Мигалева Марина Владимировна. Воспитание у детей нравственности путем использования произведений художественной литературы о родной природе.

Воспитание у детей нравственности путем использования произведений художественной литературы о родной природе.

Одной из важных задач современного общества является нравственное воспитание подрастающего поколения. Нравственное воспитание — это процесс, направленный на целостное формирование и развитие личности ребенка и предполагающий становление его отношения к своим обязанностям и самому себе, к коллективу, обществу, к Родине; процесс становления в каждом ребенке Человека. Вопрос нравственного воспитания в наше время настолько актуален, что это нашло свое отражение в законе Российской Федерации «Об образовании». В статье 2 Закона РФ указывается: «Государственная политика в области образования основывается на одном из принципов: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности и любви к Родине...». Непростая задача педагога — воспитание у детей уважения к старшим, к родителям, стремление к справедливости, сочувствие к слабым, любовь к родной природе, способность чувствовать её красоту, желание сохранять, беречь и приумножать её богатства. Поэтому проблема нравственного воспитания в детском саду на современном этапе общества приобретает особую актуальность и значимость.

 

Дошкольное детство — это период освоения норм морали и социальных способов поведения. Общение с природой и забота о ней необходимы для воспитания добрых чувств, обязательных для каждого человека.

В.Н. Сухомлинский говорил: «Добрый ребенок не сваливается с неба. Его надо воспитывать. Необходимо обучать детей доброте через сопереживание всему живому; Быть добрым — значит уметь сопереживать; т.е. уметь понимать другого, сердечно сочувствовать ему и стремиться помочь. Сопереживанию нужно учить также вдумчиво, заботливо, осторожно, как учат детей делать первые шаги».

Родная природа оказывает огромное влияние на формирование эстетических чувств детей. Поэтичен и красочен, динамичен и многообразен, удивителен и таинственен мир природы для открывающего его вопросы. Ребенок тянется ко всему яркому, необычному, что его окружает. Однако, способность воспринимать и чувствовать красоту родной природы не приходит к нему сама собой, ее необходимо развивать.

Понимать и любить природу родного края ребенок начинает под воздействием взрослого. Вместе с ним он восхищается, любуется поэтическим образом природы, многообразием ее форм, красок, звуков, вкладывая частицу своего сердца. Надо учить детей всматриваться, вслушиваться, смотреть и видеть. Насколько полнее становится детское впечатление, если, например, вовремя прочитать стихотворение, исполнить песню, стараясь дополнить зрительное восприятие ребенка.

Художественная литература о родной природе является одним из важных факторов при воспитании у детей эмоциональной отзывчивости, эстетических чувств, любви к родной природе, если ребенка с детства приобщают к поэзии, к интересной книжке, к народному фольклору, он растет любознательным, общительным, быстрее овладевает культурой речи, начинает понимать и ценить красоту русского языка.

При выборе художественного произведения для чтения детям, я в своей работе, соблюдаю несколько правил:

  1. Сообщаемые автором сведения о природе должны правильными, реалистичными;
  2. Связи и закономерности природы раскрыты в доступной детям степени;
  3. Произведения должны быть занимательными или интересными;
  4. Оно должно быть эмоциональным, насыщенным поэтическими оборотами, выразительными средствами.

Чтобы дать ребенку почувствовать красоту поэтического слова, я стараюсь придать в своем исполнении разнообразную интонацию, выразительность, напевность, мягкость. Нельзя монотонно, невыразительно читать произведения о природе.

Произведения художественной литературы я использую в самых разных ситуациях. В непосредственной образовательной деятельности, такой как познание (знакомство с окружающим миром, развитие речи, наблюдение за объектами живой природы), на различных познавательных инсценировках, на праздниках и развлечениях.

Произведения беру разные: и сюжетные рассказы о природе В. Бианки, С. Чарушина, Н. Павловой, Э. Шима; описательные Г. Скребицкого, М. Пришвина, И. Соколова-Микитова; стихи русских и советских поэтов А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, К. Бальмонта и другие. Например, во время беседы с Олесей читаю строчки рассказов М. Пришвина.

Летом:

«Вот был солнечный день, такой яркий, что лучи солнца проникали даже в самый темный лес. Шел я вниз по такой узенькой просеке, что некоторые деревья с одной стороны перегибались на другую, и это дерево шептало своими листиками что-то другому дереву, на той стороне. Ветер был очень слабый, но все-таки он был: и наверху лепетали осинки, и внизу, как всегда, важно раскачивались папоротники».

Осенью:

«В солнечный день осенью на опушке леса собрались молодые разноцветные осинки, густо одна к другой, как будто им там в лесу стало холодно и они вышли погреться на солнышко, на опушку».

Весной:

«Почки раскрываются, шоколадные, с зелеными хвостиками, и на каждом зеленом клювике висит большая прозрачная капля. Возьмешь одну почку, разотрешь между пальцами, и потом долго все пахнет ароматной смолой березы, тополя или черемухи... вечер теплый, и такая тишина, словно должно что-то в такой тишине случиться. И вот начинают между собой шептаться деревья: береза белая с другой белой березой издали перекликается; осинка молодая вышла на поляну, как зеленая свечка, и зовет к себе другую такую же свечку-осинку, помахивая веточкой; черемуха черемухе подает ветку с раскрытыми почками. Если с нами сравнить — мы звуками перекликаемся, а у них аромат».

Например, в беседе по картине Левитана «Осень», при рассмотрении осеннего пейзажа, читаю стихотворение И. Винокурова:

«Ходит осень в нашем парке,
Дарит осень всем подарки:
Бусы красные — рябине,
Фартук розовый — осине,

Зонтик желтый — тополям,
Фрукты осень дарит нам»

Или Б. Пастернака:

«Осень: сказочный чертог,
Всем открытый для обзора;
Просеки лесных дорог
Заглядевшихся в озера»

Использую пословицы и поговорки об осени:

«Весна красна, да голодна — осень дождлива, да сыта»;

«Осенью скот жиреет, а человек добреет»;

«Осенью и воробей богат».

А также загадки об осени.

Чтением художественной литературы я добавляю не только беседы, но и наблюдения, прогулки. Например, во время прогулок, наблюдаем за деревьями на участке: за березкой: рассматриваем е крону, ствол и читаю о ней:

«Стройна береза, распустила косы,
До земли нагнулась и земля проснулась».
Пою песню: «Во поле береза стояла» и т.д.

При наблюдении за елочкой вспоминаем впечатления о новогоднем празднике, вспоминаем песенки о елочке, стихи, отгадываем загадку: «у какого дерева вместо листвы иголочки?».

Играем на прогулке вместе с детьми осенью. Я предлагаю детям отправиться на прогулку в воображаемый лес при помощи волшебный слов:

«Раз, два, три ветка клена помоги
Оказаться нам в лесу, где раскрасила листву
В цвет багряный, золотой
Осень с желтою косой!»

И вот дети в «сказочном лесу». Они описывают деревья с пожелтевшими листьями на ветках, пожелтевшую траву и т.д. предлагаю проблемную ситуацию: подумать, почему листва кажется на солнце золотой. И оказывается — это солнечный лучик пробился сквозь ветки деревьев и кажется, будто дарит им свое золото-тепло, отчего она становится золотой.

Читаю детям стихотворение Ф. Тютчева «Осень»:

«Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера.»

Зимой на прогулке прочитала детям стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро». Созвучие красок, прекрасных слов, как будто манит человека на простор. Больше всего запомнилось детям голубое небо и яркое солнце, блестящий снег на сугробах. Знакомя детей с любым произведением, стараюсь показать не только красочность, но предлагаю подумать, как же сохранить такую красоту, чем мы можем помочь взрослым, и дети наперебой говорят о том, как они помогают жучку выбраться с дороги на травку, как спасли воробья от кошки, прогнав ее. Предложила детям загадать желание, связанное с природой. Дети желали много: жить в лесу, разговаривать с цветами, понимать язык птиц.

Также неотъемлемой частью нравственного, эстетического воспитания детей является проведение народных и фольклорный праздников, в которых дети узнают многое о традициях русского народа, о природе родного края.

Это праздники: Новый год, Святки, Масленица, «День птиц», «Здравствуй лето красное», Троица, праздник Ивана Купалы, Ильин день, праздник урожая, Покров день, и другие.

При проведении этих праздников широко используются народные песни, стихи, загадки, пословицы, поговорки, сказочные сюжеты о родном крае, родной природе.

Например, при проведении «Праздника урожая» я использовала, при рассказе о главном урожае, который выращивают на наших полях про урожай зерна и пшеницы стихотворение А. Кольцова «Урожай»:

«Выше пояса рожь золотая
Дремит колосом, почти до земли.
Ветерок по ней плывет, лоснится
Золотой волной разбегается.»

Поговорки: «Хочешь есть калачи — не сиди на печи», «Когда человек трудится, земля не ленится», «Щи да каша — пища наша», «Кто кашу ест, тому она никогда не надоест»; загадки об овощах и фруктах.

Дети с вдохновением читали стихотворение А.Т. Твардовского «Осенью».

Таким образом, восприятие природы при помощи художественной литературы способствует формированию первых понятий о единстве

человека и природы, помогает развивать творческое воображение, фантазию, полет мысли и дает возможность раскрыть огромный потенциал, заложенный в каждом человеке, воспитывает экокультуру человека.

Список литературы.

  1. Л.Ф. Островская, М. Просвещение 1990г. «Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников».
  2. М.А. Давыдова, М, «Вако» 2007г. «Сценарии музыкальных и фольклорных праздников».
  3. Н.Ф. Виноградова, М. 1978г. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой».
  4. И.В. Гаврилова «Влияние произведений художественной литературы на экологическое воспитание детей дошкольного возраста».
Просмотров: 861
Категория: По направлениям » Для детского сада » Нравственное воспитание детей




Другие новости по теме:

  • Макаева Наталья Ипполитовна. «Влияние художественной литературы о природе на духовно-нравственное развитие ребёнка»
  • Уразбаева Е. С.. Статья «Духовно – нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы»
  • Сеничкина Дарья Андреевна. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  • Калмыкова Ольга Николаевна. Сценарий праздника ко Дню Земли. «Подарим красоту природе!»
  • Мелентьева Наталья Александровна. Воспитание у дошкольников любви к Родине через ознакомление с природой родного края.
  • Мубаракшина Эльвира Мехаматхарисовна. Экологическое воспитание дошкольников через наблюдения в природе
  • Козловская Наталья Васильевна. Ознакомление детей третьего года жизни с окружающим миром при помощи художественной литературы
  • Выжанова Людмила Николаевна. «ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»
  • Выжанова Людмила Николаевна. «ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»
  • Алёна Мосейчук. Конспект интегрированной НОД 'чтение художественной литературы и развитие речи' в старшей группе. Тема 'Золотая осень'
  • Людмила Симонова. Воспитание любви к природе
  • Назаренко Елена Васильевна. Влияние чтения художественной литературы на детей старшего дошкольного возраста.
  • Бетко Юлия Валерьевна. Влияние художественной литературы на развитие словаря детей дошкольного возраста
  • Терекбаева Альфия Мурзалиевна. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы.
  • Васкевич Майя Ивановна. Стихотворение про воспитание «Дети и телефон»
  • Дурасова Елена Николаевна. Консультация для воспитателей на тему: «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с природой родного края»
  • Салихова Айгуль Сабирьяновна. Презентация «Консультация для родителей «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами художественной литературы»
  • Филиппова Валентина Леонидовна Тарасова Юлия Александровна. Методическая разработка «Воспитание любви к природе»
  • Карпова Галина Николаевна. Взаимодействие человека и природы в процессе экологического образования дошкольников
  • Попова Ольга Васильевна. Беседа о птицах — чтение детям произведения В.Бианки «Молодая ворона» (старшая группа)
  • Елена Алексеевна Родина. Презентация по образовательной области «Чтение художественной литературы» Тема: «Приобщение детей к книжке»
  • Смирнова Наталья Сергеевна. Конспект интегрированного занятия по родной природе, развитию речи, музыкальному творчеству и рисованию в средней группе
  • Наталья Дубенцова. Развитии речи младших дошкольников через использование произведений художественной литературы
  • Гилева Инна Геннадиевна. Влияние наблюдений в природе на формирование экологических представлений детей дошкольного возраста.
  • Ольга Жиркова. Игра - как средство воспитания интереса детей к природе.
  • Никифорова Ольга Алексеевна. Сценарий педагогического совета на тему: «Воспитание дошкольников через приобщение к природе»
  • Светлана Капутская. Занятие по формированию навыков успешного взаимодействия детей средствами художественной литературы «Наш дом дружбы».
  • Марина Боровкова. Праздник осени в детском саду 'Осень, осень торопись'
  • Апарян Татьяна Николаевна. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Занятие с презентацией в старшей группе «День Победы»
  • Ягодкина Гульнара Вакилевна. Значение художественной литературы в развитии речи детей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь