Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Одно из важнейших познавательных процессов человека эта речь.
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем. Поэтому педагогическое воздействие при развитии и речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
В связи с этим я задалась целью, создания условий в группе для полноценного познавательно — речевого развития детей.
Для достижения поставленной цели мне пришлось решить задачи:
- Создание предметно — развивающей среды.
- Нахождение эффективных форм, методов и приемов обучения детей.
- Организовать работу с родителями направленную на формирование правильного познавательно — речевого воспитания в семье.
Творческое развитие ребенка дошкольного возраста успешно развивается в условиях предметно – развивающей среды, которая обеспечивает разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта ребенка.
В дошкольной педагогике под развивающей средой понимается естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная, разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В этой среде возможно включение в активную познавательно- творческую деятельность детей группы.
В качестве основных составляющих речевой развивающей среды дошкольного образовательного учреждении мы выделяем следующие:
- Речь педагога.
- Методы и приемы разных сторон речи детей.
- Специальное оборудование для каждой группы.
Одной из самых важных речевой развивающей среды является грамотная речь педагога, так – как педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы культуры речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания, т. е. оказывает огромное влияние на все стороны речи. Речь педагога имеет обучающую и воспитательную направленность. Качества речи педагога:
- Правильность.
- Точность.
- Логичность.
- Чистота.
- Выразительность.
В пустых стенах ребенок не заговорит «… заметила в свое время Е. И. Тихеева. Насыщая групповое пространство, я забочусь в первую очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, и общении.
Особое внимание уделяется предметной среде, прежде всего ее развивающему характеру. Одной из основных задач я считаю обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную активность детей.
С целью создания эффективно развивающей предметно – пространственной среды, в группе оформлен познавательно – речевой уголок, представляющий возможность ребенку действовать индивидуально, накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, физминуток, дидактические игры, пособия способствующие развитию детей: материалы для рассказывания, художественная литература, разнообразные дидактические, настольно – печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук.
Для того чтобы дети могли брать на себя роль персонажей сказок, приобрела настольный театр «Колобок», «Репка», «Теремок», способствующий развитию диалогической речи воспитанников. В группе имеется игровое оборудование, наглядный игровой и демонстрационный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирующий речевую активность. Создала необходимые условия для проведения игр «Больница», «Семья», «Автобус» и т. д., что способствует развитию ролевой речи детей, умению вести диалог с партнером – сверстником, партнером – взрослым.
Предметно – развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда это единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.
Окружающая среда рассматривается мной как возможность наибольшего развития индивидуальности ребенка, учета его склонностей, интересов, уровня активности. Организовывая, предметную среду я придерживаюсь следующих принципов.
Принципы построения развивающей среды в группе.
- Принцип «дистанции, позиции при взаимодействии», ориентирующий на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», способствующего установлению оптимального контакта с детьми, который реализуется через уголок «уединения»
- Принцип «активности», возможность ее проявления и формирования у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения, осуществляется в уголках групп: «дом», «строительный», «гараж», «спортивный».
- Принцип «стабильности – динамичности», ориентирующий на создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со «вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей» который можно последить в изменяющемся уголке «изодеятельность + настольные игры»
- Принцип «комплексирования и гибкого зонирования», реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности, позволяющий детям свободно заниматься одновременно разным видам деятельности, не мешая друг другу; только в зонированных уголках «дом», «магазин», «больница», «строительный», «гараж», изодеятельность».
Одной из задач умственного воспитания дошкольников является – развитие познавательных психических процессов: восприятия, внимания мышления и речи. Полноценное умственное развитие происходит только в процессе организованной деятельности. В работе использую методы, формы работы, стимулирующие речевую деятельность детей. Методы и приемы обучения должны не только соответствовать интересам детей, но обеспечивать и интеллектуальное развитие ребенка, тренировку его мысли и ума. Наглядные приемы — показ игрушек, картинок, иллюстраций в книгах, действий – способствуют формированию элементарных понятий, расширению знаний об окружающем мире и развитию способности к общению.
Наиболее успешно я использую такие формы как игры – занятия, индивидуальные занятия. К каждому занятию подхожу творчески, тщательно его подготавливаю, использую много наглядного материала, использую много игр и игровых упражнений. Использование элементов двигательной активности, драматизации делает занятия более живым, интересным, результативным.
Использую различные средства обучения: тексты (рассказы, сказки, загадки, стихотворения); не только просто познакомить детей с разнообразными предметами, природой и явлениями, жизнью животных и растений, взаимоотношениями людей, представлениям о грамматических конструкциях, но и добиться, чтобы все это было сознательно использовано самими ребятами.
Широко использую средства Т. С. О. Создаю проблемные ситуации, в которых ребенку необходимо было бы высказаться.
Активное использование развивающих приемов, носит комплексный и развивающий характер, направленный на развитие интеллекта и овладение коммуникативными навыками.
Семье принадлежит ведущая роль в развитии ребенка. Семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, дает ребенку первые знания и умения. Семья и детский сад выполняют каждый свою функцию и не могут заменить друг друга – однако во имя полноценного развития ребенка они должны взаимодействовать. Только совместными усилиями родителей и детского сада можно решить любые проблемы воспитания и развития ребенка и достичь определенных результатов.
Педагоги дошкольного образования должны стать для родителей компетентными консультантами и помощниками в познавательно – речевом развитии ребенка.
Организация работы с родителям, направленная на формирование познавательно – речевого развития в семье, является необходимым условием в моей работе. Для повышения педагогической компетенции родителей в вопросах речевого развития я использую, прежде всего, традиционные формы, которые сослужили хорошую службу уже многим поколениям.
Совместная работа с родителями помогла обеспечить уровень познавательного развития и речи детей.
|