по формированию познавательной активности по развитию познавательной активности старших до-школьников методом экспериментирования. В заключении подводятся итоги и делаются логические выводы по теме исследования.
1. РЕФЕРАТИВНАЯ ЧАСТЬ.
1. 1. Сущность и особенности познавательного процесса детей старшего дошкольного возраста
Развитие ребенка дошкольного возраста отличается чрезвычайным разнообразием и динамичностью. На протяжении этого периода происходит существенное изменение в самых разных направлениях, где познание играет ведущую роль, ведь совершенствуются различные виды деятельности ребенка: игра, рисование, конструирование. Стремительно развиваются внимание, память, мышление, воображение, восприятие и речь. Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если дошкольник проявляет познавательную активность.
Для углубленного анализа стоит рассмотреть содержание понятий «Познание», «Познавательная деятельность», «Познавательная активность».
Познание – воспроизведение в сознании (индивидуальном и коллективном) характеристик объективной реальности. В Википедии дается такое определение: Познание – это совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом гносеологии (теории познания) [7].
Познавательная деятельность–это сознательная деятельность субъекта, направленная на приобретение информации об объектах и явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний.
Познавательное развитие– это развитие всех психических процессов. Важнейшим показателем развития ребенка – дошкольника является уровень овладения им различными видами детской деятельности, которая, с одной стороны, служит источником и движущей силой развития ребенка, а с другой – именно в них наиболее ярко проявляются все его достижения [18; 27].
Ядром познавательного развития в узком смысле слова является развитие умственных способностей, характеризующихся существующими в человеческой культуре особыми средствами, которые используются в деятельности человека и от которых зависит успех этой деятельности (слова, понятия).
Показателем познавательного развития ребенка является овладение им различными знаниями, развитие у него представлений об окружающем. При определении уровня овладения знаниями важно отметить две основные характеристики:
- получение детьми различных знаний (развитие представлений ребенка о себе самом и разных сферах окружающей действительности: природе, человеческих отношениях);
- освоение способов их получения (развитие у ребенка умения слушать взрослого, отвечать на вопросы и задавать их, самостоятельно экспери-ментировать с действительностью).
Главную, определяющую роль в познавательном развитии ребенка играет социальный опыт, зафиксированный в форме предметов, знаковых систем. Условиями освоения социального опыта выступают активная деятельность ребенка и его общение со взрослым.
Стоит отметить, что в развитии человека выделяют ряд возрастных периодов, каждый из которых представляет собой качественно особый этап развития и характеризуется множеством изменений, которые в совокупности составляют своеобразие структуры личности ребёнка на каждом этапе развития.
Старший дошкольный возраст отличается от других возрастов особенностями условий жизни и требований, которые предъявляются к детям на данном этапе развития, особенностями отношений детей с окружающим миром, уровнем развития психологической структуры личности ребёнка, его знаний и мышления, совокупностью определённых физиологических особенностей.
А. В. Запорожец отмечал, что дети старшего дошкольного возраста уже не ограничиваются познанием отдельных конкретных фактов, а стремятся проникнуть в суть вещей, понять связь явлений. В этом возрасте становится возможным формирование представлений и элементарных понятий. В 5-7 лет у ребёнка происходит переход к мышлению общими представлениями. Старшему дошкольнику доступно формирование новых способов обобщения, так ка оно происходит на основе развёрнутой предметной деятельности [18].
Если в младшем возрасте среди мотивов познавательной деятельности преобладает непосредственно эмоциональное отношение ребёнка, то в старшем дошкольном возрасте – при сохранении указанного мотива появляются новые: мотив известной общественной необходимости и познавательный интерес, который при определённых условиях приобретает достаточную устойчивость и активность. Условиями формирования познавательной активности как мотивов учебно-познавательной деятельности старших дошкольников являются обеспечение в процессе познания активной позиции детей и постепенное усложнение содержания знаний (В. И. Логинова, П. Г. Саморукова). К знаниям старших дошкольников предъявляются новые требования (системность, которая выражается в необходимости освоить существенные связи в области общественной жизни и явлений природы; относительная обобщённость; объединение предметов и явлений на основе существенных признаков, связей) [24; 85].
Развитие ведущих социальных потребностей в дошкольном возрасте характеризуется тем, что каждая из них приобретает самостоятельное значение. Потребность в общении со взрослыми и сверстниками определяет становление личности ребёнка.
При организации процесса включения в активную познавательную деятельность шестилеток необходимо учитывать, что «мы имеем дело с растущим детским организмом, с растущим детским мозгом, созревание которого ещё не закончилось, функциональные особенности которого ещё не сложились и работа которого ещё ограничена».
Взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками усложняются. В исследованиях М. И. Лисиной и её сотрудников было установлено, что из различных видов общения ребёнка с взрослым (деловых, познавательных, личностных) в 6 лет преобладает личностное общение [24; 90].
Именно в старшем дошкольном возрасте происходит очень быстрое развитие личностного общения, закладываются основы логического мышления, формируется внутренний план действий. Поэтому необходима специальная организация жизни и деятельности старших дошкольников. В этот период осуществляется подготовка детей к школе. Основная задача подготовки – в их общем развитии. Готовность дошкольников к познавательной деятельности в школе определяется не только количеством накопленных ими представлений и понятий, но и качеством мышления, уровнем мыслительных процессов, умение пользоваться анализом, синтезом, сравнением.
Таким образом, познавательное развитие определяется условиями жизни и воспитания. Ребенок не подвергается механически любым внешним воздействиям, они усваиваются избирательно, преломляясь через уже сложившиеся формы мышления, в связи с преобладающими в данном возрасте интересами и потребностями.
1. 2.Экспериментирование как метод обучения детей старшего
дошкольного возраста
Экспериментирование – это один из видов познавательной деятельности. Это понятие связано с получением наглядных образов предметов или процессов окружающего мира. Эксперимент предполагает определенные преобразования в отличие от пассивного наблюдения, при котором человек не изменяет изучаемые объекты. Экспериментируя, человек способен видоизменять, преобразовать или даже создавать совершенно новые предметы из имеющихся у него материалов [18].
Детское экспериментирование – это активно-преобразующая деятельность детей, существенно изменяющая исследуемые объекты (Н. Н. Поддъяков). В.И. Логинова и П.Г. Саморукова отмечают, что данный метод направлен на то, чтобы помочь ребёнку приобрести новые знания о том или ином предмете [20; 201].
В ходе экспериментирования ребёнок воздействует на объект с целью познания его свойств, связей. А.И. Иванова отмечает достоинства метода экспериментирования:
- он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта;
- формирует представления о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
- происходит обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы (постоянно возникает необходимость совершать операции синтеза и анализа, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции), необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, что стимулирует речевое развитие;
- осуществляется положительное влияние экспериментов на эмоциональ-ную сферу ребёнка; развитие его творческих способностей; на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности [18].
Главное достоинство экспериментирования как метода познавательной активности заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В процессе эксперимента активизируются мыслительные процессы ребенка, идет обогащение его памяти, так как постоянно возникает необходимость совершать операции сравнения и классификации, анализа и синтеза, необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и делать свои выводы, которые стимулируют развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Основная цель экспериментирования– способствовать формированию у детей системного, теоретического мышления, подводящего их к пониманию целостной картины мира, системы определенных отношений к человеку, природе, духовным и литературным ценностям.
Эксперименты классифицируются по разным принципам.
- По характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты: с растениями; с животными; с объектами неживой природы; объектом которых является человек.
- По месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке; в лесу и т.д.
- По количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные.
- По причине их проведения: случайные, запланированные, поставлен-ные в ответ на вопрос ребенка.
- По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю), систематические.
- По продолжительности: кратковременные (5-15 мин.), длительные (свыше 15 мин.).
- По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические.
- По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые.
- По характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяю-щие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями), сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта), обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
- По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты), поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат), решение экспериментальных задач.
- По способу применения в аудитории: демонстрационные, фронтальные [18].
Детское экспериментирование оказывает мощное положительное влия-ние как на развитие многих других детских деятельностей (конструирования, изобразительной деятельности, игры, труда в природе), так и на общее психическое развитие ребенка. В связи с этим обстоятельством Н.Н. Поддьяков выдвинул положение о том, что деятельностьэкспериментирования является ведущей в дошкольном возрасте.
Н.Н. Поддьяков сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование. Для обоснования данного вывода приводятся многиедоказательства:
- Игровая деятельность требует стимуляции и определенной организации со стороны взрослых; игре надо учить. В деятельности же экспериментирования ребенок самостоятельно воздействует различными способами на окружающие его предметы и явления (в том числе и на других людей) с целью более полного их познания. Данная деятельность не задана взрослым ребенку, а строится самими детьми.
- В экспериментаторстве достаточно четко представлен момент само-развития: преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные, преобразования. Таким образом, по мере накопления знаний об исследуемом объекте ребенок получает возможность ставить себе новые, все более сложные цели.
- Некоторые дети не любят играть; они предпочитают заниматься ка-ким-то делом; но их психическое развитие протекает нормально. При лишении же возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается.
- Наконец, фундаментальным доказательством является тот факт, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования [18].
В повседневной жизни дети сами, не осознавая этого, часто экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет – не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Минусом такой «самодеятельности» можно считать, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья. В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении эксперимент должен отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов, показ только существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.
Таким образом, нельзя отрицать справедливость утверждения, что на-блюдения и эксперименты составляют основу всякого знания о мире и вещах, которые нас окружают.
1. 3.Развитие познавательной активности дошкольников в процессе детского экспериментирования в дошкольном учреждении.
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического воздействия, сотрудничества, сотворчества.
Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справится с самыми простыми заданиями, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую область или в игру. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.
Как у взрослых, так и у ребенка экспериментирование направлено на познание свойств и связей объектов и осуществляется как управление тем или иным явлением. В процессе свободного экспериментирования ребенок приобретает возможность вызывать или прекращать какое-либо явление, изменять его в том или ином направлении; получая новую, порой неожиданную информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. Открытия эти ведут к перестройке как самих действий, так и представлений об окружающих предметах. В данной деятельности явно представлен момент саморазвития: в результате преобразований объекты раскрывают новые свойства, которые, в свою очередь, позволяют ребенку строить новые, более сложные преобразо-вания. Экспериментирование стимулирует к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование дает ребенку возможность опробовать разные способы действия, снимая при этом и страх ошибиться, и скованность мышления готовыми схемами действия.
В чем заключается роль взрослого в этом процессе? Не только в том, чтобы показать способ действия или руководить действиями ребенка, но и в том, чтобы стимулировать его интерес к предметам, пробуждать любознательность и познавательную активность. Исполнение этой роли предполагает показ специальных интригующих, загадочных объектов, обладающих скрытыми свойствами. Возможность оперировать ими, открывать их новые свойства стимулирует, в свою очередь, самостоя-тельную поисковую активность.
Объекты, стимулирующие познавательную активность, должны обла-дать следующими свойствами.
Во-первых, быть новыми и неопределенными. Высокая степень неопределенности требует разнообразия используемых познавательных действий, что обеспечивает гибкость и широту обследования предмета. Кроме того, незнакомые и неопределенные предметы вызывают у ребенка любознательность, что является мотивационной основой познавательной активности. Любознательность такого рода может иметь как бескорыстный характер, не связанный с решением практической задачи, так и направленный на решение какой-либо конкретной задачи.
Во-вторых, такие объекты должны быть достаточно сложными. Чем более сложную и загадочную игрушку предлагают ребенку, чем больше в ней разнообразных воспринимаемых деталей, тем больше вероятность того, что она вызовет различные исследовательские действия.
Однако для того, чтобы ребенок развернул исследовательское поведе-ние, необходим оптимальный уровень сложности объекта. Заметим: как слишком простые, так и слишком сложные объекты способствуют быстрому угасанию познавательной активности. Оптимален такой уровень сложности, который требует определенных усилий, таких, которые дают ясный и понятный для ребенка эффект.
Третий признак объекта, вызывающий познавательную активность ре-бенка, противоречивость, конфликтность предмета. Его знакомые и понят-ные признаки должны сочетаться с новыми и неожиданными.
Для успешного развития любознательности и потребности в самостоя-тельном поиске ответа на возникающие вопросы одинаково неблагоприят-ными представляются две ситуации.
- Если действия ребенка наталкиваются на неизменное сопротивление, то всякая активность, прежде всего поисковая, обесценивается в его глазах и воспринимается как бессмысленная и даже ведущая к наказанию. Ребенок постепенно убеждается, что поиск опасен и не сулит удачи.
- Если все желания ребенка удовлетворяются немедленно и без всяких усилий с его стороны, если взрослые оберегают его от малейшего проявления самостоятельности и бдительно следят за тем, чтобы они ни в чем не проявляли инициативы, если он выключен из контакта со сверстниками, в процессе которого волей-неволей приходится самостоятельно отстаивать свои интересы, потребность поисковой активности угасает, ибо в этом нет никакого смысла. Следовательно, необходимы несложные препятствия, развивающие вкус к поиску путей их преодоления. Отказ от борьбы, выработанный в одной ситуации при решении определенных задач, имеет тенденцию распространяться и на другие ситуации, в том числе достаточно простые. Поэтому наиболее актуален вариант, когда «высокая поисковая активность, направленная на решение определенных задач, повышает вероятность проявления активного поиска выхода и в других, незнакомых ранее ситуациях [4].
О чем должен помнить педагог, организуя экспериментальную дея-тельность детей?
- Критика – враг творчества. Надо избегать отрицательной оценки детских идей, использование директивных приемов.
- Проявлять искренний интерес к любой деятельности ребенка, уметь ви-деть за его ошибками работу мыслей, поиск собственного решения.
- Воспитывать веру ребенка в свои силы, высказывая предвосхищающую успех оценку.
- Воспитывать настойчивость в выполнении задания, доведении экспери-мента до конца.
- Заканчивать обсуждение по решаемой проблеме до появления признаков потери интереса у детей.
- Подводить итоги эксперимента. Педагог может задавать наводящие во-просы, но дети должны сами назвать поставленную проблему, вспомнить все предложенные гипотезы, ход проверки каждой, сформулировать правильный вывод и оценить свою работу.
Когда эксперимент закончен и сделаны выводы, можно задать вопрос: «Как определить правильный ли вывод мы сделали?» Детей следует подвести к мысли о том, что результаты эксперимента являются достоверными, если при повторении исследования они не изменяются.
Известно, что опыт экспериментальной деятельности приобретается только поэлементно и пооперационно.
На первом уровне педагог сам ставит проблему и намечает основные пути ее решения. Затем предоставляет детям возможность самостоятельно решить проблему и убедиться, что для достижения цели их знаний явно не достаточно. Взрослый сознательно подчеркивает возникшие противоречия, стимулирует попытки найти выход из создавшегося положения и принимает участие в построении доступной детям звеньев рассуждения. По мере накопления новых знаний дошкольники становятся более самостоятельны в поиске решения.
На втором уровне педагог только ставит проблемы, а метод ее решения дети ищут самостоятельно (возможен коллективный поиск). Педагог лишь в крайнем случае оказывает минимальную помощь.
Переход от более низкого уровня экспериментальной деятельности к более высокому основан на принципах сокращения сообщаемой детям информации и предоставления им все большей самостоятельности.
Экспериментальная деятельность дает больше возможностей для физического и социального включения ребенка в работу с группой сверстников, чем традиционные методы обучения, позволяет самореализоваться и самоутвердиться [21].
С точки зрения педагогики, в первую очередь важен сам процесс эксперимента. Для его осуществления оптимально разделение детского коллектива на малые группы (по 3-4 человека).
Работа в таком небольшом коллективе способствует максимальной за-интересованности каждого ребенка в экспериментальной деятельности, развитию самостоятельности, умения предлагать и формулировать варианты решения задачи, убедительно доказывать свою точку зрения и выслушивать мнения других, управлять своим эмоциональным состоянием. Все это повышает самооценку ребенка, развивает его коммуникативно-речевые умения и мышление, активизирует творческую, поисковую активность в новых нестандартных ситуациях.
ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ. Рабочая программа по формированию познавательной активности по развитию познавательной активности старших дошкольников методом экспериментирования
2. 1. Пояснительная записка
Познавательный интерес – этоважнейшая составляющая при формировании личности, которое формируется в социальных условиях, в процессе взаимодействия с окружающим миром и не является изначально присущим человеку от рождения. Проблема развития ребёнка, подготовки его к школе сложна и актуальна, её решение неразрывно связано с процессом формирования познавательного интереса, одним из значимых условий которого выступает детское экспериментирование.
Изучение проблемы развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста предопределило необходимость разработки программы осуществления экспериментальной деятельности в целях развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Программа формированию познавательной активности по развитию познавательной активности старших дошкольников методом экспериментирования разработана с учётом ФГОС и отдельных положений нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность ДОУ: Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года; Закона Российской Федерации «Об образовании»; Типового положения о дошкольном образовательном учреждении.
Программа «От рождения до школы» является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования. Планирование составлено на основе опыта практической работы, трансформированного в соответствии с ФГОС. Определены виды интеграции образовательных областей, планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольника, что позволит педагогическому коллективу обеспечить полноценное развитие, образование и воспитание детей в условиях ДОУ.
Цель программы – способствовать развитию у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством экспериментальной деятельности.
Задачи:
- Формировать представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
- Развивать поисково-познавательную деятельность детей как интеллектуально-личностное, творческое развитие.
- Развивать внимание, память, воображение, логическое мышление, речь.
- Развивать социальные навыки: умение работать в коллективе, договариваться, учитывать мнение партнера, отстаивать свою правоту.
- Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, оценочное и критическое отношение к миру.
Формы работы: занятия, экскурсии, проведение опытов, игры, само-стоятельная деятельность, совместная деятельность со взрослыми
Методические приемы обучения:
информационно-познавательный: беседа, рассказ, объяснение, художественное слово, уточнение, сравнение, анализ, вопросы, ответы хоровые и индивидуальные, и др.;
игровой: создание игровых ситуаций, игры с пальчиками, словесные игры, игры малой подвижности и др.;
наглядный: иллюстрации, показ, оборудование для проведения экспериментальной работы и др.;
практический: выполнение практических действий детьми.
Принципы обучения: доступности, использование доступного материала детям; наглядности, использование наглядных пособий для обучения; последовательности, изложение материала идет последователь-но; систематичности, в определенной последовательности, систе-ме; индивидуальности, осуществляется индивидуальный подход к детям.
Структура проведения экспериментирования: постановка, формулирование познавательной задачи; уточнение правил безопасности в ходе эксперимента; выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми; проверка гипотез; проверки итогов, вывод; фиксация результатов; вопросы детей.
Освоение программного материала рассчитано на один учебный год.
Возраст: старшая подготовительная группа (6-7 лет).
Совместная деятельность педагога и воспитанников организуется один раз в неделю в мини-лаборатории группы дошкольного учреждения (дли-тельность занятия не более 30 минут).
Для начала усвоения программного материала к воспитанникам не предъявляется определенных требований. Важно лишь соответствие общего развития дошкольников своему возрастному периоду.
В результате освоения содержания программы предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений, формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе экспериментальной деятельности, применении знаний на практике.
Результативность освоения программы отслеживается в процессе диагностирования воспитанников в начале и в конце учебного года. По результатам диагностирования можно судить об изменениях в развитии дошкольников в тот или иной возрастной период.
Показателями результативности реализации программы является:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы
- формирование умения определять возможные методы решения проблемы самостоятельно
- формирование умения применять данные методы, способствующие реше-нию поставленной задачи, с использованием различных вариантов
- возникновение желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной и самостоятель-ной исследовательской деятельности.
- рост уровня любознательности, наблюдательности
- активизация речи детей, пополнение словарного запаса многими понятия-ми
- возникновение желания самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
|