Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №20 г. Кемерово Подготовила: Воспитатель Крещенова Ю.С.
Ознакомление детей с природой осуществляется в разнообразных формах: на занятиях, экскурсиях, в повседневной жизни (в труде, наблюдениях, играх на участке и в уголке природы). Занятия по ознакомлению дошкольников с природой дают возможность формировать знания последовательно, с учетом возможностей детей и особенностей природного окружения.
На занятиях под руководством воспитателя формируется система элементарных знаний у всех детей группы в соответствии с требованиями программы, в определенной системе и последовательности развиваются их основные познавательные процессы и способности. Занятия дают возможность уточнить и систематизировать его. Обучение детей на занятиях осуществляется разными методами. Выбор методов зависит от вида занятия, от его основной задачи.
На одних занятиях формируются первичные знания. С этой целью воспитатель использует наблюдение, рассматривание картин, чтение художественных произведений, рассказ, показ диафильмов и кинофильмов. На других уточняются, расширяются и углубляются знания. Кроме перечисленных методов, на этих занятиях используется и труд детей в природе. Основная задача занятий третьего вида — обобщение и систематизация знаний. Для этого используют беседы, дидактические игры, обобщающие наблюдения. В труде и играх дети применяют полученные знания на практике. Занятия проводятся во всех возрастных группах: в старших — пo 1-му занятию каждую неделю. Дополнительно к занятиям во всех группах проводятся целевые прогулки. Подготовка к занятию. Эффективность занятия зависит от того, как педагог подготовится к его проведению. Наметив тему занятия, он должен пополнить, уточнить собственные природоведческие знания по теме, а затем разработать программные задачи занятия. В определении содержания программных задач воспитатель исходит из требований «Программы воспитания в детском саду» и уровня развития детей своей группы, учитывает и особенности природного окружения. Отбирая программное содержание, необходимо уточнить место данного занятия в системе работы.
При этом воспитатель должен помнить, что одно и то же программное содержание должно повториться в занятиях, в других формах работы, при использовании различных методов, так как оно усваивается детьми постепенно. В программное содержание включаются 2 группы задач: образовательные и воспитательные. Образовательные задачи — это тот объем знаний, который необходимо дать детям на занятии или уточнить и конкретизировать. Образовательные задачи включают и развитие познавательных процессов, отдельных мыслительных операций, развитие речи, а также формирование навыков учебной деятельности. В содержание образовательных задач включают также формирование познавательного интереса детей к природе. Воспитательные задачи, решаемые на занятии, направлены на формирование положительного, бережного, заботливого отношения к природе, развитие эстетического отношения к ней. На занятиях, где используется труд детей, в программных задачах отражают необходимость формирования трудовых навыков и умений, а с использованием метода наблюдения в программное содержание включают развитие этой деятельности. При подготовке к занятию и его проведении важно правильно определить метод построения занятия. Выбор метода зависит от характера образовательных задач, от особенностей самого природного объекта и от возраста детей. Так, формирование знаний о диких животных лучше всего осуществить через показ диафильмов, кинофильмов, а ознакомление с животными или растениями уголка природы требует проведения непосредственного наблюдения за ними.
Разнообразие предметов природы и методов обучения, используемых на занятиях, требует от воспитателя тщательной подготовки обстановки. Для рассматривания животных, комнатных растений, картин детей сажают полукругом. Это позволяет всем активно участвовать на занятии. Если на занятии используется раздаточный материал, и каждый получает объект наблюдения, то детям удобнее сидеть за столами. Иногда занятие, посвященное воспитанию навыков труда, организуется в групповой комнате. В этом случае наиболее рациональное размещение детей — за столами, поставленными буквой П или лентообразно. При этом дети имеют возможность лучше видеть показ воспитателем приемов работы, им удобно действовать при выполнении трудового задания, а воспитатель имеет большую возможность для обучения и контроля. Готовясь к проведению занятия, воспитатель продумывает, какие отобрать наглядные пособия: картины, рисунки, гербарии, календари, природы, погоды и т. п.; какие животные, растения, виды корма, предметы ухода за животными и растениями, посадочный материал потребуются для работы. Только после этого воспитатель продумывает ход занятия. Поскольку усвоение программного содержания всеми детьми осуществляется в ходе занятия, воспитатель заранее разрабатывает последовательность работы, обеспечивающую продвижение детей в соответствии с программными требованиями, сочетание заданий, систему приемов, активизирующих умственную деятельность детей.
Список используемой литературы.
- Скалон, Т.А. Экология для детей старшей группы детского сада [Текст]: методическое пособие /Т. А. Скалон, Н.М. Игнатьева. -Кемерово: Изд-во КРИПК и ПРО, 2011-156с.
- Субботский Е. В. Ребенок открывает мир: Кн. Для воспитателя дет. Сада/ [Текст] /.Е. В.. Субботский — М.: Просвещение, 2009. -207с.
|