Одним из важных направлений, прописанных в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, является организация речевого развития детей дошкольного возраста. К 7 годам ребенок с нормативным речевым развитием умеет задавать вопросы взрослому, в случаях затруднения обращается к нему за помощью, адекватно использует вербальные средства общения, а также владеет диалогической речью. Но, к сожалению, у многих дошкольников бедная речь.
Работая учителем-логопедом в дошкольном образовательном учреждении я систематически провожу мониторинг речевого развития детей. Я заметила, что с каждым годом количество детей с речевыми нарушениями становится больше. Ниже приведена таблица 1 с количественного анализа результатов диагностики речевого развития дошкольников в возрасте 5-7 лет за 2014-2019 г.г.
Таблица 1. Количественный анализ результатов диагностики речевого развития дошкольников 5-7 лет за 2014-2019 г.г.
Скачать конспект
По итогам логопедической диагностики на начало учебного года с 2014 года по 2019 год данные о речевом развитии детей старшего дошкольного возраста переведены в процентное соотношение и обозначены на диаграмме 1.
Диаграмма 1. Данные о речевом развитии детей старшего дошкольного возраста
за 2014-2019 г.г.
В результате логопедической диагностики в каждом учебном году у детей 5-7 лет выявлен низкий словарный запас, нарушения звукопроизношения, незнание обозначения многих слов, незнание многих сказок в соответствии с возрастом, не умение выучить наизусть стихотворение, неумение пересказать услышанное или увиденное. При пересказе ребенок перечисляет набор слов, либо произносит ряд предложений, не связанных друг с другом. Также, наблюдается не умение задавать вопросы и отвечать полным предложением. На вопрос ребенок часто одним-двумя словами, кратко, не используя распространенные предложения.
Полученные данные показывают нам не только печальную ситуацию речевого развития дошкольников, но и указывают на, что к проблеме речевого недоразвития детей необходимо подойти ответственно, подобрать методы и приемы работы так, чтобы коррекционную работу выполнять максимально эффективно.
Развитие речи детей и её коррекция – это общая задача, которую необходимо решать не только педагогам (логопеду, дефектологу, воспитателям), но родителям (законным представителям) ребенка. Достигнуть положительного результата коррекционной работы можно только при условии тесного сотрудничества с родителями (законными представителями) ребенка.
Родители (законные представители) являются непосредственными участниками образовательного процесса. Активное участие родителей в коррекционно-образовательном процессе положительно сказывается в работе над закреплением поставленных звуков и их введение в самостоятельную речь. Чтение сказок, небольших рассказов в соответствии с возрастом каждого ребенка помогает обогатить его словарных запас, расширить знания об окружающем мире, природе; помогает воспитать нравственные и эстетические чувства. Заучивание стихотворений развивает память, обогащает словарный запас новыми словами, с которыми ребенок был еще незнаком.
Дошкольный период является важным периодом в жизни детей. В этот период мозг ребенка еще пластичен и важно не упустить время и вложить в ребенка всё то, что ему необходимо получить на данном этапе развития. Развитие речи через сказки, чтения литературы помогает не только обогатить импрессивную и экспрессивную речь детей, но и помогает воспитать положительные качества личности.
Родителям (законным представителям) стоит помнить о том, что ребенок пойдет в школу, будет обучаться русскому языку, писать сочинения, отвечать на вопросы учителя. И нужно задать вопрос, как ребенок перескажет прочитанное, постоит грамотно оформленное предложение и ответит на вопрос, если его словарный запас беден? Поэтому, важно и крайне необходимо читать детям книги, разговаривать с детьми, учить стоить грамотные предложения.
Примерный список литературы для чтения детям 5-6 лет:
- «Золотой ключик или приключения Буратино». А.Толстой
- «Щелкунчик и Мышиный король». Гофман
- «Цветик-семицветик» В.Катаев
- «Паровозик из Ромашково» и др. рассказы Г.Цыферова
- «Приключения Незнайки и его друзей» Н.Носов
- "Приключения новогодних игрушек. Страна новогодних игрушек». Е.Ракитина
- «Повести о малыше и Карлсоне». Сказки. А.Линдгрен
- «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». С.Лагерлеф
- «Приключения Карандаша и Самоделкина». Ю.Дружков
- «Как муравьишка домой спешил» Виталий Бианки
- «Федорино горе» Корней Чуковский
- «Мойдодыр» Корней Чуковский
- «Двенадцать месяцев» Самуил Маршак
- «Кот в сапогах» Шарль Перро
- «Бабушкин подарок» Михаил Зощенко
- «Краденое солнце» Корней Чуковский
- «Царевна – лягушка» (обр. Булатова)
- «Хлебный колос» — А. Ремизов
- «Серая шейка» Д. Мамин-Сибиряк
- «Финист – ясный сокол» — р.н. сказка
- «Серебрянное копытце» — П.Бажов
- «Серебрянное копытце» — П.Бажов
Примерный список литературы для чтения детям 6-7 лет:
- «Лиса и медведь» (мордовская)
- «Дикие лебеди» — Х.К. Андерсен
- «Конек – горбунок» — П. Ершов
- «Спящая царевна» — В. Жуковский
- «Гадкий утенок» — Х.К. Андерсен
- «Лягушка – путешественница» — В. Гаршин
- «Сказка о царе Салтане» — А.С. Пушкин
- «Мороз Иванович» — В. Одоевский
- «Сказка о потерянном времени» — Е. Шварц
- «Золотой ключик» — А.Н. Толстой
- «Черная курица, или Подземные жители» — А. Погорельский
- «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» — А.С. Пушкин
- «Аленький цветочек» — К. Аксаков
- «Цветик – семицветик» — В. Катаев
- «Серая шейка», «Аленушкины сказки» Мамин-Сибиряк Д.
- «Дед Мазай и зайцы» Некрасов Н.
- «Маленький принц» Сент-Экзюпери А.
- «Мишкина каша» Николай Носов
- «Крокодил Гена и его друзья», «Каникулы в Простоквашино» Успенский Э.
|