Русакова Татьяна Витальевна. МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Особенности предметно-развивающей среды для детей с особыми образовательными потребностям»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Особенности предметно-развивающей среды для детей с особыми образовательными потребностям»

(из опыта работы)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №16» г. Усинска, 2021

Авторский коллектив:

  • Русакова Т.В., старший воспитатель
  • Дуркина М.В., учитель-логопед
  • Шулакова Н.В., педагог-психолог
  • Орпаева Н.П., учитель-дефектолог
  • Шилкина Е.П., инструктор по ФК
  • Югай Н.В., музыкальный руководитель
  • Новикова Е.М., воспитатель комбинированной группы
  • Мурзанаева Е.А., воспитатель комбинированной группы
  • Зосим С.Л., воспитатель группы компенсирующей направленности
  • Бузулукова В.Л., воспитатель группы компенсирующей направленности

Введение:

Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира… Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить — развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…

 

Е. И. Тихеева

 

Скачать конспект

Каждый человек сам по себе яркая индивидуальность, непохожая на других и идущая по своему собственному пути развития. А что же тогда говорить о людях, имеющих некоторые физические отклонения. Их путь развития существенно отличается от других. К примеру, люди с плохим зрением или слухом воспринимают этот мир совершенно по -другому.

Большинство детей с различными особенностями развития раньше переводились из массовых садов в сады компенсирующего вида, где с ними работали специалисты по коррекционному обучению. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» №273-ФЗ, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) дети с особыми образовательными потребностями имеют равные со всеми права на образование. На сегодняшний день в любое образовательное учреждение может прийти ребенок с особыми образовательными потребностями. И тогда образовательное учреждение должно создать специальные образовательные условия, связанные с необходимостью и возможностью образования этих детей. Образование детей особыми образовательными потребностями предусматривает создание для них специальной коррекционно – развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для образования.

С точки зрения Л.С. Выготского, дефект находится не на стороне ребенка, а на стороне социальных условий, которые не позволяют ему преодолеть препятствия и использовать те ресурсы, которые у него имеются для реализации возможностей. Изменение, улучшение и обогащение предметно-пространственной развивающей среды (далее-ППРС), является одним из эффективных условий реализации образовательного процесса ребенка с особыми образовательными потребностями.

Вопрос организации ППРС на сегодняшний день стоит особо актуально. В положении о ФГОС ДО выделен раздел III пункт 3.2. 2. и п. 3.4. 4. по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с особыми образовательными потребностями.

Организация жизнедеятельности детей с отклонениями в развитии во многом зависит от того, насколько целесообразно создана предметная среда, так как она является не только социокультурным фактором общего развития, но и фактором коррекционно-компенсаторного преодоления недостаточности психофизического развития детей. Процесс преобразования содержания педагогического процесса не может быть оторван от той развивающей среды, в которой он должен воплощаться.

Внимательно наблюдая за воспитанниками, за каждым ребенком, педагоги группы должны вдумчиво и рационально организовать развивающее пространство своей группы. Также важно при формировании предметно-развивающей среды учитывать принципы её построения, рекомендованные Федеральными государственными образовательными стандартами. Организация развивающей среды в ОУ с учетом ФГОС ДО должна строиться таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Все части пространства, в зависимости от конкретных задач момента, должны обладать возможностью изменяться по объему — сжиматься и расширяться, то есть иметь подвижные, трансформируемые границы, иметь возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, наличие в группе различных пространств для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическая сменяемость игрового материала, Игры, пособия должны находится в свободном доступе для детей. Форма и дизайн предметов должна соответствовать нормам безопасности, а также возрасту детей группы.

При построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с особыми образовательными потребностями учитываются следующие принципы:

  1. Принцип развития — взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.
  2. принцип природособразности воспитания — соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с особыми образовательными потребностями понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.
  3. Принцип психологической комфортности — создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с особыми образовательными потребностями; обеспечение воспитаннику положительного «эмоционального самочувствия».
  4. Принцип взаимодействия — установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); — воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.
  5. Принцип доверительного сотрудничества — отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве;
  6. Принцип обучения деятельности — обучение умению ставить цели и реализовывать их в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.
  7. Принцип здоровьесберегающий — забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.
  8. Особенности контингента воспитанников ДОУ с особыми образовательными потребностями

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №16» г. Усинска обеспечивает помощь семье в воспитании детей дошкольного возраста, оздоровлении и коррекции недостатков в развитии детей, в охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей детей. Вся работа в ДОУ проводится с учётом обеспечения права семьи на оказание ей помощи в воспитании и образовании детей дошкольного возраста на основе реализации ФГОС ДО и приоритетных направлений образовательной деятельности дошкольного учреждения.

МАДОУ «Д С КВ №16» Усинска посещают дети с 1года 6 мес. до прекращение образовательных отношений, имеющие нормативное развитие, а также дети с особыми образовательными потребностями: дети с амблиопией и косоглазием, дети с тяжелыми нарушения речи (далее –ТНР), с умственной отсталостью (далее-УО), с задержкой психического развития (далее-ЗПР).

В настоящее время дошкольную образовательную организацию (далее – ДОО) посещают 213 детей; из них детей с нормативным развитием -183; с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) – 22 ребенка; детей с инвалидностью – 8. Все воспитанники с особыми образовательными потребностями имеют направления и рекомендации территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ТПМПК) и рекомендации ППк детского сада. Вся деятельность в отношении этой категории детей в ДОУ строится с учётом имеющейся у них патологии и индивидуальных особенностей.

Предметом деятельности учреждения (в соответствии с Уставом ДОУ) является образовательная деятельность по образовательной программе дошкольного образования, разработанной и утверждённой МАДОУ «ДС КВ №16» г. Усинска в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования.

Содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями определяются адаптированными образовательными программами: «Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с амблиопией и косоглазием МАДОУ «ДС КВ №16» г. Усинска», «Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми нарушения речи МАДОУ «ДС КВ №16» г. Усинска», «Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития МАДОУ «ДС КВ №16» г. Усинска», «Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МАДОУ «ДС КВ №16» г. Усинска», а для детей с инвалидностью также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Получение детьми с особыми образовательными потребностями образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Образовательная организация должна стать для таких детей комфортной и безопасной средой, где каждый сможет найти свое место и раскрыть свои способности. Конечно, для детей данной категории необходимо создание специальных условий обучения с привлечением узких специалистов (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, инструктор по ФК).

В данной разработке представлены находки педагогов МАДОУ «ДС КВ №16» г. Усинска в организации ППРС для детей с особыми образовательными потребностями.

2 «Говорящая стена» в группе комбинированной направленности

В настоящее время в группу комбинированной направленности включены дети с различными нарушениями в развитии (с нарушениями речи, интеллекта, с задержкой психического развития).

При создании развивающей предметной среды в комбинированной группе с одной стороны необходимо сохранение общепедагогических требований, а с другой важно учитывать особенности детей с проблемами в развитии: структуру первичного дефекта, степень его выраженности, характер и особенности психофизического развития (сенсомоторного, зрительного, осязательного, слухового, двигательно-моторного, зрительно-пространственного).

Один из классиков отечественной педагогики утверждал, что «воспитывает все»: и люди, и книги, и понятия. В дошкольных образовательных учреждениях могут воспитывать и стены. Правильно организованная ППРС в группе предоставляет каждому ребёнку познать что-то новое и интересное, получит необходимую информацию не зависимо от его индивидуальных, физических и психических особенностей.

Всем известно, что в детском саду дети проводят большую часть времени. Здесь они общаются, играют, исследуют и познают. Развивающая среда — это уникальный инструмент, позволяющий совершенно необычным образом изменить групповое помещение дошкольного учреждения. Поэтому работая в разновозрастной группе комбинированной направленности, педагоги постарались организовать ППРС таким образом, чтобы она отвечала потребностям и интересам детей с особыми образовательными потребностями, предоставляла им свободу для получения опыта и знаний.

Одним из элементов ППРС в группе является технология «говорящей стены» (рис. 1)

Рис. 1

Ее суть заключается в том, что ребенок, получая необходимую информацию, имеет право выбора планировать свою деятельность и конструктивно использовать информационный ресурс. Развивающая стена – способ организовать самостоятельную деятельность детей. Благодаря «говорящей» стене дети знают, что и где расположено в нашей группе, что, безусловно, помогает им чувствовать себя свободно и комфортно, они могут воплощать все задуманные идеи.

«Говорящая стена» рассказывает об интересах и приоритетах воспитанников в выборе вида и содержания деятельности. Это помогает эффективно планировать дальнейшее взаимодействие с детьми, а также индивидуальную работу с ними. Так на стене в группе появилось тактильно-дидактическое панно, позволяющее решить задачи разных образовательных областей:

  • развитие тактильных ощущений
  • формирование представлений о количестве
  • развитие пространственных свойств (форма, размер, величина, расположение)
  • знакомство с цветом
  • развитие общей и мелкой моторики
  • развитие художественно — эстетического вкуса

«Говорящая стена» оформлена в форме сюжетной картины, элементы одного блока органично переходят в сюжет другого. Тактильно-дидактического панно крепится на стену, основа на которую будут крепиться плоскостные или объёмные фигуры выполнены из ковролина. Элементы панно крепятся с помощью липучек (рис. 2)

Рис. 2

Предлагаем варианты игр, которые можно организовать с помощью тактильно-дидактическое панно:

  • «Подбери по размеру»; «Выложи столько же, сколько…»;
  • «Расставь от низкого до самого высокого и наоборот»; «Выложи в соответствии с цифрами»; «Больше или меньше»; «Посчитай и запиши»;
  • «Кто как кричит»; «Скажи словечко»; «Выложи правильно и расскажи»; «Кто где?»
  • «Какой первый звук в слове»; «Сложи букву»; «Что сначала, а что потом…»; «Что лишнее»;
  • «Соотнеси геометрическую фигуру с предметом»; «Лабиринт»; и так далее.

и детей.

Главная составляющая в данной технологии — обычная стена. Одним из видов «говорящей» стены являются бизиборды (рис. 3)

Рис. 3

Бизиборд представляет собой вырезанную различной формы и фигуры деревянную панель с закрепленными на ее поверхности предметами: кнопками, молниями, липучками, звонками, дверными молоточками и так далее. Чем больше различных элементов закреплено на доске, тем более интересна она будет ребенку. На ней размещены также деревянные счеты, тканевые кармашки, крутящиеся мебельные колесики, зеркало, велосипедный звонок, калькулятор и другие объекты с кнопками (выключатели), кусочки тканей и разные на ощупь материалы (шерсть, фланель, мебельные ткани, отделочные материалы). Совершая с этими предметами определенные действия, они учатся: открывать дверцы, нажимать цветные кнопки, застегивать-расстегивать молнию, завязывать шнурки и прочее. Эти навыки развивают мелкую пальчиковую моторику, а также учат пользоваться настоящими предметами в быту. В процессе занятия с бизибордом ребенок пробует абсолютно самостоятельно решать задачи различной сложности, находить свои ошибки, вносить исправления. В процессе игровых действий у ребенка развивается мышление, связная речь, воображение и мелкая моторика пальцев рук, формируется понятия цвета, размера, формы. А также данная разработка способствует формированию мотивации к обучению.

Таким образом, «говорящие» стены выполняют функцию путеводителя по образовательным маршрутам, которые ребёнок выбирает самостоятельно. В процессе решения практических задач у дошкольника с особыми образовательными потребностями формируются важные личностные качества – усидчивость, целеустремленность, самостоятельность и уверенность в себе.

3 «Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды для детей с нарушением зрения»

«Рука, ощупывающая внешние предметы, дает слепому все,

что дает нам глаз, за исключением окрашенности предметов

и чувствования вдаль, за пределы длины руки».

И.М. Сеченов

Недостаточность зрения, как биологическое неблагополучие, предопределяет процесс взаимодействия ребенка с социальной средой. Если же среда, окружающая ребенка с нарушением зрения, не организовывается сообразно его возможностям, то у ребенка возникают трудности общения с окружающим миром и людьми.

В соответствии с ФГОС ДО правильно организованная ППРС имеет непосредственное отношение к развитию творческого потенциала ребенка. Поэтому, в ДОУ ППРС организована так, чтобы каждый ребенок мог себя реализовать с учетом своих возможностей и интересов в полной мере и соответствует требованиям ФГОС ДО: среда содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная.

Создание в группах для детей с косоглазием и амблиопией ППРС является одним из условий успешной реализации, адаптированной основной образовательной программы и соблюдением офтальмо-гигиенических условий, удовлетворяющих потребностям возрастной категории детей с ориентацией на опережение развития. Мебель подобрана по ростовым показателям и расположена в соответствии с требованиями СанПин. При организации ППРС соблюдены следующие условия.

  • имеет привлекательный вид
  • выступает в роли естественного фона жизни ребенка
  • снимать утомляемость
  • положительно влиять на эмоциональное состояние
  • помогает ребенку индивидуально познавать окружающий мир
  • дает возможность дошкольнику заниматься самостоятельной деятельностью.

В такой среде развивающее обучение осуществляется через личностно-ориентированную модель взаимодействия между воспитателем и ребенком и придерживаться правила: «Вместе с детьми!!!»

При проектировании ППРС учтены психофизиологические факторы, которые обуславливают соответствие объектов предметной развивающей среды зрительным, слуховым и другим возможностям ребенка, условиям комфорта и ориентирования. Учтены контактные и дистантные ощущения, формирующиеся при взаимодействии ребенка с объектами предметной развивающей среды:

  • зрительные ощущения (освещение и цвет объектов как факторы эмоционально-эстетического воздействия)
  • слуховые ощущения (совокупность звучания звукопроизводящих игрушек)
  • тактильные ощущения (материалы, используемые для изготовления объектов предметной развивающей среды не должны вызывать отрицательные ощущения при контакте с кожей ребенка).

Большое внимание уделено созданию специальной коррекционно-оздоровительной среды:

  • специальные зрительные ориентиры на пороге, в группе (рис. 1),
  • использование специальных подставок, меняющихся угол наклона в зависимости от диагноза ребенка, для действий с дидактическим материалом (рис. 2);
  • наличие коррекционно-развивающих пособий для развития зрительного восприятия, прослеживающей функции глаза (зрительные траектории, зрительные панно, тренажеры для развития прослеживающей функции глаз и поисковой функции глаза, тренажеры цветоразличения, движения глаз, координации в системе «глаз – рука» (дети прослеживают пальчиком траекторию пути, фиксации взора) (рис. 3);
  • специальные игры для развития и тренировки зрения (рис. 4);
  • авторские дидактические игры для развития мелкой моторики рук, ориентировки в пространстве (рис. 5).

Дидактическая игра: "Проследи глазами»

Цель: развитие прослеживающих функций глаз, творческого воображения дошкольников.

Применение: учить прослеживать предметы глазами по заданным линиям, выбирать из предложенных фигурок одну. Способствовать развитию пространственной ориентировки дошкольников, а также развитию памяти и мышления.

Дидактическая игра: «Летят самолеты»

Цель: улучшение движения глазного яблока, умения ориентироваться на плоскости.

Применение: учить двигать глазами, не поворачивая головы, развивать воображение.

Дидактическая игра: «По следам бабочек»

Цель: тренировка и укрепление глазных мышц, умения различать бабочек по цвету, развитие творческого воображения и мышления детей.

Применение: учить следить глазами за фигурами на плоскости, проявлять фантазию, воображение. Применяется при расходящемся косоглазии у детей.

Дидактическая игра: «Придумай фигуру»

Цель: развитие осязания и мелкой моторики рук, творческого воображения дошкольников.

Применение: учить составлять изображения, проявлять воображение, творчество. Обогащать и активизировать словарь дошкольников.

Дидактическая игра: «Собери бусы»

Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, зрительно — моторной координации, различение предметов по форме и цвету.

Применение: используется для составления бус в свободной деятельности, воображения, развитие памяти и мышления.

Дидактическая игра: «Тактильные дорожки»

Цель: развитие зрительных и тактильных анализаторов, мелкой моторики, ориентировка на микроплоскости, развитие познавательных процессов.

Дидактическая игра: «Проследи за рыбкой»

Цель: укрепление глазных мышц, развитие пространственной активности глаз дошкольников.

Применение: снятие напряжения зрения дошкольников. Используется при проведении занятий и в свободной деятельности.

Ребёнок – центральная фигура в процессе воспитания и обучения. И поэтому, в организации ППРС учитываются интересы и склонности детей с тем, чтобы удовлетворить их желания контактировать с окружающим миром, вызвать радость от собственных действий, обеспечить возможности быть постоянно занятым и создать условия для самостоятельного выбора интересных игр и занятий. В этом случае жизнь ребенка наполняется конкретным содержанием, а его психоэмоциональная удовлетворенность от предлагаемых занятий приводит к самоутверждению и уверенности в своих возможностях.

Просмотров: 389
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Земскова Елена Валерьевна. «Создание условий для эмоционального комфорта и благополучия воспитанников с особыми образовательными потребностями»
  • Силаева Наталья Александровна. Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с особыми образовательными потребностями в рамках «Школы родителей» на тему «Прогулка в лес»
  • Филипова Елена Владимировна. Доклад «Дети с особыми потребностями: проблемы, педагогические решения»
  • Соболева Юлия Николаевна. Организация предметно-пространственной развивающей среды, как условие развития интереса детей дошкольного возраста к театрализованной деятельности.
  • Кашкарёва Татьяна Павловна. СОЗДАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ КАК ОДНО ИЗ ГЛАВНЫХ УСЛОВИЙ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Хилова Светлана Валерьевна. Создание условий в развивающей предметно-пространственной среде для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста
  • Кудрявцева Татьяна Михайловна. Организация предметно-пространственной среды, как возможность полноценного сенсорно-моторного развития детей раннего дошкольного возраста.
  • Кошенскова Светлана Алексеевна. Стихотворение посвященное Детям с особыми образовательными возможностями
  • Евгения Шнайдер. Организация предметно-развивающей среды в подготовительной группе детского сада для развития двигательной активности детей
  • Додонова Кристина Юрьевна. Роль предметно-пространственной развивающей среды в развитии ребенка в условиях введения ФГОС ДО 'Портрет выпускника детского сада'
  • Гаева Оксана Николаевна. ПРИНЦИП ИНТЕГРАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ СОЗДАНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ С УЧЕТОМ ФГОС
  • Сальникова Наталия Алексеевна. Организация предметно-пространственной развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС дошкольного образования
  • Пикулева Елена Васильевна. Формирование развивающей предметно-пространственной среды в группе с учетом требований Федерального государственного стандарта дошкольного образования.
  • Шевченко Ирина Николаевна. «Особенности речевого развития детей, как образовательной области, с учетом индивидуальных особенностей детей в соответствии с ФГОС ДО».
  • Тетеревкова О. М Поликухина В. Ю.. Организация развивающей среды в условиях реализации ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
  • Неверова Татьяна Евгеньевна. Инновационные подходы к организации предметно-пространственной развивающей среды ДОУ как фактора социализации ребенка
  • Морозова Лариса Юрьевна, Аликина Тамара Ивановна. Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи
  • Мельникова Людмила Идрисовна. «Создание развивающей предметно-пространственной среды в первой младшей группы в соответствии с ФГОС ДО»
  • Баранова Ольга Вадимовна, Беднова Алина Алексеевна. Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста в процессе обогащения предметно — пространственной развивающей среды
  • Ишкина Гузель Мансафовна. Создание условий для развития дополнительного образования у детей дошкольного возраста через сенсорное воспитание
  • Александра Викторовна Чеканова. Влияние предметно – развивающей среды на личностное развитие ребенка раннего возраста
  • Иванова Елена Евгеньевна. Создание развивающей предметно – пространственной среды группы для проведения опытнической деятельности с детьми во второй группе раннего возраста, согласно ФГОС ДО
  • Погодаева Ольга Анатольевна.. «Организация развивающей предметно – пространственной среды (центров детской деятельности) в ДОУ, в соответствии с ФГОС ДО»
  • Низсковских Светлана. Организация развивающей предметно- пространственной среды в ДОО в соответствии с требованиями ФГОС
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Плаксина Елена Федоровна. Методические рекомендации «Организация предметно – развивающей среды с учетом гендерных особенностей детей в группах»
  • Наталья Зорина. Тема проектирования: Создание и использование предметно – развивающей среды и игровой деятельности для формирования гендерной идентичности детей старшего дошкольного возраста.
  • Дементьева Евгения Алексеевна. Образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста
  • Полосухина Екатерина Владимировна. «Инновационный подход к организации предметно-развивающей среды в группе в соответствии с ФГОС ДО»
  • Ольшевская Оксана Игоревна. Работа с нетрадиционным материалом в коррекционно-развивающей группе для детей с задержкой психического развития 5-7 лет.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь