Участники проекта: воспитатель Семина Оксана Александровна, учитель – дефектолог Голубева Елена Андреевна дети, родители старшей группы.
Сроки проведения: 1 неделя
Итоговое мероприятие: развлечение «Приходи гулять, народ, всем на празднике почет!»
Гипотеза: В современном обществе отмечается нарастание конфликтов на национальной и религиозной почве. Если в процессе воспитания дошкольников реализовать комплекс средств приобщения детей к культуре и традициям в поликультурной образовательной среде, то это будет способствовать развитию доброжелательных взаимоотношений между детьми разных национальностей.
Предпосылки к определению цели детьми:
В группу пришел новый мальчик в тюбетейке и в необычной жилетке. Дети стали интересоваться, почему у него такая одежда.
Скачать конспект
Цель проекта: развитие полиэтнонациональной культуры детей старшего дошкольного возраста, как средство необходимого инструмента успешной социализации.
Линии развития
|
|
Задачи
|
|
|
Воспитательные
|
Развивающие
|
Обучающие
|
Социально-коммуникативное
|
Воспитать толерантность, уважение детей друг к другу независимо от разных национальностей.
|
Совершенствовать навыки общения.
Развивать способность детей к ситуативному общению.
|
Закрепление знаний об особенностях русской культуры и традициях.
|
Познавательное
|
Воспитывать интерес к людям разных национальностей
|
Развивать познавательную активность детей, поддерживать интерес и любознательность детей; помочь увидеть необыкновенное в обычном.
|
Ознакомление детей с традициями
народов, проживающих в нашей местности.
|
Речевое
|
Воспитывать чуткость к художественному слову.
|
Развивать связную , диалогическую речь, развивать мышление, воображение, память, обогащать словарный запас.
|
Знакомить детей с разнонациональным фольклором.
Учить правильно произносить названия татарских народных игр и сказок.
|
Художественно-эстетическое
|
Воспитывать чувство прекрасного через разнообразные виды художественно-творческой деятельности.
|
Развивать творческие способности детей, умение отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах.
|
Закреплять навыки, необходимые в занятиях художественным творчеством.
|
Физическое
|
Формировать потребность к здоровому образу жизни.
|
Развивать инициативу, самостоятельность и ответственность в подвижных играх.
Развивать мелкую моторику пальцев рук.
|
Обучать детей соблюдению правил в разных подвижных играх.
|
Ожидаемые результаты проекта:
*Дети имеют представления о традициях и культуре русского и татарского народов, находят сходства и различия в одежде, еде, играх, сказках;
*знают и соблюдают правила народных игр, умеют в них играть;
*составляют небольшие описательные рассказы о культуре русского и татарского народов.
Обогащение развивающей предметно-пространственной среды в рамках проекта
Центр развития
|
Педагоги
|
Дети, семья
|
Центр-книги
|
Поместить книги с иллюстрациями: Татарские народные сказки «Три дочери», «Золотое перо» ; русские народные сказки «Царевна лягушка», «Морозко».
Книжки «Рецепты бабушек и мам» (рассматривают, беседуют, сравнивают).
|
Рекомендовать просмотр мультфильмов: «Три дочери», «Золотое перо», «Царевна лягушка», «Морозко».
Участие родителей в создании книжной выставки «Рецепты бабушек и мам».
|
Познавательный центр
|
Фотоальбом с изображением национальных костюмов.
Картинки с русскими и татарскими загадками, пословицами.
Пополнение краеведческого уголка материалом: «Декоративно-прикладное искусство татар и русских», «Национальные орнаменты» (рассматривают, отгадывают).
|
Предложить подобрать русские и татарские пословицы и стихи.
|
Центр ролевой игры
|
Атрибуты сюжетно-ролевых игр: «Семья», «Магазин «Сладкоежка»» (согласовывать, распределять роли, развивать сюжет, использовать, обыгрывать).
|
|
Центр «Наше творчество»
|
Поместить раскраски «Национальный костюм», трафареты «Хлебобулочные изделия»
(обводить, раскрашивать).
Обогатить центр татарским народными музыкальными инструментами: курай, думбыра (рассматривать, играть).
|
Раскраски «Национальный костюм». Трафареты «Хлебобулочные изделия»
(обводить, раскрашивать).
|
Центр сенсорного развития
|
Дидактические игры: «Лото» (музыкальные инструменты), «Что лишнее», «Закончи предложение» (развивать, закреплять, группировать).
|
Буклет для родителей «Какие дидактические игры можно приобретать для сенсорного развития детей».
|
Центр «В гостях у сказки»
|
Поместить атрибуты для драматизации сказок: «Три дочери», «Золотое перо»; «Царевна лягушка», «Морозко» (драматизируют).
|
Привлечь родителей к пошиву костюмов для персонажей сказок.
|
Центр конструктивной деятельности.
|
Поместить конструкторы LEGO и « Архитектор» для постройки русской деревни и татарского аула (строят, обыгрывают).
|
Рекомендовать приобрести бросовый материал для изготовления композиции.
|
Центр физического развития
|
Поместить оборудование для подвижных игр: «Спутанные кони», «Ручеек», «Гуси лебеди», «Как детишки Темирбая» (играют).
|
Поместить в родительский уголок описание подвижных и пальчиковых игр о семье. Рекомендовать поиграть в них дома с детьми.
|
Формы взаимодействия с семьями:
*рекомендации по просмотрам мультфильмов: «Три дочери», «Золотое перо», «Царевна лягушка», «Морозко»;
*участие родителей в создании книжной выставки «Рецепты бабушек и мам»;
*буклет для родителей «Какие дидактические игры можно приобретать для сенсорного развития детей»;
*привлечение родителей к пошиву костюмов для персонажей сказок, к изготовлению сладостей к чаепитию;
*привлечение родителей к организации совместной деятельности с детьми.
Реализация проекта
Дата
|
Образовательная деятельность в режимные моменты
|
Непосредственно-образовательная деятельность
|
Понедельник
|
Утро:Рассматривание татарской тюбетейки и русского кокошника.
Беседа о национальных головных уборах.
Игра «Найди сходства и различия».
Пальчиковая игра «Семья».
Прогулка:Изготовление клумбы из снега и украшение ее орнаментом (русским и татарским).
Разучивание татарской народной игры «Спутанные кони».
Деятельность перед сном: Чтение русского народного фольклора.
Вечер:Творческая мастерская. Изготовление национальных сладостей из соленого теста для сюжетно - ролевой игры «Магазин «Сладкоежка»».
Подвижные игры: «Спутанные кони», «Ручеек».
Раскраски «Национальный костюм».
|
1.Познавательное развитие.
Тема: Презентация для детей «Культура русского и татарского народа».
2.Художественно-эстетическое развитие.
Музыка. Повторение русского хоровода «Во поле береза стояла». Разучивание татарского танца «Сабантуй».
|
Вторник
|
Утро:
Рассматривание фотоальбомов с изображением национальных костюмов. Настольные игры «Домино», «Лото».
Утренний сбор. Паутинка «Мы - дружные ребята».
Конструирование из LEGO «Наша любимая группа».
Прогулка:
П.и.: «Мороз- красный нос». «Кыш Бабай, догоняй!».
Деятельность перед сном.
Чтение татарской народной сказки «Три дочери».
Вечер:
Сюжетно - ролевая игра «Магазин «Сладкоежка»». Встреча с интересными людьми. Мама Эльдара Х. рассказывает о приготовлении национальных сладостей.
|
1.Речевое развитие.
Тема:Составление описательных рассказов по картинкам «Национальный костюм» ( русский и татарский).
2.Художественно-эстетическое развитие.
Рисование. Тема «Девочка в национальном костюме».
|
Среда
|
Утро:
Беседа на тему « Что печет дома мама к чаю».
Дидактическая игра: «Что лишнее?». Трафареты «Хлебобулочные изделия».
Прогулка:
Снежная творческая мастерская «Приходите к нам на чай» (изготовление кондитерских изделий из снега). Приглашение детей другой группы.
Деятельность перед сном.
Отгадывание русских и татарских загадок. Игра в рифмы «Подставь рифму», «Найди нужный звук в словах».
Вечер:
Драматизация по сказке «Три дочери».
Познавательно- исследовательская деятельность.
Тема: «Дружное чаепитие» (заваривание чая по-русски и по- татарски).
|
1.Познавательное развитие.
Тема: «В гостях у печки».
2. Художественно-эстетическое развитие.
Музыка.
Прослушивание русских и татарских колыбельных, татарских народных инструментов: курай, думбыра.
|
Четверг
|
Утро:
Беседа о татарской культуре и традициях.
Прогулка.
П.и.; «Гуси лебеди». Разучивание татарской народной игры «Как детишки Темирбая».
Деятельность перед сном.
Чтение русской народной сказки по выбору детей.
Вечер:
Просмотр мультфильма: «Чукмар и Тукмар».
Сюжетно - ролевая игра: «Семья» (чаепитие).
Драматизация русской народной сказки «Морозко».
|
1.Познавательное развитие. Математика.
2.Художественно-эстетическое развитие.
Аппликация.
Тема: «Укрась платки для Маши и Диляры ».
(использования национальных орнаментов).
3. Художественно-эстетическое развитие.
Музыка.
Разучивание татарской народной песни «Эпипэ»
|
Пятница
|
Утро:
Беседа на тему: « Мы разные, мы равные».
Утренний сбор. Игра «Венок дружбы».
Игра с элементами ТРИЗ «Волшебная шкатулка».
Прогулка.
Татарская народная игра: «Как детишки Темирбая». Деятельность перед сном.
Дидактическая игра «Закончи предложение».
Вечер:
Развлечение «Приходи гулять, народ, всем на празднике почет!».
|
1.Речевое развитие.
Разучивание татарского стихотворения Г.Тукая.
«Работу закончил – можно поиграть».
2.Художественно-эстетическое развитие.
Рисование по замыслу детей. Тема: «Подарок другу».
|
|