Матвеева Е.А., воспитатель
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». В.А. Сухомлинский
Родителей и педагогов всегда волновал вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? Как правильно подготовить ребенка к школьному обучению?
Одним из аспектов этой проблемы является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование.
Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова пишет: «Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией».
Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки. Именно руки дали возможность развивать путем жестов тот первичный язык, с помощью которого проходило общение первобытных людей. Таким образом, есть основания рассматривать кисть руки, как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки, есть еще одна речевая зона мозга.
Проблема повышения эффективности комплексной работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей 5-6 лет не теряет своей актуальности. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (карандашом, ручкой…), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерская в детской руке, тем ребенок умнее.
Цель моей работы: «Развитие мелкой моторики у детей через художественно – конструктивную деятельность»
Поставила следующие задачи:
- развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
- развивать наглядно – образное пространство, композиционность, мышление;
- развивать творческий потенциал, фантазию и воображение, самостоятельность.
Поставив перед собой цели, задачи, выбрав формы, методы и приемы обучения, занялась подбором материала, в частности поисками всевозможных пальчиковых игр, постепенно формируя игротеку «Пальчиковый игротренинг». Что же сюда вошло:
- Игры с пальчиками.
- Пальчиковые игры с палочками.
- Пальчиковые игры со стихами.
- Физкультминутки.
Развитие графической моторики.
- Рисование по трафаретам.
- Рисование по фигурным линейкам.
- Штриховка.
- Работа в тетрадях, выполнение графических упражнений.
- Работа в занимательных прописях для дошкольников.
Эпизодическая деятельность не могла дать положительного эффекта. Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук регулярной, используя разные формы работы:
- фронтальные и подгрупповые занятия
- в индивидуальной работе
- в свободной самостоятельной деятельности самих детей
- в совместной деятельности с родителями.
Художественно–конструктивная деятельность широко интегрируется с занятиями по ознакомлению детей с изобразительным искусством, природой, по развитию речи, а также с игровой, театрализованной и другими видами деятельности.
В группе имеется набор счетных палочек, дети выполняют из них разные фигурки, которые сопровождает стишок, для того, чтобы у ребенка возник не только зрительный образ предмета, но и слуховой. Используя этот материал, как часть занятия по математике, конструированию, в совместной деятельности дети играют с удовольствием и в свободное время.
Оптимальный вариант развитие мелкой моторики – использование физкультминуток. Физкультминутка, как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки связанной с сидением.
Кроме того, я поставила перед собой задачу заинтересовать ребенка художественной деятельностью, пробудить интерес к созданию разнообразных поделок, которые могут использоваться как на занятиях, так и в творческих играх. Дети любят создавать поделки и композиции из природного материала (семян яблок, арбуза, кедровых орешков и т.д.) из камешков, пуговиц, путем обрывания бумаги, из ниток.
При работе с ножницами, клеем дети учатся правильно пользоваться материалами, инструментами, приобретают немало практических навыков и умений, развивают мелкую моторику пальцев и координацию движения руки. Самый простой способ — это тот, где ребёнку нужно сложить пополам лист бумаги, сделать ножницами ряд ровных надрезов, затем вырезать полоски другого цвета и определенным образом, соблюдая узор, вплести их между надрезов основной части (по типу полотняного переплетения нитей в ткани). Большое значение для "постановки руки" имеет развитие графической моторики.
Особое место здесь занимает штриховка, обведение по трафарету фигур или предметов, с использованием простого и цветного карандаша. Трафареты на разную тематику: овощи, фрукты, посуда, одежда, животные и т.д. Для штрихования используются книжки для раскрашивания. Однако следует помнить, что эти упражнения представляют собой значительную нагрузку на зрение и их продолжительность должна быть не более 5-7 минут. При выполнении штриховки ставила следующие задачи:
- Подготовка руки к письму (развитие мелких мышц пальцев и кисти руки);
- Развитие глазомера (формирование умения видеть контуры фигур и при штриховании не выходить за их пределы, соблюдая одинаковое расстояние между линиями).
В группе имеются фигурные линейки, использование которых формирует умение составлять из геометрических фигур изображения предметов, смысловых композиций, штриховать их, обучать составлению предложений, рассказов по получившимся композициям (развитие речи, логического мышления, активизации творческих способностей). Учим детей штриховать:
- Параллельными отрезками, сверху вниз, снизу вверх, слева направо, и справа налево;
- По косым линиям, точками;
- Круговыми линиями, полуовалами;
- Волнистыми линиями, петлями.
Дети принимают условия быстро и легко, как в игре. Сначала незнакомые с этой работой дети сильно нажимают на карандаш, рука напрягается. Если притронутся к детской руке через некоторый промежуток времени, когда ребенок уже освоил технику штриховки, мы не почувствуем напряжения мускулов. Постепенно расходящиеся во все стороны, выходящие за контур линии, становятся на место.
В процессе работы развитие мелкой моторики через творческую деятельность дети приобретают определенные знания, творческие умения, практические навыки, формируется эстетическое видение окружающего мира. В соответствии с педагогическими задачами дети творчески воспроизводят образцы, создают собственные поделки, обыгрывают их, переживают радость созидания.
Использованная литература:
1. Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. — М.: Астрель, 2009. 2.Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. — М. Просвещение, 2009.
3. Борисенко М.Г. Наши пальчики играют. — Екатеринбург: Паритет, 2005.
4. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. — М.: Просвещение, 1973.
5. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. СПБ.: Литера, 2005.
6. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М.: Мозаика-Синтез, 2014.
7. Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику. — М.: Эксмо, 2007.
8. Узорова О.В. Игры с пальчиками. — М.: Астрель, 2008.
|