Гаева Оксана Николаевна. ПРИНЦИП ИНТЕГРАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ СОЗДАНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ С УЧЕТОМ ФГОС

ПРИНЦИП ИНТЕГРАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ СОЗДАНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ С УЧЕТОМ ФГОС

О.Н. Гаева, учитель-логопед, МБДОУ детский сад № 28» Малышок», городской округ Рефтинский

Вопрос организации коррекционно-развивающей среды дошкольной организации (ДО) на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Речевое развитие – важнейшее условие полноценного развития детей. Для коррекции речевых недостатков, обогащения и совершенствования речи необходимо создать благоприятную речевую среду, которая бы служила интересам, потребностям и развитию детей.

 

Ведущее место в системе дошкольного образования отводится реализации речевых задач. Современные исследования в этой области свидетельствуют о том, что большинство детей к концу дошкольного возраста не владеют навыками связной речи. Их словарный запас небогат. В связи с этим считаю, что логопедическая работа будет более эффективна, если в ходе обучения будет использован принцип интеграции специалистов: сотрудничество педагогов различных учебных дисциплин (учитель-логопед – психолог, учитель-логопед – музыкальный руководитель, учитель-логопед – воспитатель, учитель-логопед – физкультурный работник).

Задачи интеграции:

  • координация деятельности всех специалистов системы психолого-педагогического сопровождения (педагогов-психологов, социальных педагогов, логопедов, дефектологов, учителей, воспитателей) по созданию оптимальных условий для нормального развития ребенка;
  • совершенствование системы психолого-педагогического сопровождения ребенка в условиях образовательного учреждения;
  • систематизация имеющегося опыта, обмен интересными профессиональными находками;
  • объединение представителей разных специальностей в решении вопросов создания особой культуры психолого-педагогической поддержки участников учебно-воспитательного процесса.

Существуют возможные модели совместной работы разных специалистов.

1. Учитель-логопед – психолог

Учитель-логопед и психолог преследуют в своей работе разные задачи, но пути и способы их достижения достаточно часто оказываются общими. Нужно учитывать, что всегда есть группа детей, в равной степени нуждающихся в помощи обоих специалистов.

Планирование и реализация коррекционно-развивающего воздействия требует взаимодействия учителя-логопеда и психолога в тех случаях, когда в основе трудностей обучения и воспитания ребенка лежат следующие проблемы:

  • несформированность ВПФ сочетается с недостаточностью речевого развития;
  • нарушение речевой сферы сопровождается дезадаптирующей тревожностью;
  • речевое недоразвитие сопровождается или вызывает снижение учебной мотивации, самоконтроля.

Работа логопеда в рамках интеграции может заключаться в следующем:

  • развитие звуковой стороны речи;
  • развитие лексического запаса и грамматического строя речи;
  • формирование связной речи;
  • формирование полноценных учебных умений и навыков.

Работа психолога в условиях интеграции может заключаться в следующем:

  • развитие и коррекция высших психических функций;
  • активизация познавательной деятельности;
  • развитие эмоционально-волевой сферы.

Взаимосвязь работы логопеда и психолога не ограничивается использованием коррекционных психологических и логопедических форм и методов, взаимная интеграция значительно глубже. Она предполагает совместное планирование и проведение образовательной деятельности, составление общих планов коррекционной работы с детьми, требующими повышенного педагогического внимания, совместный мониторинг по результатам обследования и коррекционно-развивающей деятельности, разработку рекомендаций для педагогов и родителей, проведение семинаров и консультаций по вопросам психического и речевого развития детей, оформление наглядной агитации для педагогов и родителей, подбор литературы для их самообразования.

Таким образом, и учитель-логопед, и психолог занимаются развитием речи и др. психических процессов одновременно, но не на равных. Основная задача логопеда – развитие речи (и коррекция высших психических функций этому способствует). Развитие речи для психолога – также одна из основных задач, но в контексте работы психолога речь является средством развития интеллекта.

2. Учитель-логопед – музыкальный работник

При организации комплексной коррекционной работы с ребенком, имеющим общее недоразвитие речи необходимо придерживаться принцип «разносторонности усилий», в котором особая роль отводится взаимодополняющей работе учителя-логопеда и музыкального руководителя. Особенно перспективным в данном вопросе также является интегрированный подход, позволяющий расширить зону воздействия на ребенка с речевой патологией. Наиболее ярко такое взаимодействие отражается в логопедической ритмике.

Работа логопеда в рамках интеграции может заключаться в следующем:

  • развитие лицевой и артикуляционной моторики;
  • развитие звуковой стороны речи;
  • развитие лексического запаса и грамматического строя речи;
  • развитие просодической стороны речи;
  • формирование связной речи.

Работа музыкального руководителя в условиях интеграции может решать следующие задачи:

  • развитие и коррекция темпо-ритмической организации речи;
  • формирование правильного дыхания;
  • развитие таких качеств дыхания, как сила, продолжительность;
  • формирование навыка осознанного восприятия пространства.

Каждая образовательная деятельность включает в себя пальчиковые и подвижные игры, песни и стихи, сопровождаемые движениями, элементарное музыцирование на шумовых инструментах, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма (выкладывание моделей, схем, рисование повторяющихся элементов и т.п.). В ходе интегрированной образовательной деятельности музыкального руководителя и учителя-логопеда дети учатся координировать движение со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей. Игра на шумовых инструментах, кроме развития чувства ритма, позволяет развить внимание и память, координацию движений, мелкую моторику.

Таким образом, интегрированная деятельность (учитель-логопед — музыкальный руководитель) способствуют формированию у ребенка целостного восприятия пространства и времени, гармонизации психического развития детей, развивает и корректирует речевую функциональную систему, слуховые функции, оптико-пространственные представления, праксис, тактильный гнозис, интеллектуальные и творческие способности, происходит осознание собственных эмоций, развитие эмпатии.

3. Учитель-логопед – воспитатель

Наиболее тесно учитель-логопед в своей работе взаимодействует с воспитателем. В группах компенсирующей направленности взаимная интеграция проходит через всю деятельность педагогов: совместное планирование образовательной деятельности, составление общих планов коррекционной работы с детьми, консилиумы (педсоветы) по результатам обследования и коррекционно-развивающей деятельности, оформление рекомендаций для родителей.

Однако как в первом, так и во втором случае эффективно проведение интегрированной деятельности, если каждый из педагогов поставит перед собой свои задачи:

Работа воспитателя в рамках интеграции может заключаться в следующем:

  • обогащение знаний и представлений об окружающем мире;
  • формирование и развитие словарного запаса;
  • закрепление правильного звукопроизношения и развитие просодической стороны речи;
  • формирование познавательного интереса, любознательности;
  • развитие связной речи;
  • развитие слухового восприятия, внимания, и памяти;
  • формирование учебных знаний, умений и навыков.

Работа учителя-логопеда в рамках интеграции решает следующие задачи:

  • развитие всех компонентов речи с учетом программного материала воспитателей (развитие грамматических категорий посредством решения математических задач; развитие связной речи на материале по изодеятельности, путем составления рассказов о выполненной (предстоящей) работе).

4. Учитель-логопед – физкультурный работник.

Работа физкультурного работника в рамках интеграции может заключаться в следующем:

  • развитие общей и мелкой моторики;
  • развитие пространственных ориентировок;
  • координации и ритмизации движений;
  • снятие мышечного напряжения.

Работа логопеда в рамках интеграции ставит перед собой такие задачи:

  • учить слушать и понимать многоступенчатую инструкцию;
  • развивать понимание и использование предложно-падежных конструкций (перепрыгнуть через, спрятаться за, бросить из-за…);
  • развивать семантическую сторону речи: расширение синонимических и антонимических рядов на материале прилагательных, глаголов, наречий (бежать – семенить – нестись…; высоко – низко, далеко – близко, широкий – узкий и др.)

Педагоги, психологи утверждают, что на развитие ребёнка оказывают влияние: наследственность, среда и воспитание.

Важной задачей ДО при введении Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации коррекционной развивающей среды (в данном случае).

При создании развивающей образовательной среды в нашем учреждении педагогический коллектив руководствовался ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы ДО и к условиям ее реализации. Организуя предметную среду в групповых помещениях, в кабинетах специалистов (учителя-логопеда, музыкального руководителя), учитывалось всё, что способствовало бы становлению базовых характеристик личности воспитанников, показатели их здоровья, психофизилогические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоциональной сферы.

Таким образом, организация коррекционно-развивающей среды в ДО с учетом ФГОС должна строиться так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Таким образом, создавая коррекционно-развивающую среду любой возрастной группы в ДО, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Литература:

  1. Белая К.Ю. и др. Интеграция – как основной инструмент создания новой модели ДОУ //Управление ДОУ. 2003. №4
  2. Дуева Т.И., Суворова Е.Н. Интегрированные занятия для детей с нарушениями речи // Логопед. 2010. №8.
  3. Инновации в логопедическую практику / Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений. / Сост. О.Е. Громова. М.2008.
  4. Косенкова О.С. Интегрированный подход к проведению логопедических занятий // Логопед. 2010. №7.
  5. Нищева, Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /Н. В. Нищева// Детство-Пресс. – 2010. – С. 128.
Просмотров: 633
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Александрова Вера Сергеевна воспитатель, Колпакова Алёна Николаевна учитель логопед, Кудрявцева Ирина Александровна воспитатель.. Игровой тренинг для родителей «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР»
  • Вербенко М. Б. Учитель-логопед Гуренко Е. Н. Музыкальный руководитель Резван Н. В. Учитель-дефектолог. Сценарий художественно-литературной композиции «ЭТОТ ДЕНЬ ПОБЕДЫ!»
  • Учитель-логопед Сыроватко С.М., педагог-психолог Флорова Ю.А.. Опыт логопедической работы с аутичными детьми с применением метода канистерапии
  • Намм Инна Викторовна. Опыт работы учителя-логопеда по теме: «Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя по развитию речи детей с ФФН в процессе познавательно-исследовательской деятельности»
  • Коршикова Оксана Анатольевна. Развитие просодических компонентов речи детей, в системе дифференцированной коррекционно-развивающей деятельности.
  • Анна Агеева. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи (развитие связной речи) по теме «Разговор о маме» с детьми предшкольного возраста
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Митрюшина Анна Викторовна. Эссе «Моя профессия – учитель-логопед»
  • Грушецкая Людмила Александровна. Влияние предметно-развивающей среды на развитие речи детей раннего возраста
  • Перетягина Татьяна Николаевна. Коррекция и развитие речи детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи в ходе режимных моментов.
  • Пилипенко Ольга Владимировна. Описание педагогического опыта: «Художественно – речевое развитие детей с нарушением зрения путём интеграции различных видов деятельности»
  • Лисенкова Светлана Александровна. ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
  • Соколова М. А.. Консультация для педагогов «Развитие речи дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой, игровой деятельности» в рамках РМО»
  • Мартынова Родика Павловна. Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи ребенка.
  • Пичугина Ирина. Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей (рекомендации для родителей)
  • Чагина Мария Николаевна. Малыш начинает говорить. Раннее развитие речи детей. Советы логопеда.
  • Юлия Василенко. Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-образовательной работе.
  • Апакова Гульшат Рафисовна. Развитие речи посредством игровой деятельности в условиях реализации ФГОС «Вместе весело играть»
  • Киреева Елена Геннадьевна, Дудина Елена Михайловна. ВЛИЯНИЕ СКАЗКИ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Мустафина Гульфия. Создание модели взаимодействия педагогов — специалистов в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности.
  • Каталкина Римма Львовна. Методическая разработка 'Развитие речи через развитие воображения у детей дошкольного возраста'
  • Болдина Елена Александровна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ «Социальное развитие ребенка через формирование гендерной принадлежности»
  • Липина Елена Владимировна. Методическая разработка «Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста через формы речевого развития»
  • Шаповалова Татьяна Анатольевна. Опыт работы воспитателя комбинированной группы ДОУ «Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
  • Тетеревкова О. М Поликухина В. Ю.. Организация развивающей среды в условиях реализации ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
  • Бояринцева А. В.. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ СКАЗКОТЕРАПИЮ
  • Ившина Елена Николаевна. Сотрудничество учителя-логопеда с семьей, как одно из условий успешной коррекционной деятельности с детьми, имеющими нарушения речи
  • Базоева Мадина Махарбековна. Консультация для педагогов «Развитие грамматического строя речи у дошкольников»
  • Регаловская Татьяна Борисовна. Открытое занятие по развитию речи совместно воспитатель и логопед «Зима. Зимующие птицы»
  • Асадулина Маргарита Ивановна. Формирование и развитие речи детей дошкольного возраста через технологию ТРИЗ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь