Синёва Ольга Владимировна. Куб- трансформер как средство речевого развития детей дошкольного возраста.

Куб- трансформер как средство речевого развития детей дошкольного возраста.

Подготовила Синева О.В. Воспитатель общеобразовательной группы «Детский сад №251 г.Челябинска»

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой анаплитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Скачать конспект

Коммуникативная компетентность дошкольника проявляется в возможности посредством речи решать задачи в условиях разных видов деятельности: бытовой, познавательной, игровой, учебной, трудовой и т.д. При этом ребенок ориентируется на особые условия ситуации, в которой протекает деятельность. Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно!

Для достижения ребенком коммуникативной компетентности воспитатель помогает ее становлению посредством решения задач по развитию разных сторон речи ребенка во всех возрастных группах: развитие связной речи, развитие словаря, освоение грамматически правильной речи, освоение звуковой культуры речи, подготовка к обучению грамоте. Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагога.

В педагогической работе важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей развитию речевого общения. В качестве эффективного средства по совершенствованию речи дошкольников можно использовать игровое пособие "Куб- трансформер". Он позволяет ребенку зрительно соотнести картинку, схему с понятиями "слово", "текст", научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Но главное, на мой взгляд, что это пособие даёт заряд положительных эмоций, удовольствие от процесса выполнения заданий и позволяет педагогу учить детей, играя.

Использование в работе с дошкольниками игрового пособия «Куб- трансформер» предполагает:

  • развитие и совершенствование речевых навыков детей;
  • желание участвовать в речевом общении с взрослыми и самостоятельно с другими детьми в процессе игры;
  • создание у детей эмоциональной отзывчивости;
  • расширение речевой среды в группе;
  • развитие сенсомоторных и коммуникативных навыков детей.

Данное пособие можно начинать использовать в работе с дошкольниками от двух — трёх лет и до выпуска детей в школу с возможностью использования в работе таких кубов, которые направлены на формирование грамматического строя речи, фонематического анализа, фонематических представлений, на развитие познавательных процессов, а также на автоматизацию звуков. Оно многофункционально и даёт детям заряд положительных эмоций и удовольствие от процесса выполнения заданий.

Кубы могут использоваться:

-в совместной деятельности педагога и детей (в речевом развитии, знакомстве с окружающим миром и т.д.)

- в самостоятельной деятельности детей (в свободное время)

- в индивидуальной работе с детьми

"Куб-трансформер" представляет собой кубы в количестве 8 штук одинакового размера, изготовленные из картона и обклеенные цветной плёнкой (последовательность изготовления куб-трнсформера. Приложение 1).

На гранях кубов располагаются картинки, схемы, которые способствуют развитию у детей словарного запаса, лексико-грамматического строя речи и связной речи. Картинки и схемы на гранях кубов меняются по мере усвоения данного материала (Приложение 2).

На примере темы «Транспорт» мы рассмотрим, как работать с кубом.

Цель: расширение и активизация словарного запаса.

Задачи:

- Закреплять словарь и знания детей по теме “Транспорт”.

- Уточнить понятия о различных видах транспорта (наземный, водный, воздушный), закрепить знания детей о деталях транспорта.

  • развивать зрительное внимание, восприятие, мышление

- развивать речь.

- воспитывать интерес к профессиям на транспорте, уважительное к ним отношение.

Краткое описание.

Игра представляет собой раскладывающийся куб, который обладает двенадцатью различными поверхностями, на которых расположена информация (картинки с изображением разных видов транспорта, чистоговорки, разные детали транспорта).

Примеры игр с использованием пособия

1. Виды транспорта: (Воздушный, наземный, подземный, водный, подводный).

Цель: закрепление и обобщение знаний детей по теме «Транспорт».

Задача: закреплять умения детей классифицировать разные виды транспорта (воздушный, наземный, водный);

Ход игры:

Дети садятся в круг.

Воспитатель спрашивает: «Как называют транспорт, который ездит на земле?»

– Наземный.

- Назовите виды наземного транспорта?.

(автобус, троллейбус, трактор, мотоцикл и т. д.)

- Как называют транспорт, который ездит под землей?

– Подземный.

- Назовите виды подземного транспорта?.

- (метро)

- Как называется транспорт, который плавает на воде?

– Водный.

- Назовите виды водного транспорта?.

(катер, пароход, лайнер и т.д.)

- Как называется транспорт, который плавает под водой?

– Подводный.

- Назовите виды подводного транспорта?.

(подводная лодка)

- Как называется транспорт, который летает в воздухе?

- Воздушный.

- Назовите виды воздушного транспорта?.

- (вертолёт, ракета и т.д.)

Воспитатель предлагает найти на гранях куба эти виды транспорта. И поиграть в игру «Четвертый лишний», которая так же расположена на других гранях данного куба. Определить какой вид транспорта лишний и почему.

2. Игра: «Четвертый лишний»

Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать.

Ребенок 1 рассматривает картинки на кубе, называя их

-мотоцикл, теплоход, автомобиль, автобус

-Что лишнее и почему?

-Лишний теплоход. Это водный вид транспорта. А мотоцикл, автомобиль и автобус наземный транспорт.

Ребенок 2 находит следующие картинки и называет

-лодка, дирижабль, воздушный шар, самолет

-Что лишнее и почему?

-Лишняя лодка. Это водный вид транспорта. А дирижабль, воздушный шар, самолет воздушный транспорт.

И так далее…

Дальше педагог предлагает детям выбрать картинки с транспортом, о котором они хотели бы рассказать

3. Расскажи по схеме о любом виде транспорта.

Цель: Научить детей составлять рассказ-описание по лексической теме «Транспорт»

Задачи:

  • образовательные: закрепить и уточнить знания детей о транспорте, научить составлять описательный рассказ по лексической теме с использованием наглядного моделирования
  • коррекционно-развивающие: научить детей пользоваться распространенными предложениями, работать по наглядной схеме, развивать наблюдательность, способность сравнивать объекты, выделять общие и индивидуальные особенности; развивать артикуляционную моторику, внимание, память, мышление

На заключительном этапе можно предложить детям проговорить чистоговорки. Чистоговорки помогают эмоционально провести физкультминутку, дать возможность снять напряжение;

Цель: в процессе многократного повторения чистоговорок, способствовать запоминанию некоторых грамматических норм русского языка.

Задачи:

  1. Закрепить правильное произношение звуков.
  2. Развивать у детей чувство рифмы, внимание, память.
  3. Способствовать обогащению словарного запаса.

Таким образом, при условии правильного организованного педагогического процесса с применением методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, а также с правильно организованной предметно – развивающей средой дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок напряжения усвоить предложенный материал. А чем более подготовленным придет ребёнок в школу – имеется в виду не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности, тем успешнее будет для него начало школьного детства.

Используемая литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /http://www. rg. ru/2013/11/25/doshk-standart-dok. html
  2. Демонстрационный материал «Мозаика- Синтез» по ФГОС.

Приложение 1

Изготовление куба -трансформера.

Для того чтобы выполнить куб-трансформер, потребуются лист картона, линейка, карандаш, скотч или клей. Первым делом, надо обозначить на листе картона восемь разверток кубиков с нужными вам сторонами. Затем каждую развертку следует вырезать и сложить из них кубики.

После того, как кубики будут готовы, их необходимо соединить, используя кусочки скотча.

Если вы захотите сделать себе такой кубик-трансформер, то для начала хорошо разберитесь с позициями шарниров. Вы должны соединить восемь одинаковых кубиков восемью кусочками клейкой ленты, например скотчем (показана желтым цветом) или небольшими "язычками" бумаги.

Волшебный куб составлен из 8 отдельных единичных кубов. Когда вы раскладываете кубик, то можете увидеть три новые поверхности (на рисунке — красная, зеленая, синяя).

Восемь отдельных кубиков составляют кубик-трансформер. У каждого отдельного маленького кубика 6 сторон; вместе 6х8=48 сторон, из них 24 видны, 24 скрыты. Раскладывая кубик, вы можете получить 3 прямоугольника, состоящих из 8-ми квадратов каждый. Восемь шарниров располагаются по трем измерениям. Позиции восьми шарниров показаны на следующих рисунках:

Разумеется размеры кубика можно взять любыми, тогда и размеры картинок должны быть изменены соответсвующим образом.

Приложение 2

Тема: «Транспорт»

  1. Виды транспорта: (Воздушный, наземный, подземный, водный, подводный). Дети по картинкам определяют какой вид транспорта (Воздушный. Летают в небе. Самолет, вертолет, аэроплан, воздушный шар и т.д.).
  2. Игра: «Четвертый лишний»

Дети, определяют какой вид транспорта лишний и почему.

3. Расскажи по схеме о любом виде транспорта. Картотека картинок транспорт.

4. Чистоговорки:

Просмотров: 622
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Степанова Ольга Николаевна. Интегрированное занятие по закреплению знаний по ПДД «Виды транспорта»
  • Комиссарова Екатерина Сергеевна. Конспект открытого интегрированного занятия «Виды транспорта».
  • Андреева Елена Ивановна. Конспект ОД по развитию речи и подготовке к обучению грамоте в старшей группе на тему: 'Воздушный транспорт'
  • Ефремова Светлана Юрьевна. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Экскурсия в музей транспорта»
  • Имаметдинова Ирина Владимировна. Развлечение в старшей группе детского сада. Путешествие в мир транспорта.
  • Коробицына Анжелика Сергеевна. Конспект открытого занятия младшей группы «Путешествие в мир транспорта»
  • Кулакова Екатерина Александровна. КОНСПЕКТ ПРОГУЛКИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ «ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ТРАНСПОРТА»
  • Петрунина Юлия Алексеевна. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством игр через разные виды детской деятельности
  • Богдашкина Гулия Нуримановна. Презентация 'Водный транспорт'
  • Глушкова Ольга Ивановна, Романова Венера Насибулловна. «Речевое развитие детей дошкольного возраста через разные виды деятельности»
  • Руссина Анна Михайловна. Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи «Путешествие в страну загадок. Транспорт»
  • Тимченко Светлана Максимовна. Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по формированию целостной картины мира. Тема. Транспорт. Специальный транспорт.
  • Гамрецкая Анна Сергеевна. Развитие речи. Тема: «Транспорт специального назначения». Составление загадок. Старший возраст.
  • Инакова Елена Николаевна. КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по развитию лексико-грамматических категорий по теме «Транспорт» для детей с ЗПР
  • Данченкова Светлана Николаевна. Конспект фронтального коррекционно-развивающего занятия для детей с ЗПР и ОНР по теме: «Путешествие лесных жителей» и в рамках лексической темы «Транспорт».
  • Челядина Светлана Владимировна. Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. «Транспорт, профессии на транспорте».
  • Татьяна Новожилова. Презентация. Методическая разработка. Тема: «Игры на развитие лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»
  • Анна Агеева. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи (развитие связной речи) по теме «Разговор о маме» с детьми предшкольного возраста
  • Ольга Салдина. Конспект занятия по развитию речи в средней группе детского сада. Тема : Пассажирский транспорт
  • Прохорова Ольга Геннадьевна. Статья «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе составления рассказов по серии сюжетных картинок»
  • Иванова Светлана Олеговна. План — конспект образовательной деятельности по развитию речи Тема: «Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок»
  • Чусовлянкина Екатерина Тимофеевна. Пополнение предметно развивающей среды группы, расширение кругозора детей среднего дошкольного возраста - Макет – трансформер
  • Блузина Екатерина Алексеевна. Конспект занятия (НОД) по развитию речи в средней группе. Тема: «Городской пассажирский транспорт»
  • Петухова Елена Владимировна. КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОГО ИГРОВОГО ЗАНЯТИЯ ТИФЛОПЕДАГОГА С ЛОГОПЕДОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ПО ТЕМЕ: «ТРАНСПОРТ»
  • Гульцева Ольга Владимировна. Конспект КВН для детей старшего дошкольного возраста «Транспорт города».
  • Стефанова Наталия Леонидовна Малхасян Ирина Алексеевна. Методическая разработка итогового интегрированного мероприятия по теме «Транспорт» для детей среднего дошкольного возраста (с4-до 5 лет) с ЗПР
  • Мартьянова И.В. Валова О. В.. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЕТОДОМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
  • Шемет Елена Александровна. Обобщение опыта по теме: «Развитие связной речи, как основной фактор готовности детей к обучению в школе»
  • Исаева Евгения Витальевна. «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».
  • Мунасипова Лилия Фаниловна. Формирование словарного запаса у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь