Елена Куликова. Сотрудничество логопеда и родителей в коррекции дефектов речи у детей дошкольного возраста.

Сотрудничество логопеда и родителей в коррекции дефектов речи у детей дошкольного возраста.МБДОУ г. Астрахани «Детский сад №65».

Сотрудничество логопеда и родителей в коррекции дефектов речи у детей дошкольного возраста.

Учитель-логопед Куликова Е.Г.

Учитель-логопед Володина М.М.

Астрахань 2014г.

Успех коррекционной работы по преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нём родителей. Ни для кого не секрет, что совместная деятельность специалиста и родителей приносит более эффективный результат в коррекционной работе. Совместная работа логопеда с родителями – неотъемлемая часть всего педагогического процесса и её трудно переоценить.

В семье созданы все условия, которые благоприятны для общего и речевого развития. Однако часто родители не уделяют должного внимания речевым нарушениям. Происходит это по нескольким причинам:

· родители не слышат недостатков речи своих детей;

· родители не придают речевым нарушениям серьёзного значения, предполагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.

 

В связи с этим теряется благоприятное время для коррекционной работы. Из детского сада ребёнок уходит в школу, и речевые нарушения начинают приносить ему немало огорчений. Одноклассники смеются над ним, учителя постоянно делают замечания, появляются ошибки при чтении и письме. Ребёнок начинает стесняться, отказывается принимать участие в мероприятиях. Он неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за плохих оценок. В такой ситуации критические замечания не дают нужного результата, а наоборот усугубляют её. Ребёнку необходимо умело и вовремя помочь. Несомненно, что помощь родителей в коррекционной работе необходима и очень важна. Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребёнка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.

Таким образом успех в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей.

Приобретённые знания помогут родителям поглубже познакомиться с проблемами своих детей, помочь ребёнку в преодолении трудных ситуаций.

Для успешного преодоления речевых недостатков необходимо познакомить родителей с коррекционными приёмами формирования правильной речи.

1 Развитие мелкой моторики.

Чтобы чётко говорить, надо с пальцами дружить. Зачем? Чтобы развивать смекалку, ум красивое произношение.  Дома потренируйте пальчики!

Пальцы дружная семья.

Пальцы дружная семья,

Друг без друга им нельзя. (Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их).

Вот большой,

А это – средний.

Безымянный и последний –

Наш мизинец малышок!

У-у-у! указательный забыли.

Чтобы пальцы дружно жили, (поочерёдно поднимаем пальцы обеих рук кверху.)

Будем их соединять

И движенья выполнять… (каждый палец руки присоединяем поочерёдно к большому.)

Учёные пришли к выводу, что формирование устой речи ребёнка начинается тогда, когда движение пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук.

Уровень развития мелкой моторики и координации движения рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению. Как правило, ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь.

Многие учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности в овладении навыков письма. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики могут привести к возникновению негативного отношения ребёнка к учёбе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом создать условия для накопления ребёнком практического двигательного опыта, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Возрастные особенности развития тонкой моторики рук у ребёнка 4 – 5 лет:

· рисует карандашами, мелками;

· собирает постройки из девяти кубиков;

· складывает бумагу более чем один раз;

· шнурует ботинки, лепит из пластилина.

Для развития мелкой моторики дети дома должны:

· разминать пальцами глину, пластилин;

· катать по очереди камешки, шарики, бусинки;

· выполнять пальчиковые игры и упражнения;

· рисовать ручкой, карандашами, мелками, гуашью;

· вышивать;

· играть с конструктором, мозаикой, кубиками, спичками, палочками;

· штриховать, раскрашивать и обводить трафареты, шаблоны.

 

2 Развитие речевого дыхания.

Развивая правильную речь, обязательно нужно научить детей правильному дыханию.

Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Особенно большое значении оно имеет для детей с речевыми нарушениями. Работу над коротким вдохом и длинным речевым выдохом начинается с упражнений, направленных на координацию ротового и носового дыхания.

· вдох и выдох носом;

· вдох носом, выдох ртом;

· вдох ртом, выдох носом;

· вдох и выдох ртом.

Упражнение «Хомячок» – пошмыгать носом, рот закрыт.

При этом упражнении нужно чувствовать движения стенки живота.

С помощью следующих упражнений развивается длительный выдох.

Упражнение «Согреть руки» – выдох со звуком х-х-хо.

Упражнение «Остудить воду» – выдох со звуком ф-ф-ф.

Упражнение «Бабочка» – сдувать бабочку на ниточке с цветка.

Упражнение «Лодочка» – дуть на бумажную лодочку, которая плавает в тазике с водой.

Упражнение «Футбол» – дуть через соломинку на горошину, пытаясь забить гол в ворота.

Упражнение «Подводная лодка» – пускать через соломинку воздух в стакане воды.

Необходимо следить, чтобы выдох был полным, т.е. не прерывался для небольшого вдоха.

Следующее упражнение развивает не только направленную воздушную струю, но и укрепляет мышцы языка, что очень важно для постановки звуков.

Упражнение «Фокус» – язык чашечкой, сдувать ватку с носа.

Для углубленного вдоха можно предложить детям понюхать цветок, узнать по запаху фрукт или овощ с закрытыми глазами.

Следующее упражнение развивает диафрагмальное дыхание, т.е. дыхание животом. Это самое правильное и самое полезное дыхание.  Оно способствует насыщению и увеличению скорости кровотока, доставляющего кислород и питательные вещества ЦНС.

Упражнение «Воздушный шарик». Представим, что живот – это воздушный шарик, заполняем его воздухом через нос, выпускаем воздух медленно и долго через нос, живот втягиваем. Левая рука на животе, правая на груди. При вдохе живот надувается, грудная клетка и плечи не поднимаются.

Используя этот тип дыхания, мы постоянно тренируем важные функции организма: сердечную, нервную. Иммунные системы, что в свою очередь снимает психическое напряжение, поднимает настроение, укрепляет здоровье. При таком благополучном состоянии все коррекционные процессы пойдут быстрее.

Попробуйте подышать дома с ребёнком лёжа – для лучшего расслабления, на живот положить игрушку или лодочку из бумаги и наблюдать, как она качается по волнам. Упражняясь по 5 минут с перерывами по одной минуте каждый день, вы заметите. Что ребёнок быстрее засыпает, становится спокойнее.

Перед проведением дыхательной гимнастики в помещении необходимо вытереть пыль, проветрить его.

3 Развитие артикуляционной моторики.

Важную роль в формировании звукопроизношения играет чёткая, точная, координированная работа артикуляционных органов, способность их к быстрому и плавному переключению с одного движения на другое, а также к удержанию заданной артикуляционной позы. Поэтому первостепенное значение имеют устранение нарушений в работе артикуляционного аппарата, подготовке его к постановке звуков.

Выработка правильных, полноценных артикуляционных движений в сложные артикуляционные уклады различных фонем достигаются двумя путями:

· постановкой, затем тщательной отработкой отсутствующих или нарушенных артикуляционных движений. Это длительная, кропотливая, сложная работа, при которой необходима помощь родителей;

· систематической артикуляционной гимнастикой, представляющей собой комплекс артикуляционных упражнений. Основным назначением артикуляционной гимнастики является развитие, укрепление и совершенствование артикуляционной моторики.

Указания к проведению артикуляционной гимнастики.

· выполняйте артикуляционную гимнастику ежедневно по 3-5 минут несколько раз в день;

· выполняется артикуляционная гимнастика, сидя перед зеркалом с обязательным соблюдением правильной осанки;

· добивайтесь чёткого, точного, плавного выполнения движений;

· вначале выполняйте артикуляционные движения медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, увеличивайте темп артикуляционной гимнастики;

· комплекс артикуляционной гимнастики будет неуклонно усложняться и расширяться за счёт вновь отработанных с логопедом упражнений;

· каждое упражнение выполняйте несколько раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики параллельно с увеличением темпа движений;

· возможно и желательно выполнять артикуляционную гимнастику под счёт, под музыку и с хлопками.

Упражнения для челюстей.

· широко раскрыть рот и подержать его открытым 10 – 15 секунд;

· жевательные движения в медленном темпе с сомкнутыми губами.

· то же в быстром темпе.

 

Упражнения для губ.

· улыбнуться, не обнажая зубы;

· «Заборчик» – улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы;

· «Прячем губки» – втянуть губы к зубам;

· вибрация губ (фырканье лошадки);

· чмоканье.

Упражнения для языка.

· «Лопатка» – широкий язык спокойно лежит на нижней губе;

· покусывание языка зубами по всей его поверхности, постепенно высовывая язык и снова его втягивая;

· вялый, спокойный язык просовывается между губами, рот приоткрыт, но не широко. Ребёнок произносит: пя-пя-пя;

· «Лошадка – улыбнуться, щёлкать языком громко и энергично. Нижняя челюсть неподвижна, двигается только язык;

· «Маляр – улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка водить вперёд-назад по нёбу;

· «Дятел – улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой касаться бугорков за верхними зубами, произнося д-д-д.

И самое главное!

Занимаясь с ребёнком, поддерживайте хорошее, доброе настроение, наберитесь терпения и не раздражайтесь, далеко не всё будет получаться с первого раза. Как можно чаще хвалите ребёнка и радуйтесь вместе с ним каждой, даже самой незначительной, удаче.

Ваш доброжелательный настрой – залог успеха!

 

Литература.

1.Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. – Екатеринбург: изд-во «Литур», 2005.

2.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М.: «Гном-пресс»,1999.

3.Белякова А.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. М., 2005.

4.Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль, 2000.

5.Бот О.С. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с общим недоразвитием речи. Журнал «Дефектология»,1983, №1.

6.Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. СПб., 2007.

 

7. Светлова И.В. развиваем мелкую моторику и координацию. М.. 2004.

Просмотров: 537
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Панова Елена Николаевна Клочьева Ольга Алексеевна. Тренинг для родителей, имеющих детей с нарушением речевого развития «Игровые приёмы развития артикуляционной моторики и коррекции звукопроизношения»
  • Пичугина Ирина. Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей (рекомендации для родителей)
  • Коготкова Л.М.. Консультация для родителей на тему: «Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики у детей с дизартрией».
  • Куничкина Ольга Геннадьевна. Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Колиниченко Анна Валериевна. Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушениями речи.
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Студеникина Яна Николаевна. Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями.
  • Курманова Злата Вячеславовна. Развитие мелкой моторики как эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста
  • Тарасюк Юлия Анатольевна. Роль развития мелкой моторики рук в коррекции речи детей с ОНР.
  • Ольга Ляляева. Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста
  • Холодова Лариса Анатольевна. Родительское собрание 'Роль артикуляционной и пальчиковой гимнастики на развитие речи ребенка'
  • Чемекова Надежда Михайловна. Родительское собрание 'Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей'
  • Леонова Наталья Юрьевна. Развитие речи дошкольников через формирование мелкой моторики «Умелые пальчики»
  • Гальцева Наталья Анатольевна. Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей
  • Яшнова Рабия Арслановна. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Шатлова Светлана Сергеевна. Мастер-класс для родителей по развитию мелкой моторики рук у детей с речевыми нарушениями среднего возраста «Играем пальчиками — развиваем речь»
  • Соловьева Анжелика Сергеевна. Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».
  • Тимербулатова Р. А.. Игровые приемы для развития артикуляционной моторики дошкольников с ОНР.
  • О.Б. Спицина Е.А. Шуклина А.С. Бузинова. Консультация для родителей старшего дошкольного возраста на тему «Влияние мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста на развитие речи и мыслительных операций»
  • Безукладова Екатерина Геннадьевна. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста.
  • Кузьмина Вера Валерьевна Чемпосова Юлия Викторовна. Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
  • Трапезникова Ольга. «Упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
  • Воронова Ольга Геннадиевна. Игры своими руками для развития мелкой моторики и координации движений.
  • Демина Светлана Владимировна. Опыт работы воспитателя ДОУ «Нетрадиционная аппликация как средство развития мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста»
  • Добикова Татьяна Ивановна. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Пугина Надежда Викторовна. МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: «Формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста посредством артикуляционной гимнастики»
  • Морозова Татьяна Алексеевна. Развитие мелкой моторики как средство гармоничного развития ребёнка.
  • Редактор. Развитие мелкой моторики рук, координации движений, сенсорной активности
  • Титаренко Нина Александровна. «Нетрадиционные техники рисования в коррекции нарушений мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи»
  • Наталия Седельникова. Развитие мелкой моторики пальцев рук через изобразительную деятельность (из опыта работы)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь