Ибрагимова Ирина Петровна воспитатель ГБОУ Школа №199 ДО №5 (ГБОУ детский сад №368) 2 младшая группа г.Москва
В Концепции дошкольного воспитания, складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка. Большое значение приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста, основой, которого является сенсорное воспитание. Выдающиеся ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М.Монтессори, Ф. Н. Блехер, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина и др.) отмечали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, являются одной из основных сторон дошкольного воспитания. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов и их формы, цвета, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе, звука.
Сенсорное развитие с одной стороны составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду и в школе. Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах. В качестве сенсорных эталонов цвета выступает семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система. Усвоение сенсорных эталонов длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства.
В группе мы стараемся создать вокруг детей атмосферу радости, окружить их вниманием и любовью, что в свою очередь, рождает в малышах ответное чувство любви и признательности, психологической и физической защищенности. Особый акцент мы делаем на организацию развивающей среды. Для развития предметной деятельности и сенсорных способностей подбираем игрушки и пособия, различных по цвету, форме и материалу, из которого они сделаны. Это пирамидки, матрешки из двух-трех частей, вкладные чашечки, бочонки с двумя-тремя вкладышами. Предметы контрастные по одному из признаков и сходные по — другому. Например, мячи, различные по цвету. Мячи помещаются в пластиковые емкости (тазы) четырех основных цветов. И в скором времени малыши без труда могут сами собирать шарики в «нужную емкость». Также используем мячи одного цвета, но различные по фактуре: пластмассовые, резиновые, кожаные, пушистые и т.д., поместив их в привлекательные для детей коробки уже знакомых им основных цветов. Пособия и материалы для определения цветового спектра под общим названием «Разноцветная мозаика».
Такое разнообразие свойств не только привлекает внимание детей, подчеркивая различие и сходство признаков предметов, но и способствует развитию восприятия ребенка. Для развития мелкой моторики используем игровые дидактические материалы: предметы-вкладыши, стержни для нанизывания колец, желобки для прокатывания шариков, коробочки для проталкивания фигур разной формы, дидактический стол для игр с песком и водой; сенсорные коврики, дидактические игрушки, изготовленные своими руками, включающие различные виды застежек: пуговицы, кнопки, липучки, крючки, молнии; рамки Монтессори: плетение косичек из шнурков, застежки, пряжки. Для развития тактильных ощущений мы используем природный материал: шишки, желуди, грецкие орехи, бобы, горох, массажные мячики – разные по форме, упругости, фактуре поверхности. Мячи обеспечивают широкий спектр разнообразных ощущений; сухой бассейн — «купаясь» в таком бассейне или опуская в него руки, дети получают новые тактильные ощущения. Работу по сенсорному воспитанию осуществляем в ходе режимных моментов, дидактических играх, на занятиях.
В ходе режимных моментов проводим пальчиковые гимнастики, элементы само-массаж рук, дидактические игры, которые являются основным средством сенсорного воспитания. Для обучения детей различать, чередовать, группировать предметы по величине — используем игры: «Большие и маленькие», «Какой мяч больше?»; для обучения детей группировать предметы по форме: «Какой это формы», «Волшебная коробочка»; для обучения группировать, соотносить предметы по цвету: «Разноцветные бусы», «Поставь букет цветов в вазу»; для закрепления качества предметов (величина, форма, цвет): «Сложи матрешку», «Собери пирамидку», «Построй башенку». Ограничиваясь данным перечислением дидактических игр, важно отметить, что каждая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир. Мы позволяем ребенку делать все, что удовлетворит его неустанную потребность в развитии. Дети обожают внимательно слушать и смотреть, как крупа манка пересыпается из одной емкости в другую; просеивают и разделяют смешанную крупу рис и манку. Ребятишкам доставляет радость раскладывание пуговиц по размерам и цветам. Еще больше им нравится переливать воду из чашки в чашку, стараясь не проливать на поднос. А если пролил — вытирать капли маленькой тряпочкой.
Возникают и трудности при переливании в узкое горлышко. Пробуя воспользоваться воронкой! Работа с зернами: бобы, фасоль, горох — перекладывание, сортировка — обостряет и утончает чувствительность детских пальчиков. Дети обожают сортировать косточки от вишен, сливы, персиков, яблока, винограда по форме, размеру. Рисовать пальцем по рассыпанной крупе манки. Перекладывание пинцетом бусин и переливание пипеткой воды. Дидактическая игра является частью занятий, а занятия в свою очередь являются частью программы сенсорного воспитания. Важным фактором в планировании занятий по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий. Это усложнение проводим от элементарных заданий на группировку однородных предметов по различным сенсорным качествам, к соотнесению разнородных предметов по величине, форме, цвету и далее к учету этих признаков и свойств в изобразительной и продуктивной деятельности. Важнейшими условиями успешного сенсорного развития является общее психофизическое благополучие ребенка и педагогическая грамотность, как воспитателя, так и родителей.
При поступлении ребенка в детский сад мы проводим анкетирование и индивидуальные беседы с родителями, помогающими нам узнать особенности детей и педагогическую грамотность родителей в вопросах развития и воспитания детей. В большинстве семей родители стремятся правильно воспитывать детей, но не у всех хватает для этого жизненного опыта и педагогических знаний. У нас уже несколько лет подряд стало традицией: делится опытом семейного воспитания на родительских собраниях, что дает положительные результаты. Родители прислушиваются к советам и сами начинают активно включаться в процесс, создавая семейные газеты. Мы же в свою очередь проводим консультации и выставки педагогической и художественной литературы, дидактических игр и игрушек, помогающих родителям в развитии детей. В результате систематической работы по сенсорному воспитанию:
- Дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий;
- Группируют в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам;
- Соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине, фактуре при выборе из четырех разновидностей (либо четыре разновидности цвета, либо четыре разновидности формы и т.п.);
- Узнают в разнообразных цветовых пятнах предметы или явления, имеющие характерный цветовой признак (снег, трава, апельсин и т.п.), в пятнах разной величины медведя и медвежонка, кошку и котенка;
- Обозначают различные предметы в соответствии с их характерными сенсорными признаками: лес, море, солнце, листья, огоньки и т.п.;
- Активно используют «слова — названия» для обозначения формы (кирпич, мяч, шар, крыша, яйцо, огурец), цвета (трава, апельсин, помидор, цыпленок, небо и др.);
- Отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры (грузят на машину бруски — «кирпичи» или кубики определенного цвета подбирают детали нарядов для кукол в соответствии с цветом их одежды). Для меня, как педагога, тема сенсорного развития очень важна и интересна, так как дети, которые приходят из дома это малыши трёхлетки и очень важно научить ребенка познавать мир, себя, помочь сформировать личность путем многообразия форм, красок и других свойств предмета.
Список литературы:
- Богуславская З.М., Смирнова Е.Ю. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста» — М.: Просвещение, 1991г.
- Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка – М.: Просвещение, 1988 г.
- Волосова Е.Б. «Развитие ребенка раннего возраста» — М.: ЛИНКА — ПРЕСС, 1999г.
- Павлова Л.Н., Пилюгина Э.Г., Волосова Е.Б. «Раннее детство: познавательное развитие» — М.: Мозаика-Синтез, 2000г.
- Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша» — М.: Просвещение: АО «Учебная литература», 1996г.
- Подъяков Н.Н., Аванесова В.А. «Сенсорное воспитание в детском саду». М., «Просвещение» 1981г.
|