Филиппова Валентина Леонидовна Тарасова Юлия Александровна. Методическая разработка «Воспитание любви к природе»

Методическая разработка «Воспитание любви к природе»

Авторы:

  • Филиппова Валентина Леонидовна,
  • Тарасова Юлия Александровна,

воспитатели подготовительной группы МАДОУ № 49 г. Великий Новгород

Дошкольное воспитание – начальный этап становления личности ребенка. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к окружающей его природе, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей — одна из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Одной из первоначальных задач считается привлечение родителей к совместной работе. Особенность родителей как объекта экологического образования в том, что у них самих уже сформировано определенное мировоззрение, как правило, базирующееся на потребительском отношении к окружающему миру. Кроме того, интерес современных родителей в основном сконцентрирован на обучении, а не на развитии ребенка.

 

Какими вырастут наши дети, зависит от нас – взрослых. Мы должны научить детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять и приумножать ее богатства. В наше время наблюдается процесс отчуждения ребенка от природы, которое проявляется в разных формах.

Деятельность в этом направлении мы начали с работы с родителями. На родительском собрании мы пришли к выводу, что в основном родительское экологическое воспитание сводится к запретам или указаниям – «нельзя».

Был разработан комплекс бесед родителей с детьми:

-Что будет, если исчезнут птицы?

-Куда и зачем спешит муравей?

-Может ли быть больно дереву?

-Зачем нужны насекомые? И т.д.

Через беседы с детьми родители помогали нам воспитывать у детей бережное отношение к флоре и фауне. Систематически объясняли детям взаимосвязь природы и человека, учили замечать красоту окружающей природы.

Мы помогаем родителям в беседах с детьми обращать внимание на красоту природы, бережное отношение к ней. Объясняем, что во время наблюдений расширяется кругозор детей. И времени на это специально отводить не надо. Достаточно посмотреть вокруг, когда идете по дороге в детский сад или обратно. Всегда можно увидеть интересное: как солнышко встает, как блестят капельки росы на траве, как сверкает иней на деревьях. Все это тоже важно, но научить ребенка видеть мир во всех его красках задача немало важная, только через природу в ребенке можно развить доброту, внимательность, творчество, трудолюбие.

В своей работе с детьми мы стараемся рассказать в доступной форме обо всем, что их окружает, в конце недели мы даем задание родителям на выходные (прогулки в парке, экскурсия в контактный зоопарк), вместе с ребенком обсудить его впечатления и записать высказывания. Наши воспитанники любят рассказы Э.Шима, в которых идет интересный разговор о растениях, об отношениях к ним. Помогают и самодельные альбомы «Птицы нашего края», «Времена года», «Цветы»,» Загадки о природе», изготовленные родителями совместно с детьми.

Большое внимание мы уделяем организации различных форм работы во время прогулок, экскурсий, созданию условий на территории детского сада, чтобы учить детей видеть необычное в обычном, которое окружает нас ежедневно. Чтобы обеспечить более точное и эмоциональное восприятие природоведческой информации, мы отбираем литературный материал для каждого времени года: рассказы писателей о природе, стихи, пословицы, поговорки, загадки, особое внимание обращая на народные приметы, наблюдения.

Наблюдение – ведущий метод экологического воспитания.

  • Наблюдения в повседневной жизни – ведущая форма приобщения детей к окружающей природе. Требования к проведению наблюдений. Циклы наблюдений за объектами природы: определение содержания отдельных наблюдений, построение их последовательности, планирования. Разработка циклов наблюдений за обитателями уголка природы, сезонными явлениями, ростом и развитием растений и животных зеленой зоны детского сада.
  • Календари природы и их роль в экологическом воспитании. Недельная методика ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы; работа с календарем в разных возрастных группах детского сада. Фиксация роста и развития растений в календаре. Зимняя подкормка птиц, ее природоохранное значение. Календарь наблюдений за зимующими птицами и работа с ними в разных возрастных группах.
  • Детские праздники экологического содержания, разработка сценариев, проведение. Участие дошкольников в природоохранительных мероприятиях.
  • Прогулки, экскурсии, походы с детьми на природу, их роль в экологическом воспитании. Знакомство детей с рекой, лугом (поляной) как экосистемами.

Проводим совместно с родителями проекты «Золотая осень», «Люблю березку русскую»,» Поет зима аукает». Разработали ряд кроссвордов для детей, проводим акции «Семечко и зернышко про запас» (сбор семян для будущего урожая, семена цветов, зерна для подкормки птиц зимой), «Чистый город» — уборка и благоустройство территории детского сада, корм животным – сбор «Фонд Спасение».

Совместно с детьми составили картотеку экологических игр:

- деревья и кустарники

-от какой ветки детки

-кто во что одет

-пищевая цепочка на лугу, в поле, водоеме.

Активно участвуем в Эко-КВНе детского сада между группами. В год экологии приняли участие в съемке видеоролика «Возьмем планету под защиту» в рамках городского фестиваля «Детство – это я и ты» в номинации эко-объектив. Как показывает наш опыт – у детей появляется интерес и желание наблюдать за насекомыми, птицами, за всем, что нас окружает.

Дети, воспитанные в традициях экологического воспитания, способны будут создать новое общество, в котором будут цветущие сады, зелёные парки, живописные деревни. Ведь человек – не бездумный эксплуататор природы, а ответственный её хранитель. А воспитать экологически сознательную личность можно, сочетая возможности содружества дошольного и семейного воспитания.

Просмотров: 547
Категория: По направлениям » Для детского сада » Экологическое воспитание




Другие новости по теме:

  • Татьяна Владимировна Ткачева. Уголок природы, как развивающая среда для экологического образования детей
  • Стеценко Ольга Юрьевна. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему «Разработка системы непрерывных наблюдений за объектами живой и неживой природы в группе старшего возраста в течении сентября месяца» в рамках каскадной модели повышения квалификации
  • Вандышева Валентина Леонидовна. Методическая разработка развлечения для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Красота природы в разные времена года»
  • Мельникова Клавдия Аркадьевна. «Воспитание экологического мышления детей дошкольного возраста методом наблюдений в природу»
  • Корчевная Юлия Вячеславовна. Экологическое воспитание. Трудовая деятельность в уголке природы. Конспект занятия с детьми первой младшей группы. Тема: «У меня есть огород — витамины круглый год». Доклад по всем возрастным группам.
  • Хлебникова Ольга Владимировна. Дневник наблюдений за изменениями природы весной. Исследовательская работа.
  • Христенкова Елена Вячеславовна. НОД «Экологическое — моделирование путешествия в мир природы» (по мотивам сказки Виталия Бианки «Как муравьишка домой спешил») с детьми 6-7 лет с нарушениями речи. Из опыта работы.
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Крещенова Юлия Сергеевна. Занятия как одна из форм экологического воспитания дошкольников
  • Приказчикова Наталия Валентиновна. Проект в рамках экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста «Чтобы ёлку не рубить, ёлку можно смастерить».
  • Карпова Галина Николаевна. Взаимодействие человека и природы в процессе экологического образования дошкольников
  • Матвеева Олеся Александровна. Мастер-класс по работе с календарем природы (Опыт работы) собственная разработка
  • Халанская М.Н. Соавтор Попова И.С.. Методическая разработка открытого интегрированного занятия для детей средней группы и родителей «Здоровье природы в наших руках!»
  • Юрьева Елена Михайловна. Наблюдения в природе-как средство воспитания дошкольников
  • Гилева Инна Геннадиевна. Влияние наблюдений в природе на формирование экологических представлений детей дошкольного возраста.
  • Дорощенкова Галина Александровна. Взаимодействие детского сада и семьи в речевом развитии ребенка. (консультация для родителей).
  • Жмурина Марина. Воспитательная работа с детьми, в процессе организации трудовых поручений, в уголке природы (из опыта работы средней группы).
  • Пантелеева Наталья. Воспитание экологической культуры дошкольников в условиях детского сада и семьи
  • Мезенцева Любовь. Игра как метод экологического воспитания детей дошкольного возраста
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Соцкова Вера Александровна. Консультация для родителей «Процесс адаптации детей 2–3 лет к условиям детского сада»
  • Хакимьянова Валентина Леонидовна. Родительский клуб как активная форма взаимодействия детского сада и семьи по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста
  • Мубаракшина Эльвира Мехаматхарисовна. Экологическое воспитание дошкольников через наблюдения в природе
  • Погодаева Елена Васильевна. Дидактическая игра для дошкольников в средней и старшей группе на тему «Что для природы хорошо и от чего ей плохо»
  • Захарова Людмила. Организация экскурсий в природу в ДОУ для детей старшего дошкольного возраста как средства формирования бережного отношения к природе
  • Атяшева Вера Дмитриевна. «Познавательно-исследовательская деятельность как метод экологического воспитания дошкольников»
  • Васильева Ирина Игоревна. «Экологические сказки, как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста»
  • Котова Юлия. Уголок природы как средство укрепления духовного здоровья дошкольников.
  • Бикмухамбетова Тасмиля Наиловна. Методические рекомендации по оборудованию уголка природы и оформлению календарей природы.
  • Анисимова Гальфия Зямаловна. Досуг для детей с родителями. Викторина по экологии для детей подготовительной группы компенсирующего вида «Знатоки природы»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь