Назаренко Елена Васильевна. Влияние чтения художественной литературы на детей старшего дошкольного возраста.

Влияние чтения художественной литературы на детей старшего дошкольного возраста.

Одним из важных направлений, прописанных в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, является организация речевого развития детей дошкольного возраста. К 7 годам ребенок с нормативным речевым развитием умеет задавать вопросы взрослому, в случаях затруднения обращается к нему за помощью, адекватно использует вербальные средства общения, а также владеет диалогической речью. Но, к сожалению, у многих дошкольников бедная речь.

Работая учителем-логопедом в дошкольном образовательном учреждении я систематически провожу мониторинг речевого развития детей. Я заметила, что с каждым годом количество детей с речевыми нарушениями становится больше. Ниже приведена таблица 1 с количественного анализа результатов диагностики речевого развития дошкольников в возрасте 5-7 лет за 2014-2019 г.г.

Таблица 1. Количественный анализ результатов диагностики речевого развития дошкольников 5-7 лет за 2014-2019 г.г.

Скачать конспект

По итогам логопедической диагностики на начало учебного года с 2014 года по 2019 год данные о речевом развитии детей старшего дошкольного возраста переведены в процентное соотношение и обозначены на диаграмме 1.

Диаграмма 1. Данные о речевом развитии детей старшего дошкольного возраста

за 2014-2019 г.г.

В результате логопедической диагностики в каждом учебном году у детей 5-7 лет выявлен низкий словарный запас, нарушения звукопроизношения, незнание обозначения многих слов, незнание многих сказок в соответствии с возрастом, не умение выучить наизусть стихотворение, неумение пересказать услышанное или увиденное. При пересказе ребенок перечисляет набор слов, либо произносит ряд предложений, не связанных друг с другом. Также, наблюдается не умение задавать вопросы и отвечать полным предложением. На вопрос ребенок часто одним-двумя словами, кратко, не используя распространенные предложения.

Полученные данные показывают нам не только печальную ситуацию речевого развития дошкольников, но и указывают на, что к проблеме речевого недоразвития детей необходимо подойти ответственно, подобрать методы и приемы работы так, чтобы коррекционную работу выполнять максимально эффективно.

Развитие речи детей и её коррекция – это общая задача, которую необходимо решать не только педагогам (логопеду, дефектологу, воспитателям), но родителям (законным представителям) ребенка. Достигнуть положительного результата коррекционной работы можно только при условии тесного сотрудничества с родителями (законными представителями) ребенка.

Родители (законные представители) являются непосредственными участниками образовательного процесса. Активное участие родителей в коррекционно-образовательном процессе положительно сказывается в работе над закреплением поставленных звуков и их введение в самостоятельную речь. Чтение сказок, небольших рассказов в соответствии с возрастом каждого ребенка помогает обогатить его словарных запас, расширить знания об окружающем мире, природе; помогает воспитать нравственные и эстетические чувства. Заучивание стихотворений развивает память, обогащает словарный запас новыми словами, с которыми ребенок был еще незнаком.

Дошкольный период является важным периодом в жизни детей. В этот период мозг ребенка еще пластичен и важно не упустить время и вложить в ребенка всё то, что ему необходимо получить на данном этапе развития. Развитие речи через сказки, чтения литературы помогает не только обогатить импрессивную и экспрессивную речь детей, но и помогает воспитать положительные качества личности.

Родителям (законным представителям) стоит помнить о том, что ребенок пойдет в школу, будет обучаться русскому языку, писать сочинения, отвечать на вопросы учителя. И нужно задать вопрос, как ребенок перескажет прочитанное, постоит грамотно оформленное предложение и ответит на вопрос, если его словарный запас беден? Поэтому, важно и крайне необходимо читать детям книги, разговаривать с детьми, учить стоить грамотные предложения.

Примерный список литературы для чтения детям 5-6 лет:

  • «Золотой ключик или приключения Буратино». А.Толстой
  • «Щелкунчик и Мышиный король». Гофман
  • «Цветик-семицветик» В.Катаев
  • «Паровозик из Ромашково» и др. рассказы Г.Цыферова
  • «Приключения Незнайки и его друзей» Н.Носов
  • "Приключения новогодних игрушек. Страна новогодних игрушек». Е.Ракитина
  • «Повести о малыше и Карлсоне». Сказки. А.Линдгрен
  • «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». С.Лагерлеф
  • «Приключения Карандаша и Самоделкина». Ю.Дружков
  • «Как муравьишка домой спешил» Виталий Бианки
  • «Федорино горе» Корней Чуковский
  • «Мойдодыр» Корней Чуковский
  • «Двенадцать месяцев» Самуил Маршак
  • «Кот в сапогах» Шарль Перро
  • «Бабушкин подарок» Михаил Зощенко
  • «Краденое солнце» Корней Чуковский
  • «Царевна – лягушка» (обр. Булатова)
  • «Хлебный колос» — А. Ремизов
  • «Серая шейка» Д. Мамин-Сибиряк
  • «Финист – ясный сокол» — р.н. сказка
  • «Серебрянное копытце» — П.Бажов
  • «Серебрянное копытце» — П.Бажов

Примерный список литературы для чтения детям 6-7 лет:

  • «Лиса и медведь» (мордовская)
  • «Дикие лебеди» — Х.К. Андерсен
  • «Конек – горбунок» — П. Ершов
  • «Спящая царевна» — В. Жуковский
  • «Гадкий утенок» — Х.К. Андерсен
  • «Лягушка – путешественница» — В. Гаршин
  • «Сказка о царе Салтане» — А.С. Пушкин
  • «Мороз Иванович» — В. Одоевский
  • «Сказка о потерянном времени» — Е. Шварц
  • «Золотой ключик» — А.Н. Толстой
  • «Черная курица, или Подземные жители» — А. Погорельский
  • «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» — А.С. Пушкин
  • «Аленький цветочек» — К. Аксаков
  • «Цветик – семицветик» — В. Катаев
  • «Серая шейка», «Аленушкины сказки» Мамин-Сибиряк Д.
  • «Дед Мазай и зайцы» Некрасов Н.
  • «Маленький принц» Сент-Экзюпери А.
  • «Мишкина каша» Николай Носов

- «Крокодил Гена и его друзья», «Каникулы в Простоквашино» Успенский Э.

Просмотров: 683
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Липина Елена Владимировна. Методическая разработка «Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста через формы речевого развития»
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Пазюра Наталья Александровна. Методы диагностики показателей физического развития детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА)
  • Шамова Александра. Создание условий в группе для повышения качества познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста
  • Чертилина Мария Александровна. Формирование речи во взаимосвязи с развитием фонематического слуха у детей раннего возраста с задержкой речевого развития (из опыта работы)
  • Каткова Анжела Николаевна. Использование голосо-речевого тренинга для развития и совершенствования речи детей дошкольного возраста
  • Солтанова Олеся Адамовна. «Использование игровых технологий в дошкольном образовательном учреждении направленных на стимуляцию интеллектуального развития детей, тренировку речевого аппарата в средней группе»
  • Новикова Светлана Александровна. Задержка речевого развития у детей дошкольного возраста
  • Корней Ирина Алексеевна. Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
  • Синёва Ольга Владимировна. Куб- трансформер как средство речевого развития детей дошкольного возраста.
  • Турчанинова Наталья Николаевна. Экспериментирование как средство интеллектуального и речевого развития детей дошкольного возраста
  • Ирина Петракова. ПАМЯТКА «КАК ОБОГАТИТЬ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС У РЕБЁНКА»
  • Карпачёва Алла Владимировна. Логоритмические игры как средство речевого развития у детей среднего дошкольного возраста.
  • Бычкова Евгения Петровна. Использование технологии Су-Джок терапии для речевого развития детей дошкольного возраста
  • Екатерина Кочнева. Использование малых фольклорных форм в коррекции речевого развития детей дошкольного возраста с ОНР.
  • Татьяна Гунина. Влияние театрализованных игр на развитие навыков речевого общения детей с задержкой психического развития
  • Татьяна Назарова. Консультация для родителей на тему: «Особенности речевого развития детей третьего года жизни»
  • Панова Елена Николаевна Клочьева Ольга Алексеевна. Тренинг для родителей, имеющих детей с нарушением речевого развития «Игровые приёмы развития артикуляционной моторики и коррекции звукопроизношения»
  • Полякова Надежда Владимировна. Особенности развития речи детей с задержкой речевого развития
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Фадеева Зоя Борисовна. План работы по самообразованию на 2017-2019 учебный год «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
  • Шевченко Ирина Николаевна. «Особенности речевого развития детей, как образовательной области, с учетом индивидуальных особенностей детей в соответствии с ФГОС ДО».
  • Соловьева Светлана Леонидовна. Создание центра развития речи в группе – важный фактор познавательно речевого развития детей.
  • Келина Наталия Николаевна. Фундаментальные теоретические исследования по проблеме речевого развития ребенка-дошкольника
  • Деш Оксана Владимировна. «Взаимосвязь правильного речевого дыхания в развитии речи у детей дошкольного возраста»
  • Терекбаева Альфия Мурзалиевна. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы.
  • Главный Редактор. 4 СПОСОБА ПОВЫСИТЬ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС НЕМЕЦКОГО У ДЕТЕЙ
  • Хохлова Ольга Александровна. Развитие речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх и упражнениях
  • Хайрутдинова Арзыгуль Кудратовна. Перспективный план по самообразованию на период с 2014 по 2019 учебный год Тема: «Экологическое воспитание дошкольников»
  • Бакулина Алена. Особенности речевого развития детей-сирот с нарушением ЦНС раннего возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь