Группа: старшая/ подготовительная
Цель игрового занятия: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование с объектами и явлениями окружающей действительности.
Задачи игрового занятия:
- Формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, то есть способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязи и взаимозависимости.
- Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов условных заместителей, моделей)
- Расширять перспективы развития поисково – познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
- Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.
Формы работы:
- Формулировка проблемы: внесение сказочной книги – игрового сюжета.
- Мотивация познавательной и исследовательской деятельности: чтение содержания сказки «Корона», внесении (или показ на экране) картины с изображением розы с капельками росы на бутоне и листьях.
- Выдвижение способов решения проблемы на основе исследования объекта – воды, ее свойств, личного опыта наблюдений ребенка за ней.
- Активизация игровой и познавательной деятельности: игра – опыт (эксперимент с водой по заморозке)
- Изготовление короны разными способами: заморозка воды в форме короны, наклеивание ледышек на картонную корону.
- Обоснование выводов экспериментально – исследовательской деятельности: личные наблюдения, рассуждения после практической деятельности и результата познания свойств воды, осмысления сюжета сказки «Корона».
Материалы: вода, емкости для заморозки воды различных форм и размеров, формочка в виде короны, лед, условные мерки, схема измерения, фотография розы с капельками росы, сказочная книга.
Конспект занятия
1 день – 1 этап
Воспитатель:
Ребята, в книжном шкафу я нашла старинную книгу, решила ее прочитать. Свое чтение я начала со сказки «Корона», но на самом интересном моменте обнаружила, что в книге не хватает нескольких страниц. Мне стало очень интересно: а что же будет с персонажами дальше? Но я не смогла придумать. Может быть, у вас получится? Сейчас я прочитаю начало сказки, а конец мы придумаем вместе или вы предложите свои варианты – размышления.
«Жил – был богатый император, у которого была единственная наследница дочь. И была она настолько красива, настолько надменна и строптива. Она носила самые красивые платья из тончайшего шелка, ее голову украшали красивейшие драгоценные камни из императорской казны, но она всегда была всем недовольна. Ей хотелось иметь что-нибудь такое, чего не имеет ни один человек на свете.
Однажды на рассвете, гуляя по саду, она посмотрела на розы и пришла в ярость. На нежных розовых лепестках, как маленькие короны, сверкали капли росы, похожие на бриллианты самой чистой воды, рассвет делал их еще прекраснее (картинки на экране или телевизоре).
- Значит, какие — то ничтожные цветы красивей меня – самой прекрасной девушки на свете?! – закричала в бешенстве принцесса и побежала в слезах во дворец.
- Сейчас же сделайте мне корону из росы! — заявила она отцу – императору.
Старый мудрый император понимал, что это невозможно, поскольку он любил свою дочь больше всего на свете, то пообещал ей выполнить ее просьбу.
Он собрал самых опытных ювелиров и объявил им, чтобы через три дня сделали для принцессы корону из капель росы. Один из них согласился..»
На этом, ребята, сказка оборвалась. Чем она закончится, я не знаю.
Как вы думаете, что предложил императору ювелир? Удастся ли ему смастерить корону из росы для капризной принцессы?
Предположения детей. Внесение картины с изображением росы на цветах.
Диалог воспитателя с детьми в форме беседы.
- Давайте разберемся, что же такое роса?
- Это вода.
- А можно ли сделать из воды корону?
- Нет.
- Почему?
- Вода жидкая, течет, не держит форму.
- А как же тогда предложил сделать корону из росы ювелир?
- Предложил сделать воду твердой.
- А как сделать воду твердой? Как сделать, чтобы вода могла принимать любую форму на длительное время?
- Воду заморозить…
Предложения детей:
- Налить воду в формочки в виде короны: когда вода замерзнет, получится корона из росы.
- Налить воду в формочки, чтобы получились после заморозки льдинки, которые потом можно наклеить на корону из картона.
- Какие еще идеи?
- Предлагаю налить воду в формочки и посмотреть, как она будет выглядеть, когда замерзнет.
- Приступим к эксперименту, а завтра рассмотрим его результат и узнаем, наконец – то получится ли у нас, как у ювелира, корона из росы? А, может быть, он нашел другое решение «каприза принцессы»?
Провести работу с водой вместе с детьми, оставив воду до следующего дня в морозильной камере или холодильнике.
2 день – 2 этап
Воспитатель: Вчера мы с вами заморозили воду. Как мы это сделали?
Ответы детей и вопросы воспитателя:
- Налили воду в формочку и формы разных размеров и поставили в холодильник на всю ночь.
- Сегодня у нас получилось много кусков льда различной формы и размера.
Отчего зависит форма льда?
-Форма льда зависит от формы емкости, в которую заливали воду для заморозки.
- Ребята, получилась у нас корона из росы или нет? Почему?
- Если бы мы сделали корону, то через некоторое время она все равно растаяла бы, потому что лед при данной температуре воздуха тает.
- Вы правы, мои юные исследователи, и не расстраивайтесь, потому что мы много узнали о свойствах воды и способах ее измерения. И это еще не все. У меня есть для вас сюрприз: выпавшая из книги страница нашлась, и я вам сейчас дочитаю сказку. Слушайте внимательно.
«Ювелира привели к императору и принцессе, и, склонив седую голову, старец подтвердил свои слова о том, что хочет изготовить для принцессы корону из росы.
- Но у меня есть одна просьба, — объявил старец.
- Говори, я все исполню, — ответила принцесса.
- Я хочу, — продолжал старец, — чтобы вы, ваше высочество, самостоятельно собрали бы саду те капли росы, которые вам больше всего нравятся. Когда они будут у меня, я незамедлительно приступлю к работе.
Недолго думая принцесса кинулась в сад. Было раннее утро, и все листья и цветы вокруг были покрыты капельками росы. Но как только принцесса прикасалась к ним, они таяли.
Принцесса металась от листика к листику, от цветка к цветку, собирая капельки, пока не обежала весь сад. В самом дальнем его конце она увидела старого ювелира. Протянув ему ладонь, она увидела на ней лишь маленькую лужицу воды. Седой старик, улыбаясь, смотрел на нее, и принцессе стало очень стыдно. Щедро наградив ювелира, она отпустила его домой и с того дня никогда уже больше не упоминала о своем капризе».
- Вот видите: то, что мы считали неудачей, оказалось результатом. И не просто результатом, а абсолютно верным результатом. У нас с вами все получилось. Только мы убедились в этом, проговорив предложения каждого из нас, а старец – ювелир из сказки – очень мудрый, опытный человек, он все знал заранее. Именно поэтому предложил принцессе попробовать самой собрать росу, чтобы убедиться, что это сделать невозможно. Вам понравилась сказка? К какому выводу мы можем придти?
Ответы детей.
Вывод: сказка учит нас не капризничать, быть сдержанным в своих желаниях и находить выход из самых сложных и запутанных ситуаций благодаря опыту наблюдений и наших знаний о свойствах разных предметов и объектов.
|