Тимербулатова Р. А.. Игровые приемы для развития артикуляционной моторики дошкольников с ОНР.

Игровые приемы для развития артикуляционной моторики дошкольников с ОНР.

Логопед-дефектолог Тимербулатова Р. А. РБ, г. Стерлитамак.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это сложное речевое расстройство у детей с нормальным слухом м сохранным интеллектом. При ОНР нарушено формирование основных компонентов языковой системы: лексики, грамматики и фонетики и, как следствие, всей связной речи. Так же у детей с ОНР страдает артикуляционная моторика, недостаточная сформированность которой влияет на усвоение ребенком грамоты, письма и речи в целом.

Для правильного произношения звука необходимо воспроизвести правильный артикуляторный уклад, который состоит из сложных комплексов движений. А дети с ОНР не сразу могут приспособить свою артикуляцию к точному воспроизведению тех или иных звуков речи. В одних случаях они могут заменять сложные звуки более простыми по артикуляции. В других – наблюдается пропуск отдельных звуков или частей слова. Чаще всего ребенок пропускает безударную часть слова или согласный звук в словах со стечением двух или более согласных. Нельзя забывать, что при этом фонация и дыхание ребенка должны быть достаточно скоординированы, а речедвижения соотнесены с соответствующими слуховыми ощущениями.

Всем известно, что в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности. Поэтому игровой метод является основным методом работы с детьми дошкольного возраста при ОНР.

Предлагаю несколько вариантов использования игровых приемов при артикуляционной гимнастике:

  1. «Кубики». Для данной игры нужен кубик, на гранях которой должны быть приклеены картинки-символы артикуляционных упражнений. Желательно брать картинки изображением красочных персонажей современных мультфильмов, которые выполняют то или иное упражнение. Ребенок самостоятельно кидает кубик и выполняет упражнение которое выпало. Желательно сделать несколько кубиков. В одном кубике можно разместить базовый комплекс упражнений необходимых для выработки основных движений и положений органов артикуляционного аппарата. А в другом кубике – расположить комплексы упражнений, предназначенных для выработки артикуляционных движений отдельных групп звуков.
  2. Игра на песочнице «Повтори как он». Для данной игры вам понадобится песочница (деревянный ящик размером 50 на 70 см, глубина 8-10 см.), коллекции небольших игрушек (деревья, растения, камешки, домики) и фигурки или картинки (которые показывают то или иное артикуляционное упражнение). На песочнице хаотичным образом располагаем домики, в которых заранее поселились жители-игрушки. Игрушки при этом не должны изображать какой-либо артикуляционный уклад. Например, собака которая показывает язык, слоник, который тянет хоботок, бегемот с открытым ртом, хомяк с надутыми чеками, лошадка и т.д. Можно также в домиках расположить игрушки-предметы: лопата, заборчик, качели, грибок и т.д. Логопед предлагает ребенку отправится в путешествие по песочнице и заглянуть в гости. Ребенок самостоятельно открывает двери домов и достает оттуда игрушку. После чего логопед предлагает ребенку показать эмоцию, которую показывает игрушка. В данной игре у ребенка развивается не только артикуляционная моторика, но и мелкая моторика рук.
  3. Игра с конфетой. Диаметр конфеты 2-3 см, длина верёвки 60 см, верёвка продета через сквозное отверстие в конфете и завязана на узел. Примечание. Во время работы взрослый удерживает верёвку в руке. Комплекс упражнений: 1. Двигать конфету по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук верёвке языком вправо-влево. 2. Двигать конфету по вертикально натянутой верёвчке вверх (вниз конфета падает произвольно). 3. Толкать языком конфету вверх-вниз, верёвка натянута горизонтально. 4. Язык — «чашечка», цель: поймать конфету в «чашечку». 5. Ловить конфету губами, с силой выталкивать, «выплёвывая» его. 6. Поймать конфету губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатить конфет от щеки к щеке. 7. Рассказывать скороговорки с конфетой во рту, держа руками верёвочку.
  4. Плакат «Логопедический будильник». В данном будильнике вместо циферблата по кругу приклеены картинки для статических упражнений языка. Такая игра не только будет развивать артикуляционную моторику ребенка, но и зрительное внимание. Птенчики. Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости. Лопаточка. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Чашечка. Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов. Часики (Маятник). Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта. Змейка. Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта. Качели. Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
  5. Игра-путешествие. Нарисовать большой плакат с домиками. В каждом доме должно быть по одному животному. Ребенок водит пальчиками по тропинке и подходя к определенному домику выполняет упражнение. Трусливый птенчик. Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок-"птенчик" сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично. Акулы. На счет "один" челюсть опускается, на "два" — челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счет "три" — челюсть опущена на место, на "четыре" — челюсть даигается влево, на "пять" — челюсть опущена, на "шесть" — челюсть выдвигается вперед, на "семь" — подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений. И тд. Можно подобрать различные упражнения и рисунки. Чтобы игра была интереснее возможно сделать какого-то сказочного персонажа, которого ребенок будет либо держать в руках и водить, либо привязать ниткой к плакату рисунок данного персонажа и ребенок будет дуть и водить его струей воздуха. В процессе выполнения упражнений следите за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки сначала произносите немного подчеркнуто.
Просмотров: 348
Категория: По направлениям » Для детского сада » Дефектология




Другие новости по теме:

  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Ковалишина Ирина Евгеньевна. Логопедический проект «Мыльные пузыри – игра или загадка» в подготовительной группе для детей с ОНР
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Аксёнова Ирина Александровна. Консультация для родителей. Комплекс артикуляционных упражнений для постановки шипящих звуков.
  • Исакова Евгения Евгеньевна. Использование игр и игровых упражнений в формировании связной речи у дошкольников с ОНР.
  • Фоминых Елена Николаевна. Час педагогической компетентности с элементами деловой игры 'В преддверии тотального диктанта, или русский язык – это интересно!'
  • Молодых Оксана Владимировна. «Можно» и «Нельзя» или Дисциплина для дошкольников: за и против
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Упакова Наталья Ивановна. «Игра в «жизнь» или как помочь застенчивому ребенку»
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Вдовина Нина Александровна. «Комплекс упражнений при плоскостопии»
  • Редактор. Авторитет взрослого или непослушный ребенок
  • Курочкина Галина Валентиновна. Базовый комплекс нейропсихологических упражнений для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Андреенко Татьяна Александровна. ПРОГРАММА «ОПТИМИЗАЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СИСТЕМАХ «РЕБЕНОК-РЕБЕНОК», «РЕБЕНОК-ВЗРОСЛЫЙ»
  • Елена Васильевна Савельева. Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ОНР, ФФНР. Игра «Что? Где? Когда» по теме «Весна».
  • Климова Ирина Владимировна. Комплексы упражнений в работе над формированием правильного диафрагмального выдоха, в работе над силой голоса, укрепление мимических и артикуляционных мышц
  • Ибрагимова Асия Миншакировна. Логопедическая игра «С Феей Бусинкой играем» По теме: «Формирование грамматического строя речи у дошкольников с ОНР» 4+
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Редактор. Вот несколько игр, которые можно организовать с детьми.
  • Круглов Дмитрий Владимирович. Способы создания досуга с ребенком. Или как быть веселым родителем?
  • Евдокимова Мария Викторовна. Комплекс занимательных игр и упражнений для развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Доронова Н. Н. Овчинникова Е.А.. Конспект логопедического занятия для подгруппы детей 6-7 лет с ОНР-3 Тема: «Автоматизация произношения звуков [р], [л]
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Куничкина Ольга Геннадьевна. Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Цобехия Анна Юрьевна. Коррекция эмоционально-личностных нарушений у детей с ОНР с использованием песочной терапии, элементов арттерапии и коррекционных упражнений.
  • Бережная Ольга Васильевна. Название работы: Подгрупповое занятие для старших дошкольников с ОНР на тему «Зима. Дифференциация звуков [д] — [дь’]».
  • Малютина Екатерина Алексеевна. Дидактическое упражнение «Деревья в разные времена года»
  • Кузина Анна Викторовна. Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей с ОНР старшего дошкольного возраста на тему «Гласные звуки [а, у, и, ы, о]»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь