Зачем необходимо развивать мелкую моторику рук у детей?
Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка.
Развивать мелкую моторику необходимо уже с этапа новорождённости. Сначала это выражается с разглядывания своих ручек, затем ребёнок учиться управлять своими ручками и это выражается в том, что малыш берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками.
Затем ребенка необходимо обучить правильно держать ложку, карандаш, кисть.
Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться.
Поэтому если вы хотите грамотно развивать речь ребёнка, то необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики.
Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на подчерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.
От того как развита мелкая моторика у ребёнка, можно в дальнейшем судить о его готовности к обучению в школе. Так как именно мелкая моторика определяет уровень готовности ребёнка к письму, уровень логического мышления, уровень памяти, уровень развития речи, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.
Развивать мелкую моторику стоит постепенно с помощью игр, заданий и упражнений.
Где ладошка?
Где ладошка? (показать ладошку) Тут-тут (стучим указательным пальцем по ладошке) На ладошке пруд, пруд (рисуем круг на ладошке) Палец большой — это гусь молодой (поочередно показываем пальцы)
Указательный – поймал гуся Средний гуся ощипал, Безымяный – суп варил, А мизинчик – всех кормил.
Полетел гусь в рот (подносим руки ко рту) А оттуда в живот! (показываем живот)
«Перчатка»
Веселая мышка перчатку нашла (Показываем ладонь, поворачиваем вниз, вверх)
Гнездо в ней устроив мышат позвала (показываем гнездо)
Им корочку хлеба дала пожевать (зажимаем кончик каждого пальца)
Отшлепала всех — непослушных мышат
Погладила всех
Уложила их спать (ручки под щечку). И т.д.
применение массажного шарика су-джок
Применяются Су — Джок — массажеры в виде массажных шариков, в комплекте с массажными металлическими колечками. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные кольца надеваются на пальчики. С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
Ежик, ежик, хитрый еж (круговые движения шариком по ладошке)
На клубочек ты похож
На спине иголки — очень, очень колкие (каждым пальцем надавливать на «иголку»)
Хоть и ростом ежик мал
Нам колючки показал
А колючки тоже на ежа похожи (собрать пальцы обеих рук в «щепотку», крутить мяч).
(Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, начиная с большого, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики)
Где ты был?
* С этим братцем в лес ходил * С этим братцем щи варил * С этим братцем кашу ел -С этим братцем песни пел
Этот пальчик хочет спать.
(Поочередно надевать колечко на пальцы сначала левой руки, затем правой).
Упражнения, которые помогут развить у ребенка мелкую моторику, что способствует активизации речевых навыков
Упражнение 1. "Заплети косичку" — три шнура (одноцветные или разноцветные) заплести в косичку.
Упражнение 2. "Бумага" — смять, расправить, скрутить, раскрутить, свернуть, стараться работать пальцами (складывать веер, шляпу, пароход).
Упражнение 3. "Спецрисование" — по точкам, по контуру, по трафарету (простого, сложного) по образцу, словесной инструкции.
Упражнение 4. "Раскрась" — книжки для раскраски, нарисованное взрослым или ребенком.
Упражнение 5. "Штриховка" — линиями продольными, поперечными, диагональными, диагонально-поперечными заштриховать нарисованные геометрические фигуры, овощи, фрукты и т.д.
Упражнение 6. "Выщипывание" — нарисовать и защипать контуры, например: колобок, репа и т.п.
Упражнение 7. "Аппликация выщипыванием" — нарисовать, выщипать, склеить 2 кружка (1 большой, 2 маленьких — получится неваляшка).
Упражнение 8. "Резиновая игрушка" — сжимать, разжимать резиновую игрушку.
Упражнение 9. "Бусы" — нанизывать на нитку бусины, пуговицы и т.п. разной величины, цвета.
Упражнение 10. "Мотылек" — грушу, пульверизатор сжимать, разжимать, струю воздуха направлять на вату, на различном расстоянии различной силы.
Упражнение 11. "Чудесный мешочек" — мелкие игрушки, геометрические фигуры, муляжи овощей, фруктов, контуры букв-ребенок ощупывает рукой, называет предмет, затем вынимает из мешка, уточняет название.
Упражнение 12. "Мозаика" — (мелкая и крупная) выкладывать по образцу узоры, предметы, фигурки, буквы и т.д.
Упражнение 13. "Завяжи-развяжи" — полоска жесткой материи или клеенки в петли с двух сторон вставить и завязать шнурки разных цветов, шнурков по количеству петель.
Упражнение 14."Застегни-растегни" — застегивание и расстегивание пуговиц (на ножке, разной величины).
Упражнение 15. "Нитки" — смотать нитки с одного клубка в другой, с одной трубочки на другую (нитки разного цвета и толщины).
Пальчиковый театр
Пальчиковый театр – это очень интересное и полезное занятие. Чем раньше малыш узнает, что такое пальчиковый театр, тем раньше он заговорит.
Пальчиковый кукольный театр — это набор фигурок различных персонажей, одевающихся на пальчики. (можно сделать своими руками: связать, из бумаги, нарисовать персонажи прямо на самих пальчиках). Также в пальчиковый кукольный театр могут быть включены различные «декорации»: деревья, домик, репка и так далее.
Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много, при желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумать их можно бесконечное множество. И главное здесь — учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.
- Лобанова Н. Н. Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 595-596.
- Гордиенко С. А. «Пальчиковый театр. Колобок» Издательство: "Феникс" (2015), Серия: "Играем в сказку".
- Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009
- Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1995.
|