Автор: Кузнецова Марина Николаевна, воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ «ДС комбинированного вида №1», г. Алексин
Источники творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. В.А. Сухомлинский.
Всем известно, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей становления речи. Следует, чтобы развивался ребенок и его мозг необходимо тренировать его руки. Чтобы совершенствовать личность ребенка, необходимо развивать у него разные способности, умения, навыки, которые развиваются у него в продуктивной художественной деятельности. Это восприятие и формирующиеся на этой основе представления, воображения, ручная умелость, эмоционально-положительное отношение к деятельности. Все эти качества мы можем развивать в процессе работы с разными материалами.
Скачать конспект
Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является – работа с бумагой, которая позволяет детям проявлять терпение, фантазию, художественный вкус, творческие способности. В данной деятельности также развивается речевая активность детей, т.к. постоянно происходит тренировка моторики. Тем самым мы формируем здоровую и гармоничную личность. При работе с бумагой разных цветов у детей возникают положительные эмоции. Дети занимаются с удовольствием, и при этом учатся различать цвета. Так же малыши учатся работать с клейстером и кисточкой, прививаются гигиенические навыки, учатся пользоваться салфеткой, после работы мыть руки, вытирая их насухо. А при скатывании бумаги осуществляется самомоссаж пальцев, которые стимулируют мозговую активность; развивается симметричность движений, при отрывания кусочков бумаги разных размеров совершенствуется глазомер.
Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, ватные диски, бумажные салфетки, фантики от конфет и т. д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям младшего дошкольного возраста быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.
Аппликация (техника: бумажная пластика) – это синтез разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, конструирования из бумаги. Изображения в бумажной пластике выполняются в полуобъёмном варианте, все части и детали наклеиваются на картон, который служит цветовым фоном, что позволяет детям создавать яркие индивидуальные и коллективные композиции. Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции.
Учитывая выше сказанное, мною была разработана рабочая программа по художественно-эстетическому развитию «Волшебная бумага». Основной целью программы стало: развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых.
Перед собой и детьми поставила следующие задачи:
- формировать умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации
- научить основным приемам в аппликационной технике «бумажная пластика» (обрывание, сминание, скатывание в комок)
- развивать навыки работы с клейстером, приклеивать детали, присоединяя одну к другой
- побуждать работать на заданном пространстве (накопление элементарного опыта в составлении композиции)
- обогащать сенсорные впечатления (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги)
- развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер
- развивать речевые навыки, развивать фантазию, эстетическое и цветовое восприятие
- побуждать аккуратно работать с бумагой и клейстером
- воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работ; любознательность, интерес к творчеству.
Программа рассчитана на один год для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года). Это обусловлено тем, что данный возраст характеризуется значительным ростом физических возможностей, особенно активных развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением детьми «возраста», желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности. Занятия проводятся один раз в неделю, длительностью 15 минут, во второй половине дня в группе и по подгруппам. Деятельность проходит в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются малые жанры: стихотворения, потешки, загадки, песенки, сказки, подвижные и пальчиковые игры, игрушки и куклы из различных театров (изображения того или иного персонажа, который обыгрывается.) Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.
Предположительно, к концу освоения программы дети должны были научиться:
- разрывать и сминать бумагу, согласовывая свои умения и действия, передавать образ предмета, явления окружающего мира
- освоить навыки работы с клейстером
- совершенствовать умелость рук, мелкую моторику.
Мною был составлен тематический план на восемь месяцев (с октября по май включительно). В сентябре проводила диагностику художественных навыков и умений, на результаты который я опиралась при планировании предстоящей работы. Критериями замеров служили:
- Навыки и умения выкладывания целого из частей.
- Навыки и умения выкладывания предметов на плоскости.
- Навыки и умения последовательности выкладывания и наклеивания.
Составляя план, старалась учитывать время года, календарные праздники и знаменательные даты. Творчески подходила к разработке каждого конспекта, подбирала интересный речевой материал (загадки, потешки, стихи и др), чтобы детям было не скучно выполнять монотонную работу. Большинство работ выполнялось за несколько занятий, т.к. процесс довольно трудоемкий. Тщательно работала над созданием художественно-развивающей среды в группе (оформление окон, прогулочного участка и т.п.). В качестве предварительной работы использовала:
- наблюдение реальных объектов и предметов ближайшего окружения (живых и неживых объектов); активизация внимания ребенка на форме, красках, линиях листьев, цветов, деревьев; сравнение образов животных, птиц, насекомых
- нахождение в окружающей действительности предметов, похожих на круг, овал, треугольник, квадрат
- показ произведений русского декоративно-прикладного искусства (дымковской, городецкой игрушки, семеновской матрешки)
- рассматривание картинок, картин, иллюстраций, репродукций, фотографий.
Для успешной реализации программы были созданы следующие психолого-педагогические условия:
- Уважение педагога к человеческому достоинству воспитанников.
- Формирование и поддержка положительной самооценки, уверенность в собственных возможностях и способностях.
- Использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям.
- Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослого и детей, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка.
- Поддержка педагогом положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности.
- Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.
- Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.
- Защита детей от всех форм физического и психического насилия.
- Построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребенка, вовлечение семей воспитанников в образовательный процесс.
Прежде всего, ребенку интересен сам процесс отрывать, сминать в комочки бумагу, изготовление самой поделки, в последующем ребенка начинает интересовать и качество исполнения работы. Он смотрит на результат у себя и сравнивает с тем, что получилось у соседа, старается выполнить лучше. Малыш стремится наклеить более аккуратно, а после работы полюбоваться на свой продукт труда, рассказать какой он цвет выбрал, почему. Дети пополняют свой словарный запас новыми словами и терминами (шаблон, плоскостное изображение, контур и т.п). Да, это трудные слова для данного возраста, но пусть они будут находиться у них в пассивном словаре, а рано или поздно, если их употреблять, перейдут в активный словарь. Также дошкольники пробуют свои силы в умении формулировать вопросы по ходу выполнения задания, развивают способность давать словесную оценку своей и чужой работе. Невольно развивается ориентировка в пространстве, на плоскости, зрительное внимание (когда дети тренируются в расположении деталей точно в границы контура изображения).
Особенно понравилась и запомнилась детям коллективная работа «Мы слепили снеговика». К бумаге мы решили добавить ватные диски, что было необычно. Диски рвутся и режутся иначе, чем бумага, мягче.
Или, например, работа «Веселый барашек»»: у каждого ребенка получились совершенно разнообразные, уникальные животные, дети с удовольствием рассматривали их.
Порадовало малышей и задание «Солнышко лучистое». Каждый старался выполнить лучше, аккуратнее, в работе детям помогали загадки и песенка про солнышко. Лучики дорисовывали карандашами.
Не обошла программа и семьи воспитанников, для которых проводились ежемесячные мероприятия: консультации ( «Пальцы помогают говорить», «Развитие творческих способностей детей в игре и быту»,) анкетирование «Любознателен ли ваш ребенок?», буклеты для родителей ( «Как помочь своему ребенку», «Чем заняться в выходные» и др.), мастер-классы ( «Изготовление елочки способом из бумаги», «Приемы работы с различными видами бумаги» и др.).
В течение года, во время и после окончания реализации программы организовывала выставки в группе, приглашала посетить их родителей и других педагогов нашего ДОУ, дети с удовольствием рассказывали о своих работах. Также выкладывали в родительский чат WhatsApp.
Выполняя пальчиками различные упражнения, многие из воспитанников достигли хорошего результата: улучшилась мелкая моторика рук, кисти рук приобрели хорошую подвижность, гибкость, почти исчезла скованность движений. После проделанной работы я увидела, что у детей вырос интерес к занятиям, они стали творчески всматриваться в окружающий мир, проявляют фантазию и в другой деятельности, например, в играх, на прогулке. Благодаря проделанной систематической групповой и индивидуальной работе результаты освоения материала и обязательной программы заметно улучшены.
Но пока говорить о высоких достижениях рано, считаю, что нужно продолжать двигаться в данном направлении, продолжать развивать у детей мелкую моторику самыми разнообразными способами, тем самым формировать конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус, стимулировать развитие памяти. Стоит заручиться поддержкой семьи, что также важно для достижения поставленных задач. Установление контактов с родителями — дело непростое, требующее внимания, такта. Для этого надо хорошо знать семью, её воспитательные возможности. Сотрудничество воспитателя и родителей помогает лучше узнать ребёнка, а, узнав, направить общие усилия на его развитие. Такой контакт с родителями я постарались наладить в течение учебного года, реализуя свою программу.
Литература.
- Аппликации и поделки из бумаги для детей 3-4 лет-М: Стрекоза, 2010.
- Гришина Н.Н, Анистратова А.А. «Поделки из кусочков бумаги» – М., Оникс, 2009 г.
- НевилькоН. «Волшебные салфетки» — Обруч, 2003, №1
- Рябко Н.Б. «Занятия по изобразительной деятельности дошкольника – бумажная пластика». Учебно-практическое пособие – М., Педагогическое общество России, 2007
- Удина Е. Н. Диагностическая методика по определению аппликационных умений и навыков у детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №15. — С. 645-650. — URL https: //moluch. ru/archive/149/41986/ (дата обращения: 27. 07. 2019).
|