Гришина Татьяна Владимировна. Статья «Развитие сенсорных эталонов через дидактические игры»

Статья «Развитие сенсорных эталонов через дидактические игры»

"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев".
В. А. Сухомлинский

Известно, что предметная деятельность – ведущая для раннего периода детства.

Начало развитию мышления дает рука. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии (и для самих мышц, и для других органов). Если ребенок, трогает какой – либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать. Как же рука изучает, обследует предметы?

  1. Прикосновение предмета позволяет убедиться в наличии предмета, его температуре, влажности.
  2. Постукивание дает возможность получить информацию о свойствах материалов.
  3. Взятие в руки помогает обнаруживать многие интересные свойства предметов: вес, особенности поверхности, формы и т.д.
  4. Надавливание дает возможность определить мягкий предмет или твердый, из какого материала сделан.
  5. Ощупывание (обхват, потирание, поглаживание, круговые и мнущие движения) мелких сыпучих предметов (например, зерна, крупы, соли) учат ребенка ощущать прикосновение ладони или пальцев.

Приобщение к предметному миру в раннем возрасте происходит только при активном участии взрослого и в непосредственном сотрудничестве с ними.

 

Для развития детей необходимы игры, в которых дети осваивают что- то новое: новые свойства вещей, новые движения, новые действия с предметами. Поэтому обучая малышей выполнять простейшие продуктивные задания, необходимо добиваться, чтобы каждый ребенок усвоил, что форма, величина, цвет – постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий.

Представления об основных разновидностях цвета, формы и соотношения величин, которые дети усваивают, становятся сенсорными эталонами и применяются в качестве образцов при обследовании разнообразных предметов. Дошкольников учат группировать предметы по форме, величине, цвету. На принципе учета величины основаны все дидактические игрушки: матрешки, пирамидки, разного рода игрушки — вкладыши.

Более сложным является обследование формы предметов. Прежде всего, возникает необходимость отделять геометрические фигуры от других предметов, придать им значение образцов.

Задание на группировку предметов по величине, цвету, форме становятся доступными детям, когда они могут удерживать в памяти условия выполнения действий.

При действии с предметами взрослый должен давать малышу время на их рассмотрение, не торопясь переходить на их выполнение.

С момента возникновения целенаправленного захватывания, умения крепко удерживать предметы в руках, все упражнения активно выполняются самим ребенком. Его действия рассматриваются в двух аспектах техническом (как он совершает действие) и смысловом (для чего он это делает).

Включив ребенка в определенную сенсорную игру, очень важно дать дошкольнику возможность спокойно и неторопливо искать правильное решение, научиться не бояться ошибок и не спешить оценивать его промежуточные действия. Чтобы дошкольник мог преодолеть трудности, необходима постепенность обучения.

С целью формирования познавательных эмоций, развития любознательности рекомендуется особый тип игр – занятия с элементами экспериментирования

Игра универсальный способ воспитания и обучения маленького ребенка. Она привносит в жизнь малышей радость, интерес, уверенность в себе и своих возможностях.

Используемая литература.

  1. Воспитание детей раннего возраста: Пособие для воспитателей дет. сада и родителей / [Е. О. Смирнова и др. ]. — М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996. – 154 с.
  2. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: кн. для воспитателя дет. сада / Л. А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; под ред. Л.А. Венгера. — М.: Просвещение, 1988. — 144 с.
  3. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Пособия для воспитателя детского сада. Под редакцией Новоселовой С.Л.. Издание четвертое переработанное Москва Просвещение 1985 г. — 142 с.
  4. Педагогика раннего возраста: учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб, заведений / Г.Г. Григорьева, Г.В. Груба, Е.В. Зворыгина [и др. ]; под ред. Г.Г. Григорьевой, Н.П. Кочетовой, Д.В. Сергеевой. — М.: Академия, 1998. — 336 с.
Просмотров: 519
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие мелкой моторики рук у детей




Другие новости по теме:

  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Гурбанова Маргарита Витальевна. Педагогическая статья на тему: Формирование у ребенка с РАС навыка соотнесения числа с количеством предметов
  • Екатерина Тропникова. Готовимся к школе - Игры для развития способности выполнять действия по словесной инструкции взрослого, контролировать и оценивать свою деятельность.
  • Шабунина Эльвира Айратовна. Конспект подгруппового занятия по ФЭМП «В гости к лисе и журавлю» Тема: Сравнение предметов по величине, ширине, высоте, толщине и длине
  • Марина Благинина. Авторские дидактические игры с детьми раннего возраста во время адаптаций
  • Абуганипаева Айзанат Алиевна, Маллаева Гури Керимовна. Конспект НОД по математике в средней группе: «Сравнение предметов по величине, ширине»
  • Малахова Надежда Викторовна. Математика, старшая группа «Свойства предметов»
  • Лобастова Галина Александровна. Педагогический проект на тему «Развитие связной речи детей раннего возраста через дидактические игры и пособия»
  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Даутова Венера Хамбаловна. Игры для развития речи ребенка раннего возраста
  • Лобастова Галина Александровна. Педагогический проект «Играем и говорим» на тему «Развитие связной речи детей раннего возраста через дидактические игры и пособия»
  • Вдовиченко Екатерина. «Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста при рассматривании игрушек и предметов»
  • Козуб Татьяна Орестовна. Методическая разработка учебного занятия в школе раннего эстетического развития «Теремок» - «Восприятие плоской формы предмета. Круг. Квадрат»
  • Мельник Екатерина Юрьевна. Ландшафтный дизайн детской площадки как возможность формирования эмоционального развития ребенка
  • Кудрявцева Татьяна Михайловна. Организация предметно-пространственной среды, как возможность полноценного сенсорно-моторного развития детей раннего дошкольного возраста.
  • Ермошина Наталья Николаевна. Сенсорное развитие ребенка раннего возраста через движение, исследование и игру
  • Коновалова Вера Евгеньевна. Конспект занятия по развитию речи «Описание предметов зимней одежды» (вторая младшая группа)
  • Орлова Нонна Юрьевна. Занятие по математике в детском саду - Образование числа 4 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 3 и 4. Счёт в пределах 4.
  • Шатова Марина. Дидактические игры в процессе формирования сенсорных эталонов у детей 2-3 лет.
  • Агафонова Светлана Викторовна. Конспект занятия по математике в средней группе ТЕМА: «СЧЁТ ПРЕДМЕТОВ В ПРЕДЕЛАХ 5».
  • Адисова Эльвира Таймасхановна. Родительское собрание в нетрадиционной форме «Один день из жизни ребенка раннего возраста в детском саду»
  • Будникова Наталия Борисовна. Конспект 'В мире опасных предметов'
  • Главный Редактор. Сценарий Первого Сентября- Спор школьных предметов
  • Павловская Юлия Сергеевна. Семейный проект «История школьных предметов»
  • Беленькая Елена Сергеевна, Язькова Екатерина Викторовна. «Новые технологии для нового поколения: формы и способы использования в практике работы детского сада»
  • Чернова Натела Арамайсовна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ К ТЕМЕ «СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ» ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ «Найди лишнее слово»
  • Серебрякова Елена Петровна. Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста
  • Кроль Надежда Ивановна. Перспективное планирование 'Дидактические игры в развитии речи детей раннего возраста'
  • Хабарова Оксана Юрьевна. Организация непрерывной образовательной деятельности ФЭМП «Сравнение предметов по ширине. Путешествие на лесную поляну»
  • Антипова Екатерина Григорьевна. Конспект занятия по ознакомлению с предметами и действиями с ними с использованием приемов М. Монтессори для детей раннего возраста «Берегите пальчики»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь