«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» И.П. Павлов
Я много лет работаю воспитателем в логопедической группе. В процессе своей работы с дошкольниками, я убедилась, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики. У детей при ряде речевых нарушений отмечаются выраженные отклонения в развитии «движений пальцев рук», то есть движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.
При ежегодном обследовании детей логопедами, отслежена прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием мелкой моторики пальцев рук каждого ребёнка: если развитие движения пальцев соответствует возрасту, то речевое развитие находится в пределах нормы, если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика бывает в норме. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев.
Дети с нарушением речи редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук, как правило, у них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и переключения, синкинезии (содружественные движения других частей тела).
Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений рук, или иначе говоря, ручной и речевой моторики. Рука, пальцы, ладони — едва ли неглавные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребёнка. Задача взрослых при подготовке его к школе — помочь развить мелкую моторику рук.
При организации работы по укреплению мышц рук, развитию ловкости и координацию движений, в своей работе с детьми я использую различные предметы (хозяйственные мелочи, прищепки, бусы, пуговицы). Они привлекают детей, повышают их интерес к деятельности, развивают фантазию, ориентировку в пространстве, мелкую моторику руки. Любому ребёнка не помешает массаж рук, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только развивают мелкую моторику и речь, но и умение слушать. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движение рук. Уже в древности была подмечена взаимосвязь этих процессов.
Пальчиковые игры- это инсценировка рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека. Автор «Су-Джок терапии» Пак Чже Ву доказал, что на руке находятся биологически активные точки нашего организма. Эту методику мы с удовольствием используем в нашем дошкольном учреждении. Дети любят шарики с колючками (Су-Джок). Прокатывая их между ладонями, они массируют мышцы руки. В каждом шарики есть «волшебное колечко», которое помогает стимулировать работу внутренних органов.
Работая в этом направлении, я убедилась, что уровень развития руки находится в зависимости от степени сформированности движений пальцев рук. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму. В повседневную работу с детьми я включаю игры и задания для развития общей и специальной моторики с учётом индивидуальных способностей каждого ребёнка.
Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь становится более выразительной.
Использование пальчиковых игр и упражнений помогает детям:
- сделать рывок в развитии речи.
- подготовить руку к письму.
- развивать внимание и терпение.
- стимулировать фантазию.
- - научиться управлять своим телом.
Мною подготовлено много игр и упражнений, способствующих развитию мелкой моторики рук, я постоянно делюсь опытом со своими коллегами.
В результате своей деятельности я нашла наиболее продуктивный и результативный вид работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи: совершенствование у них речи средствами развития мелкой моторики рук.
|