О.Н. Гаева, учитель-логопед, МБДОУ детский сад № 28» Малышок», городской округ Рефтинский
Вопрос организации коррекционно-развивающей среды дошкольной организации (ДО) на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Речевое развитие – важнейшее условие полноценного развития детей. Для коррекции речевых недостатков, обогащения и совершенствования речи необходимо создать благоприятную речевую среду, которая бы служила интересам, потребностям и развитию детей.
Ведущее место в системе дошкольного образования отводится реализации речевых задач. Современные исследования в этой области свидетельствуют о том, что большинство детей к концу дошкольного возраста не владеют навыками связной речи. Их словарный запас небогат. В связи с этим считаю, что логопедическая работа будет более эффективна, если в ходе обучения будет использован принцип интеграции специалистов: сотрудничество педагогов различных учебных дисциплин (учитель-логопед – психолог, учитель-логопед – музыкальный руководитель, учитель-логопед – воспитатель, учитель-логопед – физкультурный работник).
Задачи интеграции:
- координация деятельности всех специалистов системы психолого-педагогического сопровождения (педагогов-психологов, социальных педагогов, логопедов, дефектологов, учителей, воспитателей) по созданию оптимальных условий для нормального развития ребенка;
- совершенствование системы психолого-педагогического сопровождения ребенка в условиях образовательного учреждения;
- систематизация имеющегося опыта, обмен интересными профессиональными находками;
- объединение представителей разных специальностей в решении вопросов создания особой культуры психолого-педагогической поддержки участников учебно-воспитательного процесса.
Существуют возможные модели совместной работы разных специалистов.
1. Учитель-логопед – психолог
Учитель-логопед и психолог преследуют в своей работе разные задачи, но пути и способы их достижения достаточно часто оказываются общими. Нужно учитывать, что всегда есть группа детей, в равной степени нуждающихся в помощи обоих специалистов.
Планирование и реализация коррекционно-развивающего воздействия требует взаимодействия учителя-логопеда и психолога в тех случаях, когда в основе трудностей обучения и воспитания ребенка лежат следующие проблемы:
- несформированность ВПФ сочетается с недостаточностью речевого развития;
- нарушение речевой сферы сопровождается дезадаптирующей тревожностью;
- речевое недоразвитие сопровождается или вызывает снижение учебной мотивации, самоконтроля.
Работа логопеда в рамках интеграции может заключаться в следующем:
- развитие звуковой стороны речи;
- развитие лексического запаса и грамматического строя речи;
- формирование связной речи;
- формирование полноценных учебных умений и навыков.
Работа психолога в условиях интеграции может заключаться в следующем:
- развитие и коррекция высших психических функций;
- активизация познавательной деятельности;
- развитие эмоционально-волевой сферы.
Взаимосвязь работы логопеда и психолога не ограничивается использованием коррекционных психологических и логопедических форм и методов, взаимная интеграция значительно глубже. Она предполагает совместное планирование и проведение образовательной деятельности, составление общих планов коррекционной работы с детьми, требующими повышенного педагогического внимания, совместный мониторинг по результатам обследования и коррекционно-развивающей деятельности, разработку рекомендаций для педагогов и родителей, проведение семинаров и консультаций по вопросам психического и речевого развития детей, оформление наглядной агитации для педагогов и родителей, подбор литературы для их самообразования.
Таким образом, и учитель-логопед, и психолог занимаются развитием речи и др. психических процессов одновременно, но не на равных. Основная задача логопеда – развитие речи (и коррекция высших психических функций этому способствует). Развитие речи для психолога – также одна из основных задач, но в контексте работы психолога речь является средством развития интеллекта.
2. Учитель-логопед – музыкальный работник
При организации комплексной коррекционной работы с ребенком, имеющим общее недоразвитие речи необходимо придерживаться принцип «разносторонности усилий», в котором особая роль отводится взаимодополняющей работе учителя-логопеда и музыкального руководителя. Особенно перспективным в данном вопросе также является интегрированный подход, позволяющий расширить зону воздействия на ребенка с речевой патологией. Наиболее ярко такое взаимодействие отражается в логопедической ритмике.
Работа логопеда в рамках интеграции может заключаться в следующем:
- развитие лицевой и артикуляционной моторики;
- развитие звуковой стороны речи;
- развитие лексического запаса и грамматического строя речи;
- развитие просодической стороны речи;
- формирование связной речи.
Работа музыкального руководителя в условиях интеграции может решать следующие задачи:
- развитие и коррекция темпо-ритмической организации речи;
- формирование правильного дыхания;
- развитие таких качеств дыхания, как сила, продолжительность;
- формирование навыка осознанного восприятия пространства.
Каждая образовательная деятельность включает в себя пальчиковые и подвижные игры, песни и стихи, сопровождаемые движениями, элементарное музыцирование на шумовых инструментах, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма (выкладывание моделей, схем, рисование повторяющихся элементов и т.п.). В ходе интегрированной образовательной деятельности музыкального руководителя и учителя-логопеда дети учатся координировать движение со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей. Игра на шумовых инструментах, кроме развития чувства ритма, позволяет развить внимание и память, координацию движений, мелкую моторику.
Таким образом, интегрированная деятельность (учитель-логопед — музыкальный руководитель) способствуют формированию у ребенка целостного восприятия пространства и времени, гармонизации психического развития детей, развивает и корректирует речевую функциональную систему, слуховые функции, оптико-пространственные представления, праксис, тактильный гнозис, интеллектуальные и творческие способности, происходит осознание собственных эмоций, развитие эмпатии.
3. Учитель-логопед – воспитатель
Наиболее тесно учитель-логопед в своей работе взаимодействует с воспитателем. В группах компенсирующей направленности взаимная интеграция проходит через всю деятельность педагогов: совместное планирование образовательной деятельности, составление общих планов коррекционной работы с детьми, консилиумы (педсоветы) по результатам обследования и коррекционно-развивающей деятельности, оформление рекомендаций для родителей.
Однако как в первом, так и во втором случае эффективно проведение интегрированной деятельности, если каждый из педагогов поставит перед собой свои задачи:
Работа воспитателя в рамках интеграции может заключаться в следующем:
- обогащение знаний и представлений об окружающем мире;
- формирование и развитие словарного запаса;
- закрепление правильного звукопроизношения и развитие просодической стороны речи;
- формирование познавательного интереса, любознательности;
- развитие связной речи;
- развитие слухового восприятия, внимания, и памяти;
- формирование учебных знаний, умений и навыков.
Работа учителя-логопеда в рамках интеграции решает следующие задачи:
- развитие всех компонентов речи с учетом программного материала воспитателей (развитие грамматических категорий посредством решения математических задач; развитие связной речи на материале по изодеятельности, путем составления рассказов о выполненной (предстоящей) работе).
4. Учитель-логопед – физкультурный работник.
Работа физкультурного работника в рамках интеграции может заключаться в следующем:
- развитие общей и мелкой моторики;
- развитие пространственных ориентировок;
- координации и ритмизации движений;
- снятие мышечного напряжения.
Работа логопеда в рамках интеграции ставит перед собой такие задачи:
- учить слушать и понимать многоступенчатую инструкцию;
- развивать понимание и использование предложно-падежных конструкций (перепрыгнуть через, спрятаться за, бросить из-за…);
- развивать семантическую сторону речи: расширение синонимических и антонимических рядов на материале прилагательных, глаголов, наречий (бежать – семенить – нестись…; высоко – низко, далеко – близко, широкий – узкий и др.)
Педагоги, психологи утверждают, что на развитие ребёнка оказывают влияние: наследственность, среда и воспитание.
Важной задачей ДО при введении Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации коррекционной развивающей среды (в данном случае).
При создании развивающей образовательной среды в нашем учреждении педагогический коллектив руководствовался ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы ДО и к условиям ее реализации. Организуя предметную среду в групповых помещениях, в кабинетах специалистов (учителя-логопеда, музыкального руководителя), учитывалось всё, что способствовало бы становлению базовых характеристик личности воспитанников, показатели их здоровья, психофизилогические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоциональной сферы.
Таким образом, организация коррекционно-развивающей среды в ДО с учетом ФГОС должна строиться так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Таким образом, создавая коррекционно-развивающую среду любой возрастной группы в ДО, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
Литература:
- Белая К.Ю. и др. Интеграция – как основной инструмент создания новой модели ДОУ //Управление ДОУ. 2003. №4
- Дуева Т.И., Суворова Е.Н. Интегрированные занятия для детей с нарушениями речи // Логопед. 2010. №8.
- Инновации в логопедическую практику / Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений. / Сост. О.Е. Громова. М.2008.
- Косенкова О.С. Интегрированный подход к проведению логопедических занятий // Логопед. 2010. №7.
- Нищева, Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /Н. В. Нищева// Детство-Пресс. – 2010. – С. 128.
|