Воспитатель Шевчук Ольга Валерьевна
Группа… компенсирующей направленности «Фантазеры»
Тема: «Развитие мелкой моторики рук детей 5-6 лет с ЗПРР через занятия пластилинографией»
Цель: Повышение своего теоретического, практического уровня,
профессионального мастерства и компетентности;
систематизировать работу по реализации системы мероприятий направленных на развитие мелкой моторики рук детей 5-6 лет с ЗПРР через занятия пластилинографией
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний путём изучения статей в журналах: «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Воспитатель в ДОУ», «Обруч»; изучение методик и технологий педагогов в Интернете; использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми.
- Разработать перспективный план работы.
- Составление плана проектной деятельности
- Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.
- Подготовить консультацию для педагогов на педсовете. Тема: «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»;
- Подготовка доклад для пед. совета на тему: «Проектная деятельность — «Рисование пластилином как средство развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ»;
- Подготовить консультацию для родителей. Тема: «Рисование пластилином»
- Семинар для родителей с элементами игры на тему: «Ум на кончиках пальцев»
- Подготовить материал (провести) коррекционно- развивающий мастер-класс для педагогов по теме: «Божья коровка на ромашке».
Актуальность выбранной темы
Одной из важных задач перед педагогами дошкольных учреждений для детей с задержкой психоречевого развития является — развитие мелкой моторики кистей рук детей, что непременно будет способствовать их интеллектуальному и речевому развитию. Развитие тонкой моторики является главным условием осуществления познавательной деятельности, обеспечивающим возможность успешного обучения. Решение данной проблемы у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психоречевого развития, наиболее успешно осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает художественно эстетическое развитие, благодаря доступности, наглядности, конкретности выражения и максимальной приближенности к игре.
Лепка может являться одним из видов обучения, способствующей развитию мелкой моторики дошкольников с задержкой психоречевого развития, за счет использования пластичных материалов и разнообразных действий с ним.
Пластилинография или рисование пластилином — это относительно новый вид детского творчества и разновидность нетрадиционного рисования, который доступен детям и дома, и в детском саду. Пластилинография — замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. В процессе этой деятельности происходит закрепление информации, полученной в других видах деятельности; расширяются возможности изобразительной деятельности. Она доступна даже маленьким детям.
Разностороннее изучение задержки психоречевого развития как специфической аномалии детей позволило получить данные об особенностях их развития. Наряду с незрелостью эмоционально-волевой сферы, недоразвитием познавательной деятельности, недостаточностью представлений об окружающем мире, нарушением речевого развития у детей с ЗПРР, в достаточно большем проценте случаев имеется отставание в психомоторном развитии. У многих детей с ЗПРР обнаруживаются разные формы общедвигательных нарушений и нарушений тонкой моторики. Поэтому развитие тонкой моторики является важным компонентом в коррекционной работе с детьми с ЗПРР, так как она взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь). Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий
Занятие пластилинографией с детьми с ЗПР комплексно воздействует на развитие ребёнка:
Повышается сенсорная чувствительность, т. е. развивается тонкое восприятие формы, фактуры, цвета; развивается воображение, пространственное мышление, общая ручная умелость, мелкая моторика;
Синхронизируется работа обеих рук; формируется умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
Изобразительная деятельность имеет важное значение для всестороннего развития детей дошкольного возраста. В процессе изобразительной деятельности у детей формируются реальные образы предметов окружающей действительности.
Поэтому выбор темы по самообразованию продиктован большими возможностями лепки, а именно пластилинографии в развитии мелкой моторики рук.
Литература:
- Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., МихайловаЗ. А. и др, Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. — СПб.: «Детство-пресс», 2011. – 528 с.
- Баряева Л.Б., Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н.Д. — СПб.: «СОЮЗ», 2003. — 320с.
- Екжанова, Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям дошкольного возраста. Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. — СПб.: КАРО, 2008. — 336с.
- Зинкевич–Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку. 3–е издание – СПб.: «Детство – пресс», 2001г.
- Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: Сборник игр и игровых упражнений. — М.: Издательство «Книголюб», 2008. — 128с.
- О.Ю. Тихомирова Пластилиновая картинка Москва Мозаика – Синтез 2010
- Сенсорное воспитание в детском саду. Под ред. Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесовой – М.Просвещение, 1981
- Т.Н. Яковлева Пластилиновая живопись. Методическое пособие. Москва 2010
- Т.С. Комарова Занятия по лепке в детском саду. Методическое пособие
|