«Проектно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»
Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. Возникла необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения.
Становление новой системы образования требует использования инновационных педагогических технологий, которые открывают новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных, по моему мнению, стала проектно – исследовательская деятельность. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений. Я считаю, что в проектно – исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Цель: развитие познавательной активности дошкольников через проектно-исследовательскую деятельность.
Задачи:
- формировать предпосылки поисковой деятельности
- способствовать овладению детьми приёмами практического взаимодействия с окружающими предметами
- развивать мыслительную активность, умение анализировать, делать выводы в процессе проектно-исследовательской деятельности
- воспитывать у детей инициативу, самостоятельность, навыки сотрудничества.
Основная идея внедрения проектно-исследовательской деятельности, на мой взгляд, заключается в словах древнего мыслителя и философа Конфуция «Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я пойму. Позволь мне сделать самому, и я научусь». То есть ребёнок познаёт окружающий мир в процессе самостоятельного взаимодействия с этим миром, активного экспериментирования с ним.
В основе методики проектно – исследовательской деятельности лежит проблемно – поисковый подход. Он предусматривает создание проблемных ситуаций, поиск доказательств, выдвижение детьми собственных предположений, формулирование выводов. Поэтому при организации образовательной деятельности стараюсь не преподносить готовые знания детям, а организовать такую деятельность с воспитанниками, которая помогла бы добыть эти знания.
В своей работе использую такие технологии как метод проектов Свирской Л.М., технология «Утренний круг», «План – дело – анализ», модель «трёх вопросов», экспериментирование.
Работа по проектно-исследовательской деятельности строится поэтапно:
- Проблемная ситуация. Модель «трёх вопросов» помогает сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти.
- Планирование. Совместное планирование работы позволяет придерживаться основных принципов организации проектной деятельности – открытости, диалогичности, рефлексивности.
- Выдвижение гипотез, в том числе должны быть высказаны и нереальные или их называют провокационные идеи.
- Осуществление исследовательской деятельности. Стараюсь не «навязывать» дошкольникам информацию, а направлять на самостоятельный поиск, а дети активно выполняют исследовательскую работу (наблюдают, экспериментируют, ставят опыты, анализируют).
- Исследователи формулируют выводы, обсуждают полученные результаты.
- Защита проекта.
Для успешной реализации проектно-исследовательской деятельности в нашей группе созданы центры активности и детям предоставлена возможность свободного перехода от одного вида деятельности к другому: от игры к рисованию, конструированию, слушанию сказок и т.д. Оборудование, материалы и обстановка способствуют развитию каждого ребёнка. Стараюсь, чтобы тема исследования нашла своё продолжение в максимальном количестве центров, используемых в группе, при этом в центрах присутствуют материалы для самостоятельной исследовательской деятельности, которая может быть подсказана фантазией ребёнка.
Для решения задач, поставленных в проектах, привлекаю к работе родителей, которые помогают в организации развивающей среды в группе, участвуют в подготовке и проведении проектов. Активно взаимодействуем с городской библиотекой, ЦЭКиТом, пожарной частью.
Показателем эффективности внедрения проектно-исследовательской деятельности в воспитательно-образовательную работу считаю:
- высокую степень развития любознательности детей, их познавательной активности, коммуникативности, самостоятельности
- повышение готовности детей к восприятию нового материала
- умение управлять собой и своим поведением, планировать действия
- активное участие родителей в жизни группы, ДОУ.
Рекомендации педагогам по организации проектно — исследовательской деятельности:
- старайтесь делать так, чтобы дети как можно больше действовали самостоятельно и независимо
- не сдерживайте инициативы детей
- не делайте за ребенка то, что он может сделать сам, или то, чему он может научиться
- избегайте прямых инструкций ребенку
- не спешите с вынесением оценочных суждений.
|