Если мы любим наших детей, мы обязаны нежно
и бережно любить Землю и передавать ее грядущим поколениям во всем ее многообразии и красоте, что теплым весенним днем десять тысяч лет спустя они смогли оценить покой в море трав, полюбоваться пчелой, кружащейся вокруг цветка, прислушаться к пению жаворонка в небе и почувствовать радость жизни как таковой.
Хью. Х. Илтис
МАСТЕР-КЛАСС ПО РАБОТЕ С КАЛЕНДАРЕМ ПРИРОДЫ (Авторская разработка)
Согласно ФГОС, в каждой группе детского сада необходимо создание уголков природы и погоды для ознакомления детей с природой и природными явлениями.
К оформлению уголка природы каждый педагог подходит по-своему.
Ведя подобную работу, перед воспитателем стоит ряд задач:
- расширяется кругозор и представления детей
- развиваются и уточняются представления о предметах и явлениях действительности
- устанавливаются определенные логические связи и зависимости между ними
- обогащается словарный запас
- развивается наблюдательность и устойчивый познавательный интерес.
А красочно оформление при руководстве педагога становятся средством эстетического и нравственного воспитания. У детей, развивается художественное восприятие действительности. Но мы не всегда можем подобрать такой календарь, который бы нас удовлетворил по содержанию, а ведь в разных регионах нашей огромной страны разные климатические условия. Когда на юге уже зацветают сады, у нас на Средней Волге идет снег и т. д. Поэтому, я предпочла сделать календарь природы самостоятельно для решения поставленных задач.
Первая задача, которая встала передо мной, как лучше закрепить знания детей о временах года и месяцах. Эту задачу решает «Волшебный паровоз», который везет разноцветные вагончики: белый – зима (3 шт.), зеленый – весна (3 шт.), красный – лето (3 шт.), желтый – осень (3 шт), которые везут месяца. Все вагоны съемные, на липучках. Например: мы с детьми закрепляем время года – зима. К главному паровозу дети прицепляют 3 белых вагона, которые везут картинку каждого месяца. Так дети понимают, что если вагоны белые, то во времени года Зима присутствуют в основном белые краски (снег, лед и.д.) идет сравнение, запоминают последовательность месяцев, и что каждый месяц разнообразен своими погодными явлениями. И так по всем временам года. А чтобы дети могли в них ориентироваться, а не просто запоминать на автомате, я провожу различные игры-путаницы на внимание. Например, либо ставлю вагоны одного времени года в разной последовательности, либо беру вагоны из другого времени года. Дети стараются самостоятельно выполнять всю работу.
Еще одна задача, которую я решаю, это закрепление дней недели. Они изготовлены в виде колец-дыма, который выходит из трубы паровоза. Дым имеет цвета радуги, и выставляется в заданной последовательности. Например, если сегодня понедельник, то дети прикрепляют над трубой паровоза кольцо-дым красного цвета, при этом проговаривают название дня недели и какой он по счету. При наступлении вторника, дети передвигают красное кольцо-дым вправо, а над трубой выставляют кольцо-дыма оранжевого цвета и т.д. до конца недели. Так дети запоминают, что дни недели имеют свою последовательность и закрепляют знания и понятия – вчера, сегодня, завтра, послезавтра т.д. С днями неделями проводится такая же игра, как и с вагонами, и игра «Какого дня не хватает», когда дети должны определить, какого дня нет и проговорить его.
Также с помощью календаря наблюдений я решаю задачу, научить замечать изменения в природе: становится холоднее, идут дожди, птицы улетают в теплые края. Для этого изготовлены съемные явления погоды (солнце, облака, тучи с капельками дождя, снежинками, молниями, ветер и т.д.
Главная задача календаря природы – привлекать внимание детей к природе, расширять и уточнять представления о природе, учить наблюдать, развивать любознательность.
|