Рыжкова Екатерина Сергеевна. Использование инновационных технологий для организации предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО

Использование инновационных технологий для организации предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО

Выполнила: воспитатель: Рыжкова Екатерина Сергеевна Билибино 2020 г Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное Учреждение «Детский сад «Сказка» города Билибино Чукотского автономного округа»

Актуальность:

Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития способностей ребёнка потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир и развивающая среда может выступить в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребёнка.

Маленькие дети — это в первую очередь «деятели» и опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития. Функция педагога заключается в том, чтобы, используя предметно — развивающую среду и её средства, помочь ребёнку обнаружить в себе и развивать то, что присуще ребёнку, поэтому особое внимание в детском саду необходимо уделять конструированию среды, в которой происходит обучение и саморазвитие творческой активности дошкольника. Развитию этих способностей будет сопутствовать использование в образовательной деятельности различных инновационных технологий и методик.

 

Скачать конспект

Использование инновационных технологий помогает реализовать личностно-ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учётом способностей и уровня развития дошкольников. Благодаря использованию инновационных педагогических технологий образовательный процесс становится результативным, эффективным, целостным, системным, интегративным, современным.

Цель: создание предметно развивающей среды с использованием инновационных технологий для эффективного развития детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • Сформировать у детей умение применять современные инновационные технологии, направленные на успешную социализацию личности в обществе и повышения уровня интеллектуального мышления и креативного воображения;
  • Развивать инициативность, любознательность, произвольность, способность к творческому самовыражению;
  • Воспитывать коммуникативную, познавательную, игровую активность детей в различных видах деятельности.

ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО НЕОБХОДИМО:

  • Подчеркнуть индивидуализацию развивающей среды, отражающей приоритетные направления работы;
  • Создать для ребёнка три предметных пространства, отвечающих масштабам действий его рук (масштаб "глаз – рука"), роста и предметного мира взрослых;
  • Избавляться от загромождения пространства малофункциональными и несочетаемыми друг с другом предметами;
  • Сделать среду эмоционально насыщенной.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАШЕЙ ГРУППЕ:

  • технологии проектной и исследовательской деятельности;
  • технологии проблемного обучения;
  • технологии «Лэпбук»;
  • личностно-ориентированные технологии;
  • игровые технологии

Виртуальная экскурсия – это организационная форма демонстрации особенностей объектов, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих предметов. Предлагаю отправиться в виртуальную экскурсию по младшей группе № 4 детского сада «Сказка» города Билибино для знакомства с развивающей средой.

Технологии исследовательской деятельности

Проект «Экологические тропинки»

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед воспитателем встаёт задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

В нашей группе был реализован исследовательский проект, цель которого создание условий для формирования у ребёнка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе и окружающей среде.

В ходе проекта дети изучали различные объекты, через мини-макеты, созданные родителями для проекта «Экологические тропинки».

Все мини-макеты несут практический характер, воспитанники не только могут рассмотреть, тот или иной объект, но могут сами поиграть, передвинуть, повернуть, расставить животных или предметы, связанные с ними, что наиболее эффективно влияет на развитии познавательных способностей дошкольников.

Все пособия динамичны и рационально используются в непосредственной и свободной деятельности детей.

Мнемотехника в развивающей среде

«По следам сказок»

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту [4; 84].

В своей работе с детьми использую мнемотехнику для запоминания сказок. Для этого заготавливаю сюжеты сказок, повторяющие порядок сказки, ламинируют и прикрепляю при помощи двухстороннего скотча на доступный для ребёнка обзор (соблюдается масштаб глаза – рука).

Такой метод мнемотехники помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Обучение происходит в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

Личностно-ориентированные технологии

Творческая мастерская «Волшебники»

«Творческие мастерские» — одна из современных форм образовательной деятельности, которая очень привлекает детей.

Цель работы в творческой мастерской является сохранение в ребёнке творческого начала, оказании помощи в реализации его возможностей, способствование развитию самостоятельности и творческой инициативы.

Особенность «мастерской» в том, что дети сами решают, участвовать им сегодня или нет.

Так же к мастерской относится «Стена творчества», которая состоит из прозрачных кармашков и многоразовых раскрасок, дети сами могут оставить свои работы, обсуждать их, любоваться ими.

Участвуя в мастерской, они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки — это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Девиз нашей мастерской: «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».

Технологии проблемного обучения

«Развивающая среда руками детей»

Ещё одна из применяемых в работе инновационных технологий с детьми — это технология проблемного обучения.

Такая технология даёт детям возможность размышлять, сопоставлять разные точки зрения, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знание фактов, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт. Для использования этой технологии в группе реализуется долгосрочный проект «Развивающая среда руками детей».

Создав проблемную ситуацию, педагог предлагает детям самим определить дальнейший алгоритм действия. Так, для «прилетевших» из леса зимующих птиц, дети своими руками создали дерево.

Птицы все съёмные, дети могут в любой момент подойти и пересадить птиц или взять их для индивидуальных игр. Идёт закрепление пройдённого материала.

В зависимости от образовательной темы можно менять развивающую среду совместно с детьми.

Технология «Лэпбук»

«Лэпбук» — это не просто поделка. Это наглядно-практический метод обучения, заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребёнок проделал в ходе изучения темы.

Одно из популярных пособий в группе является лэпбук «Дикие и домашние животные». Сделан он по подобию книжки-передвижки, с помощью которой ребёнок систематизирует и закрепляет пройдённый материал о диких и домашних животных.

Лэпбук «Математический модуль» разбит на три активных поля:

  1. На первом поле идёт закрепление счета с помощью соотношения числа с геометрическими фигурами.
  2. На втором поле – соотношение геометрической фигуры с соответствующей ей формой.
  3. На третьем поле — соотношение числа с количеством предметов.

Занятие с лэпбуком может происходить, как индивидуально, так и с подгруппой детей.

Игровые технологии

В группе широко используются трансформируемые, полифункциональные и модульные предметы, что даёт возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, или от меняющихся интересов детей.

Для эмоционального насыщения, как одного из показателей наполняемости развивающей среды, проводится совместная работа дошкольников и родителей отражена в создании коллажей по темам: «Моя семья»; «Я на отдыхе»; «Мои домашние питомцы». Они располагаются в доступном для детей месте для наблюдения и обсуждения.

Для вариации ПРС я использую подвесные, мягкие и пластмассовые модули, они меняются в зависимости от тематики для организации образовательной деятельности, которые способствуют снятию эмоционального напряжения у детей, познанию окружающего мира.

Вывод:

Предметно — пространственная среда с использованием инновационных технологий становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребёнка, обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы.

Источники:

  1. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 64 с.
  2. Зайцева Н.В. Перспективные технологии дошкольного и начального образования: Сборник материалов научно-практической конференции 18-19 ноября 2008 года. — Ярославль: ИРО, 2008.
  3. Пенькова Л.А. Развитие игровой активности дошкольников. Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2010.
  4. Селевко Г.К. Новое педагогическое мышление: педагогический поиск и экспериментирование. — Ярославль, 1991. – 84 с.
  5. Шалтикова У.Е. Эффективность применения инновационных технологий в дошкольном обучении // Молодой ученый. 2017. №10. 1. -97 с.

Интернет-сайты:

  1. https: //dohcolonoc. ru
  2. https: //www. maam. ru
  3. https: //nsportal. ru
Просмотров: 687
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Наталья Зорина. Тема проектирования: Создание и использование предметно – развивающей среды и игровой деятельности для формирования гендерной идентичности детей старшего дошкольного возраста.
  • Соболева Юлия Николаевна. Организация предметно-пространственной развивающей среды, как условие развития интереса детей дошкольного возраста к театрализованной деятельности.
  • Хилова Светлана Валерьевна. Создание условий в развивающей предметно-пространственной среде для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста
  • Таушева Клариса Сагабетдиновна. «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
  • Евгения Шнайдер. Организация предметно-развивающей среды в подготовительной группе детского сада для развития двигательной активности детей
  • Хирамагомедова Илите Абдулаевна. «Использование маркеров игрового пространства в современной предметно-развивающей среде ДОУ, как одно из условий самостоятельной игровой деятельности дошкольника»
  • Иванова Елена Евгеньевна. Создание развивающей предметно – пространственной среды группы для проведения опытнической деятельности с детьми во второй группе раннего возраста, согласно ФГОС ДО
  • Полосухина Екатерина Владимировна. «Инновационный подход к организации предметно-развивающей среды в группе в соответствии с ФГОС ДО»
  • Чигринь Марина Александровна. «Обобщение опыта профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Использование технологии мнемотехники для развития связной речи у детей с ОВЗ»
  • Стеснягина Галина Александровна. Использование инновационных педагогических технологий в образовательной деятельности воспитателей
  • Погодаева Ольга Анатольевна.. «Организация развивающей предметно – пространственной среды (центров детской деятельности) в ДОУ, в соответствии с ФГОС ДО»
  • Любич Ольга Викторовна. «Влияние предметно — развивающей среды в группе на развитие ребёнка»
  • Бажина Ольга Александровна. Организация предметно — пространственной развивающей образовательной среды группы через метод проектов, направленный на формирование познавательной активности воспитанников (из опыта работы)
  • Тарасова Лариса Анатольевна. Инновационный подход к организации предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО
  • Мельникова Людмила Идрисовна. «Создание развивающей предметно-пространственной среды в первой младшей группы в соответствии с ФГОС ДО»
  • Труль Татьяна Анатольевна. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми по образовательной области «Познавательное развитие» с использованием элементов технологии исследовательской деятельности. Тема: 'Путешествие в сказку'
  • Кашкарёва Татьяна Павловна. СОЗДАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ КАК ОДНО ИЗ ГЛАВНЫХ УСЛОВИЙ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Пальчиковская Ирина Дмитриевна. Использование инновационных технологий в опытно-экспериментальной деятельности старших дошкольников.
  • Русакова Татьяна Витальевна. МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Особенности предметно-развивающей среды для детей с особыми образовательными потребностям»
  • Апаназова Ольга Сергеевна. Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы с ОНР «Сказка в гости к нам пришла» с использованием ЛЕГО-технологии
  • Руфова Оксана Владимировна. Обобщение опыта работы «Построение развивающей предметно-пространственной среды ДОО в процессе реализации ФГОС ДО»
  • Ларина Олеся Петровна. Дидактическое средство развития/саморазвития ребёнка в технологии «лэпбук» по нравственно-патриотическому воспитанию.
  • Богданова Анастасия Валерьевна. Рекомендации педагогам на тему «Создание предметно-развивающей среды во всех возрастных группах ДОУ в соответствии с ФГОС»
  • Булышева Татьяна Валериевна. Методическая разработка, организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста с использованием социо – игровой технологии из опыта работы воспитателя
  • Черткова Ирина Григорьевна. Роль предметно-развивающей среды в воспитании экологической культуры у старших дошкольников.
  • Лебедева Л.А, Шабанова Л.И. Статья «Создание мини-музея в ДОУ, как форма патриотического воспитания предметно-пространственной развивающей среды»
  • Карташова Надежда Геннадьевна. Коллекционирование — одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития познавательной активности дошкольников в условиях реализации ФГОС.
  • Неверова Татьяна Евгеньевна. Инновационные подходы к организации предметно-пространственной развивающей среды ДОУ как фактора социализации ребенка
  • Милованкина Наталья Васильевна. Использование инновационных форм работы в организации опытно-эксперементальной деятельности с детьми дошкольного возраста
  • Топильская Светлана Михайловна. Опыт работы «Информационно-коммуникационные технологии как средство развития речи дошкольников, создание мультипликационного мультфильма с детьми».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь