муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 402» городского округа Самара
Подготовил: Князева Наталья Валерьевна, воспитатель г. Самара, 2018
Введение
Само по себе патриотическое чувство не возникает. Это успех долгого, воспитательного воздействия на человека, которое необходимо начинать с дошкольного возраста, потому что личность ребёнка формируется с самого детства. В связи с этим проблема патриотического воспитания дошкольников является одной из актуальных задач нашего времени. В результате целенаправленной работы педагога у детей развивается чувство патриотизма. Необходимо информировать детей дошкольного возраста о том, как можно чувствовать связь с Родиной, знать, как ее любили, берегли и защищали наши предки, отцы и деды. Образ защитника (богатыря, солдата) остается одним из первых символов мужественности.
Скачать конспект
Очень важно, чтобы исторические события или образы героев были понятны детям, тогда легче будет осознать и соотнести их с историей страны, города и его жителей.
Самарская область, также как и другие регионы России, славится трудовыми подвигами людей, которые своим непосильным трудом внесли огромный вклад в развитие Российского государства. Эти люди — бесценный дар не только нашего родного края, но и всей страны. Ведь каждый из наших Героев — человек-легенда.
Методическая разработка: проект для детей подготовительной к школе группы «Их именами названы улицы города»
Автор: Князева Наталья Валерьевна.
Тип проекта: познавательный.
Участники проекта: дети подготовительной группы (6-7 лет), воспитатель, родители.
Продолжительность проекта: краткосрочны1 (2 недели)
Цель: формирование чувства патриотизма у старших дошкольников путем ознакомления с героями родного края, в честь которых названы улицы в городе Самара.
Задачи:
- формировать у детей знания и представления о жителях, прославивших наш город, об улицах, названных в их честь
- развивать представления дошкольников о значимости подвига солдат Финютина Ивана Ивановича, Жалнина Виталия Николаевича, Золотухина Евгения Валерьевича;
- способствовать формированию интереса у детей к истории и судьбам героев родного края;
- создавать условия для воспитания патриотизма у дошкольников;
- воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на примере реальных людей;
Формы реализации проекта:
- познавательные беседы,
- рассматривание фотографий, презентаций, видеосюжетов
- сюжетно-ролевые игры,
- дидактические игры,
- подвижные игры,
- чтение художественной литературы,
- продуктивная деятельность (рисование, аппликация, конструирование),
- консультации для родителей;
- рекомендации для родителей;
- памятки для родителей.
Ожидаемый результат проекта:
- пополнение развивающей среды, способствующей формированию интереса у детей старшего дошкольного возраста к истории героев своего города, любви к родному краю;
- пополнение предметно-игровой среды группы;
- осознание родителями важности патриотического воспитания детей;
- оформление картотеки героев-земляков для мини-музея группы.
Продукты проекта:
- мини-музей истории героев Самарского края: Фитюнина Ивана Ивановича, Жалнина Виталия Николаевича, Золотухина Евгения Валерьевича;
- выставка детских творческих работ;
- куклы в военной форме;
- макет;
- картотека;
- книга памяти.
Проблемный вопрос: почему именем этого человека назвали улицу?
Содержательная часть
Всё началось с того, что мальчик из нашей группы переехал в микрорайон Крутые Ключи. Он пригласил в гости друга из нашей же группы. На его доме он увидел табличку: «Бульвар Финютина». Он спросил родителей, кто такой этот человек и почему его именем назвали улицу. Родители рассказали ему, что в Крутых Ключах еще 2 улицы названы именами героев, которые защищали нашу Родину: Виталия Жалнина и Евгения Золотухина. Когда он пришел в сад, ему захотелось узнать об этих людях как можно больше. Он подошел ко мне и начал спрашивать, что они сделали, почему их именами названы улицы. Другие дети тоже заинтересовались этим и, в результате, появилась идея проекта под названием «Их именами названы улицы города».
Реализация проекта предполагала три этапа:
- Подготовительный
- Практический
- Заключительный
Подготовительный этап
На начальном этапе проектной деятельности нами была определена актуальность проблемы воспитания патриотических чувств детей дошкольного возраста, на примере подвигов героев Самарского края. На основе этого была поставлена основная цель нашего проекта и выделены приоритетные задачи. В связи с выбранными задачами начали создавать условия по организации необходимой развивающей среды: была подобрана тематическая литература, дидактические, сюжетно-ролевые игры с патриотическим содержанием, подборка наглядно – дидактического материала, художественной литературы и военных песен по теме. Также была проведена работа с родителями, предусматривающая обсуждение вопросов, связанных с проведением проекта.
Практический этап
Реализация перспективного плана осуществлялась с большим удовольствием. Дети сразу же включились в работу. Всё началось с беседы на тему «Кто такой герой?» Прозвучало много ответов. Например, «Герой это тот, кто защищает и помогает», «Герой это тот, кто всё может». Еще была проведена познавательная беседа на тему «Герои нашего города», «Гвоздика как символ отваги», «Знакомство с Финютиным И. И., Жалниным В. Н., Золотухиным Е. В., в честь которых названы улицы в микрорайоне Крутые Ключи». Я рассказала им, какие подвиги Фитюнин, Золотухин, Жалнин совершили. Показала им фотографии наших героев. Дети, особенно мальчики, после нашей беседы сказали, что когда они вырастут, то обязательно совершат подвиг. Ещё мы играли в сюжетно-ролевые игры такие как «Военные», «Госпиталь». Потом дети сами объединили эти две игры. Мальчики играли роль военных, которых во время сражения ранили, а девочки были медицинскими сестрами в госпитале, которые их лечили. Также играли в дидактические игры «Рода войск нашей армии», «Кому какая техника нужна», «Определи, чей головной убор», «Маскировка». И девочки и мальчики с удовольствием погрузились в эти игры. На улице мы играли в подвижные игры «Саперы», «Полоса препятствий», «Кто быстрее?» «Саперы», «Самолеты». Далее была создана памятка для родителей со списком игр на военную тематику. Ребята с интересом слушали рассказы С. Алексеева «Медаль» и С. Маршака «Мы военные». Выучили стихотворение Н. Найденовой «Пусть будет мир». Был организован внутригрупповой конкурс «Мы о войне стихами говорим». Также был создан рекомендуемый список литературы для прочтения детям. Просмотрели видео ролики и презентации «Почетный караул», «Вечный огонь», «Минута молчания». Помимо всего этого мы с детьми занимались творческой деятельностью: рисовали на тему «Как я вижу мир», также нарисовали коллективную работу ладонями «Пусть всегда будет солнце», сделали нагрудный знак «Гвоздика на георгиевской ленте», а также макет «Землянка». Оформили с детьми и их родителями выставку кукол в военной форме и книгу памяти. После всей проделанной объемной работы нам пришла идея оформить мини-музея истории героев-земляков Самарского края (Фитюнина Ивана Ивановича, Жалнина Виталия Николаевича, Золотухина Евгения Валерьевича).
Заключительный этап
На последнем этапе был торжественно открыт мини-музея истории героев-земляков Самарского края (Фитюнина Ивана Ивановича, Жалнина Виталия Николаевича, Золотухина Евгения Валерьевича), где в итоге были проведены экскурсии для детей других групп. А также организованны выставка детских творческих работ, выставка кукол в военной форме.
Заключение
В заключении хотелось сказать, что анализ проблемы патриотического воспитания дошкольников позволил выявить недостаточную сформированность у детей патриотических качеств, чувства любви и уважения к Родине, героям родного края, вызванную недостаточной заинтересованностью детей к истории родной страны, родного города, народным героям и подвигам, недостаточным уровнем работы родителей по патриотическому воспитанию в семье.
Результаты проведенного проекта дали возможность решить все основные поставленные задачи, а именно: формировать у детей интерес к истории героев нашего края, воспитать уважение и гордость к защитникам Родины, дети получили знания о героях-земляках и, наконец, получили ответ на поставленный вопрос «За какие поступки его именем названа улица?»
Список литературы
- Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. [текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. — 112 с
- Герои Самарской земли. Альманах. Выпуск № 1. Самара, 2013
|