Мелентьева Наталья Александровна. Воспитание у дошкольников любви к Родине через ознакомление с природой родного края.

Мелентьева Наталья Александровна, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 

«Детский сад № 8»

«Бедное дитя, если оно выросло,
не сорвав полевого цветка,
не помявши на воле зеленой травы!
Никогда оно не разовьется той

полнотой и свежестью,
к которой способна душа
человеческая».
К.Д. Ушинский.

Уважаемы коллеги! Хочу предоставить вашему вниманию опыт работы детского сада №8 по теме «Воспитание у дошкольников любви к Родине через любовь к природе родного края».

Одним из приоритетных направлений государственной политики нашей страны является обеспечение экологической безопасности и оздоровления окружающей среды. Выполнение этой задачи невозможно без высокой сознательности населения, особенно подрастающего поколения.

Актуальность выбранной нами темы заключается в целенаправленном ознакомление ребёнка с родным краем, что является составной частью патриотических чувств дошкольников.

Все мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить; оберегать, пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.

Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности.

В настоящее время стало актуальным воспитание у подрастающего поколения нравственно — моральных качеств и прежде всего чувства любви к родному краю, к своему Отечеству. И задача педагогов, родителей сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Перед нами стоит важная задача:

  • организовать творческую, продуктивную, игровую деятельности детей, в которых ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям ежедневно и по необходимости;

Большое значение для воспитания у детей любви к родному краю имеет ежедневное общение с природой. В результате расширяются и углубляются представления ребенка. Развивается детская любознательность, расширяется кругозор, появляется интерес к труду, пробуждается чувство прекрасного. Прежде всего необходимо поставить перед собой задачу не только видеть красоту окружающей природы, но и вызвать у них желание участвовать в ее созидании. Но для решения этой задачи важно прежде всего умение самого воспитателя ценить и любить родную природу, находить прекрасное и в ярком солнечном летнем утре, и в пасмурном дождливом осеннем дне. Особенно очень важно убедить родителей продолжать начатую работу в детском саду по бережному отношению ко всему живому.

Начав работать в данном направлении, мы поставили перед собой задачу – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребёнком, наиболее доступные ему: природа, мир животных, труд людей, улица, традиции, общественные события.

Особое место в формировании любви к своей малой Родине мы отводим экскурсиям. На экскурсии дети получают знания о родном городе, обогащают о труде людей, их жизни. Постигая новое, дети активно общаются между собой, взрослыми. Познавательный интерес отражается в играх и в других видах творческой деятельности детей. В программе нашего сада предусмотрены экскурсии и целевые прогулки. Их назначение — ознакомление с трудом взрослых, с объектами ближнего окружения (школа, библиотека, магазин, почта и т.д.). Так же большое место отведено знакомству детей с природой и родным городом.

В планирование учебно – воспитательного процесса мы включили тематические недели, посвящённые изучению регионального компонента: «Животный мир Приангарья в разное время года», «Птицы родного края».

ЦЕЛЬ работы педагогов детского сада: дать детям элементарные научные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира, научить видеть в обыденном необычное, вызывать эстетические переживания (живое прекрасно), сопереживать живым существам.

Начиная работу с детьми по теме «Воспитание любви к Родине через любовь к природе родного края», мы поставили перед собой следующие задачи:

- познакомить детей с природой родного края, её характерными особенностями

  • учить определять свое отношение к природе, передавать его в рассказах, рисунках
  • воспитывать интерес и желание больше узнать о природе родного края
  • воспитывать эмоционально — положительное отношение к природе, развивать умение видеть и понимать ее красоту
  • воспитывать бережное отношение к природе, желание трудиться в природе

Одним из необходимых условий экологического воспитания является формирование у детей эмоционального отношения к миру природы. Желательно, чтобы они радовались, огорчались, удивлялись природным объектом, чтобы мир природы сделался неотъемлемой частью мира каждого ребенка. Мы отмечаем, что дети больше интересуются животными, чем растениями. Их привлекает то, что животные двигаются, издают звуки, реагируют на взаимодействие с ними.

Растения интересуют их меньше и скорей всего с практической точки зрения. Хорошим средством привлечения внимания дошкольников к растениям являются сказки, легенды, потешки, поговорки, пословицы, загадки, которые хорошо и органично входят в жизнь ребенка. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, дети приобщаются к красоте русского слова, чувствуют принадлежность к культуре своего народа.

В каждой возрастной группе с учетом возрастных особенностей детей созданы мини-музеи:

Цель этого музея – используя экспозицию музея, привлечь внимание детей и родителей к экспериментальной деятельности;

музей дерево, целью которого является знакомство детей с различными деревьями, особенностями их существования в различные времена года.

музей воды, в котором дети знакомятся с водой в природе, различными водными растениями и животными, разнообразным состоянием воды; узнают о правилах поведения во время отдыха на реке, море и многое другое;

музей «Жемчужина Сибири», благодаря которому дети знакомятся с природой озера Байкал, с уникальностью животного мира самого большого озера планеты.

музей «Красная книга Сибири», в котором дошкольники знакомятся с растениями и животными, занесёнными в красную книгу, учатся бережному отношению к окружающей природе.

Музеи постоянно пополняются и обновляются.

К работе по экологическому воспитанию активно привлекаются родители воспитанников: мы организуем выставки совместного творчества детей и родителей, персональные выставки, способствуя тем самым индивидуализации обучения.

В процессе работы мы продумали формы и методы знакомства детей с родным краем. Они разнообразны: наглядные (наблюдения, рассматривание картин, демонстрация диафильмов), практические (игра, труд, опыты), словесный (рассказ воспитателя, чтение художественных произведений, беседы). Мы решили, что будем использовать все методы и приемы, но наиболее эффективным, доступным и интересным является наблюдения за объектами природы в естественных условиях, а также экскурсии и прогулки.

Экскурсия — одна из форм общения детей с природой. С детьми организуются прогулки и экскурсии в разное время года, в парк, к реке, на курорт «Усолье». Мы стараемся, чтобы экскурсия была интересна каждому ребенку и он узнал что-то новое. Заранее продумываем цель, вопросы детям, оборудование, игры, задания, проводим предварительную беседу с детьми.

Свои впечатления дети отражают в рисунках, составляют описательные рассказы об увиденном. Например, во время экскурсий на водоем мы с детьми подготовительной группы рассматривали улитку и мальков рыб.

Наш детский сад работает в тесном сотрудничестве с музеем природы. С детьми старшей и подготовительной группы мы посещали музей, с интересом рассматривали экспонаты и слушали рассказы о природе Иркутской области, о птицах, которые находятся на грани исчезновения и которые находятся под охраной. Экскурсовод рассказал детям и об экологических проблемах нашего края.

Вывод:

Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и с самим собой.

Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.

Понимание Родины у дошкольников связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого.

Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства – одна из главных задач педагога. Культура родного края должна войти в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души.

В результате проделанной работы мы отмечаем, что систематическое проведение экскурсий, прогулок в природу, отбор объектов для наблюдений, постепенное усложнение образовательного материала, его повторение дали возможность закрепить первоначальные представления детей о природе, установить причинную связь между явлениями.

Изменилось поведение детей. Они стали более внимательными стали бережнее относиться к природе, ко всему живому, заботиться о тех, кто рядом, проявлять сочувствие и оказывать помощь.

Речь детей стала более гибкой и связной.

Последовательнее и интереснее стали рассказы детей, расширился их словарный запас, богаче стало их творческое воображение.

В разговорах и рассказах дети чаще стали пользоваться правильными и точными названиями цветов, грибов, ягод, деревьев, кустарников, насекомых, птиц и животных.

Просмотров: 1037
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Боева Наталья Владимировна. «Ознакомление детей с природой родного края — как средство нравственно-патриотического воспитания»
  • Рыбина Ирина Геннадьевна. Ознакомление детей с природой родного края через проектную деятельность
  • Дурасова Елена Николаевна. Консультация для воспитателей на тему: «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с природой родного края»
  • Боровкова Ирина Сергеевна. Система работы «Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления их с природой родного края».
  • Заблоцкая Нина Геннадьевна. Ознакомление с природой родного края через экологическую тропу в детском саду.
  • Фролова Ольга Юрьевна. Организация опытно-экспериментальной деятельности при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с природой родного края
  • Полторецкая Юлия Александровна. Проект «Развитие у дошкольников представлений о малой Родине, посредством ознакомления с историей и особенностями Родного края»
  • Каргина Лариса Владимировна. План — конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми средней группы компенсирующей направленности (дети с ЗПР) «Природа родного края»
  • Овчинникова Елена Александровна. Конструкт совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми 7-го года жизни «ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ»
  • Сорокина Наталия Ивановна. Материал к экологической конференции «Расширение представления у детей с ОНР о лекарственных растениях родного края»
  • Гульнара Фаритовна Мухаметзянова. Ознакомление детей с историей родного края.
  • Захарова Людмила. Организация экскурсий в природу в ДОУ для детей старшего дошкольного возраста как средства формирования бережного отношения к природе
  • Мубаракшина Эльвира Мехаматхарисовна. Экологическое воспитание дошкольников через наблюдения в природе
  • Кириченко Татьяна Александровна. Досуг для детей старшей группы: «Знакомство детей с лекарственными растениями нашего края»
  • Чухманова Наталья Сергеевна. Консультация для воспитателей на тему: «Труд в природе, его роль в формировании экологической воспитанности дошкольников»
  • Людмила Симонова. Воспитание любви к природе
  • Науменко Светлана Васильевна. Содержание патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с историей родного края
  • Серёдкина Надежда Николаевна. ДОКЛАД «Формирование у детей знаний о растительном и животном мире родного края как средство повышения экологической культуры воспитанников»
  • Мудрова Анастасия Николаевна. Методическая разработка программы по воспитанию у детей средней, старшей и подготовительной к школе групп интереса и любви к малой Родине на основе ознакомления с родным краем «Камчатский край — люби и изучай»
  • Филиппова Валентина Леонидовна Тарасова Юлия Александровна. Методическая разработка «Воспитание любви к природе»
  • Щеглова Татьяна Михайловна Язикова Ирина Александровна. Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой ближайшего окружения
  • Басова Алёна Николаевна. Досуг для детей старшего возраста 'Жители родного края'
  • Верхозина Ирина Михайловна. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СИМВОЛИКЕ РОДНОГО КРАЯ
  • Хохлова Галина Тимофеевна,Ченцова Ольга Николаевна. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию родного края как средство патриотического воспитания
  • Кучиева Светлана Николаевна. Публикация опыта работы «Прогулка как средство формирования представлений о растениях родного края у дошкольников»
  • Гилева Инна Геннадиевна. Влияние наблюдений в природе на формирование экологических представлений детей дошкольного возраста.
  • Лобова Анна Николаевна. Опыт работы «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, у детей 4–5 лет»
  • Стешина Оксана Леонидовна. Консультация: «Приобщение дошкольников к миру театра в процессе ознакомления с историей и культурой родного края»
  • Мигалева Марина Владимировна. Воспитание у детей нравственности путем использования произведений художественной литературы о родной природе.
  • Егорова Галина Энверовна. Конспект организации познавательно — исследовательской деятельности по ознакомлению дошкольников с природой родного города «Растительный мир Зеленограда»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь