Одной из важных задач современного общества является нравственное воспитание подрастающего поколения. Нравственное воспитание — это процесс, направленный на целостное формирование и развитие личности ребенка и предполагающий становление его отношения к своим обязанностям и самому себе, к коллективу, обществу, к Родине; процесс становления в каждом ребенке Человека. Вопрос нравственного воспитания в наше время настолько актуален, что это нашло свое отражение в законе Российской Федерации «Об образовании». В статье 2 Закона РФ указывается: «Государственная политика в области образования основывается на одном из принципов: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности и любви к Родине...». Непростая задача педагога — воспитание у детей уважения к старшим, к родителям, стремление к справедливости, сочувствие к слабым, любовь к родной природе, способность чувствовать её красоту, желание сохранять, беречь и приумножать её богатства. Поэтому проблема нравственного воспитания в детском саду на современном этапе общества приобретает особую актуальность и значимость.
Дошкольное детство — это период освоения норм морали и социальных способов поведения. Общение с природой и забота о ней необходимы для воспитания добрых чувств, обязательных для каждого человека.
В.Н. Сухомлинский говорил: «Добрый ребенок не сваливается с неба. Его надо воспитывать. Необходимо обучать детей доброте через сопереживание всему живому; Быть добрым — значит уметь сопереживать; т.е. уметь понимать другого, сердечно сочувствовать ему и стремиться помочь. Сопереживанию нужно учить также вдумчиво, заботливо, осторожно, как учат детей делать первые шаги».
Родная природа оказывает огромное влияние на формирование эстетических чувств детей. Поэтичен и красочен, динамичен и многообразен, удивителен и таинственен мир природы для открывающего его вопросы. Ребенок тянется ко всему яркому, необычному, что его окружает. Однако, способность воспринимать и чувствовать красоту родной природы не приходит к нему сама собой, ее необходимо развивать.
Понимать и любить природу родного края ребенок начинает под воздействием взрослого. Вместе с ним он восхищается, любуется поэтическим образом природы, многообразием ее форм, красок, звуков, вкладывая частицу своего сердца. Надо учить детей всматриваться, вслушиваться, смотреть и видеть. Насколько полнее становится детское впечатление, если, например, вовремя прочитать стихотворение, исполнить песню, стараясь дополнить зрительное восприятие ребенка.
Художественная литература о родной природе является одним из важных факторов при воспитании у детей эмоциональной отзывчивости, эстетических чувств, любви к родной природе, если ребенка с детства приобщают к поэзии, к интересной книжке, к народному фольклору, он растет любознательным, общительным, быстрее овладевает культурой речи, начинает понимать и ценить красоту русского языка.
При выборе художественного произведения для чтения детям, я в своей работе, соблюдаю несколько правил:
- Сообщаемые автором сведения о природе должны правильными, реалистичными;
- Связи и закономерности природы раскрыты в доступной детям степени;
- Произведения должны быть занимательными или интересными;
- Оно должно быть эмоциональным, насыщенным поэтическими оборотами, выразительными средствами.
Чтобы дать ребенку почувствовать красоту поэтического слова, я стараюсь придать в своем исполнении разнообразную интонацию, выразительность, напевность, мягкость. Нельзя монотонно, невыразительно читать произведения о природе.
Произведения художественной литературы я использую в самых разных ситуациях. В непосредственной образовательной деятельности, такой как познание (знакомство с окружающим миром, развитие речи, наблюдение за объектами живой природы), на различных познавательных инсценировках, на праздниках и развлечениях.
Произведения беру разные: и сюжетные рассказы о природе В. Бианки, С. Чарушина, Н. Павловой, Э. Шима; описательные Г. Скребицкого, М. Пришвина, И. Соколова-Микитова; стихи русских и советских поэтов А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, К. Бальмонта и другие. Например, во время беседы с Олесей читаю строчки рассказов М. Пришвина.
Летом:
«Вот был солнечный день, такой яркий, что лучи солнца проникали даже в самый темный лес. Шел я вниз по такой узенькой просеке, что некоторые деревья с одной стороны перегибались на другую, и это дерево шептало своими листиками что-то другому дереву, на той стороне. Ветер был очень слабый, но все-таки он был: и наверху лепетали осинки, и внизу, как всегда, важно раскачивались папоротники».
Осенью:
«В солнечный день осенью на опушке леса собрались молодые разноцветные осинки, густо одна к другой, как будто им там в лесу стало холодно и они вышли погреться на солнышко, на опушку».
Весной:
«Почки раскрываются, шоколадные, с зелеными хвостиками, и на каждом зеленом клювике висит большая прозрачная капля. Возьмешь одну почку, разотрешь между пальцами, и потом долго все пахнет ароматной смолой березы, тополя или черемухи... вечер теплый, и такая тишина, словно должно что-то в такой тишине случиться. И вот начинают между собой шептаться деревья: береза белая с другой белой березой издали перекликается; осинка молодая вышла на поляну, как зеленая свечка, и зовет к себе другую такую же свечку-осинку, помахивая веточкой; черемуха черемухе подает ветку с раскрытыми почками. Если с нами сравнить — мы звуками перекликаемся, а у них аромат».
Например, в беседе по картине Левитана «Осень», при рассмотрении осеннего пейзажа, читаю стихотворение И. Винокурова:
«Ходит осень в нашем парке, Дарит осень всем подарки: Бусы красные — рябине, Фартук розовый — осине,
Зонтик желтый — тополям, Фрукты осень дарит нам»
Или Б. Пастернака:
«Осень: сказочный чертог, Всем открытый для обзора; Просеки лесных дорог Заглядевшихся в озера»
Использую пословицы и поговорки об осени:
«Весна красна, да голодна — осень дождлива, да сыта»;
«Осенью скот жиреет, а человек добреет»;
«Осенью и воробей богат».
А также загадки об осени.
Чтением художественной литературы я добавляю не только беседы, но и наблюдения, прогулки. Например, во время прогулок, наблюдаем за деревьями на участке: за березкой: рассматриваем е крону, ствол и читаю о ней:
«Стройна береза, распустила косы, До земли нагнулась и земля проснулась». Пою песню: «Во поле береза стояла» и т.д.
При наблюдении за елочкой вспоминаем впечатления о новогоднем празднике, вспоминаем песенки о елочке, стихи, отгадываем загадку: «у какого дерева вместо листвы иголочки?».
Играем на прогулке вместе с детьми осенью. Я предлагаю детям отправиться на прогулку в воображаемый лес при помощи волшебный слов:
«Раз, два, три ветка клена помоги Оказаться нам в лесу, где раскрасила листву В цвет багряный, золотой Осень с желтою косой!»
И вот дети в «сказочном лесу». Они описывают деревья с пожелтевшими листьями на ветках, пожелтевшую траву и т.д. предлагаю проблемную ситуацию: подумать, почему листва кажется на солнце золотой. И оказывается — это солнечный лучик пробился сквозь ветки деревьев и кажется, будто дарит им свое золото-тепло, отчего она становится золотой.
Читаю детям стихотворение Ф. Тютчева «Осень»:
«Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора - Весь день стоит как бы хрустальный И лучезарны вечера.»
Зимой на прогулке прочитала детям стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро». Созвучие красок, прекрасных слов, как будто манит человека на простор. Больше всего запомнилось детям голубое небо и яркое солнце, блестящий снег на сугробах. Знакомя детей с любым произведением, стараюсь показать не только красочность, но предлагаю подумать, как же сохранить такую красоту, чем мы можем помочь взрослым, и дети наперебой говорят о том, как они помогают жучку выбраться с дороги на травку, как спасли воробья от кошки, прогнав ее. Предложила детям загадать желание, связанное с природой. Дети желали много: жить в лесу, разговаривать с цветами, понимать язык птиц.
Также неотъемлемой частью нравственного, эстетического воспитания детей является проведение народных и фольклорный праздников, в которых дети узнают многое о традициях русского народа, о природе родного края.
Это праздники: Новый год, Святки, Масленица, «День птиц», «Здравствуй лето красное», Троица, праздник Ивана Купалы, Ильин день, праздник урожая, Покров день, и другие.
При проведении этих праздников широко используются народные песни, стихи, загадки, пословицы, поговорки, сказочные сюжеты о родном крае, родной природе.
Например, при проведении «Праздника урожая» я использовала, при рассказе о главном урожае, который выращивают на наших полях про урожай зерна и пшеницы стихотворение А. Кольцова «Урожай»:
«Выше пояса рожь золотая Дремит колосом, почти до земли. Ветерок по ней плывет, лоснится Золотой волной разбегается.»
Поговорки: «Хочешь есть калачи — не сиди на печи», «Когда человек трудится, земля не ленится», «Щи да каша — пища наша», «Кто кашу ест, тому она никогда не надоест»; загадки об овощах и фруктах.
Дети с вдохновением читали стихотворение А.Т. Твардовского «Осенью».
Таким образом, восприятие природы при помощи художественной литературы способствует формированию первых понятий о единстве
человека и природы, помогает развивать творческое воображение, фантазию, полет мысли и дает возможность раскрыть огромный потенциал, заложенный в каждом человеке, воспитывает экокультуру человека.
Список литературы.
- Л.Ф. Островская, М. Просвещение 1990г. «Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников».
- М.А. Давыдова, М, «Вако» 2007г. «Сценарии музыкальных и фольклорных праздников».
- Н.Ф. Виноградова, М. 1978г. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой».
- И.В. Гаврилова «Влияние произведений художественной литературы на экологическое воспитание детей дошкольного возраста».
|