Ившина Елена Николаевна. Сотрудничество учителя-логопеда с семьей, как одно из условий успешной коррекционной деятельности с детьми, имеющими нарушения речи

Сотрудничество учителя-логопеда с семьей, как одно из условий успешной коррекционной деятельности с детьми, имеющими нарушения речи

Ившина Елена Николаевна, учитель-логопед МДОУ ЦРР «Увинский детский сад №3» п. Ува Увинского района Удмуртской Республики

В дошкольном возрасте происходит активное усвоение ребенком разговорного языка, становление и развитие фонетической, лексической, грамматической сторон речи. Полноценное владение родным языком является необходимым условием разностороннего развития детей дошкольного возраста. Развитие диалогической и устной монологической речи закладывает основы успешного обучения в школе. Поэтому важной задачей развития речи в дошкольный период является формирование речевой компетентности, т. е. умения детей пользоваться всеми языковыми средствами в различных ситуациях речевого общения.

 

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен достаточно хорошо владеть устной речью, уметь использовать ее для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

Научными исследованиями в области дефектологии доказано важное значение раннего распознавания речевого недоразвития и его более ранней коррекции, что позволяет предупреждать затруднения детей при обучении в школе (Т. А. Власова, Е.Ф. Рау, М.Ф. Фомичева, Чиркина Г.В.). Коррекционная деятельность с детьми дошкольного возраста при выраженных нарушениях речи приводит к значительной их компенсации. Поскольку успех ранней коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста зависит во многом от уровня организации логопедической помощи в детском саду, поэтому встает проблема организации эффективного коррекционно-образовательного процесса в условиях логопункта, где коррекционная деятельность осуществляется только с детьми 6-7 лет.

Решение данной проблемы возможно при создании единого образовательного пространства по коррекции нарушений речи

воспитанников в дошкольном образовательном учреждении.

Организации единого образовательного пространства способствуют принципы, способствующие повышению эффективности коррекционно-педагогического процесса:

  1. Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса.
  2. Принцип единства мониторинга и непосредственного коррекционного процесса.
  3. Принцип дифференцированного подхода к детям с нарушениями речи в процессе формирования у них правильной речи.
  4. Принцип заинтересованности всех участников коррекционного процесса.
  5. Принцип сотрудничества учителя-логопеда, воспитателей и других специалистов, работающих с детьми, имеющими нарушения речи и родителями (законными представителями).

Особое внимание в деятельности учителя-логопеда необходимо уделять организации сотрудничества с семьей. Семья является первой ступенью овладения ребенком родным языком. Необходимость тесного сотрудничества педагогов с семьей подчеркивается и в трудах исследователей и известных педагогов. Так, М.М. Прокопьева, Г.А. Волкова, Ю.Ф. Гаркуша акцентируют внимание на том, что осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами образовательный процесс позволяет значительно повысить его эффективность. По утверждению М.Ф. Фомичевой, В.И. Рождественской, Н. С. Жуковой и др., «... навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретаются в семье. Семья может и должна быть деятельной пособницей и союзницей детского сада и школы в деле культуры родного языка».

Но родители часто не слышат недостатков речи своих детей, не соотносят их с физиологическим состоянием и считают, что с возрастом их речь нормализуется сама собой, поэтому не придают особого значения логопедическим занятиям. Многие родители плохо представляют (или не хотят), как можно помочь своему ребенку исправить недостатки развития речи.

Признание приоритета семейного воспитания и актуальности взаимодействия с родителями по коррекции речевых нарушений у детей, способствовало созданию и реализации системы работы по сотрудничеству учителя-логопеда с семьей.

Цель: повышение эффективности коррекционной деятельности учителя-логопеда.

Задачи:

  • повышать уровень общей психолого-педагогической культуры родителей
  • воспитывать адекватное отношение к речевому дефекту ребенка, понимание необходимости оказания помощи своим детям в преодолении речевой патологии
  • способствовать установлению партнерских отношений с семьей ребенка
  • способствовать объединению усилий педагогов и родителей с целью развития и воспитания детей, созданию атмосферы общности интересов, эмоциональной поддержки и взаимопонимания
  • обучать родителей позитивному общению с детьми в специфических видах деятельности и приемам логопедической работы.

Взаимодействие строится в трех направлениях: консультативно-просветительское, коррекционно-обучающее, мониторинговое. В консультативно-просветительском направлении используются следующие формы: наглядная информация в родительских уголках всех групп (буклеты, памятки, папки-раскладушки, лэпбук, папки-передвижки); индивидуальное консультирование родителей по плану и по запросам родителей; открытые занятия; консультации, практикумы, выступления на родительских собраниях разных возрастных групп; дистантная форма (общение с родителями по электронной почте, в социальных сетях). Коррекционно-обучающее направление включает: ведение тетрадей с домашними заданиями; совместные с родителями индивидуальные и подгрупповые коррекционные занятия; занятия семейного клуба «Разумники» в подготовительной группе; разработка и реализация проектов; организация и проведение конкурсов чтецов, речевых уголков в группах. В систему мониторинга включаются анкетирование, отзывы родителей о мероприятиях, опросы, почтовый ящик.

В системе взаимодействия с родителями наряду с традиционными формами особое внимание уделяется интерактивному сотрудничеству посредством совместных с родителями индивидуальных и групповых занятий, разработки и реализации проектов, встреч семейного клуба. Основа данных форм – совместная деятельность учителя-логопеда, детей, родителей при активной смене позиций (авангард, исполнитель, наблюдатель).

Индивидуальные и подгрупповые совместные коррекционные занятия с родителями детей, имеющими ОВЗ и детей, посещающих логопункт, проводятся с целью повышения их грамотности в области развивающей и коррекционной педагогики, побуждения в них интереса и желания участвовать в развитии своего ребёнка. Их особенностью является то, что на таких занятиях родители рядом с детьми или совместно с ними выполняют игровые упражнения и задания. После занятия с родителями обговаривается его ход, уточняется, какие задачи были поставлены и с помощью чего они решались, обсуждаются задания и упражнения, которые были использованы, даются задания на дом для совместного с детьми выполнения. Совместные занятия с родителями способствуют развитию интереса к логопедическим занятиям.

Также в ходе поиска новых форм сотрудничества с детьми и родителями для повышения эффективности коррекционной деятельности, была выбрана такая форма, как семейный клуб. Семейный клуб – это перспективная форма работы педагогов ДОУ с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников педагогического процесса, укреплению семьи, передаче родителям опыта в воспитании и развитии детей.

Был разработан план работы клуба «Разумники», участниками которого являются учитель-логопед, воспитатели и другие специалисты, дети подготовительной группы, родители (законные представители) и другие члены семьи.

Деятельность семейного клуба основывается на принципах:

  • добровольность и открытость – посещение занятий клуба по желанию;
  • комфортность – реализуется путем создания доброжелательной атмосферы, непринужденной обстановки (свободное общение, музыкальное сопровождение, положительный эмоциональный фон);
  • многообразие позиций (авангард, исполнитель, наблюдатель);
  • активность и совместная деятельность.

Цель семейного клуба «Разумники»: расширение сферы участия родителей (законных представителей) в организации речевого развития детей.

Задачи:

  • Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки между педагогами, детьми и родителями.
  • Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития, пробудить в них интерес и желание участвовать в воспитании и развитии своего ребенка.
  • Формировать у родителей навыки наблюдения за ребенком и умения делать правильные выводы из этих наблюдений.
  • Обучать родителей конкретным приемам логопедической работы.
  • Учить родителей позитивному общению с детьми в специфических видах деятельности.
  • Развивать артикуляционную моторику, грамматический строй речи, связную выразительную речь детей.

Занятия семейного клуба «Разумники» проходят в форме практикумов, игровых занятий, развлечений, презентаций проектов. Были проведены практикумы: «Веселый язычок», «Умелые ладошки», «Вместе веселее», «Осенняя сказка», и другие; игровые занятия «Осень шагает в желтом пальтишке», «Наши пернатые друзья», «Школа – чудесная страна»; развлечения « «Путешествие в страну правильной речи», «При матери тепло»; презентации проектов «Куклы из бабушкиного сундучка» и «Рукотворная книга «В. А. Сухомлинский. Сказки».

В ходе занятий используются разные методы и приемы совместной деятельности: коммуникативные игры, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, подготовка рассказов детей, сочинение сказок, лексико-грамматические игры, игры на развитие связной речи, логоритмические упражнения, игры и упражнения на развитие мелкой моторики и продуктивная деятельность, релаксационные упражнения.

В занятия семейного клуба активно включается продуктивная деятельность: ручной труд (изготовление кукол-оберегов, птиц из ниток, и другое), оригами, аппликация «Осеннее дерево», «Портрет матери» и другие работы. Такая деятельность способствует творческому общению всех участников занятия; повышению точности мелких движений пальцев рук детей, развитию их интеллектуальных способностей, активизации творческого мышления, развитию всех компонентов речи.

В ходе реализации плана работы семейного клуба «Разумники» разрабатываются и реализуются проекты. Так в совместной с родителями и детьми деятельности реализованы проекты «Кукла из бабушкиного сундучка», «Рукотворная книга «В. А. Сухомлинский. Сказки», «Поселок Ува в LEGO». Участие в проектной деятельности открывает широкие возможности приобщения к сотрудничеству родителей и способствует развитию у детей словарного запаса, связной речи, звукопроизношения, мелкой моторики, внимания, памяти. Так при реализации проекта «Куклы из бабушкиного сундучка» дети и родители дома знакомились с разными видами народных удмуртских и русских кукол-оберегов, готовили рассказ о кукле, изготавливали кукол для мини-музея, а на занятии, которое было посвящено презентации данного проекта, представили свои рассказы и кукол. Проект «Рукотворная книга «В. А. Сухомлинский. Сказки»» был направлен на создание книги, страницы которой «рождались» в ходе совместного семейного творчества. Проект «Поселок Ува в LEGO» способствовал созданию макетов достопримечательностей поселка и составлению рассказов о них.

Результат деятельности семейного клуба «Разумники»: устанавливаются партнерские отношения с семьями воспитанников; родители активно включаются в коррекционно-развивающий процесс по развитию речи и устранению речевых недостатков детей в домашних условиях; повышается педагогическая компетентность родителей в вопросах речевого развития ребёнка; у детей развивается лексически грамматически правильная, фонетически чистая речь.

Налаженная система сотрудничества учителя-логопеда с семьей, в которую включаются традиционные и инновационные формы взаимодействия, способствует успешной коррекционной деятельности с детьми, имеющими нарушения речи и в целом, речевому развитию воспитанников.

Просмотров: 620
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Намм Инна Викторовна. Опыт работы учителя-логопеда по теме: «Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя по развитию речи детей с ФФН в процессе познавательно-исследовательской деятельности»
  • Ольга Ульянич. Практические занятия семейного клуба «Успех» для участников образовательного процесса в старшей группе.
  • Стуенко Татьяна Геннадьевна. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН диагностической, коррекционной и профилактической работы с детьми, педагогами и родителями УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА МДОУ
  • Светлана Анисимова. Взаимодействие учителя-логопеда с родителями по обучению грамоте детей дошкольного возраста с нарушениями речи
  • Иванко Анастасия Владимировна. Методическая разработка заседания семейного клуба «Экономическая гостиная» для детей старшего дошкольного возраста и родителей Тема: «Семейный бюджет»
  • Юлия Геннадьевна Косолапова. Перспективно-тематический план работы учителя-логопеда по развитию диалогической речи детей дошкольного возраста, используя нетрадиционные методы и приемы
  • Елена Куликова. Сотрудничество логопеда и родителей в коррекции дефектов речи у детей дошкольного возраста.
  • Терешкина Ольга Станиславовна. Годовой план работы на 2015-2016 учебный год сотрудничества учителя-логопеда с родителями детей с ОВЗ
  • Черняк Ольга Владимировна, Ансимова Светлана Юрьевна. Консультация для родителей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей дома»
  • Кувшинова Е.Ю. Сидоренко Т. В.. «Дифференцированные игры для детей с нарушением речи и психофизического развития как средство развития партнерских отношений с родителями»
  • Дудлив Ольга Константиновна. Система взаимодействия педагогов с родителями воспитанников по организации семейного чтения
  • Леонова Наталья Юрьевна. Мастер-класс для родителей по развитию речи дошкольников «Игровая деятельность как средство коммуникации и развития речи дошкольников»
  • Худякова Елена Александровна. Конспект консультации-практикума для родителей детей среднего возраста, имеющих проблемы в развитии речи «Развиваем речь ребёнка с помощью сказки»
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Гончарова Ольга Николаевна. Конспект игрового занятия для семейного клуба для старших групп. Тема: «Раз, два, три, четыре, пять – мы семьей идем играть!»
  • Хохлова Елена Юрьевна. Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Осеннее путешествие»
  • Нагиева Эльнура Агаддин Кызы. Консультация для родителей «Совместная работа учителя-логопеда с родителями»
  • Пыжикова Олеся Григорьевна. Роль воспитателя в построении корреционно-педагогического процесса с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, в условиях группы компенсирующей направленности.
  • Панова Елена Николаевна Клочьева Ольга Алексеевна. Тренинг для родителей, имеющих детей с нарушением речевого развития «Игровые приёмы развития артикуляционной моторики и коррекции звукопроизношения»
  • Кулакова Елизавета Юрьевна. Основные возрастные тенденции развития речи в дошкольном возрасте. Логопедическое сопровождение процесса становления и совершенствования речи у детей в детском саду.
  • Пичугина Ирина. Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей (рекомендации для родителей)
  • Кухарева Ольга Анатольевна. Приобщение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к чтению с использованием приемов мнемотехники (из опыта работы учителя-логопеда)
  • Анна Агеева. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи (развитие связной речи) по теме «Разговор о маме» с детьми предшкольного возраста
  • Бобохян Сусанна. СТАТЬЯ НА ТЕМУ: «Взаимодействие логопеда с родителями в ходе коррекции звукопроизношения в группе компенсирующего вида». Особенности звукопроизношения у детей дошкольного возраста: научный аспект
  • Пашкова Елена Валериевна. Семейное чтение, как фактор развития речи детей дошкольного возраста консультация для родителей
  • Липина Елена Владимировна. Методическая разработка «Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста через формы речевого развития»
  • Лукичёва Я.Н. Шиян И.С.. Совместный проект музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста «Я пою и говорю»
  • Гарифуллина Ляйсан Камиловна. СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА «РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ»
  • Бабко Светлана Юрьевна. ПРОЕКТ: «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ СПОРТИВНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ – СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь