Российская Федерация Департамент образования города Москвы Юго-Восточное окружное управление образования Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 2092 имени И.Н. Кожедуба Дошкольное подразделение «Кояш» Проект г. Казань – центр Татарской культуры (подготовительная группа) Москва 2014г.
авторы: Воспитатель - Сабитова Зульфия Абдулахатовна, Воспитатель 1 категории - Аббясова Рина Фяритовна
Введение
В современных условиях проектное обучение рассматривается как развивающее, базирующееся на последовательном выполнении комплексных учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых теоретических знаний. Основной задачей образования становится актуальное исследование окружающей жизни. Педагог и дети идут этим путём вместе, от проекта к проекту. Под проектом понимаются постепенно усложняющиеся практические задания, планируемые и выполняемые детьми.
Скачать проект
Проект, который исполняют дети должен вызывать у них энтузиазм, увлекать, идти от сердца. Тогда будет осознаваться необходимость знаний и они будут лучше усваиваться. Работая над проектом, дети учатся ставить цель, подбирать средства для её достижения, оценивать последствия, принимать решения и нести за них ответственность, учатся мыслить, т.е. развиваться интеллектуально. Поскольку метод проектов – это система постепенно усложняющихся практических заданий, то происходит непрерывная перестройка опыта ребёнка, углубление его знаний и совершенствование его умений, развиваются такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, любознательность, опыт взаимодействия и др. Таким образом, мы можем сформулировать основные теоретические позиции проектного обучения по теме: "Центр татарской культуры - город Казань" следующим образом: 1. В центре внимания – ребёнок. 2. Образовательный процесс должен строиться в логике деятельности, имеющий личностный смысл для ребёнка, что будет способствовать повышению его мотивации к познанию. 3. Индивидуальный темп работы над проектом будет обеспечивать выход каждого ребёнка на свой уровень развития. 4. Глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счёт универсального их использования в разных ситуациях. 1. Доминирующая в проекте деятельность: • исследовательский проект 2. Предметно-содержательная область: • монопроект (в рамках одной области знаний, одного раздела программы); 3. Характер контактов: • среди детей одной группы; 4. Количество участников проекта: • групповой; 5. Продолжительность проекта: • долгосрочный (10 месяцев); Реализация проектного обучения на практике требует изменения позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора образовательной среды, соответствующей интересам, возможностям и потребностям детей, обеспечивающей ситуации взаимодействия с миром людей (сверстниками, воспитателем и др.), партнера, консультанта. Планируя внедрение технологии проектного обучения в систему образовательной работы с детьми, следует соблюдать следующие требования к её использованию: 1. Наличие значимой для детей в исследовательском, творческом плане проблемы, задачи. 2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов. 3. Самостоятельная деятельность детей. 4. Структурирование содержательной части проекта. 5. Использование исследовательских методов («мозговой штурм», эксперименты, опыты, наблюдения и др.). Уровень проектной деятельности дошкольников - подражательно-исполнительский (3,5-5 лет). Данный уровень характеризуется отсутствием у ребенка жизненного опыта, недостаточным уровнем развития интеллектуально-творческих способностей, что не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и ее решении. Активная роль принадлежит взрослому. Ребенок – заказчик проекта (через свои интересы и потребности). Осуществление проекта ребенком происходит на подражательно-исполнительском уровне. Его увлекает процесс совместной деятельности со взрослым. Малыша привлекают к участию в планирование деятельности, реализации намеченного плана. Затем идет совместный анализ выполнения проекта, переживание результата. Первые попытки детей самостоятельно решить проблему нужно замечать и поощрять: «Ты быстро придумал!», «Хорошо, что ты вовремя пришел на помощь!». Педагогу следует помнить, что проективные умения детей могут формироваться и развиваться лишь в их активной деятельности.
Проект г.Казань – центр Татарской культуры Теоретические аспекты
Культура Казани многолика, как и её многонациональный состав. Пережило века золотоордынское наследие, булгарские традиции разбавились русскими, и в итоге взаимного обогащения набор духовных ценностей горожан выглядит довольно разнообразным. Поэтому, говоря о казанской культуре, надо помнить о ее солидном возрасте, ее истоках. Древние булгары сумели достичь высокого уровня культурного развития, соединив тюркские корни и арабское влияние. Это наследие и явилось основой для дальнейшего развития всей татарской культуры. Особое место в ней всегда занимала литература, традиции которой заложил Кул Гали в поэме «Кыйсса-и Йусуф» в XIII веке, и продолжили все великие татарские писатели, от Махмуда Гали и Мухамедьяра до Габдуллы Тукая и Мусы Джалиля. После завоевания Казани в 1552 году Иваном Грозным в крае широко распространилась русская культура. Именно с этих пор начали взаимодействовать две цивилизации, западная и восточная, и родилась уникальная культура современного Татарстана. Годы, проведённые в Казани, оказали большое влияние на творчество таких знаменитых деятелей как Лев Толстой, Максим Горький, Федор Шаляпин. Город помнит визит Александра Дюма и Александра Пушкина, а своеобразная природа Татарстана запечатлена на полотнах русского художника Ивана Шишкина. Современная Казань – высокоразвитый культурный центр. На территории города 759 памятников истории. За последние годы были открыты памятники Ф. Шаляпину, М. Горькому, М. Девятаеву, Г. Державину. Важным событием для Казани стало включение в 2000г. историко-архитектурного комплекса «Казанский Кремль» в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Гордится Казань и своей культурной деятельностью: ежегодно проводятся международные театральные и музыкальные фестивали: Международный оперный фестиваль им. Ф.И.Шаляпина, Фестиваль классического балета им. Р.Нуриева, Международный фестиваль современной камерной музыки «Европа-Азия», Международный фестиваль фортепианной музыки «Пианофорум», Международный фестиваль музыки Софии Губайдулиной. С 2008 года проводится Международный музыкальный фестиваль "Сотворение мира", с 2007 - Литературно-музыкальный фестиваль "Аксенов-Фест", с 2009 - Открытый фестиваль современной культуры Kremlin Live. Именно в Казани находится второй по величине в России Большой концертный зал. Работают Государственная филармония, 7 государственных театров, Национальная библиотека, Национальный музей и его филиалы. Кроме этого, в Казани функционируют Дом дружбы народов (36 национальных общин), Дворцы и Дома культуры. Удивительны в своем пестром национальном колорите народные праздники, ставшие неотъемлемой частью духовной жизни города. Это татарские Сабантуй и Науруз, русский Каравон, и общий для всех праздник - День города, 30 августа. В 2005 году Казань праздновала 1000-летний юбилей. Среди многих других, чудесными подарками стали такие события, как открытие казанского филиала «Эрмитажа» и пешеходной улицы Петербургской, в начале которой установлен бюст знаменитого историка Льва Гумилева. Казанская культура, хотя и является в некоторой степени «вещью в себе», имеет достаточно сильное влияние на культуру соседних регионов, и продолжает оставаться одним из важнейших источников для культуры российской.
Проект предназначен для занятий с детьми в старшей группе ДОУ. По количеству участников является коллективным, долгосрочным, так как реализуется в течение 10 месяцев. Цель проекта: исследовательская деятельность по изучению жизни, быта и значимости исторического города Казани-столицы Татарстана. Формировать у дошкольников элементарные представления о жизни древних и современных татар, значимости культуры и искусства татар древности и современности ,роли города Казани в становлении и развитии культуры и искусства. Развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать. Отражать знания, полученные опытным путем, в различных видах деятельности (изобразительной, умственной, игровой). Изучать влияния деятельности человека на развитие культуры и искусства древнего города Казани.. Данный проект, на наш взгляд, развивает интерес к представителям татарского народа и к городу Казани в целом; усвоению детьми трудовых навыков; обычаев, традиций, гармоничное формирование отношения детей к своей национальности. В ходе реализации проекта большое внимание мы уделяем развитию исследовательской деятельности дошкольников, региональному компоненту. Сформировать нравственную основу и помочь ребёнку успешно войти в современный мир, занять достойное место в системе отношений с окружающими, невозможно без воспитания любви к близким и своему Отечеству, уважения к традициям и ценностям своего народа, доброты и милосердия. С раннего детства надо научить ребёнка любить свою малую родину - место, где он родился, где он живёт. Любить, значит знать её. И в этом огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием своего родного края, региона, города и т.д. Город, село, поселок дороги ребёнку, потому, что в нём живёт он сам, его близкие, здесь находится его детский сад. Когда взрослый человек вспоминает своё детство, он вспоминает ту деревню, город, где жил, речку, поле, озеро, которые его окружали, и память о которых сохранилась на всю жизнь. Ты вспоминаешь не страну большую, Которую изъездил и узнал. ты вспоминаешь Родину такую, Какой её ты в детстве увидал. К.Симонов
Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства, - одна из главных задач педагога дошкольного образовательного учреждения. Культура родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души. Ещё древние мыслители отмечали, что только через освоение культуры своего народа лежит путь к нравственности. Краеведение – социально-значимое и необходимое направление в работе с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей родного края, тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости. Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной город, а значит стать созидателем своей малой Родины. Но знания, которые мы даём, должны соответствовать возрастным особенностям, развивающей среде в группе. Всё должно проводится по принципу дидактики, от простого к сложному, последовательно. Работа должна реализоваться в течение 3-ёх лет, начиная со средней группы. Данную работу необходимо разделить на следующие этапы: - Это я. - Моя семья, мой детский сад. - Мой город – моя малая Родина. - Моя страна. В средней группе проводить работу по формированию у детей представлений о себе, как о личности, имеющей право на индивидуальные особенности: своё имя, которое что-то обозначает. Почему именно это имя дали, и кто дал, а может даже в честь кого-то из близких родственников. Свою национальность, отличительные особенности национальности. Дальше ребёнка необходимо познакомиться с собственной семьёй. Дети должны узнавать о своих родственниках, близких ему людях, предках. Именно здесь дети поймут связь времён, историю своей семьи, своего народа, обычаев, традиций, возникнет чувство гордости за своих близких, почувствуют, как дорога им семья. Необходимо оформить выставку фотографий заранее приготовленных родителями генеологических деревьев: «Древо семьи», где дети с удовольствием будут рассказывать по фотографиям: кто на них изображён, кем ему приходится по родственной связи. Нами была разработана программа, в которой запланированы мероприятия, система работы с детьми и родителями. Важно воспитать в ребёнке чувство гордости, уважения и любви к тому месту, где он живёт.
Содержание этапов проекта Проект, включает три этапа – подготовительный, исследовательский и заключительный (обобщающий). Подготовительный этап. Проводились беседы, занятия, привлекались родители к участию в проекте, совместно с детьми изготовили экспонаты для музея татарского быта, изделий татарских мастериц, швей, рукодельниц Вместе с родителями создали этнографический альбом «Древо моего рода», где дети совместно с родителями воссоздали генеологическое древо своего рода, визуально представив его в виде дерева с ветвями с фотографиями, именами, картинами предков На занятиях по изобразительной деятельности – организовали выставку «Традиции и обычаи татарского народа» На музыкальном занятии – выучили татарские колыбельные, современные песни на татарском языке. Работа с детьми Перед началом работы по проекту мы провели с детьми беседу о многонациональности их группы. Данный аспект имел место в нашем случае, так как группа в детском саду многочисленная и действительно – многонациональная. Выяснили их представления о национальностях, их отношение к ним. По опросам родителей мы выяснили, что 55% детей – татары, 25% - башкиры, 15% -русские, 5% -другие этнокультуры и национальности. Исследовательский этап
Основной целью программы стало ознакомление дошкольников с историей, культурой и бытом татарского народа, историческими и культурными ценностями города Казани, его достопримечательностями. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи: - познакомить дошкольников с миром музея, с историей, культурой и бытом татарского народа в прошлом; - всесторонне развивать интерес, любознательность к предметам старины, татарского наследия, обычаям, традициям; - обогащать речь у детей образными выражениями малых форм фольклора татарского народа, татарскими колыбельными, а также современной музыкой на татарском языке; - формировать уважение к историческому прошлому г.Казани и всего Татарстана в целом - воспитывать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки Методы и приёмы, использованные в работе с детьми Для эффективности решения задач разработан также перспективный план работы с родителями воспитанников. Ежемесячно с родителями проводились разнообразные формы взаимодействия: экскурсии, консультации, конкурсы, выставки, праздники. Занятия с посещением мини музея способствовали детей развитию кругозора, воспитали гордость за свой народ, вызывает побуждение ребёнка к познанию истории своих предков.
Содержание занятий
Занятие №1. Цель: познакомиться со своим генеологичексим древом Дать детям задание: выбрать из заранее сформированного альбома своё генеологическое древо (заранее подготовленным с родителями дома)- подойти к нему, сказать своё имя, фамилию, национальность, Рассказать насколько хорошо они знают своё древо? На занятиях по изобразительной деятельности предложить нарисовать членов семьи. У каждого есть семья: папа, мама, бабушка, дедушка, другие родственники. Дети должны постараться охарактеризовать свою семью. Потом можно нарисовать семейный портрет. Необходимо стараться раскрыть уникальность и неповторимость каждой семьи и особенностей, традиций в ней. Для нас было важно, чтобы дети испытывали радость от своих знаний о своей семье Наш проект строился на основе интегрированного подхода, с применением игровых обучающих ситуаций, игры, исследовательской деятельности. Свою работу мы построили по следующей системе. Занятие 2. Заучивание стихотворения «Татар – бяби» Цель: учить детей выразительно читать наизусть стихотворение на родном языке, а затем воспроизводить образный язык стихотворения, упражнять в подборе эпитетов, сравнений, воспитывать любовь к национальности, «напеву» Нарисовать образы, возникшие у каждого ребёнка при изучении данного стихотворения.
Занятие 2. «Достопримечательности города Казани». (Приложение №1) Цель: закрепить знания детей о достопримечательностях нашего города, его памятниках культуры, красивых местах, музеях, кремле, Башне озёрах и.т.д. Педагогу необходимо рассказать легенды и притчи нашего города, показать иллюстрации, картины, фотографии со знакомыми всем детям объектами и достопримечательностями города (Кремлём, баней, озёрами и т.д.) Занятие 3. Экскурсия в музей татарского быта и истории Древней Казани. Цель: расширить представления детей о значимости и давности города Казани, его исторических событиях, значении в становлении татарского быта, обычаев, национальной культуры и самобытности, характерных признаках, уточнить представления об изменениях, происходящих в современной Казани. Тематика праздников: В гостях у бабушк. Мир старинных татарских вещей; Умелые руки; Блюда национальной татарской кухни; Татарские рукодельницы; Национальный татарский костюм; Праздник – «Навруз»; Праздник – «Карга боткасы»; Люби свой край; Стихи, пословицы, поговорки на татарском языке Праздник «Сабантуй». (Приложение 2) Игровая деятельность. Дидактические игры: 1. «Сравни». Цель: каждый ребёнок рассказывает о своём древе, и сравнивает его с другим. 2. «Что лишнее». Цель: дети должны определить лишнюю достопримечательность (не из Казани), например (Московский кремль, Казанский кремль, Успенский Собор, Мечеть, Собор и т.д.). 3. «Назови национальный костюм». Цель: дети должны правильно указать национальный костюм, флаг, герб и т.д.. 4. «Скажи по-другому». Цель: назвать русские слова по – татарски (отец – эти, мать –эни, бабушка –дёэни, дедушка- дёэти и т.д.) Наблюдения и исследовательская деятельность. 1. Знакомство с национальной музыкой, прослушивание аудиозаписи с татарской музыкой Цель: учить детей определять национальные особенности музыки, закреплять умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы. Художественно-продуктивная деятельность. Выставка: «Национальный костюм», «Достопримечательности города Казани», «Портрет древа семьи», рисование, аппликация: «Декоративное панно с вылепленными достопримечательностями города Казани из солёного теста, разукрашенного гуашью». Чтение художественной татарской литературы (Тукай, Мулла Утыз Имэни (1730—1815), Иботулла Ишан (1794—1867) и Шамсуддин Суфи (1825—1865). Баян, М. Максуд, Т. Гиззат, И. Туктаров, Ш. Маннур, А. Ерикеев, М. Джалиль, М. Садрый, И. Гази, Худжи и другие Татарский фольклор богат и насыщен поговорками, пословицами, сказками-загадками, частушками и т. д. Имеются свадебные, плясовые и другие частушки («Эпипе», «Башмагум» и др.). Выставка: Блюда национальной татарской кухни Детям совместно с родителями предлагается приготовить блюдо национальной татарской кухни: эмпочмак, кыстыбый, чак-чак и др. и принести угощение на выставку в группу детского сада.(приложение №3).
Заключительный, обобщающий этап В основе заключительного этапа лежит итоговое занятие: праздник «Сабантуй». Сабантуй переводится с тюркских языков как "свадьба (торжество) плуга" - сабан (плуг) и туй (праздник, свадьба). В татарском языке праздник называется тат. сабантуй или тат. сабан туе. Также среди татар было распространено название Сабан б?йр?ме (б?йр?м также означает праздник). Дети закрепили знания о национальностях, обычаях, культуре, традициях татарского народа Итогом проекта стало обобщение результатов работы. Проект позволил детям расширить знания о родном городе, своей национальности, самобытности, исторической значимости города Дети получили ответы на интересующие вопросы и составили рекомендации: На протяжении всей работы мы постоянно пополняли этнографический мини - музей детского сада, для проведения тематических занятий по программе «Казань – центра татарской культуры». Все экспонаты музея пополнялись по мере проведения тематических бесед и занятий, направленных на ознакомление детей дошкольного возраста с культурой народов Республики Татарстан. Дети узнали, что город наш исторический. Это умные, благородные люди - они лечили Казанцев, татар, тогда ещё не было больниц, открыли школы для детей, научили выращивать овощи, фрукты. Занимались благотворительностью. В честь них названы улицы города, площади, рощи, школы. В группе оформлен уголок символики. экскурсии по историческому городу, в музей, в парк, чтение познавательной литературы, занятия, изготовление и рассматривание альбомов, иллюстрации о городе, картины художников, воспевающих красоту земли, помогают зародить в душах детей не только чувство прекрасного, но и развивают их духовный мир, уважение к малой Родине, воспитывают патриотические чувства. В заключении всё-таки следует подчеркнуть, что, несмотря на достаточно большое число «плюсов», данная технология имеет ряд существенных ограничений в использовании в практике дошкольного образования. Она довольно затратна по времени, требует от педагога терпения, уважения к ребёнку, веры в его возможности. Поэтому к внедрению технологии проектного обучения в работу с детьми воспитателя нельзя принуждать. Это должно быть взвешенным решением самого педагога.
Литература:
1. Богомолова М. И., Шарафутдинов З.Т. Дошкольникам о Татарстане средний воз. - Набережные Челны- Альметьевск, 1993 с. 42. 2. Богомолова М. И.,Шарафутдинов З.Т. Дошкольникам о Татарстане старший воз.- Набережные Челны- Альметьевск, 1995. 3. Данилина Г. Н. Дошкольнику об истории и культуре России.- М., 2004. Дмитриева Л. П. Создание экспозиции школьного музея. Методическое пособие,-Казань, 2000. 4. Габдулхаков В.Ф., Муртазина Л.Т., Ягудина Р.И. О современной системе образования и традиционной педагогической культуре татар// Образование и саморазвитие. 2011. Т. 6. № 28. С. 184-190. 5. Данилина Г.Н. Дошкольнику - об истории и культуре России. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы» – М.: АРКТИ, 2004. 6. Дембич А.А. Культурное лидерство столицы Татарстана в поволжье, как фактор градостроительного развития// Фундаментальные исследования. 2006. № 3. С. 33. 7. Елсуфьева Т.И. Система работы педагога по гражданско –патриотическому воспитанию старших дошкольников// Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. 2009. № 1. С. 35-36. 8. Коломийченко Л. В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста.- Пермь, 2002. 9. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. – М.: Линка-Пресс, 2003. 10. Писарева А. Е. Уткина В. В. Живем в «Ладу»: Патриотическое воспитание в ДОУ.- М., 2007. 11. Пугачева Н. В., Есаулова Н. А. Конспекты занятий по этнографии и народоведению в ДОУ.-М.,1999 с. 51, 99. 12. Ривина Е.К. Российская символика. Методическое пособие к иллюстративно-дидактическому материалу для дошкольных образовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2004. 13. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - № 1. – 2007. 14. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - № 5. – 2007. 15. Уразманова Р.К. Современные обряды татарского народа (Историко-этнографическое исследование). - Казань: Татарское кн. изд-во, 1984, С.52. 16. Хаертдинова Р.М. Степень сформированности у детей дошкольного возраста представлений о многообразии культуры народов своего регионального пространства// Социально-экономические и технические системы: Исследование, проектирование, оптимизация. 2006. № 10. С. 7. 17. Харисов Л. А. Ватаным Татарстан. Родина моя. – Казань, 2005.
|