Алтынгузина Альфия Альфридовна. Опыт работы педагога: «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством игровых технологий»

Опыт работы педагога: «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством игровых технологий»

Алтынгузина Альфия Альфридовна МАДОУ ЦРР д/с «Сказка» Воспитатель

Преимуществом и новизной исследования является использование игровых технологий и упражнений для формирования сенсорного развития детей.

Что такое игровая технология?

Игровая педагогическая технология – это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по: отбору, разработке, подготовке игр; включению детей в игровую деятельность; осуществлению самой игры; проведению итогов, результатов игровой деятельности.

 

Скачать конспект

Федеральные государственные образовательные стандарты к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предусматривают решения программных образовательных задач в совместной деятельности детей не только в рамках непосредственного образовательной деятельности, но и про проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования, предлагают построение образовательного процесса на ведущем виде деятельности детей — игре.

Таким образом, актуальность проблемы исследования заключается в том. что познание окружающего мира начинается с "живого" созерцания, с ощущения (отражения свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). хотя известно, развитие ощущений и восприятий создаст необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).

Выдающиеся зарубежные ученые (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А.П. Усова и др.), справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития детей, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Анализ психолого-педагогической литературы (А. В. Запорожец, Л.А. Венгер, А. Г. Рузская) по проблеме позволил нам выделить сущность сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. Опираясь на определение, данное Л. А Венгером, сенсорное воспитание рассматривали как целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия. Результатом целенаправленного сенсорного воспитания детей дошкольного возраста является сенсорное развитие.

В теории деятельности (А. И. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова) особое значение придается ведущей деятельности в дошкольный период – игре.

Исходя из выше перечисленного вытекают основные цели и задачи. Которые представлены перед Вами.

Цель: апробировать систему игровых технологий для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
  • Научить детей воспринимать и представлять предмет и явления, анализировать их, сравнивать, обобщать через игру.
  • Использовать в своей работе с детьми основные виды игровых технологий для формирования сенсорных эталонов младших дошкольников.
  • Формировать навыки самостоятельной деятельности, повысить самооценку детей, их уверенность в себе.
  • Сплотить детский коллектив.

Для решения поставленных задач использовала принципы.

  • насыщенности предметно-игровой среды.
  • взаимосвязи сенсорного, умственного и физического развития детей.
  • Принцип интеграции основных задач.
  • Принцип обеспечения познавательно-сенсорной практики.
  • Принцип тесного взаимодействия с семьей.

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине. Положение в пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного развития в раннем дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст благоприятен для совершенствования органов чувств, накопление представлений об окружающем мире. Именно сенсорное развитие:

  • Обеспечивает усвоение сенсорных эталонов
  • Готовит к реальной жизни
  • Позитивно влияет на эстетическое чувство
  • Развивает память, внимание, мышление, слух
  • Влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др видов деятельности
  • Развивает наблюдательность.

Для развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста по ФГОС я опиралась на основные виды педагогических технологий. Которых вы видите на рисунке.

  1. По виду деятельности (двигательные, интеллектуальные, психологические)
  2. По характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические)
  3. По характеру игровой методики (игры с правилами)
  4. По содержанию (музыкальные, математические, социализирующие, логические)
  5. По игровому оборудованию (настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссерские)

Организация работы была выстроена по трем направлениям: взаимодействие с детьми, с педагогами, и с родителями.

Были использованы следующие формы организации детской деятельности детей:

  • подгрупповая НОД,
  • индивидуально-творческая деятельность,
  • самостоятельная деятельность детей;
  • игры-путешествия;
  • чтение художественной литературы.
  • интеллектуальные викторины, развлечения;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • упражнения на развитие мелкой моторики;
  • совместная деятельность;
  • исследовательская деятельность;
  • решение проблемных ситуаций;
  • Развивающие, дидактические игры по сенсорному воспитанию.

Мною с детьми были созданы и организованы различные проекты, мероприятия, нод, совместные работы с детьми.

Настольные ди, игры с пуговками, прищепками, разноцветными палочками, шнуровками, игры с пирамидками.

Взаимодействие с педагогами:

  • Консультации
  • Папки-передвижки
  • Памятки
  • Открытый показ НОД

Взаимодействие с родителями:

  • Был проведен круглый стол на тему: «Дидактические игры для развития сенсорных способностей дошкольников»
  • Проводились индивидуальные беседы.
  • Созданы консультации, памятки по сенсорному развитию.
  • Активное участие приняли родители в работе по развитию сенсорных способностей детей. Своими усилиями создали дидактические пособия и игры.

Для развития сенсорных способностей детей, большое значение имеет создание предметно – развивающей среды в группе.

Для формирования и развития детей по сенсорному развитию создана в группе №2 уголок, способствующую развитию сенсорных способностей детей (игры с прищепками, с пуговицами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями) и будет в дальнейшем наполнятся материалами;

Были разработаны проекты по развитию сенсорных способностей детей для младшего дошкольного возраста.

Проводилась НОД с детьми в соответствие с ФГОС и программой ДОУ.

Также большое внимание уделяю оформлению наглядных консультаций и информационных стендов для родителей по развитию сенсорных способностей детей посредством игровых технологий в соответствие с ФГОС ДО.

При проведении диагностики использовалась методика Афонькиной Ю.А. Результаты первичной диагностики показали. что у детей сформированы следующие представления.

  1. Обобщение (геометрические фигуры, разные по форме, цвету, величине).
  2. Соотнесение и группировка предметов (подбирать крышки к коробочкам, вкладывать фигурки в гнезда. Перекладывать из одной ёмкости в другую соотносить предметы по цвету, величине, количеству).
  3. Игры с дидактическим материалом (нанизывание на стержень колечек, собирать игрушки из двух частей).

Действия с предметами — орудиями.

Таким образом, анализ диагностики показал, что необходимо углубить работу по сенсорному развитию детей младшего возраста посредством использования игровых технологий.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.

Возраст младшего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Как писал В.А. Сухомлинский «Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира».

Просмотров: 828
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Дубова Алёна Рудольфовна, Суднева Елена Алексеевна. Сборник дидактических игр и пособий для развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста (сделанные своими руками).
  • Светлана Николаевна Простякова. Развитие сенсорных способностей посредством дидактических игр (детей раннего и младшего дошкольного возраста)
  • Ахмерова Замзагуль Максутовна, соавтор: Грингаген Татьяна Валерьевна. Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие сенсорных способностей у детей раннего и младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр»
  • Сорокина Татьяна Владимировна. ПРЕДМЕТНО — РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Ершова Маргарита Витальевна. «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»
  • Смирнова Наталия Николаевна. Дидактические игры с нетрадиционными материалами как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения
  • Ибрагимова Ирина Петровна. Статья «Воспитание сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста»
  • Тельнова Анна Юрьевна. Специфика использования дидактических игр для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
  • Цах Маргарита Борисовна. Психолого-педагогический проект «Формирование представлений об окружающем мире у детей раннего возраста посредством сенсорного развития»
  • Гуськова Екатерина Николаевна. Дидактическое пособие для развития сенсорных способностей детей раннего возраста «Тактильные дорожки»
  • Сальникова Елена Ивановна. Дидактические игры, как средство, способствующее сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста
  • Вилкова Людмила Андреевна. Предметно-развивающая среда как средство развития сенсорных эталонов детей дошкольного возраста
  • Садыкова Марина Владимировна. Использование сенсорных коробок для развития детей дошкольного возраста.
  • Ерсонина Елена Николаевна. СБОРНИК ИГР, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Шатова Марина. Дидактические игры в процессе формирования сенсорных эталонов у детей 2-3 лет.
  • Подшивайлова Валентина Николаевна. «Театрализованные игры как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
  • Пашкова Ксения Сергеевна. Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития детей младшего дошкольного возраста»
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Самохвалова Нина Александровна. Роль развивающих игр в развитии сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста
  • Ревнивых Ольга Александровна. Применение игровых технологий для развития познавательной активности детей дошкольного возраста
  • Салтыкова Екатерина Владимировна. Проблема развития сенсорных эталонов у детей старшего дошкольного возраста
  • Карманова Елена Николаевна. Методическая разработка по развитию математических способностей детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность с блоками Дьенеша
  • Карманова Елена Николаевна. Методическая разработка по развитию математических способностей детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность с «Волшебным планшетом»
  • Козулина Ирина Тагировна. Обобщение опыта на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности с учётом ФГОС»
  • Титова Наталья Александровна. Развитие художественно — творческих способностей в продуктивной деятельности детей младшего дошкольного возраста.
  • Хамидуллина Людмила. Презентация Тема: «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста»
  • Шевченко Ольга Николаевна. «Предметно – пространственная среда, как средство сенсорного развитие детей младшего дошкольного возраста»
  • Хвостова Ирина Владимировна. «Использование нетрадиционных средств в аппликации для развития творческих способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста»
  • Серебрякова Елена Петровна. Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста
  • Ченцова Татьяна Александровна. Доклад из опыта работы - «Развитие сенсорных способностей детей через комплексные занятия»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь