МБДОУ г. Астрахани «Детский сад №65».
Сотрудничество логопеда и родителей в коррекции дефектов речи у детей дошкольного возраста.
Учитель-логопед Куликова Е.Г.
Учитель-логопед Володина М.М.
Астрахань 2014г.
Успех коррекционной работы по преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нём родителей. Ни для кого не секрет, что совместная деятельность специалиста и родителей приносит более эффективный результат в коррекционной работе. Совместная работа логопеда с родителями – неотъемлемая часть всего педагогического процесса и её трудно переоценить.
В семье созданы все условия, которые благоприятны для общего и речевого развития. Однако часто родители не уделяют должного внимания речевым нарушениям. Происходит это по нескольким причинам:
· родители не слышат недостатков речи своих детей;
· родители не придают речевым нарушениям серьёзного значения, предполагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.
В связи с этим теряется благоприятное время для коррекционной работы. Из детского сада ребёнок уходит в школу, и речевые нарушения начинают приносить ему немало огорчений. Одноклассники смеются над ним, учителя постоянно делают замечания, появляются ошибки при чтении и письме. Ребёнок начинает стесняться, отказывается принимать участие в мероприятиях. Он неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за плохих оценок. В такой ситуации критические замечания не дают нужного результата, а наоборот усугубляют её. Ребёнку необходимо умело и вовремя помочь. Несомненно, что помощь родителей в коррекционной работе необходима и очень важна. Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребёнка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.
Таким образом успех в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей.
Приобретённые знания помогут родителям поглубже познакомиться с проблемами своих детей, помочь ребёнку в преодолении трудных ситуаций.
Для успешного преодоления речевых недостатков необходимо познакомить родителей с коррекционными приёмами формирования правильной речи.
1 Развитие мелкой моторики.
Чтобы чётко говорить, надо с пальцами дружить. Зачем? Чтобы развивать смекалку, ум красивое произношение. Дома потренируйте пальчики!
Пальцы дружная семья.
Пальцы дружная семья,
Друг без друга им нельзя. (Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их).
Вот большой,
А это – средний.
Безымянный и последний –
Наш мизинец малышок!
У-у-у! указательный забыли.
Чтобы пальцы дружно жили, (поочерёдно поднимаем пальцы обеих рук кверху.)
Будем их соединять
И движенья выполнять… (каждый палец руки присоединяем поочерёдно к большому.)
Учёные пришли к выводу, что формирование устой речи ребёнка начинается тогда, когда движение пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук.
Уровень развития мелкой моторики и координации движения рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению. Как правило, ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь.
Многие учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности в овладении навыков письма. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики могут привести к возникновению негативного отношения ребёнка к учёбе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом создать условия для накопления ребёнком практического двигательного опыта, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Возрастные особенности развития тонкой моторики рук у ребёнка 4 – 5 лет:
· рисует карандашами, мелками;
· собирает постройки из девяти кубиков;
· складывает бумагу более чем один раз;
· шнурует ботинки, лепит из пластилина.
Для развития мелкой моторики дети дома должны:
· разминать пальцами глину, пластилин;
· катать по очереди камешки, шарики, бусинки;
· выполнять пальчиковые игры и упражнения;
· рисовать ручкой, карандашами, мелками, гуашью;
· вышивать;
· играть с конструктором, мозаикой, кубиками, спичками, палочками;
· штриховать, раскрашивать и обводить трафареты, шаблоны.
2 Развитие речевого дыхания.
Развивая правильную речь, обязательно нужно научить детей правильному дыханию.
Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Особенно большое значении оно имеет для детей с речевыми нарушениями. Работу над коротким вдохом и длинным речевым выдохом начинается с упражнений, направленных на координацию ротового и носового дыхания.
· вдох и выдох носом;
· вдох носом, выдох ртом;
· вдох ртом, выдох носом;
· вдох и выдох ртом.
Упражнение «Хомячок» – пошмыгать носом, рот закрыт.
При этом упражнении нужно чувствовать движения стенки живота.
С помощью следующих упражнений развивается длительный выдох.
Упражнение «Согреть руки» – выдох со звуком х-х-хо.
Упражнение «Остудить воду» – выдох со звуком ф-ф-ф.
Упражнение «Бабочка» – сдувать бабочку на ниточке с цветка.
Упражнение «Лодочка» – дуть на бумажную лодочку, которая плавает в тазике с водой.
Упражнение «Футбол» – дуть через соломинку на горошину, пытаясь забить гол в ворота.
Упражнение «Подводная лодка» – пускать через соломинку воздух в стакане воды.
Необходимо следить, чтобы выдох был полным, т.е. не прерывался для небольшого вдоха.
Следующее упражнение развивает не только направленную воздушную струю, но и укрепляет мышцы языка, что очень важно для постановки звуков.
Упражнение «Фокус» – язык чашечкой, сдувать ватку с носа.
Для углубленного вдоха можно предложить детям понюхать цветок, узнать по запаху фрукт или овощ с закрытыми глазами.
Следующее упражнение развивает диафрагмальное дыхание, т.е. дыхание животом. Это самое правильное и самое полезное дыхание. Оно способствует насыщению и увеличению скорости кровотока, доставляющего кислород и питательные вещества ЦНС.
Упражнение «Воздушный шарик». Представим, что живот – это воздушный шарик, заполняем его воздухом через нос, выпускаем воздух медленно и долго через нос, живот втягиваем. Левая рука на животе, правая на груди. При вдохе живот надувается, грудная клетка и плечи не поднимаются.
Используя этот тип дыхания, мы постоянно тренируем важные функции организма: сердечную, нервную. Иммунные системы, что в свою очередь снимает психическое напряжение, поднимает настроение, укрепляет здоровье. При таком благополучном состоянии все коррекционные процессы пойдут быстрее.
Попробуйте подышать дома с ребёнком лёжа – для лучшего расслабления, на живот положить игрушку или лодочку из бумаги и наблюдать, как она качается по волнам. Упражняясь по 5 минут с перерывами по одной минуте каждый день, вы заметите. Что ребёнок быстрее засыпает, становится спокойнее.
Перед проведением дыхательной гимнастики в помещении необходимо вытереть пыль, проветрить его.
3 Развитие артикуляционной моторики.
Важную роль в формировании звукопроизношения играет чёткая, точная, координированная работа артикуляционных органов, способность их к быстрому и плавному переключению с одного движения на другое, а также к удержанию заданной артикуляционной позы. Поэтому первостепенное значение имеют устранение нарушений в работе артикуляционного аппарата, подготовке его к постановке звуков.
Выработка правильных, полноценных артикуляционных движений в сложные артикуляционные уклады различных фонем достигаются двумя путями:
· постановкой, затем тщательной отработкой отсутствующих или нарушенных артикуляционных движений. Это длительная, кропотливая, сложная работа, при которой необходима помощь родителей;
· систематической артикуляционной гимнастикой, представляющей собой комплекс артикуляционных упражнений. Основным назначением артикуляционной гимнастики является развитие, укрепление и совершенствование артикуляционной моторики.
Указания к проведению артикуляционной гимнастики.
· выполняйте артикуляционную гимнастику ежедневно по 3-5 минут несколько раз в день;
· выполняется артикуляционная гимнастика, сидя перед зеркалом с обязательным соблюдением правильной осанки;
· добивайтесь чёткого, точного, плавного выполнения движений;
· вначале выполняйте артикуляционные движения медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, увеличивайте темп артикуляционной гимнастики;
· комплекс артикуляционной гимнастики будет неуклонно усложняться и расширяться за счёт вновь отработанных с логопедом упражнений;
· каждое упражнение выполняйте несколько раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики параллельно с увеличением темпа движений;
· возможно и желательно выполнять артикуляционную гимнастику под счёт, под музыку и с хлопками.
Упражнения для челюстей.
· широко раскрыть рот и подержать его открытым 10 – 15 секунд;
· жевательные движения в медленном темпе с сомкнутыми губами.
· то же в быстром темпе.
Упражнения для губ.
· улыбнуться, не обнажая зубы;
· «Заборчик» – улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы;
· «Прячем губки» – втянуть губы к зубам;
· вибрация губ (фырканье лошадки);
· чмоканье.
Упражнения для языка.
· «Лопатка» – широкий язык спокойно лежит на нижней губе;
· покусывание языка зубами по всей его поверхности, постепенно высовывая язык и снова его втягивая;
· вялый, спокойный язык просовывается между губами, рот приоткрыт, но не широко. Ребёнок произносит: пя-пя-пя;
· «Лошадка – улыбнуться, щёлкать языком громко и энергично. Нижняя челюсть неподвижна, двигается только язык;
· «Маляр – улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка водить вперёд-назад по нёбу;
· «Дятел – улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой касаться бугорков за верхними зубами, произнося д-д-д.
И самое главное!
Занимаясь с ребёнком, поддерживайте хорошее, доброе настроение, наберитесь терпения и не раздражайтесь, далеко не всё будет получаться с первого раза. Как можно чаще хвалите ребёнка и радуйтесь вместе с ним каждой, даже самой незначительной, удаче.
Ваш доброжелательный настрой – залог успеха!
Литература.
1.Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. – Екатеринбург: изд-во «Литур», 2005.
2.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М.: «Гном-пресс»,1999.
3.Белякова А.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. М., 2005.
4.Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль, 2000.
5.Бот О.С. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с общим недоразвитием речи. Журнал «Дефектология»,1983, №1.
6.Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. СПб., 2007.
7. Светлова И.В. развиваем мелкую моторику и координацию. М.. 2004.
|