Алтынгузина Альфия Альфридовна МАДОУ ЦРР д/с «Сказка» Воспитатель
Преимуществом и новизной исследования является использование игровых технологий и упражнений для формирования сенсорного развития детей.
Что такое игровая технология?
Игровая педагогическая технология – это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по: отбору, разработке, подготовке игр; включению детей в игровую деятельность; осуществлению самой игры; проведению итогов, результатов игровой деятельности.
Скачать конспект
Федеральные государственные образовательные стандарты к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предусматривают решения программных образовательных задач в совместной деятельности детей не только в рамках непосредственного образовательной деятельности, но и про проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования, предлагают построение образовательного процесса на ведущем виде деятельности детей — игре.
Таким образом, актуальность проблемы исследования заключается в том. что познание окружающего мира начинается с "живого" созерцания, с ощущения (отражения свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). хотя известно, развитие ощущений и восприятий создаст необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).
Выдающиеся зарубежные ученые (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А.П. Усова и др.), справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития детей, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Анализ психолого-педагогической литературы (А. В. Запорожец, Л.А. Венгер, А. Г. Рузская) по проблеме позволил нам выделить сущность сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. Опираясь на определение, данное Л. А Венгером, сенсорное воспитание рассматривали как целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия. Результатом целенаправленного сенсорного воспитания детей дошкольного возраста является сенсорное развитие.
В теории деятельности (А. И. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова) особое значение придается ведущей деятельности в дошкольный период – игре.
Исходя из выше перечисленного вытекают основные цели и задачи. Которые представлены перед Вами.
Цель: апробировать систему игровых технологий для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
- Научить детей воспринимать и представлять предмет и явления, анализировать их, сравнивать, обобщать через игру.
- Использовать в своей работе с детьми основные виды игровых технологий для формирования сенсорных эталонов младших дошкольников.
- Формировать навыки самостоятельной деятельности, повысить самооценку детей, их уверенность в себе.
- Сплотить детский коллектив.
Для решения поставленных задач использовала принципы.
- насыщенности предметно-игровой среды.
- взаимосвязи сенсорного, умственного и физического развития детей.
- Принцип интеграции основных задач.
- Принцип обеспечения познавательно-сенсорной практики.
- Принцип тесного взаимодействия с семьей.
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине. Положение в пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного развития в раннем дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст благоприятен для совершенствования органов чувств, накопление представлений об окружающем мире. Именно сенсорное развитие:
- Обеспечивает усвоение сенсорных эталонов
- Готовит к реальной жизни
- Позитивно влияет на эстетическое чувство
- Развивает память, внимание, мышление, слух
- Влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др видов деятельности
- Развивает наблюдательность.
Для развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста по ФГОС я опиралась на основные виды педагогических технологий. Которых вы видите на рисунке.
- По виду деятельности (двигательные, интеллектуальные, психологические)
- По характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические)
- По характеру игровой методики (игры с правилами)
- По содержанию (музыкальные, математические, социализирующие, логические)
- По игровому оборудованию (настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссерские)
Организация работы была выстроена по трем направлениям: взаимодействие с детьми, с педагогами, и с родителями.
Были использованы следующие формы организации детской деятельности детей:
- подгрупповая НОД,
- индивидуально-творческая деятельность,
- самостоятельная деятельность детей;
- игры-путешествия;
- чтение художественной литературы.
- интеллектуальные викторины, развлечения;
- сюжетно-ролевые игры;
- упражнения на развитие мелкой моторики;
- совместная деятельность;
- исследовательская деятельность;
- решение проблемных ситуаций;
- Развивающие, дидактические игры по сенсорному воспитанию.
Мною с детьми были созданы и организованы различные проекты, мероприятия, нод, совместные работы с детьми.
Настольные ди, игры с пуговками, прищепками, разноцветными палочками, шнуровками, игры с пирамидками.
Взаимодействие с педагогами:
- Консультации
- Папки-передвижки
- Памятки
- Открытый показ НОД
Взаимодействие с родителями:
- Был проведен круглый стол на тему: «Дидактические игры для развития сенсорных способностей дошкольников»
- Проводились индивидуальные беседы.
- Созданы консультации, памятки по сенсорному развитию.
- Активное участие приняли родители в работе по развитию сенсорных способностей детей. Своими усилиями создали дидактические пособия и игры.
Для развития сенсорных способностей детей, большое значение имеет создание предметно – развивающей среды в группе.
Для формирования и развития детей по сенсорному развитию создана в группе №2 уголок, способствующую развитию сенсорных способностей детей (игры с прищепками, с пуговицами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями) и будет в дальнейшем наполнятся материалами;
Были разработаны проекты по развитию сенсорных способностей детей для младшего дошкольного возраста.
Проводилась НОД с детьми в соответствие с ФГОС и программой ДОУ.
Также большое внимание уделяю оформлению наглядных консультаций и информационных стендов для родителей по развитию сенсорных способностей детей посредством игровых технологий в соответствие с ФГОС ДО.
При проведении диагностики использовалась методика Афонькиной Ю.А. Результаты первичной диагностики показали. что у детей сформированы следующие представления.
- Обобщение (геометрические фигуры, разные по форме, цвету, величине).
- Соотнесение и группировка предметов (подбирать крышки к коробочкам, вкладывать фигурки в гнезда. Перекладывать из одной ёмкости в другую соотносить предметы по цвету, величине, количеству).
- Игры с дидактическим материалом (нанизывание на стержень колечек, собирать игрушки из двух частей).
Действия с предметами — орудиями.
Таким образом, анализ диагностики показал, что необходимо углубить работу по сенсорному развитию детей младшего возраста посредством использования игровых технологий.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.
Возраст младшего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Как писал В.А. Сухомлинский «Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира».
|