Кашкарёва Т.П. воспитатель
Дошкольное образование является первым звеном в системе образования России. Эта идея была записана еще в 1918 году в «Положении о единой трудовой школе». С раннего возраста ребенку гарантировано право на образование. Система Дошкольного образования постоянно изменяется, совершенствуется, обновляется. Она выполняла и выполняет важнейший социальный заказ общества, является одним из факторов его развития. В Законе РФ «Об образовании» (статья 18) поддерживается роль родителей, которые являются первыми педагогами. В их обязанность входит развитие основ физического, Нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте.
Качество образования в современных условиях жизни нашего общества является приоритетной задачей воспитания подрастающего поколения. Развитие современного общества предъявляет новые требования ко всем образовательным учреждениям, в том числе и к дошкольным организациям, т. к. именно дошкольное образование является первой ступенью в системе образования. С 1 января вступил в силу закон Российской Федерации «Об образовании» № 273-ФЗ (3) и вступивший в силу с 1 января 2014 г. ФГОС ДО от 14. 11. 2013г. (2), в котором говорится о «…создании социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды».
Дошкольное образование остро нуждается в решении проблемы, касающейся качества образования, в изменении профессиональной позиции работников образовательных организаций. В современном мире существует немного эффективных способов для комплексной оценки качества дошкольного образования. Одним из способов являются шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях (ECERS). Шкалы ECERS- Rпредставляют собой шкалы наблюдений, которые позволяют оценивать одну конкретную образовательную группу дошкольного образовательного учреждения. В основе процедуры оценивания, лежит наблюдение, и занесение результатов этого наблюдения в оценочные листы с пояснениями, почему дана та или иная оценка по каждому индикатору.
Вначале шкалы ECERS даётся содержание, инструкция по использованию, система оценки и оценочный лист, профиль.
В состав ECERS входят 7 подшкал:
- «Пространство и оборудование»,
- «Уход за детьми»,
- «Виды активности»,
- «Занятия»,
- «Взаимодействие»,
- «Структурирование педагогической работы»,
- «Родители и воспитатели».
Каждая подшкала имеет отдельные индикаторы. Количество показателей варьируются от 4 (речь и мышление) до 10 показателей (виды активности) в зависимости от подшкал. Всего для наблюдения оценивания предлагается 43 показателя, которые охватывают всю образовательную среду.
В процессе заполнения оценочных листов формируется общая оценка качества образования. Результаты, полученные во время проведения экспертизы, оказываются качественными и убедительными, потому что показывают наиболее сильные и слабые стороны качества образования конкретной группы в данный период времени.
Шкалы ECERS –Rмогут быть использованы на разных уровнях:
- Дошкольным образовательным учреждением для рефлексии и постановки дальнейших целей по улучшению качества образования
- Руководителями для проведения исследований и принятия управленческих решений
- Институтами независимой оценки качества образования для экспертизы качества образования дошкольной образовательной организации.
Предоставляемые образовательной организацией условия следует оценивать не в принципе (что есть в наличии), а на момент наблюдения (что может быть использовано в этот день, в это время года, в такую погоду).
Комплексная оценка качества дошкольного образования на основе шкал ECERS – R проводилась на базе нашего муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №12 г. Черемхово», в группе детей 4-5 лет (средняя возрастная группа).
Цельюэкспертизы являласьапробация инструментов комплексной оценки качества дошкольного образования на основе шкал ECERS – R.
Наблюдение было организовано по стандартизированному оценочному листу. Дополнительно по предусмотренным оценочным показателям проводилось интервью с воспитателем данной группы и администрацией дошкольной образовательной организации.
На первом этапе нами была проведена средовая диагностика, которая включала специфический набор действий, дающих возможность судить о состоянии среды и личностном развитии ребенка, обследование реальной предметно-пространственной среды, оценивание ее возможностей, определение у детей значений среды, ее позитивных и негативных элементов.
На втором этапе первым шагом было ознакомление с результатами экспертизы образовательной среды по шкалам ECERS.
Вторым нашим шагом было проведение мини-интервью в игровой форме, которое помогло нам в дальнейшем выявить предпочитаемые виды деятельности детей в группе (игра, продуктивная деятельность, общение и др.), потребности в изменении развивающей предметно-пространственной среды. Воспитатель здесь выступал в роли репортера и задавалдетям вопросытипа: «Что ты больше всего любишь делать?», «Из чего любишь лепить больше всего?», «Хочется ли что-то поменять в группе — мебель, игрушки и т. п.?», «Что тебе нравиться в группе?», «Что бы ты убрал из группы?», «Чтобы ты хотел, еще в группе?», «Чего не хватает?», «Каких цветов должно быть больше?» и т. д.
Следующий этап – средовое проектирование, предполагающее прогнозирование разрешающих возможностей предметно-пространственной среды, конструирование надлежащих значений среды, моделирование.
На данном этапе, совместно c детьми был создандетско-взрослый проект по изменению развивающей предметно-пространственной среды группы на формате листа А1: 841х594 мм (ватмане). Генераторами идей детско-взрослого проекта сталидети.
Надо отметить, что метод моделирования отлично подходит для выявления предпочитаемых игровых зон группы и определения предпочтений в организации развивающей предметно-пространственной среды. Дети с помощью бумажных (или других) геометрических фигур могут создать на листе бумаги формата А1 интересные для них игровые зоны (центры) группы и др. В нашем случае детям были предложены картинки с изображением разнообразной мебели для групповой комнаты. Ребята обсуждали и выбирали какую мебель они хотели бы видеть в группе и её расстановка. Так же, исходя из предпочтений детей, которые они высказывали в интервью, нами были заранее подготовлены картинки (н-р: черепашка в живом уголке, цветы, игрушки), а детям предлагалось лишь расположить их на бумаге там, где они желают.
После проведённой работы, мы обсудили готовый совместный с детьми проект по изменению развивающей предметно-пространственной среды группы с заместителем заведующего по ВМР. Определили в детско-взрослом проекте недостающие элементы в соответствии с подшкалами ECERS, их показателями и индикаторами.
Следующим нашим шагом стало создание своего (взрослого) итогового проекта по изменению развивающей предметно-пространственной среды группы с учётом детско-взрослого проекта, интересов и предпочтений детей, выявленных в ходе мини-интервью с детьми, а также подшкал ECERS, их показателей и индикаторов.
Далее, мыпознакомилиродителей воспитанников на родительском собрании с двумя проектами: детско-взрослым и нашим (взрослым) итоговым проектом по изменению развивающей предметно-пространственной среды группы. Мы акцентировали внимание родителей на то, что хотят иметь дети в среде группы, что ими на данный момент более востребовано: игры, игрушки и иное оборудование. Привлеклик представлению детско-взрослого проекта на родительском собрании нескольких детей. Это способствовало налаживанию эмоционального контакта с родителями, а также улучшению детско-взрослых отношений на основе осознанного отношения родителей к организации интересного образа жизни ребенка в ДОО в котором он проводит большую часть дня.
Следующий этап: средовое продуцирование — создание психолого-педагогических условий по освоению детьми педагогически целесообразной развивающей предметно-пространственной среды и конкретные изменения в ней для детей и взрослых. На данном завершающем этапе мы реализовалисовместно с родителями, детьми и персоналом ДООсвой (взрослый) итоговый проект по изменению развивающей предметно-пространственной среды группы, составленный с учётом детско-взрослого проекта, интересов и предпочтений детей, а также с учётом подшкал ECERS.
На этапе рефлексии мы провели мини-интервью с детьми, педагогами и родителями «Новая группа — новые впечатления!». Дети отразили свои новые впечатления, ощущения и настроения в рисунках. Позже познакомилиродителей на родительском собрании с небольшими видео фрагментами из жизни детей в измененной предметно-пространственной среде группы.
Качество не появляется внезапно, его необходимо планировать. Проектирование и создание развивающей предметно-пространственной среды группы является одним из главных факторов успеха.
Литература:
- Аверин, С.А. Реализуем ФГОС ДО: моделирование развивающей предметно — пространственной среды современной дошкольной образовательной организации: методическое пособие для специалистов дошкольного образования / С.А. Аверин, Т.Г. Коновалова, В.А. Маркова. – М.: ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ», 2014. – 114 с.
- Пятница, Т. В. Развивающая среда дошкольного учреждения: пособие для педагогов дошкольных учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Т.В. Пятница. — 2 изд. Мозырь ООО ИД «Белый ветер». — 2009. – 291 с.
- Хармс, Т. Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях. ECERS-R: переработанное издание / Тельма Хармс, Ричард М. Клиффорд, Дебби Крайер. — М.: Издательство Национальное образование, 2017. — 136 с.
- Шия О.А., Воробьёва Е.В. Новыевозможностиоценки качества образования: шкалы ECERS-Rапробированы в России // Современное дошкольное образование. Теория и практика, 2015 №7 (59) С. 38-49.
- Юдина Е.Г. Шкалы ECERS-R как метод оценки качества и развития российской системы дошкольного образования // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2015. №7 (59) С. 22-26.
|