(из опыта работы)
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №16» г. Усинска, 2021
Авторский коллектив:
- Русакова Т.В., старший воспитатель
- Дуркина М.В., учитель-логопед
- Шулакова Н.В., педагог-психолог
- Орпаева Н.П., учитель-дефектолог
- Шилкина Е.П., инструктор по ФК
- Югай Н.В., музыкальный руководитель
- Новикова Е.М., воспитатель комбинированной группы
- Мурзанаева Е.А., воспитатель комбинированной группы
- Зосим С.Л., воспитатель группы компенсирующей направленности
- Бузулукова В.Л., воспитатель группы компенсирующей направленности
Введение:
Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира… Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить — развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…
Е. И. Тихеева
Скачать конспект
Каждый человек сам по себе яркая индивидуальность, непохожая на других и идущая по своему собственному пути развития. А что же тогда говорить о людях, имеющих некоторые физические отклонения. Их путь развития существенно отличается от других. К примеру, люди с плохим зрением или слухом воспринимают этот мир совершенно по -другому.
Большинство детей с различными особенностями развития раньше переводились из массовых садов в сады компенсирующего вида, где с ними работали специалисты по коррекционному обучению. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» №273-ФЗ, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) дети с особыми образовательными потребностями имеют равные со всеми права на образование. На сегодняшний день в любое образовательное учреждение может прийти ребенок с особыми образовательными потребностями. И тогда образовательное учреждение должно создать специальные образовательные условия, связанные с необходимостью и возможностью образования этих детей. Образование детей особыми образовательными потребностями предусматривает создание для них специальной коррекционно – развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для образования.
С точки зрения Л.С. Выготского, дефект находится не на стороне ребенка, а на стороне социальных условий, которые не позволяют ему преодолеть препятствия и использовать те ресурсы, которые у него имеются для реализации возможностей. Изменение, улучшение и обогащение предметно-пространственной развивающей среды (далее-ППРС), является одним из эффективных условий реализации образовательного процесса ребенка с особыми образовательными потребностями.
Вопрос организации ППРС на сегодняшний день стоит особо актуально. В положении о ФГОС ДО выделен раздел III пункт 3.2. 2. и п. 3.4. 4. по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с особыми образовательными потребностями.
Организация жизнедеятельности детей с отклонениями в развитии во многом зависит от того, насколько целесообразно создана предметная среда, так как она является не только социокультурным фактором общего развития, но и фактором коррекционно-компенсаторного преодоления недостаточности психофизического развития детей. Процесс преобразования содержания педагогического процесса не может быть оторван от той развивающей среды, в которой он должен воплощаться.
Внимательно наблюдая за воспитанниками, за каждым ребенком, педагоги группы должны вдумчиво и рационально организовать развивающее пространство своей группы. Также важно при формировании предметно-развивающей среды учитывать принципы её построения, рекомендованные Федеральными государственными образовательными стандартами. Организация развивающей среды в ОУ с учетом ФГОС ДО должна строиться таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Все части пространства, в зависимости от конкретных задач момента, должны обладать возможностью изменяться по объему — сжиматься и расширяться, то есть иметь подвижные, трансформируемые границы, иметь возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, наличие в группе различных пространств для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическая сменяемость игрового материала, Игры, пособия должны находится в свободном доступе для детей. Форма и дизайн предметов должна соответствовать нормам безопасности, а также возрасту детей группы.
При построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с особыми образовательными потребностями учитываются следующие принципы:
- Принцип развития — взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.
- принцип природособразности воспитания — соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с особыми образовательными потребностями понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.
- Принцип психологической комфортности — создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с особыми образовательными потребностями; обеспечение воспитаннику положительного «эмоционального самочувствия».
- Принцип взаимодействия — установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); — воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.
- Принцип доверительного сотрудничества — отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве;
- Принцип обучения деятельности — обучение умению ставить цели и реализовывать их в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.
- Принцип здоровьесберегающий — забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.
- Особенности контингента воспитанников ДОУ с особыми образовательными потребностями
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №16» г. Усинска обеспечивает помощь семье в воспитании детей дошкольного возраста, оздоровлении и коррекции недостатков в развитии детей, в охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей детей. Вся работа в ДОУ проводится с учётом обеспечения права семьи на оказание ей помощи в воспитании и образовании детей дошкольного возраста на основе реализации ФГОС ДО и приоритетных направлений образовательной деятельности дошкольного учреждения.
МАДОУ «Д С КВ №16» Усинска посещают дети с 1года 6 мес. до прекращение образовательных отношений, имеющие нормативное развитие, а также дети с особыми образовательными потребностями: дети с амблиопией и косоглазием, дети с тяжелыми нарушения речи (далее –ТНР), с умственной отсталостью (далее-УО), с задержкой психического развития (далее-ЗПР).
В настоящее время дошкольную образовательную организацию (далее – ДОО) посещают 213 детей; из них детей с нормативным развитием -183; с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) – 22 ребенка; детей с инвалидностью – 8. Все воспитанники с особыми образовательными потребностями имеют направления и рекомендации территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ТПМПК) и рекомендации ППк детского сада. Вся деятельность в отношении этой категории детей в ДОУ строится с учётом имеющейся у них патологии и индивидуальных особенностей.
Предметом деятельности учреждения (в соответствии с Уставом ДОУ) является образовательная деятельность по образовательной программе дошкольного образования, разработанной и утверждённой МАДОУ «ДС КВ №16» г. Усинска в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования.
Содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями определяются адаптированными образовательными программами: «Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с амблиопией и косоглазием МАДОУ «ДС КВ №16» г. Усинска», «Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми нарушения речи МАДОУ «ДС КВ №16» г. Усинска», «Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития МАДОУ «ДС КВ №16» г. Усинска», «Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МАДОУ «ДС КВ №16» г. Усинска», а для детей с инвалидностью также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Получение детьми с особыми образовательными потребностями образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Образовательная организация должна стать для таких детей комфортной и безопасной средой, где каждый сможет найти свое место и раскрыть свои способности. Конечно, для детей данной категории необходимо создание специальных условий обучения с привлечением узких специалистов (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, инструктор по ФК).
В данной разработке представлены находки педагогов МАДОУ «ДС КВ №16» г. Усинска в организации ППРС для детей с особыми образовательными потребностями.
2 «Говорящая стена» в группе комбинированной направленности
В настоящее время в группу комбинированной направленности включены дети с различными нарушениями в развитии (с нарушениями речи, интеллекта, с задержкой психического развития).
При создании развивающей предметной среды в комбинированной группе с одной стороны необходимо сохранение общепедагогических требований, а с другой важно учитывать особенности детей с проблемами в развитии: структуру первичного дефекта, степень его выраженности, характер и особенности психофизического развития (сенсомоторного, зрительного, осязательного, слухового, двигательно-моторного, зрительно-пространственного).
Один из классиков отечественной педагогики утверждал, что «воспитывает все»: и люди, и книги, и понятия. В дошкольных образовательных учреждениях могут воспитывать и стены. Правильно организованная ППРС в группе предоставляет каждому ребёнку познать что-то новое и интересное, получит необходимую информацию не зависимо от его индивидуальных, физических и психических особенностей.
Всем известно, что в детском саду дети проводят большую часть времени. Здесь они общаются, играют, исследуют и познают. Развивающая среда — это уникальный инструмент, позволяющий совершенно необычным образом изменить групповое помещение дошкольного учреждения. Поэтому работая в разновозрастной группе комбинированной направленности, педагоги постарались организовать ППРС таким образом, чтобы она отвечала потребностям и интересам детей с особыми образовательными потребностями, предоставляла им свободу для получения опыта и знаний.
Одним из элементов ППРС в группе является технология «говорящей стены» (рис. 1)
Рис. 1
Ее суть заключается в том, что ребенок, получая необходимую информацию, имеет право выбора планировать свою деятельность и конструктивно использовать информационный ресурс. Развивающая стена – способ организовать самостоятельную деятельность детей. Благодаря «говорящей» стене дети знают, что и где расположено в нашей группе, что, безусловно, помогает им чувствовать себя свободно и комфортно, они могут воплощать все задуманные идеи.
«Говорящая стена» рассказывает об интересах и приоритетах воспитанников в выборе вида и содержания деятельности. Это помогает эффективно планировать дальнейшее взаимодействие с детьми, а также индивидуальную работу с ними. Так на стене в группе появилось тактильно-дидактическое панно, позволяющее решить задачи разных образовательных областей:
- развитие тактильных ощущений
- формирование представлений о количестве
- развитие пространственных свойств (форма, размер, величина, расположение)
- знакомство с цветом
- развитие общей и мелкой моторики
- развитие художественно — эстетического вкуса
«Говорящая стена» оформлена в форме сюжетной картины, элементы одного блока органично переходят в сюжет другого. Тактильно-дидактического панно крепится на стену, основа на которую будут крепиться плоскостные или объёмные фигуры выполнены из ковролина. Элементы панно крепятся с помощью липучек (рис. 2)
Рис. 2
Предлагаем варианты игр, которые можно организовать с помощью тактильно-дидактическое панно:
- «Подбери по размеру»; «Выложи столько же, сколько…»;
- «Расставь от низкого до самого высокого и наоборот»; «Выложи в соответствии с цифрами»; «Больше или меньше»; «Посчитай и запиши»;
- «Кто как кричит»; «Скажи словечко»; «Выложи правильно и расскажи»; «Кто где?»
- «Какой первый звук в слове»; «Сложи букву»; «Что сначала, а что потом…»; «Что лишнее»;
- «Соотнеси геометрическую фигуру с предметом»; «Лабиринт»; и так далее.
и детей.
Главная составляющая в данной технологии — обычная стена. Одним из видов «говорящей» стены являются бизиборды (рис. 3)
Рис. 3
Бизиборд представляет собой вырезанную различной формы и фигуры деревянную панель с закрепленными на ее поверхности предметами: кнопками, молниями, липучками, звонками, дверными молоточками и так далее. Чем больше различных элементов закреплено на доске, тем более интересна она будет ребенку. На ней размещены также деревянные счеты, тканевые кармашки, крутящиеся мебельные колесики, зеркало, велосипедный звонок, калькулятор и другие объекты с кнопками (выключатели), кусочки тканей и разные на ощупь материалы (шерсть, фланель, мебельные ткани, отделочные материалы). Совершая с этими предметами определенные действия, они учатся: открывать дверцы, нажимать цветные кнопки, застегивать-расстегивать молнию, завязывать шнурки и прочее. Эти навыки развивают мелкую пальчиковую моторику, а также учат пользоваться настоящими предметами в быту. В процессе занятия с бизибордом ребенок пробует абсолютно самостоятельно решать задачи различной сложности, находить свои ошибки, вносить исправления. В процессе игровых действий у ребенка развивается мышление, связная речь, воображение и мелкая моторика пальцев рук, формируется понятия цвета, размера, формы. А также данная разработка способствует формированию мотивации к обучению.
Таким образом, «говорящие» стены выполняют функцию путеводителя по образовательным маршрутам, которые ребёнок выбирает самостоятельно. В процессе решения практических задач у дошкольника с особыми образовательными потребностями формируются важные личностные качества – усидчивость, целеустремленность, самостоятельность и уверенность в себе.
3 «Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды для детей с нарушением зрения»
«Рука, ощупывающая внешние предметы, дает слепому все,
что дает нам глаз, за исключением окрашенности предметов
и чувствования вдаль, за пределы длины руки».
И.М. Сеченов
Недостаточность зрения, как биологическое неблагополучие, предопределяет процесс взаимодействия ребенка с социальной средой. Если же среда, окружающая ребенка с нарушением зрения, не организовывается сообразно его возможностям, то у ребенка возникают трудности общения с окружающим миром и людьми.
В соответствии с ФГОС ДО правильно организованная ППРС имеет непосредственное отношение к развитию творческого потенциала ребенка. Поэтому, в ДОУ ППРС организована так, чтобы каждый ребенок мог себя реализовать с учетом своих возможностей и интересов в полной мере и соответствует требованиям ФГОС ДО: среда содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная.
Создание в группах для детей с косоглазием и амблиопией ППРС является одним из условий успешной реализации, адаптированной основной образовательной программы и соблюдением офтальмо-гигиенических условий, удовлетворяющих потребностям возрастной категории детей с ориентацией на опережение развития. Мебель подобрана по ростовым показателям и расположена в соответствии с требованиями СанПин. При организации ППРС соблюдены следующие условия.
- имеет привлекательный вид
- выступает в роли естественного фона жизни ребенка
- снимать утомляемость
- положительно влиять на эмоциональное состояние
- помогает ребенку индивидуально познавать окружающий мир
- дает возможность дошкольнику заниматься самостоятельной деятельностью.
В такой среде развивающее обучение осуществляется через личностно-ориентированную модель взаимодействия между воспитателем и ребенком и придерживаться правила: «Вместе с детьми!!!»
При проектировании ППРС учтены психофизиологические факторы, которые обуславливают соответствие объектов предметной развивающей среды зрительным, слуховым и другим возможностям ребенка, условиям комфорта и ориентирования. Учтены контактные и дистантные ощущения, формирующиеся при взаимодействии ребенка с объектами предметной развивающей среды:
- зрительные ощущения (освещение и цвет объектов как факторы эмоционально-эстетического воздействия)
- слуховые ощущения (совокупность звучания звукопроизводящих игрушек)
- тактильные ощущения (материалы, используемые для изготовления объектов предметной развивающей среды не должны вызывать отрицательные ощущения при контакте с кожей ребенка).
Большое внимание уделено созданию специальной коррекционно-оздоровительной среды:
- специальные зрительные ориентиры на пороге, в группе (рис. 1),
- использование специальных подставок, меняющихся угол наклона в зависимости от диагноза ребенка, для действий с дидактическим материалом (рис. 2);
- наличие коррекционно-развивающих пособий для развития зрительного восприятия, прослеживающей функции глаза (зрительные траектории, зрительные панно, тренажеры для развития прослеживающей функции глаз и поисковой функции глаза, тренажеры цветоразличения, движения глаз, координации в системе «глаз – рука» (дети прослеживают пальчиком траекторию пути, фиксации взора) (рис. 3);
- специальные игры для развития и тренировки зрения (рис. 4);
- авторские дидактические игры для развития мелкой моторики рук, ориентировки в пространстве (рис. 5).
Дидактическая игра: "Проследи глазами»
Цель: развитие прослеживающих функций глаз, творческого воображения дошкольников.
Применение: учить прослеживать предметы глазами по заданным линиям, выбирать из предложенных фигурок одну. Способствовать развитию пространственной ориентировки дошкольников, а также развитию памяти и мышления.
Дидактическая игра: «Летят самолеты»
Цель: улучшение движения глазного яблока, умения ориентироваться на плоскости.
Применение: учить двигать глазами, не поворачивая головы, развивать воображение.
Дидактическая игра: «По следам бабочек»
Цель: тренировка и укрепление глазных мышц, умения различать бабочек по цвету, развитие творческого воображения и мышления детей.
Применение: учить следить глазами за фигурами на плоскости, проявлять фантазию, воображение. Применяется при расходящемся косоглазии у детей.
Дидактическая игра: «Придумай фигуру»
Цель: развитие осязания и мелкой моторики рук, творческого воображения дошкольников.
Применение: учить составлять изображения, проявлять воображение, творчество. Обогащать и активизировать словарь дошкольников.
Дидактическая игра: «Собери бусы»
Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, зрительно — моторной координации, различение предметов по форме и цвету.
Применение: используется для составления бус в свободной деятельности, воображения, развитие памяти и мышления.
Дидактическая игра: «Тактильные дорожки»
Цель: развитие зрительных и тактильных анализаторов, мелкой моторики, ориентировка на микроплоскости, развитие познавательных процессов.
Дидактическая игра: «Проследи за рыбкой»
Цель: укрепление глазных мышц, развитие пространственной активности глаз дошкольников.
Применение: снятие напряжения зрения дошкольников. Используется при проведении занятий и в свободной деятельности.
Ребёнок – центральная фигура в процессе воспитания и обучения. И поэтому, в организации ППРС учитываются интересы и склонности детей с тем, чтобы удовлетворить их желания контактировать с окружающим миром, вызвать радость от собственных действий, обеспечить возможности быть постоянно занятым и создать условия для самостоятельного выбора интересных игр и занятий. В этом случае жизнь ребенка наполняется конкретным содержанием, а его психоэмоциональная удовлетворенность от предлагаемых занятий приводит к самоутверждению и уверенности в своих возможностях.
|