В соответствии с «Программой воспитания в детском саду» в процессе ознакомления детей с природой осуществляются образовательные и воспитательные задачи, которые неразрывно связаны между собой. Основная задача в умственном воспитании — образование у ребят знаний о неживой природе, о растениях, животных и простейших, доступных чувственному восприятию детей, связанных между объектами и явлениями природы.
Правильные представления и понятия должны лечь в основу воспитания, изучения биологии в школе и формирование у них диалектно-материалистического миропонимания. Неотъемлемая часть умственного воспитания — сенсорная культура. Она направлена на совершенствование анализаторов, накопление у детей чувственного опыта, что является основой для последующих обобщений, формирования элементарных природоведческих понятий. Усвоение детьми знаний должно быть тесно связано с развитием их познавательных способностей, сенсорного аппарата, логического мышления, внимания, речи, наблюдательности, любознательности.
Для развития мышления и формирования основ материалистического миропонимания нужно знакомить детей с предметами и явлениями природы, приучить их искать объяснения наблюдаемых явлений и проводить детей к осознанию связей и отношений между ними. В процессе осознания причинных связей и отношений между явлениями природы развивается мышление. Интерес к природе тоже необходимо воспитывать [3].
Показывая детям, что и как надо наблюдать у животных и растений, обращая их внимание на внешний вид, движения, повадки, воспитатель формирует не только знания о природе, но и отношение детей к ней. Необходимо только всегда учитывать возраст ребенка и знать, что привлекает его внимание в данном предмете или явлении. В непосредственном соприкосновении с природой вместе с наблюдательностью развивается и любознательность. В основе последнего лежит ориентировочный и исследовательский рефлекс, развитию которого И.П. Павлов считал характерной особенностью человека. У детей дошкольного возраста этот рефлекс очень ярко проявляется в бесконечных вопросах к взрослым: что это? Как? Почему? Активное участие детей в разрешении поставленных вопросов развивает у них любознательность и делает интерес к природе более устойчивым. В процессе ознакомления детей с природой необходимо осуществлять нравственное, физическое, трудовое и эстетическое воспитание. В нравственном развитии ребенка особое место занимает воспитание у него любви к родной природе и бережному отношению к живому. Детям особенно близко и дорого то, что они сами вырастили. Наличие в детском саду растений и животных, за которыми дети наблюдают и ухаживают, помогает воспитывать у них такие качества, как бережное отношение к природе, любовь и привычку к труду, ответственность за порученное дело. Для воспитания у детей трудолюбия, и бережного отношения к ней, необходимо учить их простейшим приемам выращивания растений и ухода за животными. Очень важно, чтобы дети получали радость от процесса и результата труда, чтобы работа на земельном участке развивала мышцы и укрепляла их нервную систему. Формируя такое качество, как трудолюбие, необходимо знакомить детей с трудом взрослых в природе, воспитывать уважение к их деятельности. Пребывание и труд детей в природе необходимо использовать для укрепления здоровья и физического развития. Природа является одним из основных средств эстетического воспитания детей. Красота природы не оставляет безучастными даже самых маленьких детей. Знакомя их с природой надо обращать внимание на шум леса, журчание ручья и пение птиц, форму и окраску листьев, запах цветов, движение животных. Необходимо, чтобы дети научились чувствовать прекрасное, с тем, чтобы в дальнейшей своей жизни они умели воспринимать мир во всей его красоте и многогранности. Для ознакомления детей с природой педагогу дошкольного учреждения требуется большой запас знаний из разных областей науки о природе, понимание закономерностей ее развития, умение правильно, с позиции материалистической диалектики, объяснить связи между предметами и явлениями, происходящими в природе.
Особенно важно изучить природу своей местности: пронаблюдать сезонные изменения, составить календарь, научиться распознавать наиболее распространенные растения и животных, знать, где их можно встретить. Воспитанию у детей активного и бережного отношение к природе помогает уход за животными и растениями имеющихся в детском саду. От воспитателя требуется умение организовать уголок живой природы, создать для растений и животных условия, близкие к тем, в которых они живут в природе. Кроме того, ему нужно овладеть агротехническими приемами выращивания растений и содержания животных на участке детского сада и в уголке природы. В процессе формирования у детей знаний о природе, эстетического чувства громадное значение имеет желание и умение самого воспитателя находить в природе красивое и наслаждаться им. [4]
Можем полагать, что основные знания о птицах и сведения об уходе за ними дети получают во время занятий и на прогулке. Однако не следует процесс ознакомления с птицами сводить только к занятиям. Воспитатель побуждает детей к наблюдению за птицами в течение дня, в конце каждого занятия дает детям знания по наблюдению. Работа на занятиях по наблюдению за птицами усиливает интерес детей к живым существам. Важно поддержать настрой ребят, руководя длительными наблюдениями.
Знания, которые даются детям дошкольного возраста, можно подразделить на две большие группы: о самом мире фауны, его разнообразиях и представлениях (начиная с названия, характерных особенностей внешнего вида до некоторых форм приспособления к среде) и о возможных формах взаимодействия человека и животного (способа помощи, ухода за ним, его защиты.) то есть эти группы знаний условно можно было бы охарактеризовать так: к первой группе относятся знания, расширяющие кругозор детей, способствующие их интеллектуальному развитию, ко второй знания, определяющие правила поведения ребенка в природе, нормы нравственного отношения к ней. Для взрослого человека основным критерием отношения к природе являются поступки. Под любовью к природе подразумевается не только пассивное, созерцательное отношение (не портить, не уничтожать, бережно относиться), но и созидательное (выращивать, защищать, охранять). В дошкольном же возрасте закладываются лишь предпосылки, так называемого рефлекса охраны природы, который зреет при соответствующей работе в школьные годы. Старшие дошкольники имеют представление о том, что такое природа ( «Это деревья, цветы, лес, звери…», «Это все, что растет…», «Это кусты, трава, животные…»). Как правило, дети относят к природе лишь все живое, то, что растет, цветет, изменяется. Меньшее число старших ребят принимают во внимание и неживые объекты (солнце, небо, камни, землю и др.). Для детей 6 -7 лет характерны три уровня отношения к природе:
- Обусловленное созерцательной оценкой природных объектов ( «все в природе интересное, красивое…»);
- Вызванное утилитарной оценкой ( «природа нам все дает, чтобы есть», «в лесу много грибов и ягод», «корова дает молоко»);
- Обусловленное нравственно-эстетической оценкой ( «природа нам помогает жить, поэтому ее надо беречь»).
В дошкольном возрасте преобладает первый и второй уровни отношения. Это, очевидно, объясняется характером наблюдений, проводимых с детьми: при восприятии природы воспитатели значительное место отводят задачам эстетического воспитания без тесной взаимосвязи с интеллектуальными и этическими. Не всегда целесообразно организуется деятельность детей в природе. Она в основном направляется на бескорыстную помощь окружающей среде, а на деятельность практическую (сбор ягод, цветов и т.п.). Однако у старших дошкольников можно сформировать такое отношение к окружающему, которое будет обусловлено нравственно-эстетической оценкой, то есть пониманием значения природы для жизни человека и необходимости ее защиты и охраны. Воспитатель должен добиваться, чтобы каждый ребенок хорошо знал и выполнял правила гуманного обращения с животным, чтобы он твердо усвоил формулу: «так нельзя, а так можно и нужно». Педагог обязан использовать любую возможность, чтобы поупражнять ребенка в нравственных поступках. Вот, например, на прогулке дети увидели ежа. И воспитатель, прежде чем взять животное в детский сад, обсудит с детьми, хорошо ли будет ему в детском саду, смогут ли ребята создать для него условия, похожие на естественные.
Дети с помощью педагога приходят к выводу, что не стоит брать ежа из леса, «здесь ему лучше, здесь его дом», «может его где-то ежата ждут». Каждый случай отрицательного отношения так же не должен проходить мимо внимания педагога. Воспитатель анализирует, почему ребенок проявляет жестокость по отношению к животному. Это может быть от незнания, от стремления показать свою силу, под влиянием отрицательного примера взрослого надо терпеливо, доходчиво и вместе с тем требовательно объяснить, почему так делать нельзя. Человек друг животного, друг сильный, умный, справедливый. Эту истину каждый должен усвоить с детства. Педагог следить за тем, чтобы у ребят появилась ответственность за хорошее состояние животного, которое живет у них в уголке природы, возникло не только умение, желание, но и потребность потрудиться на благо животного: вовремя накормить, напоить, почистить клетку, прийти на помощь.
Таким образом, при ознакомлении детей с животным миром решаются в единстве три задачи: формирование знаний о животных, развитие эмоционально-положительного отношения к ним и воспитание нравственного поведения в природе. Осуществляя работу в указанных направлениях, необходимо помнить, что важным условием ее эффективного выполнения является связь детского сада и семьи. Поэтому педагог планирует следующее:
- Ознакомить родителей с содержанием и методами формирования представлений о животных у детей разного возраста. Для этого проводятся родительские собрания, открытые занятия, коллективные экскурсии в лес, зоопарк и др.;
- Раскрыть родителям особенности ознакомления дошкольников с животными в домашних условиях. Воспитатель проводит консультации, беседы, посещает семьи своих воспитанников. Специальное место в уголке для родителей отводится тематической рубрике. Здесь можно поместить, например, информацию о сезонной жизни животных, возможных способах помощи им в разное время года;
- Давать практические советы по уходу за животными, их содержанием дома, по организации живого уголка;
- Повышать экологическую культуру родителей, углублять их знания о природоохранительных мероприятиях, проводимых в нашей стране. Это могут быть лекции, выставки художественной и научной популярной литературы, специальные выпуски стенгазеты. [3]
Список литературы
- Бейчек, В. Птицы. Иллюстрированная энциклопедия / В. Бейчек, К. Штястны. – Москва: Лабиринт-пресс, 2004. – 355 c.
- Вересов Н. Основы гуманитарного подхода экологическому воспитанию старших дошкольников / Н. Вересов // Дошкольное воспитание. – 1995. – № 1. – С. 5-8/
- Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой / С. А. Веретенникова. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – Москва: Просвещение, 1980. – 270 с.
- Методика ознакомления дошкольников с природой в детском саду / Под ред. П. Г Саморуковой. – Москва: Просвещение 1992. – 262 c.
- Серебрякова, Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: / Т. А. Серебрякова. – 3-е изд., стер. – Москва: Академия, 2010. – 206 с.
|