Семинары №2, 3
Разработала: заместитель заведующей по ВиМр МБДОУ №2 «Дюймовочка» Низсковских С.В.
Проблемы при создании среды в ДОО
Психолого – педагогический аспект построения среды
«Предметно – развивающая среда» — система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Скачать конспект
Современное понимание предметно- пространственной развивающей среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становления его субъектной позиции, развитие творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами (ФГОС).
Деятельность детей в условиях созданной среды
В соответствии с ФГОС дошкольного образования для успешной реализации ООП МБДОУ педагогам необходимо организовать:
- совместную партнерскую деятельность взрослого и детей;
- свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально и учебную модель, которая реализуется только в работе с детьми от 6 до 7 лет.
Определение самостоятельной деятельности: «Самостоятельная деятельность – есть свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально».
Оборудование помещений дошкольного учреждения должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим.
Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей, игрушки — обеспечивать максимальный для данного возраста развивающий эффект.
Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон ( «компоненты»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы должны быть доступны детям.
Принципы построения развивающей среды
1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии
- ориентация на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», установления оптимального контакта с детьми:
- разновысокая, легко трансформируемая мебель;
- уголки уединения;
- распределение группы на зоны (чтобы каждый ребенок нашел удобное и комфортное место для самостоятельной и совместной деятельности).
2. Принцип комплексирования и гибкого зонирования
- возможность построения непересекающихся сфер активности:
- создание среды, позволяющей детям одновременно заниматься разными видами деятельности;
- наличие уголков и центров развития;
- использование трансформирующего оборудования.
Проектирование развивающей среды в группе
Групповое помещение условно делится на три зоны:
- спокойная зона (сектор)
- зона средней активности (рабочий сектор)
- зона насыщенного движения (активный центр).
Активный сектор занимает самую большую площадь в группе, т.к. в праздники группа превращается в актовый зал. Мебель легко трансформируется и при необходимости быстро убирается. Для театрализованных действий на струну, прикрепленную к потолку подвешивается тюлевая штора и зал превращается в театр.
Рабочий сектор занимает 25% всей группы, так как там предполагается размещение оборудования для организации совместной и регламентированной деятельности. Все части группового пространства имеют условные границы в зависимости от конкретных задач момента, при необходимости можно вместить всех желающих, так как дошкольники «заражаются» текущими интересами сверстников и присоединяются к ним.
Спокойный сектор центры удалены немного друг от друга, чтобы дети могли уединиться. Центр правильной речи и продуктивной деятельности находятся на границе спокойного и рабочего сектора. При желании ребенок может разместиться с материалом как за столом в рабочем секторе, так и на диванчике в спокойном секторе.
Разработка модели развивающей предметно- пространственной среды ДОУ
- Деление педагогов на 3 микрогруппы. Создание модели в микрогруппе.
- Выступление от микрогрупп. Представление наработанных моделей. Уточнение, конкретизация представлений педагогов.
- Совместная деятельность по доработке модели РППС МБДОУ (см. приложение, представлен продукт деятельности)
Разрабока творческих проектов педагогами МБДОУ (семинар №3)
Тема: «Проектирование оснащения центров развития ребенка в группах МБДОУ в соответствии с темой комплексно- тематического планирования образовательной программы «Наша Вселенная»
|