Подготовила Синева О.В. Воспитатель общеобразовательной группы «Детский сад №251 г.Челябинска»
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой анаплитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Скачать конспект
Коммуникативная компетентность дошкольника проявляется в возможности посредством речи решать задачи в условиях разных видов деятельности: бытовой, познавательной, игровой, учебной, трудовой и т.д. При этом ребенок ориентируется на особые условия ситуации, в которой протекает деятельность. Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно!
Для достижения ребенком коммуникативной компетентности воспитатель помогает ее становлению посредством решения задач по развитию разных сторон речи ребенка во всех возрастных группах: развитие связной речи, развитие словаря, освоение грамматически правильной речи, освоение звуковой культуры речи, подготовка к обучению грамоте. Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагога.
В педагогической работе важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей развитию речевого общения. В качестве эффективного средства по совершенствованию речи дошкольников можно использовать игровое пособие "Куб- трансформер". Он позволяет ребенку зрительно соотнести картинку, схему с понятиями "слово", "текст", научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Но главное, на мой взгляд, что это пособие даёт заряд положительных эмоций, удовольствие от процесса выполнения заданий и позволяет педагогу учить детей, играя.
Использование в работе с дошкольниками игрового пособия «Куб- трансформер» предполагает:
- развитие и совершенствование речевых навыков детей;
- желание участвовать в речевом общении с взрослыми и самостоятельно с другими детьми в процессе игры;
- создание у детей эмоциональной отзывчивости;
- расширение речевой среды в группе;
- развитие сенсомоторных и коммуникативных навыков детей.
Данное пособие можно начинать использовать в работе с дошкольниками от двух — трёх лет и до выпуска детей в школу с возможностью использования в работе таких кубов, которые направлены на формирование грамматического строя речи, фонематического анализа, фонематических представлений, на развитие познавательных процессов, а также на автоматизацию звуков. Оно многофункционально и даёт детям заряд положительных эмоций и удовольствие от процесса выполнения заданий.
Кубы могут использоваться:
-в совместной деятельности педагога и детей (в речевом развитии, знакомстве с окружающим миром и т.д.)
- в самостоятельной деятельности детей (в свободное время)
- в индивидуальной работе с детьми
"Куб-трансформер" представляет собой кубы в количестве 8 штук одинакового размера, изготовленные из картона и обклеенные цветной плёнкой (последовательность изготовления куб-трнсформера. Приложение 1).
На гранях кубов располагаются картинки, схемы, которые способствуют развитию у детей словарного запаса, лексико-грамматического строя речи и связной речи. Картинки и схемы на гранях кубов меняются по мере усвоения данного материала (Приложение 2).
На примере темы «Транспорт» мы рассмотрим, как работать с кубом.
Цель: расширение и активизация словарного запаса.
Задачи:
- Закреплять словарь и знания детей по теме “Транспорт”.
- Уточнить понятия о различных видах транспорта (наземный, водный, воздушный), закрепить знания детей о деталях транспорта.
- развивать зрительное внимание, восприятие, мышление
- развивать речь.
- воспитывать интерес к профессиям на транспорте, уважительное к ним отношение.
Краткое описание.
Игра представляет собой раскладывающийся куб, который обладает двенадцатью различными поверхностями, на которых расположена информация (картинки с изображением разных видов транспорта, чистоговорки, разные детали транспорта).
Примеры игр с использованием пособия
1. Виды транспорта: (Воздушный, наземный, подземный, водный, подводный).
Цель: закрепление и обобщение знаний детей по теме «Транспорт».
Задача: закреплять умения детей классифицировать разные виды транспорта (воздушный, наземный, водный);
Ход игры:
Дети садятся в круг.
Воспитатель спрашивает: «Как называют транспорт, который ездит на земле?»
– Наземный.
- Назовите виды наземного транспорта?.
(автобус, троллейбус, трактор, мотоцикл и т. д.)
- Как называют транспорт, который ездит под землей?
– Подземный.
- Назовите виды подземного транспорта?.
- (метро)
- Как называется транспорт, который плавает на воде?
– Водный.
- Назовите виды водного транспорта?.
(катер, пароход, лайнер и т.д.)
- Как называется транспорт, который плавает под водой?
– Подводный.
- Назовите виды подводного транспорта?.
(подводная лодка)
- Как называется транспорт, который летает в воздухе?
- Воздушный.
- Назовите виды воздушного транспорта?.
- (вертолёт, ракета и т.д.)
Воспитатель предлагает найти на гранях куба эти виды транспорта. И поиграть в игру «Четвертый лишний», которая так же расположена на других гранях данного куба. Определить какой вид транспорта лишний и почему.
2. Игра: «Четвертый лишний»
Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать.
Ребенок 1 рассматривает картинки на кубе, называя их
-мотоцикл, теплоход, автомобиль, автобус
-Что лишнее и почему?
-Лишний теплоход. Это водный вид транспорта. А мотоцикл, автомобиль и автобус наземный транспорт.
Ребенок 2 находит следующие картинки и называет
-лодка, дирижабль, воздушный шар, самолет
-Что лишнее и почему?
-Лишняя лодка. Это водный вид транспорта. А дирижабль, воздушный шар, самолет воздушный транспорт.
И так далее…
Дальше педагог предлагает детям выбрать картинки с транспортом, о котором они хотели бы рассказать
3. Расскажи по схеме о любом виде транспорта.
Цель: Научить детей составлять рассказ-описание по лексической теме «Транспорт»
Задачи:
- образовательные: закрепить и уточнить знания детей о транспорте, научить составлять описательный рассказ по лексической теме с использованием наглядного моделирования
- коррекционно-развивающие: научить детей пользоваться распространенными предложениями, работать по наглядной схеме, развивать наблюдательность, способность сравнивать объекты, выделять общие и индивидуальные особенности; развивать артикуляционную моторику, внимание, память, мышление
На заключительном этапе можно предложить детям проговорить чистоговорки. Чистоговорки помогают эмоционально провести физкультминутку, дать возможность снять напряжение;
Цель: в процессе многократного повторения чистоговорок, способствовать запоминанию некоторых грамматических норм русского языка.
Задачи:
- Закрепить правильное произношение звуков.
- Развивать у детей чувство рифмы, внимание, память.
- Способствовать обогащению словарного запаса.
Таким образом, при условии правильного организованного педагогического процесса с применением методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, а также с правильно организованной предметно – развивающей средой дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок напряжения усвоить предложенный материал. А чем более подготовленным придет ребёнок в школу – имеется в виду не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности, тем успешнее будет для него начало школьного детства.
Используемая литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /http://www. rg. ru/2013/11/25/doshk-standart-dok. html
- Демонстрационный материал «Мозаика- Синтез» по ФГОС.
Приложение 1
Изготовление куба -трансформера.
Для того чтобы выполнить куб-трансформер, потребуются лист картона, линейка, карандаш, скотч или клей. Первым делом, надо обозначить на листе картона восемь разверток кубиков с нужными вам сторонами. Затем каждую развертку следует вырезать и сложить из них кубики.
После того, как кубики будут готовы, их необходимо соединить, используя кусочки скотча.
Если вы захотите сделать себе такой кубик-трансформер, то для начала хорошо разберитесь с позициями шарниров. Вы должны соединить восемь одинаковых кубиков восемью кусочками клейкой ленты, например скотчем (показана желтым цветом) или небольшими "язычками" бумаги.
Волшебный куб составлен из 8 отдельных единичных кубов. Когда вы раскладываете кубик, то можете увидеть три новые поверхности (на рисунке — красная, зеленая, синяя).
Восемь отдельных кубиков составляют кубик-трансформер. У каждого отдельного маленького кубика 6 сторон; вместе 6х8=48 сторон, из них 24 видны, 24 скрыты. Раскладывая кубик, вы можете получить 3 прямоугольника, состоящих из 8-ми квадратов каждый. Восемь шарниров располагаются по трем измерениям. Позиции восьми шарниров показаны на следующих рисунках:
Разумеется размеры кубика можно взять любыми, тогда и размеры картинок должны быть изменены соответсвующим образом.
Приложение 2
Тема: «Транспорт»
- Виды транспорта: (Воздушный, наземный, подземный, водный, подводный). Дети по картинкам определяют какой вид транспорта (Воздушный. Летают в небе. Самолет, вертолет, аэроплан, воздушный шар и т.д.).
- Игра: «Четвертый лишний»
Дети, определяют какой вид транспорта лишний и почему.
3. Расскажи по схеме о любом виде транспорта. Картотека картинок транспорт.
4. Чистоговорки:
|